В рубрике «Словарь» мы объясняем слова и термины, которые часто мелькают в медиа.
Сексуальная, дерзкая и хитрая героиня, которая в последний момент предаёт героя, — наверняка вы узнали этот типаж. Роковая женщина — образ, который часто встречается в литературе и кино. Рассказываем, в каких известных фильмах он есть и почему образ такой неоднозначный.
Что такое роковая женщина, или femme fatale
Роковая женщина — загадочная, хитрая и соблазнительная. Её чары (волшебные или просто сексуальные) заманивают в ловушку героев, что приводит к тяжёлым испытаниям или даже смерти. Роковая женщина — злодейка или как минимум героиня с неоднозначной моралью.
Этот троп обсуждают феминистские исследовательницы, потому что он даёт неоднозначные сигналы. С одной стороны, роковая женщина не нуждается в спасении, в отличие от классической дамы в беде. Она овладевает героем, что делает её сильной и независимой женской фигурой. Но у этой силы есть и обратная сторона.
Роковые женщины чрезмерно сексуализированы, до грани объективации. Об этом говорит исследовательница Дженнифер Хеджкок. Она же указывает и на другие проблемы. Часто сюжет с роковой женщиной заканчивается тем, что главный герой её убивает. Так он как бы наказывает героиню за раскрепощённость, силу, сексуальность и манипуляции. Иногда роковая женщина появляется для сюжета в духе «укрощение строптивой»: мол даже самая сильная и независимая не устоит перед главным героем. А иногда оказывается, что героиню на самом деле заставляют совершать преступления ещё более влиятельные злодеи. От них по итогу её спасает главный герой, что превращает роковую женщину в даму в беде.
История термина
В исследованиях кино термин «роковая женщина» для обозначения тропа впервые использовала Мэри Энн Доан в 1991 году. Само выражение femme fatale, если верить словарю Merriam-Webster, появилось в 1879 году.
Несмотря на то что термин относительно новый, сам образ роковой женщины появился давно. К нему относят Еву, которая соблазнила Адама, Лилит. Примеры встречаются в древних мифах — Цирцея, Лесбия, Горгона Медуза. Среди исторических фигур — Клеопатра и Мессалина.
Примеры роковой женщины
Филлис Дитрихсон в фильме «Двойная страховка»
Троп роковой женщины стал популярен в 40-х годах в голливудском нуаре. Одной из первых стала Филлис Дитрихсон в фильме 1944 года «Двойная страховка». Её сыграла Барбара Стэнвик. Героиня очаровывает страхового агента Уолтера Неффа. Манипулируя Неффом, Филлис уговаривает его убить её жестокого мужа. Они таким образом заодно получат большое наследство для будущей совместной жизни. Пара совершает преступление, но вскоре Нефф понимает, что может оказаться следующей жертвой Филлис. Судьба этой роковой женщины заканчивается трагически — Нефф убивает её.
Кэтрин в фильме «Основной инстинкт»
В 90-е стали популярны эротические триллеры, а с ними и роковые красотки. Яркий пример той эпохи — героиня Шэрон Стоун в «Основном инстинкте». Кэтрин — сексуально раскрепощённая героиня, в которую влюбляется главный герой Ник. Но он всегда начеку, потому что подозревает её в убийстве. Отношения Ника и Кэтрин — пример того, как часто показывают роковую женщину в любовной линии: невозможно устоять, но стоит опасаться. Кэтрин даже попала в список культовых роковых женщин.
Эва Лорд в в фильме «Город грехов 2»
Актриса Ева Грин часто появляется в амплуа роковой женщины — в фильмах «Казино «Рояль», «Мрачные тени», «Основано на реальных событиях». Она также сыграла роль Эвы Лорд в «Городе грехов 2: Женщина, ради которой стоит убивать». Эва — бывшая девушка частного детектива Дуайта. Она бросила героя ради богатого мужчины и вышла за него замуж. Позже Эва приходит к Дуайту просить помощи, потому что её муж издевается над ней. Она соблазняет его, и он соглашается помочь, хотя не доверяет ей. Выясняется, что Эва манипулировала Дуайтом, чтобы он убил её мужа, а она получила наследство. Классический ход роковой женщины! И, к сожалению, классический конец — Дуайт убивает Эву.
Ирэн Адлер в фильме «Шерлок Холмс» и сериале «Шерлок»
В современных адаптациях Шерлока принято показывать обаятельным социопатом, а Ирэн Адлер — роковой женщиной. В фильме Гая Ричи Ирэн играет Рэйчел Макадамс, а в сериале Гэтисса и Моффата — Лара Пулвер. Обе Ирэн — хитрые, сексуальные и манипулирующие преступницы, которым удаётся обхитрить самого Шерлока Холмса.
В обеих адаптациях героини повторяют два клише, за которые критикуют троп. Во-первых, они обе влюблены в Шерлока Холмса, что преподносят как их слабость. Они становятся зависимыми от своей любви и более уязвимыми. То есть их сила заканчивается там, где начинается привязанность к главному герою. Во-вторых, несмотря на то что сюжет в фильме и сериале различается, у героинь похожие судьбы. За обеими Ирэн стоит кто-то более могущественный, кого они боятся, и Шерлокам предстаёт их спасать.
Что почитать и посмотреть
Книга
- Симона де Бовуар. «Второй пол. Том 1. Факты и мифы»
Статьи
- Хэли Саттон. «Эволюция роковых женщин в нуар-фильмах» (на английском языке)
- Элизабет Бронфен. «Роковая женщина: рассуждения о трагическом желании» (на английском языке)