Смотреть
30 ноября 2022

Как Уэнсдей Аддамс прошла путь от эпизодического персонажа до героини сольного сериала

Валерия Чебитько
Валерия Чебитько
Авторка «Горящей избы»
Уэнсдей Аддамс
1

23 ноября на Netflix вышел сериал «Уэнсдей». Главной героиней стала дочь культовой семейки Аддамс — мрачная и меланхоличная девочка с садистскими наклонностями, которая с детства отличалась от других. Рассказываем, какой путь прошла Уэнсдей Аддамс и почему мы с нетерпением ждали сериал о ней. 

Как появилась Уэнсдей и другие Аддамсы 

Впервые семья Аддамс появилась в 1938 году на страницах журнала The New Yorker. Эта была карикатура, нарисованная Чарльзом Аддамсом: коммивояжёр продавал пылесос мрачной женщине, облачённой в длинное чёрное платье, — прообразу Мортиши. Рядом с женщиной стоял высокий мужчина, отдалённо напоминающий будущего дворецкого Ларча, а за перилами лестницы пряталась девочка с длинными чёрными волосами — Уэнсдей. 

Карикатуры Чарльза Аддамса часто появлялись на страницах The New-Yorker: он рисовал жителей Нью-Йорка, монстров и, конечно, странную мрачную семейку. Долгое время она оставалась безымянной, но тем не менее читатели её полюбили. И только когда одна из американских студий решила снять сериал по мотивам карикатур Аддамса, он дал героям свою фамилию и придумал им имена. 

Уэнсдей — девочка в платье с воротничком и двумя косичками — неспроста получила такое имя. Придумывая его, Аддамс вспомнил детскую песенку «Дитя понедельника», согласно которой характер ребёнка зависел от того, в какой день он был рождён. В этой песенке говорилось, что рождённый в среду будет полон горя. Отсюда и имя Уэнсдей, которое с английского переводится как «среда». 

Характеры персонажей, в том числе и Уэнсдей, Чарльз Аддамс прорабатывал во время работы над сериалом. Но уже до этого он показал в карикатурах любовь Уэнсдей к куклам с оторванными головами и увлечение пауками. 

Семейка Аддамс впервые на экране 

Настоящую популярность семья Аддамс приобрела в 1964 году, когда на американском телеканале ABC стартовал сериал, который так и назывался — «Семейка Аддамс». Это был классический ситком с закадровым смехом и нелепыми ситуациями, которые вращались вокруг «странностей» Аддамсов. Члены семьи живут в полуразрушенном особняке, любят гулять на кладбище, развлекаются метанием ножей, а вместо цветов их оранжерея наполнена ядовитыми растениями. 

Уэнсдей Аддамс — первая, кого зрители увидели на экране. По сюжету она открывает дверь инспектору по образованию. Он пришёл выяснить, почему дети Аддамсов не ходят в школу. Роль Уэнсдей исполнила актриса Лиза Лоринг, которой на тот момент было шесть лет. И её героиня получилась поистине очаровательной. Да, она отрывает головы куклам. Разводит редких пауков. Но в целом эта Уэнсдей Аддамс — просто прелестный ребёнок. Она не выглядит ни социопатично, ни мрачно, ни меланхолично. Особенно в сцене, где она учит дворецкого Ларча танцевать. 

В «Семейке Аддамс» 1964 года Уэнсдей была скорее второстепенным персонажем. Ситком в основном сосредоточился на старших членах семьи: Мортише и Гомесе. 

Как сложился культовый образ Уэнсдей Аддамс

Сериал «Семейка Аддамс» закрыли в 1965 году, он продержался всего два сезона. Но герои так полюбились зрителям, что их несколько раз пытались вновь вернуть на экраны. Причём не только в кино, но и в мультфильмах. В 1972 году Аддамсы появились в одной из серий «Скуби-ду», которая называлась «Пропавшая среда».

После серии «Скуби-ду» вышел полноценный мультсериал об Аддамсах. В нём Уэнсдей носила розовое платье и всё ещё была очаровательно милой. Мортиша так про неё и говорила: «Уэнсдей вырастет и превратится в милую весёлую девушку». Все надежды Мортиша и Гомес возлагают на старшего сына Пагсли. 

Но в 1991 году вышел фильм «Семейка Аддамс» режиссёра Барри Зонненфельда. В этот раз роль Уэсдей исполнила юная Кристина Риччи. Несмотря на то что новый образ был далёк от карикатур Чарльза Аддамса, именно он стал каноничным. Зрителей покорила как внешность девочки, так и проработанность её персонажа.

В новой экранизации и последующем сиквеле Уэнсдей предстала перед зрителями мрачной, скупой на эмоции девочкой-подростком, которая очень любит пытки. Объектом этих пыток чаще всего выступает её брат Пагсли. Что интересно: в предыдущих экранизациях отношения детей Аддамс выстроены по схеме «старший брат — младшая сестра». Но в фильмах Зонненфельда кажется, будто Уэнсдей старше. Именно она выступает инициаторкой всех их совместных «игр». 

Особенно ярко характер Уэнсдей раскрылся в сиквеле «Семейные ценности Аддамсов». По сюжету Уэнсдей и Пагсли отправляют в летний лагерь, наполненный чрезмерно слащавыми детьми и взрослыми. Из-за того, что младшие Аддамсы отличаются от других обитателей лагеря, их причисляют к «аутсайдерам» и пытаются перевоспитать. Здесь зритель видит Уэнсдей как решительную героиню, которая не боится говорить всё, что думает, и не изменяет себе. Под её предводительством «аутсайдеры» лагеря устраивают бунт. 

В обоих фильмах Зонненфельда также показывают, что какой бы безэмоциональной Уэнсдей ни казалась, она искренне любит свою семью. Девочка настороженно относится к «чужакам» и готова сделать всё, чтобы защитить своих родителей, бабушку и дядю. Уэнсдей не чужды и романтические привязанности. В лагере у неё завязываются тёплые отношения с мальчиком-скаутом. 

Странные метаморфозы Аддамсов

Фильмы Зонненфельда публика приняла тепло. После «Семейных ценностей Аддамсов» планировали снимать третий фильм-продолжение. Но в 1994 году умер Рауль Хулиа, исполнивший роль Гомеса. Только через четыре года вышел фильм «Воссоединение семейки Аддамс», в котором почти полностью заменили актёрский состав. Фильм получился слабым: сюжет проседал, а атмосфера экранизаций Зонненфельда потерялась. 

После неудачного перезапуска вышел довольно проходной сериал «Новая семейка Аддамс». Роль Уэнсдей исполнила та же актриса, что и в фильме 1998 года, — Николь Фужейр. Она продолжила образ, который создала Кристина Риччи: смышлённой, меланхоличной девочки с садистскими наклонностями. Хотя в её исполнении Уэнсдей получилась более кровожадной и эмоциональной. 

В 2019 году вышел одноимённый полнометражный мультфильм о семейке Аддамс. Рисовкой он полностью повторял иллюстрации Чарльза Аддамса, но стал противоречить концепции созданной им семьи. Получился типичный детский мультфильм о поиске себя, показанный через историю Уэнсдей. Она задумывается, что, возможно, хочет быть обычной девочкой-подростком. Из-за этого она начинает ссориться с Мортишей. Но пройдя множество испытаний и душевных терзаний, Уэнсдей понимает, что главное в этой жизни — оставаться собой. 

Идея и посыл мультфильма были хорошими. Но это совсем не те Аддамсы, которые когда-то появились на страницах The New Yorker. И совсем не та Уэнсдей. Да, все вокруг считали Аддамсов странными. Но сама семья себя таковой никогда не считала. Наоборот, Аддамсы искренне удивлялись, когда кто-то отказывался пить чай на кладбище, считал убийства дракона в сказках счастливым концом и выращивал розы, а не колючки. 

Почему Уэнсдей должна быть Уэнсдей

В фильмах Барри Зонненфельда Уэнсдей пытались перевоспитать довольно изощрённым способом: насильно заставили несколько часов подряд смотреть мультфильмы Disney. Но даже после такой «пытки» Уэнсдей не изменилась и не стала «нормальной». Потому что с Уэнсдей всегда было всё в порядке. Зрители и полюбили эту героиню за неординарность, демонический лоск и саркастичность.

Уэнсдей — одна из тех героинь, на которых хочется быть похожей. Она показывает, что девочки могут быть разными. Даже если отбросить садизм и любовь к куклам с оторванными головами, у Уэнсдей в столь юном возрасте есть свои принципы. Она знает, чего хочет, и действует. Она умеет давать отпор не только ровесникам, но и взрослым. При этом Уэнсдей с большой любовью относится к своим близким и в какой-то степени выступает за справедливость. 

Ещё в далёкие нулевые, в эру диснеевских ситкомов про гламурных подростков вроде «Ханны Монтаны» и «Лиззи МакГуайер», было бы здорово посмотреть сериал о готической девушке-школьнице с необычными увлечениями, которую парни, вечеринки и популярность волнуют в самую последнюю очередь. Поэтому так интересно было посмотреть новую экранизацию Тима Бёртона. 

А вы уже начали смотреть? Делитесь впечатлениями!