Раньше девушки не могли работать и зарабатывать наравне с мужчинами. Их обязанностями были дом и воспитание детей. Однако существовали и традиционно «женские» профессии, которые лишь подчёркивали гендерные стереотипы. Женщин считали более уравновешенными, заботливыми, склонными к сочувствию и чувствительными к красоте. Поэтому и работу им предлагали такую, где они могли проявить свои «сильные стороны».
У этой статьи есть аудиоверсия!
Модистки
Профессия появилась A Study on Marchande de Modes in the late 18th Century France / April 2015 /The Korean Society of Costume во Франции, примерно в XVIII веке, в эпоху барокко. Тогда модистки отделились от портних и торговцев аксессуарами и стали привилегированными торговцами модой. Они специализировались на изготовлении и украшении шляпок. Для этого обычно использовали ленты, рюши, кружева, перья, цветы, драгоценные камни. Но шляпками их работа не ограничивалась.
Модистки могли шить простые накидки, мантии, чепцы, передники. Могли перекроить старое платье, осовременить его и украсить. Успешные модистки открывали мастерские и ателье. В штате могли работать разные специалисты: портные, вышивальщицы, кружевницы, изготовители вееров и корсетов.
Профессия модистки считалась престижной. Даже у королевы Марии-Антуанетты, супруги Людовика XVI была своя модистка, Роза Бертен. Она возглавила Un ministre des modes sous Louis XVI : mademoiselle Bertin, marchande de modes de la reine, 1747-1813 / Paris : H. Leclerc так называемое Министерство моды при Людовике XVI. Её так и называли — «министр моды».
В России французские модистки появились после французской революции 1789 года. Среди первых были мадам Мари-Роз Обер-Шальме, мадам Сиклер и мадам Минангуа. Их имена в то время были синонимами современных дорогих брендов одежды. У каждой было своё ателье, в которых делались на заказ дорогие платья, корсеты, шляпки и бельё.
Постепенно мода менялась: на смену кринолину, корсетам, пышным платьям и украшательствам пришли более простые платья и даже брюки. К первой половине XX века профессия модисток перестала быть актуальной. Некоторые модистки переквалифицировались в кутюрье — художников-модельеров, которые создавали высокую моду. Самая известная модистка начала XX века, которая стала модельером, — Коко Шанель. Начинала она именно со шляп.
Что почитать про модисток
Книгу «Модные магазины и модистки Москвы первой половины XIX столетия» — чтобы больше узнать об известных торговых домах и знаменитых модистках России. В книге много архивных документов и фотографий, дневников и воспоминаний.
Телефонистки
Изначально на работу телефонных операторов приглашали мальчиков-подростков. Но практика показала, что они не слишком для неё подходят: в живом общении с клиентами мальчишки часто бывали резкими и грубыми. Бостонская компания Boston Telephone Dispatch Company первой наняла на эту позицию женщину: в сентябре 1878 года на работу вышла Эмма Натт. Предполагалось, что женщины могут быть более вежливыми и терпеливыми, чем подростки, а клиентам будет приятно слышать мягкие и спокойные женские голоса. Ожидания оправдались: клиенты были довольны. Всё больше телефонных компаний стали нанимать на работу девушек.
В телефонистки брали молодых девушек с крепким здоровьем, ведь работа может показаться лёгкой только на первый взгляд. Весь рабочий день, то есть 8–10 часов, девушки сидели на стуле перед специальной доской со множеством отверстий. За 8 секунд нужно было ответить на звонок и сообразить, в какой именно разъём нужно вставить телефонный шнур, чтобы соединить абонентов.
В одном из образцов контракта 1903 года для приёма на работу телефонистки указано: нужно всегда быть вежливой, нельзя подслушивать разговоры абонентов, вступать в диалоги с клиентами и уходить с рабочего места, не сдав его коллеге.
«Самое главное — не вступать в разговоры с клиентом. Если он расстроен, можно сказать только: „Мне очень жаль, что у вас неприятности“, но больше — ни-ни. Если тебя поймают за разговором с клиентом, тебе ставят минус. А ведь если у человека беда или просто плохое настроение, очень хочется что-то ему сказать».
Телефонисток постепенно заменяли автоматические станции, но профессия продолжала существовать. Например, в СССР вплоть до 1990-х годов телефонистки продолжали соединять абонентов междугородних и международных звонков.
Что посмотреть про телефонисток
Сериал «Телефонистки» о девушках, которые работают в одной из первых телефонных компаний.
Плакальщицы
Плакальщиц приглашали на похороны, чтобы они помогали оплакивать умершего. Они участвовали в похоронных обрядах, выражали скорбь и от души плакали. Плакальщицы могли совсем не знать покойного. При этом они должны были всем своим видом показать, как важен был умерший для окружающих, и помочь родственникам прожить горе. Считалось, что мужчина не умеет (или по крайней мере не должен) проявлять сильных эмоций прилюдно. Поэтому плакальщицами были женщины.
Профессия плакальщицы считается одной из древнейших. Упоминание о плакальщицах есть Ветхий Завет. Вторая книга Царств даже в Ветхом Завете:
«... тогда Иоав послал слуг в Фекою, чтобы ему привели оттуда мудрую женщину, и сказал ей: „Пожалуйста, притворись скорбящей, оденься в траурную одежду и не мажься маслом. Сделай вид, будто ты много дней скорбишь об умершем“».
Плакальщицы были The Spirit of Ancient Egypt / Ana Ruiz и в Древнем Египте. Обычно они работали в паре и олицетворяли двух богинь: Исиду и Нефтиду (богини дня и ночи, жизни и смерти). Они должны были нести цветы и вещи умершего, которые оставляли в гробнице. Верхом профессионализма было не просто рыдать, а ещё и рвать на себе волосы и одежду, царапать себе лицо и биться в конвульсиях. Чем страшнее выражались страдания, тем солиднее был умерший и масштабней его похороны.
На Руси плакальщиц называли вопленицами. Максим Горький в очерке «Вопленица» рассказывает о профессиональной плакальщице Ирине Федосовой — её часто приглашали не только на похороны, но и на свадьбы. Во время свадебных обрядов вопленицы должны были оплакивать девушку, которая покидает родительский дом. Профессия была востребована и почётна, особенно в деревнях. Даже несмотря на то, что православная церковь не одобряла святитель Иоанн Златоуст Толкование на послание к Евреям сильный плач и страдания.
💧 Советы тем, кто тоже в душе немного плакальщица
Повитухи
Повитухой могла стать только та женщина, у которой уже были дети. В книге «Русская народно-бытовая медицина» 1903 года эта профессия описана РУССКАЯ НАРОДНО-БЫТОВАЯ МЕДИЦИНА. Попов Гавриил Иванович Тенишев Вячеслав Николаевич так:
«Деревенские повитухи — это всегда пожилые женщины, по большей части вдовы. „Бабят“ иногда и замужние женщины, но только те, которые сами перестали рожать и у которых нет месячных очищений. Девица, хотя и престарелая, повитухой быть не может, да и бездетная — плохая повитуха. Какая она бабка, коли сама трудов не пытала? При ней и рожать трудно, и дети не всегда в живых будут».
Повитуха должна быть крепкого телосложения, без телесных недостатков, иметь отличное здоровье, идеальное зрение и слух. Репутация у повитухи должна была быть безупречной. Когда в больницах не было родильных отделений, повитухи принимали роды дома у роженицы. Согласно ПОВИВАЛЬНЫЕ БАБКИ В ИСТОРИИ МЕДИЦИНЫ РОССИИ (XVIII - сер. XIX В.) Пушкарева Н.Л.', Мицюк Н.А. «Уставу повивальных бабок» они должны были прибыть к роженице по первому запросу родственников. Если повитуха понимала, что роды будут сложными, она обязана была позвать на помощь местного лекаря.
До XVIII века знания повитух основывались на опыте предков, местных традициях и религиозных обычаях. В России первые акушерские школы учредили в середине XVIII века. Они делились на повивальные институты, повивальные школы и школы сельских повивальных бабок. В институтах обучали анатомии и физиологии, в школах могли ограничиться русским, арифметикой и акушерской практикой.
Повитух принимали История медицины на государственную службу. Числились они в штате полицейских участков — их привлекали для освидетельствования женщин, которых подозревали в совершении преступлений. Ещё повитухи осматривали проституток. А если роженица не хотела забирать ребёнка, повитуха должна была определить его в воспитательный дом. В 1799 году в Москве официально на службе состояли 18 повивальных бабок.
Повитухи получили право на ежегодный отпуск и пенсию. Но их положение было ниже, чем у врачей: им меньше платили, они не получали государственных наград, а их мнение часто подвергалось сомнению, например, в судебных разбирательствах.
Что почитать про акушерок в других странах
Книгу Дженнифер Уорф «Вызовите акушерку. Подлинная история Ист-Энда 1950-х годов». Это воспоминания акушерки, которая работала акушеркой в лондонских семьях в середине XX века. Откровенная история трагедий и радостей простых людей. Есть и одноимённый сериал.
Свахи
Свахами становились обычно деловитые женщины в возрасте. В богатых домах они были почётными гостями. К примеру, такая героиня была в пьесе Островского «Женитьба Бальзаминова» — Акулина Гавриловна Красавина.
Обязанности свах ещё в XV веке описывали в «Домострое». Они участвовали не только в знакомстве жениха и невесты, но и в свадебных обрядах:
«И пока начнет сваха князю и княгине волосы зачесывать, в те поры бы дружка сыр ломал да караваи резал. И когда расчешут волосы, молодой княгине расплести косу и заплетать ей косы, а наряжать молодую княгиню и, нарядив, обернуть покрывалом (а на покрывале нашит крест), и, закутав, и дружке и свахе кланяться образам, благословиться у отца и у матери, и осыпать молодых, а после осыпания платки давать; и уж после того священник обручает князя и княгиню».
Сваха не только занималась поиском удачной кандидатуры и сводничеством. Она брала на себя ещё и некоторые «юридические» вопросы: составляла список приданого, подсчитывала деньги и даже могла участвовать в подготовке брачного договора.
В Советском Союзе до 80-х годов свахи работали на свой страх и риск. За «корыстное посредничество между мужчиной и женщиной для содействия вступлению их в любовные отношения» они могли попасть Статья 226. Содержание притонов и сводничество под 226 статью УК.
Только в 1979 году Президиум Совета Министров СССР принял постановление «О консультативной помощи населению по вопросам семьи и брака». Тогда стали появляться первые «службы знакомств» и клубы «Кому за 30», которые и заменили свах.
В фильме «Москва слезам не верит» Лия Ахеджакова играет Ольгу Павловну, директора такого клуба. А для некоторых сводничество было не работой, а призванием. В фильме «Одиноким предоставляется общежитие» главная героиня по профессии — работница текстильного комбината, а в свободное от работы время пытается устроить личную жизнь своих подруг и коллег.
Что послушать про свах
Аудиокнига «Женские брачные объявления: какими они были 100 лет назад?»