В США появились тренеры «пустого гнезда» — это специалисты, которые помогают родителям справиться с тоской от расставания с выросшими детьми. С помощью таких коучей люди, от которых съехали дети, пытаются пережить этот непростой для них переходный период, отмечает Axios портал Axios.
Один из тренеров «пустого гнезда» Джей Рамсден из Массачусетса говорит, что переезд выросших детей может восприниматься родителями как болезненные перемены в их жизни. Для них расставание с детьми может означать утрату своей личности или жизненной цели. Это происходит из-за того, что родители сегодня гораздо больше вовлечены в жизнь своих детей, чем несколько поколений назад. Но уход ребёнка из общего дома — это важный шаг на пути к его независимости, росту и полноценной жизни. Поэтому прежде всего коучи «пустого гнезда» помогают клиентам проанализировать свои эмоции, связанные с переездом детей.
«[Работа с тренером] на самом деле заключается в том, чтобы почувствовать себя комфортно: во-первых, отпустить ситуацию и, во-вторых, поставить себя на первое место».
тренер «пустого гнезда», Axios
Дальше тренеры вместе с клиентом намечают общую стратегию работы. Человек должен ответить на вопросы: какой он хочет видеть свою жизнь после отъезда детей, что он хотел бы изменить в своей жизни и каким образом. Задача коуча — разработать для клиента план достижения поставленных задач и следить за тем, чтобы он его выполнял. Например, проверять, посещает ли человек какие-то мероприятия, пробует ли себя в чём-то новом. Эксперты отмечают, что, вставая на путь самореализации, родители подают хороший пример своим детям.
Психолог Елена Котова говорит, что стадия «покинутого гнезда» может быть и вполне ресурсной.
Сепарация бывает болезненной для родителей. Семья переходит в стадию «покинутого гнезда».
Тяжело может быть по целому ряду причин. Среди них:
1. Может быть страшно и тревожно за своего ребёнка, как он справится. Страшно за его жизнь.
2. Точно ли ребёнок уже готов к самостоятельной жизни, а вдруг что-то случится. Вдруг он будет принимать какие-то неправильные решения, вдруг его обманут на работе, выселят из съёмного жилья, он станет наркоманом и так далее.
3. Страшно за себя, как я сам (родитель) справлюсь. Особенно если ребёнка воспитывал один родитель.
4. Нет других интересов, и вся жизнь строилась вокруг ребёнка. У семьи была цель поднять его, а теперь ребёнок стал взрослый и самостоятельный — и что теперь делать, чем заниматься, как строить отношения с супругом, супругой? Ведь сейчас придётся взглянуть друг на друга и на свои отношения.
5. Ригидность семейной системы и традиции. Это когда принято, что дети не уезжают далеко от семьи, — просто есть как данность.
6. Эгоизм родителей и ощущение, что ребёнок их собственность и своей жизни и своих желаний у него быть не может, ребёнок им должен.
Что делать?
Постараться принять, что отъезд ребёнка может быть грустным событием, но совершенно нормальным. Если ваш взрослый ребёнок готов и хочет войти в самостоятельную жизнь, то, кажется, что вы всё сделали правильно.
Стадия «покинутого гнезда» может быть и вполне ресурсной. Многие родители ставят жизнь и свои желания на паузу, пока воспитывают детей, теперь же родители заново могут открывать этот мир и свои отношения. На родителе больше не лежит воспитательная функция, а значит, он может заняться хобби, путешествиями, здоровьем, сменой работы, уделять внимание построению отношений с партнёром.
Перемены — это изначально всегда страшно, но за страхом можно увидеть перспективы этого решения.
Так, американка Эмили Гретц после переезда детей поняла, что хочет продать свою студию йоги. Тренер «пустого гнезда» помог ей научиться ценить более размеренный темп этого нового жизненного этапа. Она поняла, что осталась тем же человеком, несмотря на то что дети больше не нуждались в ней так же, как и раньше: «Я всё ещё мама, и на меня всё ещё полагаются как на маму. Просто обстоятельства стали другими».
При этом важно понимать, что эти тренеры не являются психотерапевтами. Если человеку кажется, что из-за переезда ребёнка он впал в депрессию, то надо идти не к коучу, а к специалисту по ментальному здоровью.