История Жозефины Бейкер больше похожа на приключенческий роман, чем на биографию реальной женщины. Бедная афроамериканка, которая с 8 лет работала прислугой, пересекла океан и стала звездой парижской сцены, музой художников и национальной героиней Франции. А на родине она прославилась как борец против расизма. Рассказываем, как Жозефина Бейкер добилась успеха и чего ей это стоило.
Как ужасы расизма в детстве повлияли на жизнь Жозефины
Фреда Жозефина Макдональд родилась в 1906 году в американском городе Сент-Луисе в штате Миссури. Её мать Кэрри Макдональд была дочерью бывших рабов и работала прачкой. А вот родного отца девочка не знала, точных данных о нём нет. Самая популярная версия, что им был еврейский барабанщик Эдди Карсон, в доме которого работала Кэрри. Когда Жозефина была маленькой, её мать вышла замуж, и в семье появилось ещё несколько детей, но средств к существованию им не хватало. С восьми лет Жозефине пришлось работать прислугой в богатых белых семьях, чтобы содержать свою семью.
Рабство в США отменили в 1862 году, но в начале ХХ века расизм в стране процветал. Сент-Луис, где жила Жозефина, расположен на берегу реки Миссисипи. На противоположном берегу располагался город Восточный Сент-Луис, где в июле 1917 года случился бунт против темнокожего населения. Белые жители города были недовольны, что темнокожих начали нанимать на заводы и те стали занимать рабочие места. Бунт превратился в настоящие погромы и резню, нападали на всех темнокожих людей без разбора. По разным данным, в результате нападений погибли от 40 до 150 человек. Бунтующие также поджигали дома, поэтому более шести тысяч темнокожих жителей остались без крыши над головой и им пришлось срочно покинуть город. Это событие навсегда отпечаталось в памяти Жозефины, которой тогда было 11 лет.
«Я помню ужас расовых беспорядков в Восточном Сент-Луисе. Я до сих пор вижу себя, стоящую на западном берегу Миссисипи, глядящую на Восточный Сент-Луис и наблюдающую за сиянием горящих негритянских домов, освещающих небо. Мы, дети, стояли, прижавшись друг к другу <...> напуганные до смерти криками семей, бегущих по мосту».
Из речи Жозефины Бейкер, произнесённой в Сент-Луисе, штат Миссури, 3 февраля 1952 года
Как в 13 лет Жозефина вышла замуж, сбежала от супруга и решилась покорить Бродвей
Жозефине приходилось много работать, поэтому школу она посещала урывками, а с 8 до 10 лет практически там не появлялась. В 13 лет она вышла замуж, точно неизвестно, сам она приняла это решение или на этом союзе настояла мать. Зато известно, что брак продлился всего несколько недель. После развода Жозефина ушла из дома, стала работать официанткой в клубе, а потом начала выступать в цирке для темнокожих и с коллективами уличных танцоров. Яркая, артистичная девушка с шикарной улыбкой быстро завоевала признание публики.
В 15 лет она решила рискнуть и отправилась покорять Бродвей в Нью-Йорке. Там она снова вышла замуж и взяла фамилию мужа — Бейкер, с которой и вошла в историю. Сначала девушка работала портнихой в одном из клубов и параллельно учила партии из шоу, где выступали только темнокожие артисты. Она надеялась, что при случае сможет заменить кого-то. И такой шанс предоставился. Жозефина вышла на сцену и начала играть в водевилях. Потом она попробовала себя в роли хористки и танцовщицы, приняла участие в нескольких популярных шоу, даже ездила на гастроли по США. Она особенно выделялась благодаря своей комической манере движения, всегда широко улыбалась и могла покривляться перед публикой. В 1925 году ей предложили поехать выступать в Европу.
Как афроамериканка покорила французскую элиту и стала поп-звездой
Во время Первой мировой войны часть войск Франции составляли солдаты из французских колоний в Африке. Европейское общество постепенно меняло своё отношение к небелым людям и заинтересовалось их культурой. Директор Театра Елисейских полей решил сделать первую в Париже постановку только с темнокожими артистами. Подбором актёров для шоу занималась американка Кэролайн Рейган. В Нью-Йорке на одном из выступлений она увидела 19-летнюю Жозефину, предложила ей принять участие в шоу, и та согласилась. Осенью 1925 года труппа La Revue Nègre начала свой гастрольный тур и прибыла в Париж.
Шоу соответствовало представлением европейцев того времени о небелых людях и об их культуре. На сцене Театра Елисейских полей появлялись 25 темнокожих артистов в бусах и перьях, но главной звездой была именно Жозефина Бейкер. Она предстала перед залом практически обнажённая в юбке-поясе из бананов и исполнила завораживающий «дикий танец» под аккомпанемент джазового оркестра. Одни зрители считали такое откровенное выступление недостойным театрального зала, другие — восхищались танцевальным мастерством и артистизмом Жозефины. Буквально на следующий день бедная афроамериканка стала любимицей художественной и интеллектуальной элиты города.
Гастроли шоу продолжились в других странах Европы, а потом труппа должна была возвращаться в Новый Свет. Но Жозефина влюбилась в Париж, решила разорвать контракт и остаться. Бейкер танцевала в знаменитом кабаре «Фоли-Бержер». В 1927 году она снялась в немом фильме «Сирена тропиков», благодаря чему стала первой темнокожей женщиной, исполнившей главную роль в кино. Так как перед гастролями в Европу Жозефина развелась со своим вторым мужем, во Франции она снова связала себя узами брака. Через пару лет жизни в Париже Жозефина настолько свободно говорила по-французски, что начала записывать песни о любви. Именно благодаря им она уже прочно вошла во французскую поп-культуру и стала ассоциироваться с ней.
Во Франции Жозефина превратилась в настоящую суперзвезду. Она стала любимицей светского общества и была вхожа в лучшие парижские дома, задала моду на загар, стала музой художников и писателей.
Как танцовщица стала идеальным агентом французской разведки
Франция объявила войну нацистской Германии в сентябре 1939 года. Учитывая жестокую нацистскую политику, при которой расизм получил государственную поддержку, Бейкер могла бы вернуться в США. Но она решила помочь своему новому дому и согласилась на предложение работать на французскую разведку. Её кандидатура идеально подходила, ведь имя и слава позволяли женщине общаться со статусными людьми в ресторанах, театрах, клубах. Она спокойно могла болтать с немцами и итальянцами в посольствах, посещать мероприятия вместе с высокопоставленными чиновниками и собирать информацию, не вызывая подозрений. Никто бы не увидел шпионку в весёлой и экстравагантной артистке, известной своими яркими танцами.
Весной 1940 года немецкие войска вошли во Францию и оккупировали страну. Тогда Жозефина покинула свой дом в Париже, отправилась в поместье на юг страны, где какое-то время укрывала евреев, а потом и вовсе покинула Францию.
Ещё в 1935 году Бейкер научилась управлять самолётом и получила лицензию пилота. Это пригодилось ей во время войны. Она вступила в ряды военно-воздушных сил Свободной Франции и служила в звании младшего лейтенанта в качестве в медсестры-пилота, оказывала медицинскую помощь экипажу и пассажирам. Жозефина ездила во французские колонии в Северной Африке, чтобы поддержать британских, французских и американских солдат. А ещё она продолжала собирать разведданные для движения Сопротивления. У Бейкер был хороший предлог, который объяснял её частые передвижения по Европе, — гастроли. Она получала информацию от разных источников о положении немецких войск и передавала её союзникам. Данные были зашифрованы в партитурах, которые никто не досматривал. А важные документы Бейкер прикалывала булавками к своему нижнему белью.
Жозефина Бейкер вернулась в Марсель после освобождения Франции в октябре 1944 года. В награду за свою службу она получила орден Почётного легиона и Военный крест — высшие гражданские и военные награды Франции, а также медаль французского Сопротивления.
Как артистку не пускали в отели и клубы Америки из-за цвета кожи
После войны Бейкер стала меньше выступать и сосредоточилась на правозащитной деятельности. Хотя артистка проживала во Франции, после войны она часто посещала США и постоянно сталкивалась там с расизмом. Например, в одну из поездок ей — любимице европейской публики и героине Франции — более 30 раз отказались бронировать номер в отеле из-за её цвета кожи. Бейкер вела активистскую работу: писала статьи о сегрегации, читала доклады о равенстве рас, отказывалась от выступлений, если ей не позволяли делать это перед смешанной аудиторией. Артистке звонили с угрозами представители ку-клукс-клана и требовали, чтобы она уехала из Штатов.
В 1951 году Жозефину Бейкер отказались обслуживать в элитном клубе Stork Club на Манхэттене. Артистка устроила скандал, и произошедшее заметила актриса и княгиня Монако Грейс Келли, которая была в том же заведении. Она поддержала Бейкер и вместе с ней покинула клуб. После случившегося женщины подружились. В том же году Национальная ассоциация содействия прогрессу цветного населения признала Бейкер «Женщиной года» за её вклад в борьбу против расизма.
Бейкер приняла участие в Марше на Вашингтон в 1963 году. Это была мирная акция протеста против дискриминации и сегрегации. Тогда проповедник и активист Мартин Лютер Кинг произнёс свою знаменитую речь «У меня есть мечта». На этом же мероприятии Бейкер стала единственной женщиной, которая также выступила с трибуны с речью. Она рассказала многотысячной публике о том, как подвергалась дискриминации в Штатах.
Как Жозефина Бейкер стала матерью 12 детей и создала собственную утопию
Во время войны Жозефина забеременела, но у неё случился выкидыш. Ей потребовалась операция, после которой она уже не смогла иметь детей. Тогда артистка решилась стать приёмной мамой. Вместе со своим четвёртым мужем, выдающимся дирижёром, за которого она вышла замуж в 1947 году, Бейкер решила усыновить детей разных рас из разных стран.
За годы, пока пара гастролировала по миру, они усыновили десять мальчиков и двух девочек из Японии, Финляндии, Колумбии, Алжира, Франции, Кот-д'Ивуара, Венесуэлы и Марокко. Их называли «Радужное племя». Бейкер представляла свою семью как идеальную модель мира. В ней не было ксенофобии, а люди разных рас жили вместе и любили друг друга. Семья проживала в большом замке во Франции. Это место было открыто для посетителей. Ведь Бейкер хотела и показать и другим людям свою утопию.
«Она изменила мою жизнь. Расти с 11 братьями и сёстрами в замке было чем-то вроде постоянного летнего лагеря, где дети всегда шумели и играли. Это было немного безумно. Но моя мама давала нам хорошее образование для нашего будущего».
Из интервью Брайана Буйона Бейкера, сына Жозефины, которого она усыновила в Алжире.
Как звезду Франции выгнали из собственного дома
Жозефина много времени проводила с семьёй и забросила сцену. К 1964 году она развелась с мужем и оказалась на грани банкротства. Кредиторы могли отобрать у неё замок, в котором она проживала с детьми. Тогда артистка провела пресс-конференцию и попросила общественность ей помочь. По национальному телевидению с просьбой поддержать Жозефину выступила актриса Бриджит Бардо. Пожертвования для неё сделали актриса Жа Жа Габор и даже папа римский Павел VI. Но всё это стало лишь отсрочкой неизбежного.
Бейкер вернулась на сцену, но зарабатывать, как в 30-е годы, уже не могла. В 1969 году она лишилась своего имущества из-за долгов. Жозефина протестовала и отказывалась покидать свой дом, поэтому её силком вытаскивали из замка. Бейкер тяжело пережила это событие и попала в больницу с инсультом. Помогла Жозефине её подруга Грейс Келли. Она нашла школы для детей артистки и предоставила семье резиденцию на Лазурном берегу.
8 апреля 1975 года состоялось шоу, посвящённое 50-летию творческой карьеры Бейкер. Мероприятие финансировали Грейс Келли и Жаклин Кеннеди-Онассис. Билеты раскупили настолько быстро, что организаторам пришлось добавлять ещё стульев в зрительный зал. Выступление Жозефины публика приняла с восторгом.
Через четыре дня после триумфального выступления Жозефина Бейкер скончалась в возрасте 68 лет. Провожали её в последний путь с полными воинскими почестями.
Как за любовь к Франции Жозефина Бейкер заняла место рядом с Виктором Гюго и Марией Кюри
С 2013 года дети Бейкер добивались того, что память их матери была увековечена в Пантеоне — усыпальнице выдающихся людей Франции. Граждане поддержали эту идею и подписали петицию. В 2021 году по постановлению президента Эммануэля Макрона в Пантеоне установили плиту в честь актрисы.
Официальную церемонию в Пантеоне транслировали в прямом эфире по французскому телевидению. В ней приняли участие члены семьи Бейкер, политики, князь Монако Альбер II и толпы зрителей.
«Она стала частью сердец и умов французов <…> Жозефина Бейкер, вы входите в Пантеон, потому что, хотя вы родились американкой, в глубине души вы были француженкой больше, чем кто-либо ещё».
Из выступления президента Франции Эммануэля Макрона
Певица, актриса, танцовщица и гражданская активистка Жозефина Бейкер стала первой темнокожей женщиной, которая оказалась в парижском Пантеоне рядом с Жаном-Жаком Руссо, Виктором Гюго и Марией Кюри.
💃🏻 Больше историй о жизни удивительных женщин
Как актриса Голливуда придумала устройство для борьбы с фашистами: история Хеди Ламарр
Как Эдит Эгер выжила в концлагере, стала психологом, а в 90 лет написала бестселлер о своей жизни
Обложка: Anastasiconostas / Горящая изба