Смотреть
Вчера

Как фильм «10 причин моей ненависти» притворяется обычным ромкомом (но у него не получается)

Вика Петренко
Вика Петренко
Изображение

В 2024 году картине Джила Джангера «10 причин моей ненависти» исполнилось 25 лет. Вика Петренко обожает этот фильм, поэтому решила разобрать его по косточкам. Вика объясняет, почему «10 причин» — не типичный ромком, и именно поэтому мы его так любим. Приготовьтесь к куче отсылок и уловок, которые оставили авторы.

Подписывайтесь на «Горящую избу» 🔥
Каждые выходные советуем, что посмотреть из сериальных новинок, в телеграм-канале «Горящей избы».
Присоединиться!
Поделитесь с нами своей историей 🪶
Если вам хочется рассказать о пережитом опыте или порассуждать о том, что вас волнует, напишите в наш телеграм-бот. Мы свяжемся с вами, чтобы помочь рассказать вашу историю.
Написать нам!

В 2000‑е жанр романтической комедии пережил свой расцвет. Фильмы, вышедшие в те годы, мы с удовольствием пересматриваем, вздыхая: «сейчас такого не делают». Отчасти это правда. В последние годы в ромкомах нет той лёгкости. Их часто усложняют или смешивают с другими жанрами, например драмой или детективом. А ведь изначально такие фильмы созданы для массовой аудитории, а потому довольно простые и предсказуемые. Берётся один из тропов, например, «от ненависти до любви» («Предложение») или «богачка и бедняк» («Ноттинг Хилл»). Происходит завязка, герои осознают, что влюбляются друг в друга, затем — конфликт, который в конце решается хеппи-эндом. На первый взгляд, «10 причин» идёт по точно такому же сценарию. Но на самом деле это просто скелет. Внимательно присмотревшись, можно увидеть много неочевидных моментов. 

При чём тут Шекспир 

«10 причин моей ненависти» — ремейк пьесы Уильяма Шекспира «Укрощение строптивой». В фильме есть много пасхалок, которые отсылают то к автору, то к произведению. 

  1. Все имена главных персонажей сохранены или адаптированы. По сюжету пьесы младшую сестру Бьянку не выдадут замуж до тех пор, пока старшей — Катарине — не найдут избранника. Так к ним в доверие втираются Люченцио (в фильме — Кэмерон) и Петруччо (в фильме — Патрик). Фамилии Патрика — Верона и сестёр — Стрэтфорд являются отсылками к «Ромео и Джульетте» и родному городу Шекспира соответственно. А ещё школа в фильме носит название «Падуя» — это город, в котором происходят события «Укрощения строптивой».
  2. Локация. В реальности «Падуя» является Tacoma Stadium High School, расположенной недалеко от Сиэтла. Часто ли вы видите школы в здании замка прямо на берегу огромного залива? Это тоже своеобразное подмигивание шекспировским временам.
  3. Цитаты. Буквально в первые пять минут фильма Кэмерон, увидев Бьянку, говорит цитату из пьесы: «Горю я, изнываю и погибну». Затем, когда герои стоят в очереди, Майкл, друг Кэмерона, цитирует 56‑й сонет Шекспира. Учитель литературы Мистер Морган называет поэта «умершим белым чуваком». А к Кэт то и дело применяют эпитеты «строптивая» или «дикий зверь», которого надо «укротить».
  4. Манделла. Так зовут подругу Кэт, которая буквально фанатка поэта: об этом говорят её наряды, портрет Шекспира в шкафчике. В конце фильма Майкл дарит ей платье эпохи Шекспира и пишет приглашение на выпускной якобы от Уильяма Ш., чем, конечно, завоевывает сердце девушки.

Почему Кэт — не крутая феминистка, которой её принято считать

Кадр из фильма «10 причин моей ненависти»

В персонаже Кэт Стрэтфорд (Джулия Стайлз) многие увидели практически идеальный пример феминистки. Она чётко стоит на своем, борется со стереотипами и читает фем-литературу. Другие же говорят обратное: она явно не икона феминизма. Кэт ни разу не говорит о феминизме глобально. Она проповедует только в поле своих интересов (произведения женских авторов в программе, социальные роли в школе, автономия в получении высшего образования). К тому же она в целом довольно мизогинна. Кэт часто не поддерживает проявления женственности как ровесниц, так и сестры. А кто-то из зрителей увидел предательство и в том, что в конце концов Кэт идет на школьный бал, который сама же называла «древним брачным ритуалом», и прощает обманувшего её Патрика, тем самым следуя стереотипам, с которыми боролась.

На мой взгляд, Кэт не «неправильная феминистка» — она просто ей не является. Да, она читает Сильвию Плат, спорит с учителями и отцом о патриархате, но это скорее желание идти против системы, а не классический феминизм. Её поведение можно назвать бунтарским и вызывающим, но такая уж Кэт сама по себе. К концу фильма мы вполне понимаем, почему: история с уходом матери и гиперопекой отца, который боится, как бы его дочери не забеременели. А ещё болезненный опыт с местным красавчиком, который теперь флиртует с её младшей сестрой. Старшей Стрэдфорд просто хотелось убежать от всего этого и быть той, кем захочет она сама. Поэтому у неё выработался защитный механизм в виде грубости и бунтарства. 

Чем другие персонажи фильма покорили зрителей

Помимо Кэт, все персонажи фильма заслуживают внимания. Главные герои укладываются в привычные архетипы. Патрик (Хит Лэджер) — плохой парень, Кэмерон (Джозеф Гордон-Левитт) — безнадёжный романтик, Бьянка (Лариса Олейник) — красотка, которая всем нравится, Джоуи (Эндрю Киган) — красавчик, и Майкл (Дэвид Крамхолц) — комичный друг-помощник главного героя. Но несмотря на стереотипные образы, персонажи не «плоские». Каждый актёр добавляет герою собственную харизму и небольшую театральность. Никто из героев не вызывает ненависти. Они будто сами не до конца верят в противостояние и социальные роли — неудачники спокойно садятся за стол к крутым, а ученики дерзят учителям. Обычно в ромкомах все-таки соблюдается субардинация и все относятся к своему статусу в старшей школе серьёзнее.

Успех картины кроется именно в том, что абсолютно все персонажи сосуществуют на иронии. Каждый будто понимает, что он находится в комедии, где можно над всем шутить, разговаривать со зрителем и просто вести себя как хочешь. В школе «Падуя» мы практически не видим взрослых. По факту там присутствуют только школьный консультант, которая пишет эротический роман, чересчур эмоциональный учитель литературы и учитель физкультуры, который одновременно является наблюдателем на исправительных часах. Никого из них мы не воспринимаем серьёзно. Учеников школы вначале демонстрируют разделёнными на группы: ковбои, растаманы, уже поступившие в «Лигу плюща»… Все это пропитано иронией, которая создает ощущение, будто персонажи существуют в ситкоме, а мы лишь смотрим серию с главными героями.

Почему «10 причин моей ненависти» — не типичный ромком 

Некоторые эпизоды действительно выбиваются из привычной структуры ромкомов. Часто происходит что-то сугубо комедийное, чего мы совсем не ждём: персонаж появляется в смешном костюме, по телевизору идет реклама средства от облысения или спокойная сцена становится хаотичной. Вспомнить, к примеру, момент диалога Майкла и Кэмерона. После него Майкл уезжает на мотоцикле, но вдруг почти сталкивается с машиной, из-за чего резко поворачивает и скатывается с горы. И вот уже обычная сцена превращается в работу каскадера, а вся школа сбегается, чтобы посмотреть на него. Как говорится, never let them know your next move. 

В начале фильма нам проводят идеальное короткое знакомство с персонажем Хита Леджера. Патрик пытается прикурить от горелки прямо на уроке биологии, а потом как ни в чём не бывало играет с пламенем. Во-первых, эта сцена очень хорошо характеризует героя: мы задумываемся, а вдруг он действительно псих, как считает вся школа? Во-вторых, это очень похоже на комедийный скетч. 

Кадр из фильма «10 причин моей ненависти»

Главное, на мой взгляд, что придает фильму фактуру — это то, как он раскрывает пару Патрика и Кэт. Мы наблюдаем как из ненависти и скептицизма их чувства вырастают во что-то большее. Например, в эпизоде с вечеринкой есть сцена на качелях. Этот момент хорош тем, что в нём буквально видно, как происходит слом персонажей. Кэт, которая обычно держит себя строго, напивается и теплеет к Патрику. Тот, в свою очередь, неожиданно проявляет заботу о девушке. Мы понимаем, что в сделке с Джоуи он теперь явно не из-за денег. 

После вечеринки Патрик подвозит Кэт домой, она тянется к нему за поцелуем, но он не отвечает. Можно воспринять это как обычную драматическую сцену, а можно задуматься: может быть, их поцелуй просто не мог случиться в такой типичной обстановке? Ведь когда Кэмерон и Бьянка оказываются в такой же ситуации в соседней машине, всё заканчивается позитивно. Бьянка в целом более «девочка», а потому её линия следует принципам ромкомов. Тандем Кэт и Патрика авторы постарались сделать отличающимся, поэтому подобрали неожиданные, характерные только для них ситуации, локации, действия.

Интересно, что авторы берут типичные для ромкомов ситуации и обыгрывают их. Например, знаменитая сцена, где Патрик срывает футбольную тренировку Кэт. Он спускается по шесту на трибуну и исполняет Can’t Take My Eyes Off You с целым оркестром (и да, Хит Леджер пел её самостоятельно). Масштабно! Но, конечно, это были бы не «10 причин», если бы эпизод кончился романтично. Поэтому в конце перформанса Патрик убегает от охраны, допевая песню на ходу. В этом эпизоде хорошо всё: и визуальная составляющая, и выбор песни, и то, что «широкий жест» был сделан на футбольной тренировке, а не на дискотеке, как это обычно бывает. 

Для первого (спонтанного) свидания героев помещают на катамаран (!), на котором они подъезжают к пейнтбольной площадке (!). Ещё один классический троп в фильме, который разворачивается нетипично. Парень с девушкой пошли не в парк аттракционов или мило хихикать в кафе, а разбивать друг другу об голову шары с краской. Первый поцелуй происходит тут же, на сеновале, в грязных от краски костюмах. 

кадр из фильма «10 причин моей ненависти»

Кульминацией отношений становится сцена с поэмой. Мистер Морган задаёт классу написать собственную версию сонета Шекспира. Кэт, раненная новостью о том, что Патрик ухаживал за ней на спор, успешно справляется с заданием. Мы узнаём те самые десять причин. Это единственный момент в фильме, где нет ни капли иронии. Мы узнаём сторону Кэт, которую не видели до этого. Ей правда сделали больно. Настолько, что она не смогла сдержать слёз перед классом. Стихотворение стало классикой цитирования. Оно не просто трогательное, но вызывает уважение к Кэт, которая смогла признать свою слабость и сделать первый серьёзный жест по отношению к Патрику. Все мы знаем уровень драмы в 17 лет, поэтому неизбежно чувствуем катарсис. Кстати, эта сцена была записана с первой попытки, а Джулия Стайлз изначально не должна была плакать. 

Жизнь фильма через годы после премьеры

В последние годы «10 причин моей ненависти» завирусился в социальных сетях. Зумеры разбирают фильм на эдиты, повторяют образы персонажей и заново находят в Кэт ролевую модель. Сам по себе фильм действительно очень стильный — от выбранного шрифта для указания имён в титрах до костюмов героев, которые являются квинтэссенцией эстетики нулевых. Учитывая вновь растущий интерес к моде двухтысячных, неудивительно, что вдохновение черпают именно в этом фильме.

Создатели и актёры тоже трепетно относятся к этой работе, не давая ей стать забытой. Всех сплотила смерть Хита Леджера. Он погиб в 2008 году, не дождавшись своего тридцатилетия и десятилетия фильма. «10 причин моей ненависти» была его первой крупной работой, которая дала Леджеру яркий старт в карьере. Весь актёрский состав сдружился на съёмках, поэтому неожиданная смерть стала шоком для всех.

На десятилетний юбилей вышла специальная версия фильма для DVD и Blu-ray, где были оставлены некоторые не вошедшие в него сцены, а также субтитры с комментариями актёров Ларисы Олейник, Дэвида Крамхолц, Эндрю Кигана и Сьюзан Мэй Пратт. 

В 2023 году на книжном фестивале в Нью-Йорке Джулия Стайлз прочитала ту самую поэму вновь. И кажется, сделает это ещё не раз, ведь фильм продолжает жить в сердцах зрителей уже третье десятилетие. «10 причин моей ненависти» — действительно один из самых лучших ромкомов, который можно пересматривать бесчисленное количество раз, всегда замечая в нём что-то новое.

Комментарии

Станьте первым, кто оставит комментарий