Новеллы «Клуба Романтики» вызывают разные эмоции у поклонников. Одни истории ненавидят, другие снисходительно принимают, от третьих приходят в восторг. Новеллы, которые пишет Александр Шут (фамилия изменена), чаще попадают в третью категорию. Он один из самых популярных и, пожалуй, самых скрытных сценаристов КР. Фанаты почти ничего не знают о нём, но это не мешает восторгаться его работами. Особенно тщательно прописанными сильными героинями и харизматичными мужскими персонажами. Вика Анистратова поговорила с Александром о нюансах работы сценариста, влиянии литературы и музыки, а также о деталях новеллы «Пси».
Что такое «Клуб Романтики»
Это сборник романтических интерактивных историй. Пользователь может делать выбор, влияя на сюжет. Концовка будет зависеть от его действий. Романтика — важная, но не единственная составляющая новелл. Это истории разных жанров: детективы, ужасы, приключения, фэнтези.
В фанатской среде «Клуба Романтики» фраза «Шут — гений» стала уже почти нарицательной. Как к ней относитесь?
Неправда, конечно, но приятно. Лестно.
Почему вы выбрали «Шут» в качестве псевдонима?
Потому что развлекаю. Мне нравится рассказывать истории, уводить читателей в другие миры.
У шута довольно неоднозначная роль. Он бывает в то же время и обличителем, и несчастной душой.
Бывает. И то и другое полезно для работы с текстом.
Как вы пришли в Your Story Interactive?
Я давно в сфере геймдева От английского games development — «разработка игр». . Занимался сценаристикой и гейм-дизайном. Есть ресурсы для поиска работы в игрострое. Откликнулся на объявление YSI Компания-разработчик «Клуба Романтики» . Решил попробовать новое и посмотреть, какие в итоге будут условия. Мне предложили выполнить тестовое задание. Потом приняли в команду. По сути, сейчас выполняю те же функции, что и раньше, но с уклоном в сценаристику.
Вы занимались писательством до того, как стали сценаристом КР?
Смотря что вы вкладываете в понятие «писательства»?
Всё, что включает в себя условную работу с ручкой и бумагой.
Тогда любой сценарист — писатель. Но это не так. Книги или романы я не писал. Были большие работы — тексты для проектов, конкурсные. Что-то писал для себя.
Почему считаете, что сценарист — не равно писатель?
Потому что это разные профессии. Как писатель и журналист. Они имеют общие черты, тем не менее между ними большая разница. Писатель практически ничем не ограничен. Например, ему доступно любое количество персонажей, локаций, сколько угодно перемещений в них, можно создать любые природные явления и прочее.
Писатель не ограничен количеством символов в тексте в целом и в фразе в частности. Например, от сценариста в геймдеве может требоваться написать двадцать фраз примерно с одним и тем же смыслом, в строгих рамках на количество символов, так как это обусловлено интерфейсом.
Часто от сценариста требуется понимание кода. Нередко прямая работа с ним. Плюс некоторые игры имеют нелинейный сюжет. В общем, сценарист должен чётко понимать технические возможности проекта, а не только писать интересный текст.
Александр Шут — сценарист «Клуба Романтики» с 2018 года. За пять лет он написал три интерактивные новеллы: «Рождённая Луной», «Легенда Ивы» и «Пси».
«Рождённая Луной» стала второй новеллой «Клуба Романтики». В центре сюжета — студентка по имени Мия. Однажды она получает приглашение на странную вечеринку-маскарад, где случайно сталкивается с настоящими вампирами. В поисках ответов девушка узнаёт о существовании целого отдельного мира, населённого не только вампирами, но и оборотнями. Мия попадает в центр противостояния сверхъестественных существ и находит загадочное древнее пророчество.
Действие новеллы «Легенда Ивы» происходит в вымышленной империи Нойрё. Юная майко по имени Мэй готовится стать гейшей. Однако во время ритуала мидзуагэ она внезапно превращается в лису. Оказывается, Мэй — кицунэ, лисица-оборотень. Девушка пытается найти природу своих сил и во время поисков узнаёт, что кто-то охотится на лисиц, истребляя их по всей империи. Мэй придётся научиться защищать себя, а заодно выяснить, кому выгодна смерть кицунэ.
В одном из интервью вы сказали: чтобы писать хорошие новеллы, нужно, кроме всего, читать хорошую литературу. Что в вашем понимании хорошая литература?
Без контекста не вспомню. Скорее всего, речь шла о том, чтобы не читать скверно отредактированные тексты, в которых есть грубые стилистические ошибки. Классическая литература в этом отношении надёжна. Как параллель: для развития слуха часто рекомендуют классическую музыку.
Какие три книги повлияли на вас и как?
Букварь — тут, я думаю, очевидно. «Хоббит, или Туда и обратно» — начал читать запойно. «Мастер и Маргарита» — полюбил классику, стал ценить, отличать стиль, язык автора.
Не могу не спросить, как тогда относитесь к «Властелину колец»?
Одна из любимых книг.
Не думали однажды написать новеллу, навеянную атмосферой мира Толкина?
Смотря насколько близко. По мотивам точно нет. Слишком трепетно отношусь к Средиземью.
Как вы работаете над новеллами? Вам дают набор требований или предлагаете полностью свою историю?
В первой новелле для «Клуба Романтики» («Рождённая Луной». — Прим. ред.) были выданы сеттинг и ряд требований к сюжету. Например, главная героиня непременно должна работать в журнале «Сверхъестественное сегодня». В дальнейшем уже я предлагал несколько идей в разных сеттингах. Окончательный выбор оставался за руководством. Второй вариант работы для меня комфортнее — больше пространства для манёвра.
Вы уже пять лет работаете с новеллами для КР. Как за это время изменился подход к их созданию?
Принципиально не изменился. Появляются новые технические возможности и требования. Приобрёл более точное понимание своего внутреннего ресурса — эмоциональную и интеллектуальную составляющую, время, затрачиваемое на выполнение той или иной задачи.
Было ли такое, что новелла уже вышла, но вам показалось, что что-то можно было бы сделать лучше?
Не перечитываю свои новеллы. Уверен, обязательно нашёл бы, что поправить. Спустя полгода-год нашёл бы ещё, и так до бесконечности. Меняется настроение, взгляды на те или иные вещи, навык.
Мне показалось, вы говорите о своих новеллах больше как о технической работе, чем о художественном произведении. Поправьте, если ошибаюсь.
Определённо это творчество и в большой степени художественное произведение. Однако я не склонен к драматизации и мистификации своей работы. На примере условных мемуаров автора: «Я терзался и чувствовал, что, если не напишу эту сцену, персонажи будут мучить меня...» — такого у меня нет.
Как преодолеваете творческий кризис, когда нужно писать продолжение новеллы, но мысли просто не идут?
Гуляю, слушаю музыку. Я живу в городе, на природу добираться далеко. Приходится ограничиваться парками, набережными, тихими зелёными улицами. Выхожу на прогулку почти каждый день, десять тысяч шагов обязательно.
Часто создаю для себя информационную тишину, то есть ничего не читаю, не смотрю, ни с кем не коммуницирую. Информационный шум отнимает эмоции и занимает мысли, которые необходимо сконцентрировать на работе, мешает услышать себя.
Назовите трёх любимых героинь из кино или книг?
Сакральное число три. Три девицы под окном, три загадки, три желания… Назову двух, пришедших сразу на ум: Йеннифэр из «саги о Ведьмаке и Цири» Анджея Сапковского и Арина из цикла «Дозоры» Сергея Лукьяненко.
Ваших главных героинь — Мию, Мэй и Лу — считают самостоятельными, стойкими персонажами, за которых интересно играть даже без романтических веток. Что помогало в их создании?
Фантазия, наблюдение. Я немало внимания уделял платформам, ориентированным на девушек. Интересовался, о чём они говорят, как, какие акценты ставят.
На некоторых платформах поощряют в девушках противоположные черты, например зависимость. Но они вас, кажется, не дезориентировали. Почему?
Наверное, мне просто интереснее писать о таких героинях, каких я создавал: самодостаточных, сильных, отзывчивых.
Кстати, почему выбираете короткие имена для своих главных героинь?
Я как-то шутил на эту тему — не могу запомнить длинные имена. Но вообще это случайность. Создавая героиню, я слушаю музыку, появляются определённые эмоции, настроения. Они помогают воспринять, осознать характер, внешность героини, может быть какие-то привычки, фразы. И вместе с этим подбирается подходящее имя.
Мир новеллы «Пси» заявлен как мультикультурный, но всё же в основе больше французского влияния: названия, имена, даже в основе языка этого мира — французский. Почему выбрали именно Францию как культурную основу?
Искал подходящее географически место [для постапокалиптического города Нью-Пари]. Мне были важны климат, количество атомных станций, наличие достаточного количества древних застроек, катакомб, уровень развитости в наши дни. Альтернативой была ещё Испания.
О чём новелла «Пси»
После «генетического шторма» человечество оказалось на грани вымирания. Главная героиня Лу Рид — псионик-телекинетик. Одни относятся к таким, как Лу, с презрением, другие видят в псиониках только инструмент. Лу пытается хоть как-то устроиться в жизни, будучи без денег и связей, зато с клеймом псионика на руке. «Золотым билетом» становится поступление в Корпус Содействия — церковную силовую структуру, которая занимается наведением порядка в городе, от разгона демонстраций до предотвращения диверсий. Но накануне Лу арестовывает полиция: её обвиняют в убийстве другого псионика.
Лу Рид выделяется среди героинь КР. Она не боится показывать агрессию, не полезет за словом в карман (в том числе и за крепким), для неё почти не существует формальностей. Но встречала в интернете мнение, что такие качества делают Лу не сильным женским персонажем, а, процитирую, «обычным быдлом». Что думаете о таком мнении?
Лексика Лу довольно мягка в сравнении с тем, что можно услышать на крыльце любого университета, в кафе, в разговоре проходящих мимо девушек, прочитать в комментариях соцсетей. Что касается цитаты — не стану комментировать глупость.
Кажется, что из всех ваших новелл больше внимания к музыке уделено именно в «Пси». Как вы участвовали в её создании?
Я подбираю референс для композитора. Описываю ситуацию, при которой та или иная композиция будет звучать. Затем прослушиваю, что получилось. Если трек «не попал», даю фидбек, что не подходит. Например, прошу изменить инструмент, тональность или ритм. Порой зачитываю конкретные сцены композитору. И так пока не будет достигнут желаемый результат. В итоге перед утверждением всегда читаю сцену под готовый трек.
Некоторые уверены, что «Клуб Романтики» — это поверхностные романтические истории для девушек, где нет ни смысла, ни глубины. Ощущение, что для мужчины-сценариста здесь будет двойная критика. Вам приходилось слышать мнение, что «Сценарист КР — это не мужская работа»?
С критикой не сталкивался, с мнением — да. В сети есть огромное количество прекрасных статей, доступно разбирающих тему стереотипов, ярлыков. Если человек не захотел их прочесть, разобраться в вопросе, однако стремится высказать подобное мнение, я не вижу смысла тратить своё время, чтобы его переубедить.
Когда восторгаются творчеством человека, ему может стать труднее создавать новое — вдруг следующая работа разочарует аудиторию. Вам знакомо это чувство?
Знакомо. Стараюсь об этом не думать и с головой уходить в работу. Боишься — не делай, делаешь — не бойся.
В чём сила ваших новелл?
В ком. Говоря метафорично, задача автора — высечь искру. Пока она одна, только у него, её почти не видно. Когда же от неё зажигаются искры эмоций в других людях, разгорается огонь. Без игроков не будет тепла.