Отражение страданий, присущих депрессии, можно найти как в современных литературных произведениях, так и в народных сказках. Как писатели использовали образ депрессии и чем это может быть полезно читателям, рассказывает практикующий психолог и автор книги «Таинственный лес» Екатерина Давыдова.
Что важно знать о депрессии
Как правило, депрессия включает такие симптомы, как подавленное настроение, заторможенность, общее снижение активности. Дополнительно человека могут сопровождать телесные недомогания, например хронические боли, расстройство аппетита, нарушение сна, ипохондрия. Появляются негативные установки относительно себя («я плохой»), мира («окружающая среда жестокая, опасная, не принимающая…»), будущего («впереди нет ничего хорошего»).
Клинически депрессию различают по длительности и степени тяжести, а для её диагностики требуется посещение врача-психотерапевта. На приёме специалист обычно спрашивает о симптомах, проводит специальное тестирование, чтобы отличить депрессию от других расстройств со сходной картиной. Дополнительно может назначить анализ крови для выявления возможных проблем в эндокринной системе, исследование мозга и нервной системы. После этого психотерапевт назначает лечение, которое может включать в себя как разные виды психотерапии, так и медикаментозную поддержку.
Как писатели описывают депрессию
Бывает, что депрессивные симптомы тесно связаны с работой организма. Например, послеродовая депрессия. Но если речь идёт скорее о душевном страдании психогенной природы, на такое состояние можно посмотреть символически. Попытаться разгадать его глубинный смысл. Иногда депрессия становится своего рода дорожкой к себе, вступив на которую мы обнаруживаем детские травмы, скрытые потребности и нереализованные потенциалы.
Глубинная психология предлагает множество ярких метафор для этого непростого состояния. У Карла Густава Юнга есть фраза: «Депрессия подобна даме в чёрном. Если она пришла, не гони её прочь, а пригласи к столу, как гостью, и послушай то, о чём она намерена сказать».
Визит подобной «дамы в чёрном» мы видим в книге «Пообещай мне весну» Мелиссы Перрон. Главная героиня Фабьена — молодая и перспективная художница. У неё внешне всё хорошо: есть интересная работа, близкие друзья, семья, уютный дом. Но она в депрессии. По причинам, скрывающимся глубоко внутри. На сеансах с психологом у Фабьены появляется образ внутренней «зимы», которая приходит в её жизнь и ощущается как необходимый этап.
Чтобы «весна» наступила, что-то новое возникло, необходимо установить контакт с собой.
Героиня шаг за шагом исследует отношения с родителями, узнаёт тайну отца, переосмысляет отношение к труду и творчеству, разбирается с чувством вины и собственной агрессией. И в итоге находит путь к постепенному исцелению.
Сходную историю можно увидеть в автобиографической повести Михаила Зощенко «Перед восходом солнца». Книга начинается с главы «Я несчастен — и не знаю почему» и продолжается путешествием назад в прошлое. Автор кропотливо ищет и находит истоки своего угнетённого состояния, постепенно залечивая душевные раны и переосмысляя былое.
Образы депрессии есть и в популярных сказках. Так, в «Гадком утёнке» Ханса Кристиана Андерсена есть эпизод, где герой оказывается один на замерзающем пруду. Ему приходится постоянно грести лапками, чтобы вода не покрылась льдом целиком. Он теряет силы и практически сдаётся, когда его спасает случайный путник. В жизни к такой позиции «утёнка на замерзающему пруду» может привести невозможность найти своё место, отвержение со стороны родителей из-за инаковости, трудности поиска себя.
Выходом из ситуации оказывается осознание того, что «свои» существуют, а значит, «со мной всё в порядке, просто я птица другой породы».
Через призму депрессии можно взглянуть и на Белоснежку. Девушка спит беспробудным сном в стеклянном гробу после того, как съела отравленное яблоко, переданное ей злой мачехой. Интерпретация тут возможна следующая: негативная материнская фигура внутри психики девушки не даёт ей жить свою жизнь, отравляет разрушительными посланиями. Возникает как бы бессознательный паттерн «не живи», «не двигайся вперёд».
Несколько сходную историю мы видим в сказке братьев Гримм «Шиповничек». Прекрасная дочь короля и королевы укололась веретеном и заснула. Вместе с ней на сто лет погрузились в сон все жители замка, а сам замок зарос таким колючим кустарником, что никто не мог пробраться сквозь его шипы.
В жизни таким «стеклянным гробом», «колючим кустарником» оказывается комплекс долженствований, самоограничений, внутренних запретов. Они и приводят к депрессивному состоянию. В сказках выходом становится появление принца. Его образ можно понимать как накопление и активацию внутреннего стержня героини, проявление самосострадания и собственного авторитета в противовес злой мачехе.
Ещё один яркий образ депрессии в литературе — кокон, сродни тому, в котором созревает бабочка. Юнгианский аналитик Мюррей Стайн рассматривает метафору формирования бабочки как стадию нашего развития. Пребывание в коконе со стороны кажется чем-то статичным, как будто ничего не происходит. Но на самом деле внутри готовится трансформация. С такого рода состоянием люди сталкиваются по мере взросления. Например, так может ощущаться пресловутый кризис среднего возраста.
Внутри депрессивного кокона невидимо для окружающих могут созреть новые смыслы, планы и решения.
О сходном пишет психолог Симона Мацлиах-Ханох: «Я рассматриваю депрессию как своего рода благотворную регрессию, как убежище, в стенах которого можно укрыться, подобно улитке, прячущейся в раковине. И там, в недрах временного небытия, отпустить поводья жизненной колесницы, чтобы дать возможность затянуться той самой душевной трещине, которая и послужила входными воротами для депрессии».
Юнгианский психолог Томас Мур говорит о так называемой «тёмной ночи души», которая может ощущаться как депрессия, но по факту является таким же естественным процессом для психики, как смена дня и ночи. Мур предупреждает, что тёмную сторону жизни не надо романтизировать, но стоит постараться понять её смысл. С такого ракурса можно совершить путешествие вглубь собственной психики. Подобно Данте, оказавшемся в сумрачном лесу, Психее, отправившейся в подземное царство Аида, Одиссею, погрузившемуся в суровые океанские волны. Такое исследование делает человека более многогранным, растит душу.
Доктор философии Джеймс Холлис и вовсе ставит перед выбором: тревога или депрессия. Вняв зову души и делая первые робкие шаги вперёд, мы начинаем беспокоиться. Но, отказываясь двигаться, подавляя душевные порывы, заводим себя в депрессивный тупик. Холлис отмечает, что душа будет призывать встать на путь реализации, взять ответственность за свою жизнь со всеми её тяготами и обязательствами, даже таким мучительным способом.
«Центр тяжести» Алексея Поляринова
«Вторжение» Марго Гритт
«Отец смотрит на запад» Екатерины Манойло
«Не говори о нём» Игоря Белодеда
Как можно использовать образы писателей в своей жизни
Одно дело наблюдать за депрессией в литературе и совсем другое — замечать её симптомы у себя. Если вам кажется, что с вашим душевным состоянием что-то не так, попробуйте пройти специальный тест по шкале депрессии Бека. Но помните, что это только самоанализ, а не постановка диагноза. И самолечение здесь не вариант. Лучше как можно скорее обратиться к специалисту за помощью.
Если вы хотите порефлексировать над смыслом депрессивных симптомов, возможны следующие варианты:
- Представьте свою депрессию как даму в чёрном, которая стучится в дверь вашего дома, чтобы передать письмо. Вообразите, что вы отворяете дверь, принимаете письмо, вскрываете его. Попробуйте сочинить текст, который, как вам кажется, будет там.
- Подумайте о депрессии как о коконе бабочки, возможно, представьте себя в нём. Считаете ли вы, что в вашей жизни назревает некий переход? Если да, то от чего к чему? Необходимо ли его ускорять, или, напротив, вам требуется время уединения и погружения в себя, чтобы внутри что-то сформировалось?
- Поразмышляйте о депрессивных симптомах как о дорожке, ведущей к незалеченным душевным ранам. Как вам кажется, какие чувства когда-то были вытеснены, подавлены как невыносимые? Они могут быть связаны с горем, эпизодами физического и эмоционального насилия, грузом вины, запрещённым гневом.
- Представьте, что депрессивные симптомы являются чем-то, укрывающим вас от каких-то неприятных жизненных обстоятельств. Может быть, отношения с супругом давно требуют открытого диалога? Или ваша текущая работа на самом деле не является местом, где вы реализуете себя в полной мере?
Стоит отметить, что подобная рефлексия может вызывать весьма тяжёлые переживания, поэтому оцените риски самостоятельной работы. Если вам кажется, что это будет непросто или даже небезопасно делать в одиночестве, обратитесь к специалисту по психическому здоровью, который будет вас сопровождать.
Станьте первым, кто оставит комментарий