Во многих картинах знаменитого японского режиссёра-аниматора Хаяо Миядзаки главные герои — женские персонажи. Это решительные и сильные девочки, готовые бросить вызов обстоятельствам, несправедливости, жестокости и собственным страхам. В книге «Волшебные миры Хаяо Миядзаки» Сюзан Нейпир подробно рассказала о вселенной маэстро анимации и созданных им героинях. Мы выбрали пять самых ярких из них.
1. Навсикая — «Навсикая из Долины Ветров» (1984)
Это аниме в жанре научной фантастики, сделавшее Миядзаки знаменитым на всю страну, было для Японии того времени довольно революционным. Ведь до этого в картинах подобного жанра центральной фигурой становился мужчина-исследователь. Миядзаки же вывел на первый план женский персонаж — молодую княжну Навсикаю.
Девушка живёт в далёком будущем — в мире, разрушенном войной. Планета покрыта Лесом, который испускает ядовитые пары, вызывающие удушье и паралич. Населяют этот Лес ужасные насекомоподобные чудовища — омы. А выжившие люди борются за оставшиеся экологические ресурсы.
В постапокалиптическом мире осталось всего одно место, где воздух чистый, а земля плодородная, — утопическая Долина Ветров. Но со временем война приходит и сюда, и Навсикае приходится бороться за мир. Она станет посредником между природой и людьми, чтобы убедить их жить в согласии.
Миядзаки наделил Навсикаю качествами, которые традиционно маркируются как типичные женские, — заботой и милосердием. Она любит всех: и людей, и природу, и животных. И в то же время героиня оказывается смелой и решительной. Чтобы спасти человечество, она не боится рискнуть собственной жизнью. Но всё заканчивается хорошо, а финальная сцена выглядит очень символичной. Девушка идёт к людям, раскинув руки, по золотым щупальцам омов, и кажется, что именно она, как мессия, сумеет возродить разрушенный войной мир.
В своей жертвенности и заботливости Навсикая олицетворяет тысячи реальных японских женщин, заявивших о себе во имя спасения будущего всей страны. В 1950–1960-х годах Япония переживала бурное развитие промышленности и столь же бурный экологический кризис. Химические загрязнения почвы и воды отравляли не только природу, но и людей. По всей стране вспыхивали экологические протесты, и многие из них возглавляли обычные матери и бабушки.
2. Сацуки — «Мой сосед Тоторо» (1988)
Двенадцатилетней Сацуки пришлось рано стать самостоятельной. Её мама серьёзно болеет, а папа постоянно занят работой, поэтому девочка берёт на себя обязанности по дому.
Она просыпается раньше всех, занимается хозяйством и по-матерински заботится о младшей сестре Мэй. А это совсем непросто: например, если малышка капризничает и не хочет засыпать, пока папы нет дома, Сацуки приходится ночью под дождём идти на остановку и ждать его. Однажды там она встречает Тоторо — странное мифическое существо, в существование которого девочка не верила до этого момента. И даже по отношению к нему она проявляет заботу и делится с ним зонтиком. Встреча оказывается судьбоносной: когда Мэй неожиданно исчезает, именно Тоторо приходит на помощь Сацуки.
Сацуки, в отличии от других героинь Миядзаки, не спасает мир и не обладает волшебными способностями. Она просто ребёнок, который рано осознал, что люди смертны, и столкнулся с довольно весомыми для своего возраста трудностями. И всё же она не беспомощна: её сила — в любви и вере в чудо.
Как считают критики, образ Сацуки — отражение самого Миядзаки. Как и девочка, он довольно рано пережил первые психологические травмы, связанные с семьёй (его мама долгое время болела туберкулёзом). И в этой умиротворённой картине с ровным повествованием и отсутствием экшена режиссёр пытался переосмыслить свои переживания.
3. Кики — «Ведьмина служба доставки» (1989)
«Ведьмина служба доставки» — это адаптация одноимённого романа японской писательницы Эйко Кадоно. Она создала поистине революционный для японского искусства женский образ, который оказался близок Миядзаки.
Кики — тринадцатилетняя колдунья, которая улетает из родной деревни в большой город, чтобы стать настоящей взрослой ведьмой. Пытаясь развить своё дело — службу доставки, сталкиваясь с трудностями, в том числе и с утратой способности летать, Кики учится верить в себя и не обращать внимания на чужое мнение.
Кики очень эмоциональная девочка, способная злиться, радоваться, стесняться, впадать в отчаяние. Она сталкивается с типичными для её сверстниц проблемами: переживает из-за недостаточно красивого платья и чувствует себя белой вороной на фоне других девочек. При этом Кики очень трудолюбивая и стремится к финансовой независимости.
Образ Кики — это двойной разрыв шаблона. Во-первых, традиционно ведьма — это могущественная старуха, но у Эйко (и Миядзаки) это девочка с типичной «ведьминской» атрибутикой — метлой и чёрным котом. А во-вторых, обычно отчий дом в поисках приключений покидают мужские персонажи. И подобная смелость в сюжете оказалась особенно нестандартной для патриархальной Японии.
В 1980-х роль женщин в японском обществе начала переосмысляться, в том числе и ими самими. Всё больше женщин поступали в колледжи и уезжали работать далеко от дома. Неудивительно, что история про Кики стала феминистской сказкой о взрослении и пользовалась популярностью у молодых женщин. Миядзаки посвятил это аниме всем работницам своей студии «Гибли», которые уехали из дома, чтобы воплотить свои мечты. Он хотел, чтобы картина стала примером для юных девушек и стимулировала их развиваться.
4. Тихиро — «Унесённые призраками» (2001)
Десятилетняя Тихиро в начале этого двухчасового аниме — типичный представитель молодого поколения, которое Миядзаки оценивал весьма невысоко. Тихиро несамостоятельна, плаксива и боится всего на свете. Девочка мало что знает о жизни за пределами своего дома и вообще не интересуется ею. Но судьба заставит её повзрослеть.
Заблудившись при переезде в новый дом, её семья оказывается в пустынном городе. На их пути возникает загадочный ресторан, где нет ни души, в том числе и персонала. Родители девочки, устроив себе настоящую пирушку, превращаются в свиней. И это не фигура речи: так злая ведьма наказывает их за обжорство.
Теперь девочке предстоит взять ответственность за жизнь — и свою, и отца с матерью. Ей придётся искать способы их спасти и учиться договариваться с духами, населяющими новое и враждебное для неё пространство. Одна из самых символичных сцен — путешествие Тихиро на поезде, парящем над морем, в ещё один волшебный мир. Миядзаки сам признавался, что считает этот эпизод кульминационным, символизирующим последний шаг Тихиро к независимости. Героиня сама принимает решение побывать в незнакомом ей мире, хотя ей и очень страшно.
Пройдя полосу препятствий в виде тяжёлого труда и моральных испытаний, Тихиро проявляет всю силу характера и растёт как личность. К финалу она предстаёт совсем другим человеком — взрослой, смелой, осознанной.
«Унесённые призраками» — пожалуй, самая известная работа Миядзаки. Она получила не только мировое признание, но и премию «Оскар» за лучший анимационный фильм.
5. Софи — «Ходячий замок» (2004)
Софи — самая нестандартная героиня Миядзаки. Прежде всего потому, что в отличие от остальных женских персонажей она не совсем юная девочка. В самом начале фильма она превращается в старуху под действием ведьминского проклятия.
Эти метаморфозы Софи принимает даже с некоторым облегчением. Ведь традиции и стереотипы предполагают, что молодая девушка должна быть кокетливой и флиртовать с мужчинами. А это совсем не по душе Софи. Жизнь в теле пожилой дамы будто освобождает её от всего этого, при этом не препятствуя чувствам. Одна из центральных линий этого аниме — зарождающиеся отношения Софи и волшебника Хаула.
Как и многие другие героини Миядзаки, Софи трудолюбива и добра. Она не унывает и не смиряется с судьбой, а ищет способ снять проклятье. Для этого Софи устраивается служанкой в замок Хаула и заботится о нём и его домашних. Она оказывается добра даже к ведьме, которая и подвергла девушку такому суровому испытанию. Обладает ли Софи магическими способностями, Миядзаки открыто не говорит. Но совершенно точно, что в замке раскрывается иной её талант — эмпатия и способность видеть хорошее в других, даже если они высокомерны и не слишком добры.
В анимационной студии «Гибли» работало много пожилых сотрудниц, и Миядзаки посвятил эту картину им. Своим творением мастер показал, что старость — это не наказание, а скорее обретение свободы. Как минимум — от стереотипов и давления общества.