Знать
22 января

Отчаявшиеся домохозяйки: почему образ столь противоречивый и как на это повлияла история

Даша Суворова
Даша Суворова
Журналистка.
домохозяйка

Восприятие образа домохозяйки менялось много раз. В одно время звание «хранительницы очага» было для женщин почётным. В другое жизнь домохозяек считали унылой, а их самих — ленивыми и недалёкими. Со стереотипами, стигмой и давлением домохозяйки сталкиваются до сих пор.

«Дороже жемчугов»: как к домохозяйкам относились в древности

В древнем мире женщины заведовали домом, но отнюдь не бездельничали. Домохозяйка олицетворяла главные «женские добродетели» — покорность и трудолюбие. В ветхозаветной «Книге Притчей Соломоновых» идеальная «добродетельная жена» следит за хозяйством: добывает шерсть и лён, кормит и одевает всех домашних (включая служанок), сажает виноград и ткёт покрывала на продажу. Она работает практически без отдыха — «светильник её не гаснет и ночью». За это её любят дети и хвалит муж. Для него такая женщина «дороже жемчугов». 

В Месопотамии мужчина обеспечивал дом зерном и шерстью. А задачей женщины было испечь из этого зерна хлеб и связать из шерсти одежду. Ещё домохозяйка была в буквальном смысле хранительницей очага — именно она отвечала за запас дров. В Древней Греции и Древнем Риме главной обязанностью женщины тоже были дом и дети.

В Средние века такое отношение к домохозяйкам укрепило христианство: Церковь считала женщину собственностью мужчины, источником греха и орудием дьявола. В публичной жизни она не участвовала. Крестьянки должны были заниматься хозяйством, рожать и воспитывать детей. Дом считали территорией женщины, а всё, что снаружи, — территорией мужчины. 

У знатных женщин было чуть больше прав и возможностей. В XVIII веке королевы династии Каролингов выходили замуж и становились, по сути, домохозяйками. Но они следили не просто за домами, а за имперскими владениями. Король Карл Великий в документе «Капитулярий о поместьях» зафиксировал полномочия королевы: она могла приказывать управляющим поместьями, а её приказы нужно было выполнять точно в срок. Хотя такая власть была не у всех знатных домохозяек.

В 1524 год богослов Мартин Лютер подчеркнул: «женщина не властна над собой. Бог создал её тело, чтобы она была с мужчиной, рожала детей и растила их».

При этом Лютер считал, что изначально мужчина и женщина были равными, но всё изменило грехопадение Евы. В наказание она (как и все женщины) стала подчиняться мужу.

В идеальном мире женщина могла бы править наравне с мужчиной. Но в «падшем» её власть ограничена домашним хозяйством.

От «Ангела в доме» до «Новой Женщины»: как домохозяйки открыли для себя путь карьеристки

Долгое время мир женщин замыкался на доме, они зависели от своих мужей, не могли сами зарабатывать. В Англии XIX века для идеальной домохозяйки даже придумали выражение «Ангел в доме». Так называлась поэма английского поэта и критика Ковентри Патмора. В ней он описал эталон жены: скромная и целомудренная, она безоговорочно любит и поддерживает своего мужа, полностью подчиняется ему и заботится о детях. Это почти неземное существо, которому неведомы гнев и эгоизм.

В США начала XIX века царил культ «Истинной Женственности». Семья, школа и церковь с ранних лет учили девочек вести хозяйство и воспитывать детей. О женщинах, которые хотели чего-то большего, говорили, что они «подрывают основы цивилизации и семьи».

Выйдя замуж, «Истинная Женщина» должна была быть скромной, благочестивой и покорной. Её главной задачей было превратить дом в убежище — островок стабильности, где муж мог укрыться от сурового внешнего мира.

В то время верили, что работа и жёсткая конкуренция делают мужчину грубее. А «Истинная Женщина» помогала ему сохранить «мягкую человечную сторону».

Во второй половине XIX века набирала обороты индустриализация, в США случилась Гражданская война, и идеал зависимой жены-домоседки больше не казался таким убедительным. На смену «Истинной Женщине» пришла «Реальная Женщина». Строго говоря, она осталась домохозяйкой. Брак и домашние обязанности по-прежнему считали важнее карьеры. Даже суфражистки, которые добивались избирательных прав для женщин, не спешили упразднить домохозяек.

В то же время домохозяйки перестали быть хрупкими и беспомощными: теперь они занимались гимнастикой и греблей, катались на коньках и ездили верхом. Они могли выучиться и работать, чтобы обеспечить себя без вынужденного брака. Доход выручал и при тяжёлой болезни или смерти мужа. 

«Публичная» работа учительницы и медсестры постепенно стала чисто женской, и общество привыкло к этому. А ещё появились новые профессии — например, машинистки и стенографистки. Женщин нанимали в офисы, потому что их «ловкие пальцы» быстро печатали. Бывшие домохозяйки стали в целом смелее и ещё немного свободнее. Они уже относились к работе не как к способу выжить, но как к возможности построить карьеру. Их прозвали «Новые женщины». Они не выходили замуж после колледжа, не заводили детей и не интересовались бытом (а порой и ненавидели его). Вместо этого они катались на велосипедах, носили шаровары-«блумерсы», курили и свободно общались с мужчинами.

Проблема была в том, что даже в начале XX века женщинам позволяли работать. Общество всё равно считало, что женщина должна в первую очередь заботиться о семье и доме.

Тех, кто хотел экономической независимости и равных прав с мужчинами, осуждали и даже считали угрозой. Говорили, что из-за таких женщин общество утратит «моральную порядочность и изящество».

Героини тыла и будущее нации: как домохозяек отправили на заводы и озаботили демографией

Германия: мать нации

В 1920-е годы в Германии сильно снизилась рождаемость. Через десять лет начался ещё и экономический кризис с массовой безработицей, и проблемы усилились. Чтобы решить их, правительство объявило самой почётной ролью для женщины роль матери и хранительницы домашнего очага. Политику в женском вопросе описывал старый лозунг «четырёх К» — Kinder, Kuche, Kirche, Kleider («Дети, Кухня, Церковь, Платье»). Хотя напрямую его в то время не использовали.

Немецким матерям назначили налоговые льготы и другие привилегии. В стране заработала программа брачных кредитов: молодожёнам давали до 1000 рейхсмарок без налога на обустройство жизни. Но было условие — женщина не должна была работать, пока муж не выплатит всю сумму. При этом с рождением каждого ребёнка сумму выплаты снижали на 25%.

К 1937 году в Германии около миллиона женщин посещали специальные образовательные курсы. Там их учили готовить, шить, присматривать за ребёнком и даже искать подходящего «расово чистого» мужа. На партийном съезде того же года общество призвали больше уважать мать и домохозяйку, а не карьеристку. Родив пятерых–шестерых здоровых детей, женщина делает свой вклад в будущее нации. На картинах, скульптурах и плакатах того времени изображали идеал женственности — кормящую грудью мать, окружённую здоровыми детьми. Фоном служил или дом, или идиллический сельский пейзаж. Плакаты вешали в госучреждениях и других местах, где женщины могли их увидеть. 

СССР: свободная женщина

Советской власти было выгодно, чтобы все граждане без исключения работали на благо новой страны. Поэтому первые же декреты Советов гарантировали женщинам право на высшее образование и равную оплату труда. Чтобы женщины выходили из домов на работу, их старались включить в общественно-политическую жизнь. Этим занимались специальные организации — женотделы. Они открывали детские сады, женские клубы и кружки, боролись с женской неграмотностью, проводили агитационные беседы.

Каролина Вилья / Горящая изба

Зависящая от мужа домохозяйка XIX века в СССР стала пережитком прошлого. Её положение считали рабским. На плакатах изображали новую свободную женщину, которая вырвалась из «кухонного рабства» благодаря фабрикам, яслям и столовым. Парадокс в том, что на деле это работало не совсем так.

«Новую женщину» не освободили от домашних обязанностей. Более того, теперь она должна была совместить сразу три роли — ударницы производства, домохозяйки и матери.

При этом многие социальные лифты для женщин по-прежнему оставались недоступными. А партия уже в 1934 году посчитала «женский вопрос» решённым.

Во время Великой Отечественной войны домохозяйки (вместе с пенсионерками и девочками-подростками) заменили на производстве ушедших на фронт мужчин. А после войны женщины восстанавливали страну. Советская пресса писала, что в те годы труд помог женщинам «вырваться из однообразной жизни домохозяйки». В 50–60-е годы уже миллионы женщин работали. Даже если они не хотели, выбора не было — только на зарплату мужа семья не прожила бы. 

США: идеальная домохозяйка

В годы Второй мировой войны миллионы американок работали на предприятиях вместо мужчин. Когда война закончилась, женщины не захотели покидать рабочие места — они поняли, что могут выполнять «мужскую работу» и получать более высокую зарплату. Правительству это было невыгодно — в работе нуждались вернувшиеся с фронта мужчины. Поэтому женщин стали убеждать снова посвятить себя дому и семье. 

Образ домохозяйки стал мелькать в женских журналах, в кино и на телевидении. В 1948 году даже в рекламе обучения на медсестру отметили, что эта профессия идеально готовит к браку и семейной жизни — «развивает уравновешенность» и учит общаться с людьми. Другая реклама того же года намекнула, что «любая женщина мечтает о новом холодильнике».

Бренд посуды Pyrex в своей рекламе сообщил: «Успешные браки начинаются с кухни». На картинке невеста ещё не успела снять фату, но уже надела передник домохозяйки и встала перед духовкой.

Подпись рядом гласила: «теперь хозяйка дома исполнит все свои девичьи мечты — сможет придумывать и готовить чудесные блюда для своего мужа».

Идеальная домохозяйка должна была не только следить за домом, но и радовать глаз. В 1951 в женском журнале Ladies Home Journal поместили рекламу лосьона для рук. У неё был заголовок: «Для каждой женщины, которая ведёт двойную жизнь». Рядом поместили коллаж: слева домохозяйка на кухне, в фартуке и с тарелкой, справа — в вечернем платье рядом с довольным мужем. По замыслу авторов, целый день домохозяйка занята — моет посуду, стирает, готовит. А вечером она должна преобразиться — стать желанной и привлекательной.

В американских школах 50-х преподавали домоводство: школьниц учили готовить, выбирать продукты в супермаркете, покупать микроволновки и холодильники. Их убеждали, что девушки рождены быть домохозяйками — это «данная Богом роль». Замужество было главной целью любой девушки, а семейная жизнь — главным предназначением.

Американок учили жалеть «несчастных», «невротичных» и «неженственных» женщин прошлого — тех, кто пару десятилетий назад боролся за свои права.

В поп-культуре появились свои знаковые домохозяйки. Одной из них стала Джун Кливер — героиня ситкома «Предоставьте это Биверу». Джун была такой, какой несколько поколений представляли идеальную домохозяйку 50-х: скромная жена офисного клерка, которая готовит на всю семью, следит за домом и души не чает в своих детях. Она носила элегантные приталенные платья и почти всегда появлялась в кадре с идеальной укладкой, жемчужными бусами и на каблуках. Она была абсолютно счастлива в своей роли. Но хотя её муж и говорил, что «место женщины на кухне», сама Джун однажды озвучила другую мысль. В одном из эпизодов первого сезона она сказала сыну: «девочки сегодня тоже могут стать врачами или юристами. Они такие же амбициозные, как и мальчики». 

Противоположный пример экранной домохозяйки — Люси Рикардо из популярного ситкома «Я люблю Люси». Эта героиня стала чем-то вроде собирательного образа скучающих домохозяек, которые мечтали проявить себя. Люси считала, что карьера её мужа куда интереснее уборки, стирки и походов за покупками. В одном эпизоде она подсчитала, сколько перемыла посуды за 10 лет брака, и потребовала у мужа электрическую посудомойку. А в другом — прикинула, сколько приготовила обедов за 18 лет брака, ужаснулась и пришла к выводу, что «быть домохозяйкой — жуткая скука».

По словам американской исследовательницы Эллисон Хоун, героини вроде Джун Кливер в глазах общества были чуть ли не святыми. Их считали настоящим воплощением женственности. А «неправильных» домохозяек (тех, что хотели оставить дом, мужей и детей) изображали или злодейками, или комичными и не слишком умными героинями вроде Люси. 

«Проблема, у которой нет названия»: что о домохозяйках писали феминистки

Французская писательница и теоретик феминизма Симона де Бовуар считала домохозяйство рабством. Ещё в 1949 году в своей книге «Второй пол» Бовуар отметила: домохозяйка полностью зависит от мужчины. У неё нет своих денег, и она не умеет зарабатывать. Дома она занята рутинной, бессмысленной и отупляющей работой — стиркой, уборкой, готовкой. Это буквально сизифов труд, ведь «на следующий день посуда будет опять грязная, комнаты — пыльные, бельё — рваное». Домохозяйка топчется на месте, не создаёт ничего нового, не развивается интеллектуально и со временем «теряет любовь к жизни». Как бы её ни уважали, для общества она остаётся человеком, живущим за счёт других. В интервью 1975 года Симона де Бовуар сказала: «Ни одной женщине нельзя позволить сидеть дома и растить детей. У женщин не должно быть такого выбора». 

Каролина Вилья / Горящая изба

В 1963 году о Бовуар вспомнила американская журналистка и феминистка Бетти Фридан. Она упомянула её в своей книге «Загадка женственности». В середине 50-х Фридан сама стала «домохозяйкой из пригорода» — она забеременела и была вынуждена уйти с работы. В новой роли Фридан не чувствовала себя счастливой. В 1957 году она опросила своих бывших однокурсниц и обнаружила, что не одинока.

Многие домохозяйки были подавлены и не понимали, что с ними не так. У них была идеальная сытая и размеренная жизнь с мужем, домом и детьми. Но им будто постоянно чего-то не хватало.

Одна женщина сказала, что чувствует себя «пустой и неполноценной». Другая — что её как будто вообще не существует. Третья — что у неё «нет личности» и она не понимает, кто она. 

По словам Фридан, опрошенных женщин объединила «проблема, у которой нет названия». В какой-то момент они осознали, что им нужно что-то большее, чем муж, дом и дети. Но их никто не понял — даже психотерапевты советовали «адаптироваться к женственности» и «проработать блоки», чтобы реализоваться как мать и жена. Фридан предложила другое решение: вырваться из «ловушки домохозяйства» и найти настоящую себя. Для этого женщина должна осознать свои реальные интересы и способности, преодолеть страхи и найти дело, которым она будет гореть. В последней главе Фридан привела примеры женщин, у которых это получилось. Они не выбирали между карьерой и семьёй и не ставили крест на браке. Им удалось (правда, не без труда) сбалансировать разные стороны жизни.

«Загадка женственности» разошлась тиражом в три миллиона экземпляров, её перевели на множество языков. Позднее исследователи скажут, что эта книга подстегнула вторую волну феминизма — обратила внимание женщин на их проблемы и заставила действовать. У Фридан были свои критики, но сотни женщин писали ей, что она изменила их жизнь. По всей стране женщине среднего класса стали собираться вместе и выступать за социальное и политическое равенство. В том же 1963 году президент Джон Кеннеди подписал Закон о равной оплате труда.

«Важно, что вам позволено выбирать»: как к домохозяйкам относятся сегодня

У современных женщин, в отличие от домохозяек прошлого, есть право выбора. Во многих (хотя до сих пор не во всех) странах они могут посвятить себя карьере. А могут, наоборот, сидеть дома — заниматься детьми, хозяйством и любимыми хобби. Но трудности всё равно остаются. Работающие женщины не перестали заниматься хозяйством. Приходя домой, они по-прежнему тратят время на стирку и уборку, порой не успевая нормально отдыхать. Это называют «второй сменой».

У домохозяек свои проблемы — они сталкиваются со стереотипами и негативом. Интернет пестрит фразами вроде «сериал для домохозяек» и «домохозяйки оценят». Так пренебрежительно говорят о неудачных проектах, подразумевая, что домохозяйки недалёкие и им всё равно, что смотреть. Журналистка Катрин Беннхолд в своей статье для New York Times упомянула, что в развитых странах домохозяек часто считают старомодными и ленивыми. А ещё говорят, что они обременяют общество финансово. Домохозяек также обвиняют в том, что они тратят деньги мужа и зря получают высшее образование (всё равно в жизни не пригодится). 

Из-за стигматизации многим женщинам стыдно признаться, что они домохозяйки. Они охотнее скажут, что просто долго сидят в декрете или ищут работу.

Некоторые женщины словно оправдываются: пишут статьи и посты в блогах о том, что быть домохозяйкой — так же нормально, как и работать. Это выбор взрослого человека, и он не делает женщину менее значимой или менее феминисткой. На Reddit один из пользователей провёл параллель:

«Женщины в Квебеке протестуют за право носить паранджу, а женщины в Иране протестуют за право её не носить. И те, и другие могут быть феминистками. Важно не то, какой выбор вы делаете, а то, что вам позволено выбирать».

Несмотря на то что женщина может сама выбрать роль домохозяйки, риски для неё есть. Как отметила одна из пользовательниц Reddit, домохозяйки зависят от мужа. Если он заболеет, умрёт, захочет развестись, потеряет работу или окажется абьюзером, женщине будет трудно. Поэтому важно заранее подстраховаться — получить навыки для трудоустройства и накопить финансовую подушку.

Комментарии

Станьте первым, кто оставит комментарий