Восприятие образа домохозяйки менялось много раз. В одно время звание «хранительницы очага» было для женщин почётным. В другое жизнь домохозяек считали унылой, а их самих — ленивыми и недалёкими. Со стереотипами, стигмой и давлением домохозяйки сталкиваются до сих пор.
«Дороже жемчугов»: как к домохозяйкам относились в древности
В древнем мире женщины заведовали домом, но отнюдь не бездельничали. Домохозяйка олицетворяла главные «женские добродетели» — покорность и трудолюбие. В ветхозаветной «Книге Притчей Соломоновых» идеальная «добродетельная жена» следит Книга Притчей Соломоновых, Глава 31, стихи 13-31 / Библия-Центр за хозяйством: добывает шерсть и лён, кормит и одевает всех домашних (включая служанок), сажает виноград и ткёт покрывала на продажу. Она работает практически без отдыха — «светильник её не гаснет и ночью». За это её любят дети и хвалит муж. Для него такая женщина «дороже жемчугов».
В Месопотамии мужчина обеспечивал Women in the Ancient Near East / OAPEN дом зерном и шерстью. А задачей женщины было испечь из этого зерна хлеб и связать из шерсти одежду. Ещё домохозяйка была в буквальном смысле хранительницей очага — именно она отвечала за запас дров. В Древней Греции и Древнем Риме главной обязанностью женщины тоже были The Role and Position of Women in Roman North African Society / СORE дом и дети.
В Средние века такое отношение к домохозяйкам укрепило христианство: Церковь считала Perception of Female Virginity in the Medieval West and its Conceptualisation in the Medieval Welsh Law Codes / ResearchGate женщину собственностью мужчины, источником греха и орудием дьявола. В публичной жизни она не участвовала. Крестьянки должны были An Exploration of Conformity to Medieval Male and Female Roles in the Chronicle of Alfonso X / East Carolina University заниматься хозяйством, рожать и воспитывать детей. Дом считали территорией женщины, а всё, что снаружи, — территорией мужчины.
У знатных женщин было чуть больше прав и возможностей. В XVIII веке королевы династии Каролингов выходили замуж и становились The Power of Women through the Family in Medieval Europe: 500-1100 / Jstor , по сути, домохозяйками. Но они следили не просто за домами, а за имперскими владениями. Король Карл Великий в документе Капитулярий о поместьях / Из капитуляриев Карла Великого // Карл Великий. Через Империю к Европе «Капитулярий о поместьях» зафиксировал полномочия королевы: она могла приказывать управляющим поместьями, а её приказы нужно было выполнять точно в срок. Хотя такая власть была не у всех знатных домохозяек.
В 1524 год богослов Мартин Лютер подчеркнул Jeopardized Virginity an Analysis of Rape and Spiritual Virginity in Medieval Europe / Florida State University Libraries : «женщина не властна над собой. Бог создал её тело, чтобы она была с мужчиной, рожала детей и растила их».
При этом Лютер считал Women as wives and rulers in Martin Luther's theology / A Journal of Theology Dialog , что изначально мужчина и женщина были равными, но всё изменило грехопадение Евы. В наказание она (как и все женщины) стала подчиняться мужу.
В идеальном мире женщина могла бы править наравне с мужчиной. Но в «падшем» её власть ограничена домашним хозяйством.
От «Ангела в доме» до «Новой Женщины»: как домохозяйки открыли для себя путь карьеристки
Долгое время мир женщин замыкался на доме, они зависели Женский труд / БСЭ от своих мужей, не могли сами зарабатывать. В Англии XIX века для идеальной домохозяйки даже придумали The Angel in the House and Fallen Women: Assigning Women their Places in Victorian Society / University of Oxford, Department for Continuing Education выражение «Ангел в доме». Так называлась поэма английского поэта и критика Ковентри Патмора. В ней он описал эталон жены: скромная и целомудренная, она безоговорочно любит и поддерживает своего мужа, полностью подчиняется ему и заботится о детях. Это почти неземное существо, которому неведомы гнев и эгоизм.
В США начала XIX века царил Changing Ideals of Womanhood During the Nineteenth-Century Woman Movement / BGSU культ «Истинной Женственности». Семья, школа и церковь с ранних лет учили девочек вести хозяйство и воспитывать детей. О женщинах, которые хотели чего-то большего, говорили The Cult of True Womanhood: Women of the Mid-nineteenth Century and Their Assigned Roles as Reflected in Contemporary Writing / U-M Library , что они «подрывают основы цивилизации и семьи».
Выйдя замуж, «Истинная Женщина» должна была Changing Ideals of Womanhood During the Nineteenth-Century Woman Movement / BGSU быть скромной, благочестивой и покорной. Её главной задачей было превратить дом в убежище — островок стабильности, где муж мог укрыться The Cult of True Womanhood: Women of the Mid-nineteenth Century and Their Assigned Roles as Reflected in Contemporary Writing / U-M Library от сурового внешнего мира.
В то время верили, что работа и жёсткая конкуренция делают мужчину грубее. А «Истинная Женщина» помогала ему сохранить «мягкую человечную сторону».
Во второй половине XIX века набирала обороты индустриализация, в США случилась Гражданская война, и идеал зависимой жены-домоседки больше не казался таким убедительным. На смену «Истинной Женщине» пришла Changing Ideals of Womanhood During the Nineteenth-Century Woman Movement / BGSU «Реальная Женщина». Строго говоря, она осталась домохозяйкой. Брак и домашние обязанности по-прежнему считали важнее карьеры. Даже суфражистки, которые добивались избирательных прав для женщин, не спешили The Radicalism of the Woman Suffrage Movement: Notes toward the Reconstruction of Nineteenth-Century Feminism / JSTOR упразднить домохозяек.
В то же время домохозяйки перестали быть хрупкими и беспомощными: теперь они занимались Changing Ideals of Womanhood During the Nineteenth-Century Woman Movement / BGSU гимнастикой и греблей, катались на коньках и ездили верхом. Они могли выучиться и работать, чтобы обеспечить себя без вынужденного брака. Доход выручал и при тяжёлой болезни или смерти мужа.
«Публичная» работа учительницы и медсестры постепенно стала Changing Ideals of Womanhood During the Nineteenth-Century Woman Movement / BGSU чисто женской, и общество привыкло к этому. А ещё появились новые профессии — например, машинистки и стенографистки. Женщин нанимали в офисы, потому что их «ловкие пальцы» быстро печатали. Бывшие домохозяйки стали в целом смелее и ещё немного свободнее. Они уже относились к работе не как к способу выжить, но как к возможности построить карьеру. Их прозвали «Новые женщины». Они не выходили замуж после колледжа, не заводили детей и не интересовались бытом (а порой и ненавидели его). Вместо этого они катались The New Woman, Childbearing, and the Reconstruction of Gender, 1880-1900 / JSTOR на велосипедах, носили шаровары-«блумерсы», курили и свободно общались с мужчинами.
Проблема была в том, что даже в начале XX века женщинам позволяли работать. Общество всё равно считало, что женщина должна в первую очередь заботиться о семье и доме.
Тех, кто хотел экономической независимости и равных прав с мужчинами, осуждали и даже считали Changing Ideals of Womanhood During the Nineteenth-Century Woman Movement / BGSU угрозой. Говорили, что из-за таких женщин общество утратит «моральную порядочность и изящество».
Героини тыла и будущее нации: как домохозяек отправили на заводы и озаботили демографией
Германия: мать нации
В 1920-е годы в Германии сильно снизилась Статус замужней женщины в нацистской Германии (1933-1939) / Киберленинка рождаемость. Через десять лет начался ещё и экономический кризис с массовой безработицей, и проблемы усилились. Чтобы решить их, правительство объявило самой почётной ролью для женщины роль матери и хранительницы домашнего очага. Политику в женском вопросе описывал старый лозунг Дети, кухня, церковь / Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений «четырёх К» — Kinder, Kuche, Kirche, Kleider («Дети, Кухня, Церковь, Платье»). Хотя напрямую его в то время не использовали.
Немецким матерям назначили https://www.jstor.org/stable/4397988?read-now=1&seq=2#page_scan_tab_contents налоговые льготы и другие привилегии. В стране заработала “Our Weapon is the Wooden Spoon:” Motherhood, Racism, and War: The Diverse Roles of Women in Nazi Germany / East Tennessee State University, Electronic Theses and Dissertations программа брачных кредитов: молодожёнам давали до 1000 рейхсмарок без налога на обустройство жизни. Но было условие — женщина не должна была Politics of Gender: Women in Nazi Germany / JSTOR работать, пока муж не выплатит всю сумму. При этом с рождением каждого ребёнка сумму выплаты снижали на 25%.
К 1937 году в Германии около миллиона женщин посещали “Our Weapon is the Wooden Spoon:” Motherhood, Racism, and War: The Diverse Roles of Women in Nazi Germany / Electronic Theses and Dissertations специальные образовательные курсы. Там их учили готовить, шить, присматривать за ребёнком и даже искать подходящего «расово чистого» мужа. На партийном съезде того же года общество призвали больше уважать мать и домохозяйку, а не карьеристку. Родив пятерых–шестерых здоровых детей, женщина делает свой вклад в будущее нации. На картинах, скульптурах и плакатах того времени изображали “Our Weapon is the Wooden Spoon:” Motherhood, Racism, and War: The Diverse Roles of Women in Nazi Germany / Electronic Theses and Dissertations идеал женственности — кормящую грудью мать, окружённую здоровыми детьми. Фоном служил или дом, или идиллический сельский пейзаж. Плакаты вешали Mothers for Germany: a look at the ideal woman in Nazi propaganda / Iowa State University, Graduate Theses and Dissertations в госучреждениях и других местах, где женщины могли их увидеть.
СССР: свободная женщина
Советской власти было выгодно, чтобы все граждане без исключения работали на благо новой страны. Поэтому первые же декреты Советов гарантировали женщинам право на высшее образование и равную оплату труда. Чтобы женщины выходили из домов на работу, их старались включить ЖЕНОТДЕЛЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОПАГАНДЫ И АГИТАЦИИ СРЕДИ КРЕСТЬЯНОК И РАБОЧИХ / Киберленинка в общественно-политическую жизнь. Этим занимались специальные организации — женотделы. Они открывали РОЛЬ ЖЕНОТДЕЛА ЦК РКП(Б) ПО УКРЕПЛЕНИЮ СЕМЬИ В СОВЕТСКОМ ГОСУДАРСТВЕ (ИСТОРИЧЕСКИЕ УРОКИ 1919-1930 ГГ.) / Киберленинка детские сады, женские клубы и кружки, боролись с женской неграмотностью, проводили агитационные беседы.
Зависящая от мужа домохозяйка XIX века в СССР стала Технологии создания мифа о равноправии полов: советские практики / Киберленинка пережитком прошлого. Её положение считали Вовлечение женщин в процесс строительства советского общества в 1920-e гг. (по материалам юга Западной Сибири) / Киберленинка рабским. На плакатах изображали «Женский мир» в советском плакате 1910-1930-х годов: эволюция мифологических конструктов / новую свободную женщину, которая вырвалась из «кухонного рабства» благодаря фабрикам, яслям и столовым. Парадокс в том, что на деле это работало не совсем так.
«Новую женщину» не освободили от домашних обязанностей. Более того, теперь она должна была совместить сразу три роли Технологии создания мифа о равноправии полов: советские практики / Киберленинка — ударницы производства, домохозяйки и матери.
При этом многие социальные лифты для женщин по-прежнему оставались недоступными «Женский вопрос» без ответа: эволюция проблемы в советской России в 1920 – 1930-е гг / Киберленинка . А партия уже в 1934 году посчитала «женский вопрос» решённым.
Во время Великой Отечественной войны домохозяйки (вместе с пенсионерками и девочками-подростками) заменили Подготовка женских кадров для промышленности и сельского хозяйства Урала в военный период 1941-1945 гг / Киберленинка на производстве ушедших на фронт мужчин. А после войны женщины восстанавливали Образ советской труженицы в первое послевоенное десятилетие (по материалам специальных женских изданий) / Киберленинка страну. Советская пресса писала, что в те годы труд помог женщинам «вырваться из однообразной жизни домохозяйки». В 50–60-е годы уже миллионы женщин работали Технологии создания мифа о равноправии полов: советские практики / Киберленинка . Даже если они не хотели, выбора не было — только на зарплату мужа семья не прожила бы.
США: идеальная домохозяйка
В годы Второй мировой войны миллионы американок работали The 1950’s and the 1960’s and the American Woman: the transition from the ”housewife” to the feminist / HAL на предприятиях вместо мужчин. Когда война закончилась, женщины не захотели покидать рабочие места — они поняли, что могут выполнять «мужскую работу» и получать более высокую зарплату. Правительству это было невыгодно — в работе нуждались вернувшиеся с фронта мужчины. Поэтому женщин стали убеждать снова посвятить себя дому и семье.
Образ домохозяйки стал мелькать Women in the 1950s / Eisenhower Presidential Library, Museum, and Boyhood Home в женских журналах, в кино и на телевидении. В 1948 году даже в рекламе обучения на медсестру отметили The distorting image: women and advertising, 1900-1960 / University of Massachusetts Amherst , что эта профессия идеально готовит к браку и семейной жизни — «развивает уравновешенность» и учит общаться с людьми. Другая реклама того же года намекнула, что «любая женщина мечтает о новом холодильнике».
Бренд посуды Pyrex в своей рекламе сообщил Escaping June Cleaver: The Domestication of Women Through Advertising / CORE : «Успешные браки начинаются с кухни». На картинке невеста ещё не успела снять фату, но уже надела передник домохозяйки и встала перед духовкой.
Подпись рядом гласила: «теперь хозяйка дома исполнит все свои девичьи мечты — сможет придумывать и готовить чудесные блюда для своего мужа».
Идеальная домохозяйка должна была не только следить за домом, но и радовать глаз. В 1951 в женском журнале Ladies Home Journal поместили Imagining the Housewife: Mediated Representations of Gender in Post-War America / Georgia State University ScholarWorks рекламу лосьона для рук. У неё был заголовок: «Для каждой женщины, которая ведёт двойную жизнь». Рядом поместили коллаж: слева домохозяйка на кухне, в фартуке и с тарелкой, справа — в вечернем платье рядом с довольным мужем. По замыслу авторов, целый день домохозяйка занята — моет посуду, стирает, готовит. А вечером она должна преобразиться — стать желанной и привлекательной.
В американских школах 50-х преподавали Home Economics and “Housewifery” in 1950s America / CORE домоводство: школьниц учили готовить, выбирать продукты в супермаркете, покупать микроволновки и холодильники. Их убеждали, что девушки рождены быть домохозяйками — это «данная Богом роль». Замужество было главной целью любой девушки, а семейная жизнь — главным предназначением.
Американок учили The 1950’s and the 1960’s and the American Woman: the transition from the ”housewife” to the feminist / HAL жалеть «несчастных», «невротичных» и «неженственных» женщин прошлого — тех, кто пару десятилетий назад боролся за свои права.
В поп-культуре появились свои знаковые домохозяйки. Одной из них стала Imagining the Housewife: Mediated Representations of Gender in Post-War America / Georgia State University ScholarWorks Джун Кливер — героиня ситкома «Предоставьте это Биверу». Джун была такой, какой несколько поколений представляли идеальную домохозяйку 50-х: скромная жена офисного клерка, которая готовит Escaping June Cleaver: The Domestication of Women Through Advertising / CORE на всю семью, следит за домом и души не чает в своих детях. Она носила элегантные приталенные платья June Cleaver was definately against tattoos / YouTube и почти всегда появлялась в кадре с идеальной укладкой, жемчужными бусами и на каблуках. Imagining the Housewife: Mediated Representations of Gender in Post-War America / Georgia State University ScholarWorks Она была абсолютно счастлива Women and Domesticity in the 1950s / Oxford University Press в своей роли. Но хотя её муж и говорил, что «место женщины на кухне», сама Джун однажды озвучила другую мысль. В одном из эпизодов первого сезона она сказала June Cleaver on womens changing roles in the 1960s / YouTube сыну: «девочки сегодня тоже могут стать врачами или юристами. Они такие же амбициозные, как и мальчики».
Противоположный пример экранной домохозяйки — Люси Рикардо из популярного ситкома «Я люблю Люси». Эта героиня стала Imagining the Housewife: Mediated Representations of Gender in Post-War America / Georgia State University ScholarWorks чем-то вроде собирательного образа скучающих домохозяек, которые мечтали проявить себя. Люси считала, что карьера её мужа куда интереснее уборки, стирки и походов за покупками. В одном эпизоде она подсчитала I Love Lucy | The girls revolt over housework and want modern conveniences / YouTube , сколько перемыла посуды за 10 лет брака, и потребовала у мужа электрическую посудомойку. А в другом — прикинула I Love Lucy | Lucy decides she must re-enter the workforce / YouTube , сколько приготовила обедов за 18 лет брака, ужаснулась и пришла к выводу, что «быть домохозяйкой — жуткая скука».
По словам Escaping June Cleaver: The Domestication of Women Through Advertising / CORE американской исследовательницы Эллисон Хоун, героини вроде Джун Кливер в глазах общества были чуть ли не святыми. Их считали настоящим воплощением женственности. А «неправильных» домохозяек (тех, что хотели оставить дом, мужей и детей) изображали или злодейками, или комичными и не слишком умными героинями вроде Люси.
«Проблема, у которой нет названия»: что о домохозяйках писали феминистки
Французская писательница и теоретик феминизма Симона де Бовуар считала “SIMONE DE BEAUVOIR AND WHY IT'S IMMORAL TO BE A HOUSEWIFE” / JSTOR домохозяйство рабством. Ещё в 1949 году в своей книге «Второй пол» Бовуар отметила The Second Sex / The New University in Exile Consortium : домохозяйка полностью зависит от мужчины. У неё нет своих денег, и она не умеет зарабатывать. Дома она занята рутинной, бессмысленной и отупляющей работой — стиркой, уборкой, готовкой. Это буквально сизифов труд, ведь «на следующий день посуда будет опять грязная, комнаты — пыльные, бельё — рваное». Домохозяйка топчется на месте, не создаёт ничего нового, не развивается интеллектуально и со временем «теряет любовь к жизни». Как бы её ни уважали, для общества она остаётся человеком, живущим за счёт других. В интервью 1975 года Симона де Бовуар сказала: «Ни одной женщине нельзя позволить сидеть дома и растить детей. У женщин не должно быть такого выбора».
В 1963 году о Бовуар вспомнила американская журналистка и феминистка Бетти Фридан. Она упомянула её в своей книге The Feminine Mystique / National Humanities Center «Загадка женственности». В середине 50-х Фридан сама стала Feminism: The Second Wave / National Women's History Museum «домохозяйкой из пригорода» — она забеременела и была вынуждена уйти с работы. В новой роли Фридан не чувствовала себя счастливой. В 1957 году она опросила своих бывших однокурсниц и обнаружила, что не одинока.
Многие домохозяйки были подавлены и не понимали, что с ними не так. У них была идеальная сытая и размеренная жизнь с мужем, домом и детьми. Но им будто постоянно чего-то не хватало.
Одна женщина сказала, что чувствует себя «пустой и неполноценной». Другая — что её как будто вообще не существует. Третья — что у неё «нет личности» и она не понимает, кто она.
По словам Фридан, опрошенных женщин объединила «проблема, у которой нет названия». В какой-то момент они осознали, что им нужно что-то большее, чем муж, дом и дети. Но их никто не понял — даже психотерапевты советовали «адаптироваться к женственности» и «проработать блоки», чтобы реализоваться как мать и жена. Фридан предложила другое решение: вырваться из «ловушки домохозяйства» и найти настоящую себя. Для этого женщина должна осознать свои реальные интересы и способности, преодолеть страхи и найти дело, которым она будет гореть. В последней главе Фридан привела примеры женщин, у которых это получилось. Они не выбирали между карьерой и семьёй и не ставили крест на браке. Им удалось (правда, не без труда) сбалансировать разные стороны жизни.
«Загадка женственности» разошлась The Feminine Mystique / Origins: Current Events in Historical Perspective тиражом в три миллиона экземпляров, её перевели Publication of "The Feminine Mystique" by Betty Friedan / Jewish Women's Archive на множество языков. Позднее исследователи скажут, что эта книга подстегнула вторую волну феминизма — обратила внимание женщин на их проблемы и заставила действовать. У Фридан были свои критики, но сотни женщин писали ей, что она изменила их жизнь. По всей стране женщине среднего класса стали Feminism: The Second Wave / National Women's History Museum собираться вместе и выступать за социальное и политическое равенство. В том же 1963 году президент Джон Кеннеди подписал Закон о равной оплате труда.
«Важно, что вам позволено выбирать»: как к домохозяйкам относятся сегодня
У современных женщин, в отличие от домохозяек прошлого, есть право выбора. Во многих (хотя до сих пор не во всех Women bear brunt of Afghanistan job losses / International Labour Organization ) странах они могут посвятить себя карьере. А могут, наоборот, сидеть дома — заниматься детьми, хозяйством и любимыми хобби. Но трудности всё равно остаются. Работающие женщины не перестали заниматься хозяйством. Приходя домой, они по-прежнему тратят время на стирку и уборку, порой не успевая нормально отдыхать. Это называют «второй сменой».
У домохозяек свои проблемы — они сталкиваются со стереотипами и негативом. Интернет пестрит фразами вроде «сериал для домохозяек» и «домохозяйки оценят». Так пренебрежительно говорят о неудачных проектах, подразумевая, что домохозяйки недалёкие и им всё равно, что смотреть. Журналистка Катрин Беннхолд в своей статье для New York Times упомянула The Stigma of Being a Housewife / The New York Times , что в развитых странах домохозяек часто считают старомодными и ленивыми. А ещё говорят, что они обременяют общество финансово. Домохозяек также обвиняют Part of Material Opression: A Study On Romanticism and Stigma of The Role of Housewives and Working Mothers / Academia в том, что они тратят деньги мужа и зря получают высшее образование (всё равно в жизни не пригодится).
Из-за стигматизации многим женщинам стыдно The Stigma of Being a Housewife / The New York Times признаться, что они домохозяйки. Они охотнее скажут, что просто долго сидят в декрете или ищут работу.
Некоторые женщины словно оправдываются: пишут статьи Мнение: быть домохозяйкой — нормальный и нестыдный выбор / Т-Ж и посты в блогах о том, что быть домохозяйкой — так же нормально, как и работать. Это выбор взрослого человека, и он не делает женщину менее значимой или менее феминисткой. На Reddit один из пользователей провёл параллель:
«Женщины в Квебеке протестуют за право носить паранджу, а женщины в Иране протестуют за право её не носить. И те, и другие могут быть феминистками. Важно не то, какой выбор вы делаете, а то, что вам позволено выбирать».
Несмотря на то что женщина может сама выбрать роль домохозяйки, риски для неё есть. Как отметила Being a housewife/husband shouldn’t be shameful / Reddit одна из пользовательниц Reddit, домохозяйки зависят от мужа. Если он заболеет, умрёт, захочет развестись, потеряет работу или окажется абьюзером, женщине будет трудно. Поэтому важно заранее подстраховаться — получить навыки для трудоустройства и накопить финансовую подушку.