14 февраля в российский прокат вышел фильм «Непослушная» — эротическая мелодрама с Александром Петровым. Аля Александрова посмотрела её в кино (это было тяжело) и рассказывает, почему создателям не удалось сделать вторые «Пятьдесят оттенков серого».
О чём фильм «Непослушная»
Двадцатилетняя Эля (Анастасия Резник) — студентка-эколог в МГУ. Она живёт в общежитии, встречается с однокурсником Тёмой, с которым они постоянно занимаются экоактивизмом: спасают животных, устраивают митинги и запускают петиции. Однажды на прогулке в московском Битцевском лесу Эля видит, как там разворачивается стройка небоскрёба «Битцы-тауэр», и рассказывает об этом в своём блоге.
Элин активизм привлекает внимание застройщика и деканата. На лекцию в МГУ приглашают самодовольного Матвея (Александр Петров) — сына влиятельного строительного магната, автора «Битцы-тауэр». Пока Матвей презентует свой проект перед студентами, Эля вступает с ним в перепалку и приводит железные аргументы, почему строительство небоскрёба на этом месте невозможно. Однако деканат активизм девушки не поддерживает: её отчисляют.
Тем временем Матвей, сражённый дерзостью студентки, ищет с ней встречи. Он ставит Эле ультиматум: если она поживёт с ним неделю, будет выполнять все его просьбы и сможет в него не влюбиться, он остановит стройку. Ради спасения леса Эля соглашается, но ставит ответное условие: «никакого полового акта».
Что не так с «Непослушной» (всё)
Харассмент обыкновенный
Предполагалось, что история отношений экоактивистки и капиталиста будет дышать страстью и бешеным сексуальным напряжением. Но все действия героя похожи не на изящные ухаживания, а на обычные домогательства. Своё общение с девушкой Матвей начинает даже не с ухаживаний, а с сальных комментариев. «На планете происходит 50 миллионов половых актов. Вот у вас когда последний раз был?» — говорит он ей.
У Матвея даже имеется подобие «Красной комнаты» Кристиана Грея — неоновая комната с разными секс-игрушками, которую он с гордостью показывает Эле. Правда, почему-то у секс-гуру игрушки лежат прямо на столе — надеюсь, он хотя бы протирает с них пыль. У мистера Грея секс-игрушки хотя бы были спрятаны в ящичках (но так хранить игрушки тоже не стоит: после использования их рекомендуется обработать тойклинером и убрать в мешочек, который обычно идёт к ним в наборе).
Матвей, как и многие российские мужчины, понимает слова Эли буквально: никакого полового акта — значит, никакого члена в вагину. А всё остальное — не считается.
Поэтому наш герой пытается всячески обходить это условие. Пойдём, покажу тебе свою комнату с секс-приблудами. А вот, кстати, тебе дистанционный вибратор на зачёт — ну никакого полового акта же, и ты же обещала выполнять все мои просьбы. Или, может, запустить руку к тебе в трусы, пока ты ведёшь машину? А давай я позову стилиста и буду одевать тебя в сексуальные платья, как куклу, даже если тебе это не нравится?
Матвей, вероятно, мнит себя очень смекалистым и находчивым героем-любовником. Во время перепалки на лекции Эля подшучивает над ним, что, если он так зациклен на фаллических символах, возможно, он пытается компенсировать свои скромные размеры. Поэтому он решает её удивить. Матвей отводит Элю в мастерскую, где с их тел снимают слепки. На одном из ужинов Матвей объявляет время десерта и достаёт скульптуры из белого шоколада по тем самым слепкам. У Матвея на столе — шоколадная грудь Эли. А перед Элей — шоколадный эрегированный пенис Матвея. Героя так задел комментарий студентки, что он решил доказать ей обратное. Дикпик, но для богатых.
По сюжету Матвею тридцать три года, у него есть деньги, связи и власть. И почему-то ему кажется отличной идеей позвать жить к себе двадцатилетнюю студентку, ещё и на условиях, что она будет выполнять его просьбы. В жизни такая разница в возрасте и в положении называется дисбалансом власти, который может привести к злоупотреблению этой властью и к насилию.
Карикатурный активизм
Режиссёр пытается заигрывать с зелёной повесткой. Фильм мельком говорит о важности сохранения природных заповедников и о бережном отношении к животным. Хвалю его старания, но жизнь студентов-экологов он решил изобразить максимально стереотипно. Все их разговоры — только об экологии. Всё свободное время они то спасают животных, то разбивают лагерь около стройки, то устраивают активизм в университете. У Тёмы в общаге живут спасённые им курицы. А Эля буквально произносит фразу «Извини, я сегодня занята, мне нужно спасать собак». Даже на свидание Тёма хотел пригласить Элю не куда-нибудь, а в заповедник. На случай если зритель не понял, что они экоактивисты.
Образ самой Эли тоже собрал стереотипное комбо. Её изобразили так, как обычно пользователи Двача представляют себе фем-активисток. Она резкая и грубая, а с «непосвящёнными» общается довольно надменно. Конечно, такие люди действительно бывают, тем более если им двадцать. Но образ Эли строится не на симпатии к горячности юности — а на простом незнании, кто такие активисты.
Женщина, которую нужно «укротить»
Эля — девушка с характером. Она целеустремлённая и смелая. Может постоять за себя и отстоять свои границы, если ей что-то не нравится. Она не стесняется дерзить декану или влиятельному Матвею, который заявился на лекцию на дорогой машине и в компании охранников.
И Элин активизм, и то, как она отстаивает свои границы и независимость, в контексте фильма воспринимаются как капризы, «юношеский максимализм», который нужно «укротить». А её условие, что спать она с Матвеем не будет, воспринимается последним как вызов. Как будто девушка не говорит о своих чувствах и о том, что её правда волнует, — а просто выпендривается. Потому что «мужика у неё нормального не было».
Ради спасения заповедника Эля готова поехать к незнакомому мужчине. Снова получается, что ради того, чтобы чего-то добиться, девушке нужно стать секс-игрушкой для мужчины.
Причём то, о чём мы тут с вами говорим, в фильме даже проговаривается. Когда Эля ведёт стрим для подписчиков, она называет Матвея склонным к абьюзу, подшучивает над ним, глядя на его секс-комнату, что он пересмотрел «Пятьдесят оттенков». Когда он приводит её делать с неё скульптуру, Эля говорит: «Ты что, решил сделать из меня секс-куклу?». «Почти», — отвечает ей Матвей, хихикая. Ничего из того, что говорит девушка, как будто не воспринимается всерьёз.
Плохая эротика
«Пятьдесят оттенков серого» работали в первую очередь потому, что были сделаны женщинами для женщин. Кристиан Грей и в книге, и в фильмах показан глазами героини. Это современная фантазия о прекрасном принце, который, желательно, выглядит как Джейми Дорнан, ужасно богат, занимается сексом как бог, ещё и осознанно меняется ради любимой. И книга, и фильмы неплохо погружали во внутренний мир Анастейши — как ощущает себя неискушённая женщина, которая расширяет границы своего сексуального опыта.
Фильм «Непослушная» собрал в основной съёмочной группе мужчин, и это чувствуется. Смотреть на идеальную укладку, брови, идеально гладкие ноги и сочетающийся комплект кружевного белья главной героини уже надоело. Ещё и у студентки-второкурсницы. Серьёзно?
Промокампания «Непослушной» обещала бурное и чувственное эротическое приключение с элементами БДСМ. Звучало отлично — если нет внятного сюжета и продуманных персонажей, то, может, красивые постельные сцены исправят ситуацию. И снова провал: вместо обещанной чувственной эротики у нас есть клиповая нарезка, как Александр Петров отводит душу с проституированными женщинами, скромный фингеринг в машине и постельная сцена героев ближе к финалу, снятая в слоумо под какой-то попсовый трек (ещё и без прелюдии!) И сцена со связыванием, почему-то добавленная после титров.
Эротика отличается от порнографии своей художественностью. За постельными сценами обычно стоит какая-то предыстория, чувства, влечение. Камера может фокусироваться на мелких деталях: лёгких прикосновениях, мурашках на теле, взгляде. Зритель может буквально почувствовать себя участником процесса. Но несколько крупных планов груди Анастасии Резник, слоумо и яркие стоны — это не эротика. Это безвкусица.
Стоит ли смотреть фильм «Непослушная»
Когда я пошла в кино, я надеялась, что будет настолько плохо, что будет хорошо. Например, диалоги в «Оттенках» плохие, но от этого кино становится только лучше, потому что хотя бы можно похихикать. Здесь же просто плохо — даже нечего растащить на мемы.
Какой-то внятной истории любви здесь нет: химии между героями никакой, любви тоже, почему вдруг к финалу Эля изменила своё отношение к Матвею — неясно. Если вам хотелось посмотреть на красивый секс, это тоже не сюда — из двухчасового хронометража постельных сцен тут минут на десять, да и те не впечатляют. Короче говоря — очередная патриархальная дичь, снятая через призму «мужского взгляда».
Как-то в нашем телеграме мы спрашивали читательниц, какие постельные сцены в кино они назвали бы лучшими. Среди ответов были «Нормальные люди», «Дрянь» или «Искупление». Если ищете что-то чувственное на вечер, то загляните лучше в эту подборку. А фильм «Непослушная» совсем того не стоит.