Первая часть франшизы «Сумерки» вышла на экраны в 2008 году. Над персонажами и сыгравшими их актёрами посмеивались, историю пародировали и считали глупым и несерьёзным кино «для девочек». Пятнадцать лет спустя «сумеречную» сагу разбирают на мемы, обсуждают в соцсетях, а главную героиню начали считать символом girl power.
За что хейтили «Сумерки»
Несерьёзность истории
По сюжету старшеклассница Белла переезжает к отцу в маленький городок Форкс. В местной школе она знакомится с загадочным одноклассником Эдвардом Калленом. Новые друзья рассказывают, что он и его семья держатся особняком и что о них почти ничего не известно. Оказывается, неспроста: Каллены — вампиры. Влюбившись в Эдварда, Белла меняет свою жизнь навсегда. Теперь героиня втянута в кровавое противостояние вампирских кланов.
Когда «Сумерки» только вышли, их презрительно называли подростковой историей: сюжеты с вампирами и оборотнями тогда считались в лучшем случае развлечением для подростков. Первоисточник, по которому сняты фильмы, — романы Стефани Майер — тоже критиковали. И дело не только в стереотипах о том, что янг-эдалт-литература — что-то несерьёзное. «Король» жанра ужасов (и автор «вампирского» романа «Жребий Салема») Стивен Кинг однажды заявил: книги Майер очень слабые, потому что она «попросту не умеет писать».
Читатели с ним соглашались. По их мнению, в романе нелепо всё. История полна логических несостыковок: доктор Каллен слишком молод для отца взрослых приёмных детей, Эдвард носит солнцезащитные очки, хотя вампиры не выходят на солнце, а его братья и сёстры так остро реагируют на запах крови, что давно должны были напасть на кого-то в школе. Ещё публика издевательски называла язык, которым общаются герои, примитивным. Диалоги вроде «Ты мой личный сорт героина» или «Лев влюбился в бедную овечку» казались глупыми. «„Сумерки“ предназначены для предпубертатных девочек с ограниченными воображением и словарным запасом», — писали на Reddit.
«Неправильный» выбор актёров и скучные персонажи
Эдварда Каллена в исполнении Роберта Паттинсона называли «слащавым вампиром» — из-за внешности. Его обвиняли в «замороченности на долге и чести». Эдвард из принципа не пьёт человеческую кровь, а вампир-вегетарианец — это «просто смешно». Хейтеры были уверены, что Каллен-младший соткан из скучных положительных качеств. Кто-то, наоборот, считал актёра «уродливым» для этой роли. Фанаты книг Майер угрожали, что из-за этого не будут смотреть фильм с Паттинсоном, и даже создали петицию против этого кастинг-решения. Изначально Стефани Майер и фанаты хотели видеть Эдвардом Генри Кэвилла, который обычно играл романтичных красавцев, например Мелота в драме «Тристан и Изольда» и Охотника в мюзикле «Красная Шапочка».
Беллу в воплощении Кристен Стюарт высмеивали за однообразие мимики: «вечно открытый рот» и отсутствие эмоций на лице. Её называли унылой, пустой и «неживой» — по сути, «человеком без свойств». Сложно сказать, какой у неё характер: в нём нет ни одной яркой черты. Актёрскую игру Стюарт тоже оценивали низко: её трижды номинировали на антипремию «Золотая малина» за худшую женскую роль, а в 2013 году актриса выиграла «награду». Роберта Паттинсона два раза номинировали в категории «худшая мужская роль», а их экранную пару со Стюарт трижды пытались признать худшим актёрским дуэтом.
Антифеминистский посыл
«Сумеркам» досталось и за то, как здесь изображали женщин. В своей статье «Антифеминистский характер Беллы Свон» писательница Рени Эддо-Лодж называет историю глубоко архаичной. По мнению авторки, на протяжении всего сюжета Беллу описывают пассивной и хрупкой женщиной, которая стоит в стороне от событий, пока мужчины решают проблемы.
О безопасности героини заботится Эдвард, оберегая её от могущественного клана Вольтури. Эддо-Лодж считает: Белла лишена любой автономии. Эдвард всячески ограничивает её общение с «опасным оборотнем» Джейкобом и в итоге подводит к решению выйти замуж, хотя героине на тот момент всего 18 лет. Она настолько зависима от этих отношений, что, когда Каллены внезапно уезжают, на несколько месяцев впадает в депрессию. Получается, вся её жизнь определяется только романом с Калленом. «В свободное от Эдварда время Белла занимается домашними делами и готовит ужины для отца», — подчёркивает патриархальные установки книги Эддо-Лодж.
То же самое происходит со второстепенными женскими персонажами, которые будто бы не существуют отдельно от партнёров. Эсме почти не покидает дом и не мыслит жизни без Карлайла, Розали неразлучна с Эмметом, а Лия тоскует, когда Сэм бесследно исчезает. «Выходит, женщины здесь существуют только для того, чтобы влюбляться в мужчин», — пишут кураторы Музея естественной истории и культуры Бёрк Университета Вашингтона в статье о слабых «сумеречных» героинях.
Почему зрители полюбили «Сумерки»
«Сумерки» стали символом girl power
В последние годы образ Беллы Свон активно переосмысляют: из слабой и зависимой от возлюбленного героини она превратилась в сильную. Критики обращают внимание на стремление Беллы взять судьбу в собственные руки — речь о решении обратиться в вампиршу — и хвалят за реалистичный выбор одежды, удобной, неброской и минималистичной. Это сближает зрительниц с героиней и заставляет отождествлять себя с ней. Самое важное: в финальной части Белла берёт на себя активную роль и выступает защитницей. Благодаря сверхспособности отражать нападения других вампиров силой мысли, девушка спасает свою семью. И наконец, Белле удаётся примирить оборотней и вампиров: к концу истории они сосуществуют вполне дружелюбно.
Феномен «Сумерек» называют феминистским. По мнению критикессы Los Angeles Times Бетси Шарки, авторам саги удалось создать настоящую girlpower-историю в романтической обёртке и простым языком поговорить с молодой женской аудиторией о том, что её волнует: о первой любви, дружбе и жизненном выборе. Такой же позиции придерживается Кейт Мьюир из The Guardian. Она считает, что выход на экраны этой вампирской истории открыл дорогу другим кинопроектам, ориентированным на девочек и молодых женщин, — «Голодным играм», «Дивергенту» и «Чудо-женщине». «„Сумерки“ разбили стереотип о том, что кино о девочках не будет востребовано», — цитирует журналистка слова режиссёрки первой части саги Кэтрин Хардвик. Интересно, что первые «Сумерки» до сих пор считают самым качественным фильмом франшизы. Остальные фильмы, снятые мужчинами, имеют более низкий рейтинг. Кейт Мьюир уверена: это делает сагу важным достижением для женщин в индустрии.
Паттинсон и Стюарт сделали серьёзные карьеры
Немалую роль в этой удивительной трансформации от ненависти к любви сыграли и сами актёры. «Сумерки» больше не единственная их заметная роль, они полностью состоялись в профессии. Роберт Паттинсон много снимался в независимом кино: сыграл амбициозного начинающего артиста в сатире на Голливуд «Звёздная карта» (2014), звёздного фотографа в байопике об иконе американского кино Джеймсе Дине «Лайф» (2015) и медленно теряющего рассудок смотрителя в хорроре «Маяк» (2019). А недавно Роберт присоединился к вселенной DC и сыграл отважного Бэтмена в одноимённом фильме. Актёр доказал: ему подвластны и серьёзные драматические роли, и супергеройские образы.
Фильмография Кристен Стюарт тоже пополнилась работами в хорошем авторском кино. Актриса сыграла жену писателя в экранизации культового романа бит-поколения «На дороге» (2012), герои которого колесят по штатам в поисках себя и свободы. В психологическом триллере «Персональный покупатель» (2016) героиня Стюарт исследует глубины подсознания и общается с духами умерших, а в биографической драме «Опасная роль Джин Сиберг» (2019) — помогает темнокожим американцам бороться за свои права. Байопик «Спенсер» (2021) рассказывает о том, что брак с принцем Чарльзом стоил принцессе Диане ментального здоровья. Помимо этого, Стюарт снимается и в более массовых историях: в 2019 году она сыграла обаятельную секретную агентку в перезапуске «Ангелов Чарли», а в 2020-м — влюблённую девушку в милом рождественском ромкоме «Самый счастливый сезон» (2020). Этот список демонстрирует: Кристен может справиться с любыми ролями, в том числе ярких и сильных героинь.
В жизни актриса транслирует то же, что и на экране, и выступает за права женщин. Стюарт критикует стереотипы о «грубых и агрессивных» феминистках и считает, что единственно правильного» феминизма не существует. Кристен осуждает давление на женщин, от которых «ждут, что они всегда будут милыми и забавными», — в том числе на актрис. В своих интервью Стюарт говорила, что считает требования к внешности женщин сексистскими. А на Каннском фестивале 2018 года она сняла туфли прямо на красной дорожке и прошлась по ней босиком. СМИ посчитали это знаком протеста против местных правил, не позволяющих участницам носить обувь на плоской подошве.
Смотреть кино для девочек больше не стыдно
В мире, где отношение к феминности меняется, а традиционную брутальную мужественность сменяет новая маскулинность, пол не помеха для любых развлечений. В том числе для того, чтобы смотреть снятое «для девочек» кино. Самый свежий пример — фильм «Барби», который ждали не только девочки-подростки. Поэтому мемы с персонажами, закатывающими глаза на словах «Это лучше, чем „Сумерки“» выглядят по-настоящему смешными и актуальными.
«В Голливуде было принято считать, что фильмы и книги, созданные для мужчин и мальчиков, считаются универсальными, а вещи, созданные для женщин и девочек, почему-то воспринимаются как „другие“», — говорит основательница организации «Женщина и Голливуд» Мелисса Сильверштейн. «Сумерки» показали: продукты «для девочек» тоже могут нравиться всем. Если 13 лет назад в интернете всерьёз обсуждали, могут ли настоящие мужчины смотреть сагу, то у сегодняшних зрителей таких вопросов не возникает. Мужчины-блогеры с удовольствием смотрят эти фильмы и выкладывают свои реакции в сеть.
Спустя годы «Сумерки» всё ещё на волне популярности — и теперь вполне положительной. Сеть наводнили забавные мемы с героями саги: пользователи беззлобно подшучивают над тем, как младшие Каллены прогуливают школу каждый солнечный день, Карлайл выглядит ровесником приёмных детей, а Эдвард безостановочно играет на пианино. Иронизируют, что Белла смогла забеременеть от Эдварда, хотя «технически» он мёртв, и обсуждают, что его, убивавшего мужчин-преступников, можно считать профеминистом. Tik Tok заполонили ролики о вечеринках в «сумеречной» эстетике и о том, как повторить в мейкапе «кожу убийцы». А блогеры делают марафоны просмотров саги, разбирая характеры центральных героев.
За что критикуют «Сумерки» сейчас
Расовые предрассудки и слишком «белый» актёрский состав
Сегодня претензии к истории по-прежнему есть — правда, они стали более конструктивными. «Сумерки» критикуют за стереотипное изображение коренных народов Америки. Резервация Ла-Пуш, где живёт Джейкоб с отцом, — реально существующее место, населённое племенем индейцев-квилетов. Коренных американцев десятилетиями угнетали: их убивали, забирали детей, лишали традиционной культуры в попытке сделать «цивилизованными» и выставляли «примитивным» народом. Независимое издание Film Daze пишет, что именно таким героем авторы книги и фильмов делают Джейкоба — его уподобляют животному. Герою трудно контролировать свои эмоции, он часто появляется в кадре полуголым перед тем, как превратиться в волка.
Кроме того, хотя во второстепенных ролях снялись несколько представителей коренных народов, в отличие от Калленов, Лии и Эмили Сэму не дали полноценных сюжетных линий. У сыгравшего Джейкоба Тейлора Лотнера родство с индейцами очень далёкое. Заявил об этом актёр только после выхода первой части. По мнению Ши Вассар из Film Daze, это создателей «Сумерек» не извиняет. «Проблема в самой истории, которую они адаптировали для экрана. Её нужно было менять, чтобы индейцы выглядели в ней людьми. В идеале — найти что-то, что написали сами коренные народы», — пишет журналистка. Также Вассар обращает внимание, что Стефани Майер не спрашивала разрешения у племени квилетов на использование в своей истории их культуры. А во время съёмок промовидео для фильма команда вторгалась на территорию резервации и не выплатила квилетам никакой компенсации.
Известно, что режиссёрка первого фильма Кэтрин Хардвик хотела сделать актёрский состав более инклюзивным и настаивала, чтобы Элис сыграла актриса японского происхождения. Однако Майер на это не согласилась и заявила, что кожа Калленов должна быть белой. В итоге из всех «нечеловеческих» персонажей здесь только один темнокожий вампир — антагонист-убийца Лоран. Второй (и последний) темнокожий персонаж — одноклассник Беллы Тайлер, который сбивает её на машине в первом фильме. Сегодняшние зрители осуждают такой расовый выбор: выходит, что «плохие» темнокожие герои противопоставляются «хорошим» белым. Например, белые Каллены всегда ведут себя образцово и не пьют человеческую кровь. Другая любопытная деталь: в книге намекают, что Джаспер в свою бытность человеком сражался на полях Гражданской войны в США в армии конфедератов — сторонников рабства.
Романтизация груминга
Сагу критикуют за то, что в ней показывают неравные отношения. По сюжету Белле семнадцать, а настоящий возраст Эдварда — больше ста лет. У героев большая разница в жизненном опыте, и это делает Беллу уязвимой для манипуляций. «Столетний старик притворяется старшеклассником и преследует девочку-подростка, потому что ему нравится запах её крови? Очень похоже на то, как взрослые мужчины ухаживают за молодыми девушками, чтобы использовать их для секса», — пишет NBC News.
Одна из линий последней части — «запечатление» Джейкоба на дочери Беллы Ренесми. Фактически его сверхъестественное притяжение к девочке выглядит как романтизация груминга. «Такое ощущение, что герой ждёт, пока Ренесми подрастёт, чтобы с ней переспать», — говорят критики портала Screen Rant. По их словам, скорее всего, этот сюжетный ход придумали как объяснение, почему главная героиня и Джейкоб не созданы друг для друга. Ход неудачный и в лучшем случае жутковатый.