Знать
21 октября

Что такое груминг и как он приводит к сексуализированному насилию над детьми

Например, так бывает, когда учителя обнимают и гладят учеников, приглашают их к себе домой.

Симона Андрисенко
Симона Андрисенко
Авторка «Горящей избы».
10

Взрослые люди могут совершать насилие над детьми, не только угрожая им и применяя физическую силу. Иногда они используют другую стратегию: хорошо общаются с ребёнком, выстраивают доверительные отношения. А уже затем совершают насильственные действия, но преподносят это как нечто нормальное. Это называется груминг. Это понятие упоминается в новом подкасте Насти Красильниковой «Ученицы» про домогательства в отношении детей в летней школе. Рассказываем подробнее, что такое груминг и как его заметить.

Что означает понятие «груминг»

Груминг (от английского grooming, что дословно означает «уход», «ухаживание») — создание взрослым человеком доверительных отношений с ребёнком или подростком с целью склонить его к сексуальным отношениям.

Груминг состоит из набора манипулятивных форм поведения, которые применяет взрослый. Он старается подружиться с ребёнком, расположить его к себе и установить эмоциональную близость, заботится о нём. И делает это, чтобы в дальнейшем ребёнок или подросток соглашался на всё, что предлагает взрослый, в том числе и на сексуальное взаимодействие. Благодаря грумингу взрослый человек может осуществлять сексуализированное насилие и не бояться преследования. «Хорошие отношения» с ребёнком становятся залогом того, что тот никому ничего не расскажет.

Груминг используется не только в личных целях, но и для вовлечения  несовершеннолетних в незаконную деятельность: торговлю детьми и детскую проституцию, производство детской порнографии.

Где это происходит

В детском саду и школе, в кружках и в летнем лагере, в спортивных и религиозных организациях — в обстоятельствах, где у взрослого есть возможность остаться наедине с ребёнком без контроля родителей или других взрослых. К примеру, в 2016 году в России широко обсуждался скандал вокруг известной московской школы №57, где преподаватель многие годы заводил отношения со школьницами, пользуясь внеклассными поездками на дачу. И примерно в то же время мировые СМИ писали об американской закрытой частной школе St. Georgeʼs, где 40 лет скрывали случаи насилия над учениками.

Акторами насилия в таких случаях часто становятся люди, у которых есть власть над ребёнком, авторитет и доверие окружающих: учитель, куратор, тренер, врач. Однако в доверие к ребёнку может войти и совершенно чужой человек, и даже близкий друг семьи. Часто это притягательные, харизматичные люди, которые умеют быть «на одной волне» с детьми и несерьёзно относятся к субординации.

Груминг возможен и в онлайн-общении. Например, грумер может выдумать информацию в профиле, выдавать себя за подростка или человека другого пола, чтобы подружиться с ребёнком. Затем такая коммуникация может перетечь в онлайн-домогательства, шантаж интимными фото и видео или реальное сексуализированное насилие.

Как это происходит

Хотя груминг может происходить в самых разных ситуациях, истории пострадавших от него во многом повторяются. Их можно свести к общей схеме, состоящей из тревожных звоночков.

Знакомство

Взрослый выбирает ребёнка, который кажется уязвимым. Часто под груминг попадают дети и подростки, у которых нет друзей, зато есть конфликты со сверстниками и трудности в семье. Вспомним героиню романа Владимира Набокова «Лолита»: у девочки-подростка не было тёплых и доверительных отношений с матерью, а затем она и вовсе осталась сиротой, о которой некому заботиться кроме испытывающего к ней влечение Гумберта.

Завоевание доверия

Взрослый может завоёвывать внимание ребёнка с помощью подарков, похвалы, жестов внимания. Подчёркивать одарённость и уникальность ребёнка, выделять его в группе. Также взрослый может делиться своими секретами, рассказывать о своих проблемах и переживаниях. Это должно показать ребёнку, что между ними есть крепкая связь и доверие, и ещё раз убедить его в собственной исключительности.

Изоляция ребёнка от друзей и других взрослых

Это тревожный знак, свойственный и классическим абьюзивным отношениям. Грумер будет пытаться физически или эмоционально отделить свою жертву от тех, кто её защищает. Например, настраивать подростка против родителей, утверждая, что те его совсем не понимают. Или доказывать ребёнку, что он старше своих лет и намного умнее сверстников, поэтому ему незачем тратить время на общение с ними. Однако встречается и противоположная стратегия: подружиться с семьёй, зарекомендовать себя как человека, которому можно доверить ребёнка.

Прикосновения, которые становятся всё интимнее

Вначале это безобидные жесты: поглаживания по плечу, долгие приветственные объятия, щекотка. Постепенно телесные контакты происходят всё чаще, а их подтекст становится сексуальным. Взрослый человек может предложить сделать массаж или вместе принять душ — чтобы «расслабиться», «согреться», «позаботиться друг о друге». 

Дети и даже подростки не всегда понимают, где находятся их личные границы и что приемлемо в коммуникации со взрослыми, а что нет. Актор насилия, как человек более взрослый и опытный, может убеждать ребёнка, что они не делают ничего плохого, а просто так выражают свою любовь и заботу.

Обсуждение сексуальных фантазий

Чтобы нормализовать для ребёнка идею о сексуальном контакте, грумер может предлагать посмотреть вместе порнографию или делать обнажённые снимки ребёнка. Он может рассказывать о своих сексуальных фантазиях или опыте под предлогом подготовки ребёнка к взрослой жизни. Часто именно в соцсетях, а не при личных встречах, актор насилия может обсуждать с ребёнком тему секса, скидывать ему интимные видео или фотографии.

Запугивание и контроль

Актор насилия может использовать шантаж, чтобы заставить ребёнка почувствовать вину и стыд за свои действия. Например: ребёнок отказывается вступать в сексуальную связь, а взрослый обвиняет его в том, что тот его мучит, что ему из-за этого плохо. Также возможны обвинения несовершеннолетнего в происходящем: «Ты меня спровоцировал(а)», «Ты сам(а) этого хотел(а)». Постепенно это превращается в целую систему наказаний и поблажек, которые контролируют поведение ребёнка.

Важно помнить, что дети и подростки могут не понимать, что с ними происходит. Они могут испытывать смешанные чувства: восхищение, любовь, а одновременно страх, унижение, вину. Обвинять их в происходящем нельзя. 

Последствия груминга

Груминг позволяет взрослым:

  • Воспользоваться детским доверием и совершить сексуализированное насилие.
  • Совершать насилие долгое время, поддерживая доверительные отношения.
  • Манипулируя ребёнком, заручиться его молчанием и остаться безнаказанным.

Поначалу ребёнку действительно может быть приятно, что взрослый и интересный человек обращает на него внимание и считает его равным себе. Но рано или поздно такая коммуникация начинает доставлять дискомфорт и казаться ненормальной, хотя взрослый и уверяет в обратном. Из-за этого у ребёнка может развиться РПП, появиться тревога и панические атаки, селфхарм и даже суицидальные мысли.

Во взрослом возрасте пострадавшие от груминга сталкиваются с серьёзными психическими расстройствами и проблемами с доверием. А вот люди, которые совершали над ними насилие, часто остаются безнаказанными из-за срока давности преступлений и отсутствия доказательств. Как это и произошло с героями подкаста «Ученицы».

Почему сексуальное просвещение — это профилактика груминга

Дети, которые не имеют представления о сексе, особенно уязвимы. Они могут не понимать, что именно им предлагает грумер, и не способны осознанно сказать «нет» в ответ на практики, нарушающие их половую неприкосновенность. Если в семье и в школе открыто обсуждают интимные темы и говорят о личных границах, ребёнок будет знать, какие действия по отношению к нему допустимы, а какие нет.

Не менее важны доверительные отношения в семье. Если детей наказывают за секреты и налагают табу на тему секса, им будет труднее обратиться за помощью, даже если они заметят, что происходит что-то неправильное. Подробнее о том, как говорить с детьми о сексе, мы писали в отдельном материале.

Что посмотреть по теме