Румяные булочки с яблоком и корицей, слегка припорошённые сахарной пудрой. Пышные вафли с авокадо и слабосолёной сёмгой. Пенне с нежным соусом из четырёх видов сыра — так и хочется попробовать ложечку! И всё это можно найти в моей ленте в соцсетях.
Я всегда любила рассматривать красивые фотографии еды. В детстве у меня было несколько кулинарных книг зарубежных поваров. В своих рецептах они использовали непонятные специи, изысканные сыры, ликёры с романтичными названиями и другие малодоступные в России 90-х ингредиенты. Короче говоря, повторить блюда из этих книг я бы точно не смогла. Оставалось любоваться аппетитными картинками и мечтать когда-нибудь попробовать зелёный торт «Кузнечик» или шницель «Кордон-блю».
Потом в каком-то глянцевом журнале мне попалось интервью с фуд-фотографом. Он рассказывал, что еда на фотографиях в журналах и кулинарных книгах — ненастоящая! По его словам, взбитые сливки на торте быстро поплывут под профессиональным светом, а обычная жареная курица не будет аппетитно блестеть. Чтобы этого избежать, на съёмках используют бутафорские продукты. Например, торт вместо крема покрывают пеной для бритья. А курицу смазывают лаком для блеска. Помню, что эта статья меня расстроила. Получалось, что яркие кулинарные книги мне врали.
Спустя ещё несколько лет в моей жизни появился инстаграм* с его незыблемым принципом «Не сфотографировал — не съел». И оказалось, что настоящая еда тоже может быть фотогеничной. Причём даже если это не праздничный стол, а обычный завтрак.
Было так интересно заглядывать на чужие кухни и узнавать что-то новое о еде. Оказывается, моя одногруппница добавляет в яичницу зелёный горошек, бабушка школьной подруги умеет лепить невероятно красивые вареники, а в кофейне на соседней улице пекут пышные круассаны. С другой стороны, иногда было обидно смотреть, как мои друзья едят настоящую итальянскую пиццу в Риме или эчпочмаки в Казани, в то время как у меня на ужин макароны с сосиской.
Как соцсети меняют наше отношение к еде
Мотивируют пробовать новые продукты и сочетания
Родители рассказывали мне, как впервые попробовали авокадо и оно показалось им совершенно невкусным. А потом друг научил их разминать спелую мякоть вилкой, добавлять немного соли и намазывать получившееся пюре на чёрный хлеб. И экзотический продукт заиграл новыми красками! Сейчас мне трудно представить, что кто-то не умеет есть авокадо. И именно соцсети стали источником вдохновения, который мотивирует пробовать новое.
Раньше пищевой опыт многих людей ограничивался традициями семьи и ближайшего круга друзей. Например, у нас было принято готовить из тыквы только сладкие блюда — просто запекать её кусочками с мёдом или варить тыквенную кашу. Из соцсетей я узнала, что из этого овоща можно приготовить и суп, и соус для пасты, и вкуснейшее ризотто.
Учат полезным кухонным лайфхакам
Признайтесь, вы тоже любите эти залипательные видео, в которых лепят затейливые булочки, красиво разделывают фрукты или заворачивают блинчики необычными способами. Это не только вид прокрастинации, но и способ прокачать кулинарные способности. Именно благодаря инстаграму* я умею аккуратно разделывать гранат, готовить французский омлет по всем правилам и использовать распылитель для масла.
Рассказывают, как красиво оформить привычную еду
Честно признаюсь, что мои первые фудфото были так себе. Оказалось, что сфотографированная на бегу еда не очень-то фотогенична. И я начала обращать внимание, как другие кулинары оформляют свои блюда. Многие их приёмы оказались вполне доступны. Горсть ягод и листик мяты — и вот обычные сырники превращаются в блюдо ресторанного уровня.
Сначала я красиво оформляла еду только для фотографий, но постепенно начала использовать некоторые приёмы каждый день. Например, овощные супы-пюре я посыпаю сухариками и семечками, а иногда слегка сбрызгиваю ароматным маслом — получается очень аппетитно. Йогурт со свежими фруктами слоями укладываю в прозрачный стакан — выглядит как десерт. Сэндвичи разрезаю наискосок — выходит прямо как в модной кофейне.
Могут провоцировать ненужные ограничения
В соцсетях у каждого есть право голоса, и это одновременно хорошо и плохо. Например, советы по питанию часто дают не только профессиональные диетологи и нутрициологи, но и обычные люди. Например, несколько лет назад я вдохновилась опытом одной популярной блогерки и решила отказаться от сахара. Хотя для здоровых людей есть безопасная суточная норма потребления сахара, я решила убрать его совсем. Моей силы воли хватило на несколько месяцев. Повезло, что эти лишние ограничения не спровоцировали развитие РПП.
Заставляют есть фотогеничные, но невкусные блюда
В какой-то момент соцсети стали эффективным каналом продвижения для кафе и ресторанов. Если люди выкладывают фотографии с вашими блюдами, это привлекает новых клиентов. В результате рестораны начали буквально соревноваться, придумывая блюда с яркой и оригинальной подачей. Метровые сэндвичи, квадратные круассаны, капучино с вашим портретом на молочной пенке, овершейки с горой сладостей, которую невозможно съесть в одиночку. Эти блюда приятно фотографировать, но не всегда вкусно есть.
Мотивируют чаще готовить
Во время пандемии коронавируса инстаграм* из светской хроники превратился в кулинарную книгу. Запертые в четырёх стенах люди были вынуждены чаще питаться дома. А значит, больше готовить самостоятельно. И это сделало короткие видео с рецептами очень популярными.
Будет лукавством сказать, что я приготовила все блюда, которые сохранила в закладки. Некоторые так и лежат мёртвым грузом уже не первый год. Но всё же красивые видео с рецептами мотивируют готовить и пробовать новое. Вспомним хотя бы завирусившуюся Барби-пасту!
Меняют атмосферу за столом
И не всегда в лучшую сторону! Когда официант наконец приносит пиццу или в гостях выносят торт со свечками, рука сама собой тянется к телефону, чтобы сфотографировать это великолепие. Далеко не все фотографии я куда-то выкладываю. Более того, иногда я даже не пересматриваю эти снимки. Но фотографировать еду всё равно хочется. А это зачастую мешает наслаждаться моментом.
Провоцируют FOMO
Fear of Missing Out, или синдром упущенной выгоды, — постоянный спутник соцсетей. И еды это тоже касается. Одни жарят шашлыки на даче, другие сидят в модном кафе, третьи едят бабушкины пирожки с картошкой — и это всё проходит мимо меня. А ещё, помните, у меня целая гора рецептов в закладках, которые я никак не приготовлю и не попробую. И это создаёт постоянное ощущение тревоги оттого, что жизнь проходит мимо.
Нормализуют человеческие слабости
У всех есть маленькие гастрономические причуды и любимые сочетания несочетаемых продуктов. Например, я не понимаю модный дуэт дыни с хамоном, зато люблю есть редиску с чёрным хлебом и маслом.
Ещё я хорошо готовлю (и даже веду кулинарную рубрику Избушки), но не всегда успеваю это делать. Поэтому на ужин у моей семьи иногда изысканное ризотто, а иногда — остатки гречки с рыбными консервами. И современные соцсети помогают понять, что я не одна такая. Взять хотя бы тренд Girl Dinner, в котором девушки делились неожиданными сочетаниями продуктов на ужин. При всей своей неоднозначности тренд получился очень человечный. Он показывает, что у всех нас бывают хорошие и плохие дни, и это нормально.
Что в итоге
Сначала мне хотелось забраться на табуреточку и выделить позитивные и негативные последствия влияния соцсетей на пищевые привычки. А потом я поняла, что соцсети — это просто зеркало, в котором отражается всё. Когда я только зарегистрировалась в инстаграме* в начале 2010-х, он был полон живых фотографий обычной жизни и обычной еды. Это была своеобразная замочная скважина, через которую можно было подглядеть, как живут другие. Потом все начали стараться делать фотографии более привлекательными. Соцсети стали аналогом глянцевых журналов и светских колонок. Можно было узнать, кто куда ходил и кто что ел. А в пандемию появился тренд на домашние блюда, и ленту заполонили кулинарные блоги.
Есть ли польза от кулинарного контента в соцсетях? Несомненно! Красивые фотографии мотивируют нас чаще готовить, красиво оформлять еду и пробовать новое. Но и вред от чужих красивых фото еды тоже есть. И только от нас зависит, что брать в свою жизнь: новые рецепты или бесконечное FOMO.
А что думаете вы? Соцсети вдохновляют вас на кулинарные эксперименты? Или чужие аппетитные фото только раздражают и бесят?
*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.