Знать
6 ноября

Food Porn: как изменились традиции еды благодаря соцсетям

Дарья Полещикова
Дарья Полещикова
Редакторка «Горящей избы».
Изображение
2

Румяные булочки с яблоком и корицей, слегка припорошённые сахарной пудрой. Пышные вафли с авокадо и слабосолёной сёмгой. Пенне с нежным соусом из четырёх видов сыра — так и хочется попробовать ложечку! И всё это можно найти в моей ленте в соцсетях. 

Я всегда любила рассматривать красивые фотографии еды. В детстве у меня было несколько кулинарных книг зарубежных поваров. В своих рецептах они использовали непонятные специи, изысканные сыры, ликёры с романтичными названиями и другие малодоступные в России 90-х ингредиенты. Короче говоря, повторить блюда из этих книг я бы точно не смогла. Оставалось любоваться аппетитными картинками и мечтать когда-нибудь попробовать зелёный торт «Кузнечик» или шницель «Кордон-блю».

Потом в каком-то глянцевом журнале мне попалось интервью с фуд-фотографом. Он рассказывал, что еда на фотографиях в журналах и кулинарных книгах — ненастоящая! По его словам, взбитые сливки на торте быстро поплывут под профессиональным светом, а обычная жареная курица не будет аппетитно блестеть. Чтобы этого избежать, на съёмках используют бутафорские продукты. Например, торт вместо крема покрывают пеной для бритья. А курицу смазывают лаком для блеска. Помню, что эта статья меня расстроила. Получалось, что яркие кулинарные книги мне врали.

Спустя ещё несколько лет в моей жизни появился инстаграм* с его незыблемым принципом «Не сфотографировал — не съел». И оказалось, что настоящая еда тоже может быть фотогеничной. Причём даже если это не праздничный стол, а обычный завтрак.

Было так интересно заглядывать на чужие кухни и узнавать что-то новое о еде. Оказывается, моя одногруппница добавляет в яичницу зелёный горошек, бабушка школьной подруги умеет лепить невероятно красивые вареники, а в кофейне на соседней улице пекут пышные круассаны. С другой стороны, иногда было обидно смотреть, как мои друзья едят настоящую итальянскую пиццу в Риме или эчпочмаки в Казани, в то время как у меня на ужин макароны с сосиской.

Как соцсети меняют наше отношение к еде

Мотивируют пробовать новые продукты и сочетания

Родители рассказывали мне, как впервые попробовали авокадо и оно показалось им совершенно невкусным. А потом друг научил их разминать спелую мякоть вилкой, добавлять немного соли и намазывать получившееся пюре на чёрный хлеб. И экзотический продукт заиграл новыми красками! Сейчас мне трудно представить, что кто-то не умеет есть авокадо. И именно соцсети стали источником вдохновения, который мотивирует пробовать новое.

Раньше пищевой опыт многих людей ограничивался традициями семьи и ближайшего круга друзей. Например, у нас было принято готовить из тыквы только сладкие блюда — просто запекать её кусочками с мёдом или варить тыквенную кашу. Из соцсетей я узнала, что из этого овоща можно приготовить и суп, и соус для пасты, и вкуснейшее ризотто

Учат полезным кухонным лайфхакам

Признайтесь, вы тоже любите эти залипательные видео, в которых лепят затейливые булочки, красиво разделывают фрукты или заворачивают блинчики необычными способами. Это не только вид прокрастинации, но и способ прокачать кулинарные способности. Именно благодаря инстаграму* я умею аккуратно разделывать гранат, готовить французский омлет по всем правилам и использовать распылитель для масла.

Рассказывают, как красиво оформить привычную еду

Честно признаюсь, что мои первые фудфото были так себе. Оказалось, что сфотографированная на бегу еда не очень-то фотогенична. И я начала обращать внимание, как другие кулинары оформляют свои блюда. Многие их приёмы оказались вполне доступны. Горсть ягод и листик мяты — и вот обычные сырники превращаются в блюдо ресторанного уровня.

Сначала я красиво оформляла еду только для фотографий, но постепенно начала использовать некоторые приёмы каждый день. Например, овощные супы-пюре я посыпаю сухариками и семечками, а иногда слегка сбрызгиваю ароматным маслом — получается очень аппетитно. Йогурт со свежими фруктами слоями укладываю в прозрачный стакан — выглядит как десерт. Сэндвичи разрезаю наискосок — выходит прямо как в модной кофейне. 

Могут провоцировать ненужные ограничения

В соцсетях у каждого есть право голоса, и это одновременно хорошо и плохо. Например, советы по питанию часто дают не только профессиональные диетологи и нутрициологи, но и обычные люди. Например, несколько лет назад я вдохновилась опытом одной популярной блогерки и решила отказаться от сахара. Хотя для здоровых людей есть безопасная суточная норма потребления сахара, я решила убрать его совсем. Моей силы воли хватило на несколько месяцев. Повезло, что эти лишние ограничения не спровоцировали развитие РПП.

Дисклеймер
Современная диетология рекомендует питаться разнообразно, придерживаясь правила здоровой тарелки. Строго исключать какие-либо группы продуктов можно только после консультации с врачом.

Заставляют есть фотогеничные, но невкусные блюда

В какой-то момент соцсети стали эффективным каналом продвижения для кафе и ресторанов. Если люди выкладывают фотографии с вашими блюдами, это привлекает новых клиентов. В результате рестораны начали буквально соревноваться, придумывая блюда с яркой и оригинальной подачей. Метровые сэндвичи, квадратные круассаны, капучино с вашим портретом на молочной пенке, овершейки с горой сладостей, которую невозможно съесть в одиночку. Эти блюда приятно фотографировать, но не всегда вкусно есть.

Мотивируют чаще готовить

Во время пандемии коронавируса инстаграм* из светской хроники превратился в кулинарную книгу. Запертые в четырёх стенах люди были вынуждены чаще питаться дома. А значит, больше готовить самостоятельно. И это сделало короткие видео с рецептами очень популярными.

Будет лукавством сказать, что я приготовила все блюда, которые сохранила в закладки. Некоторые так и лежат мёртвым грузом уже не первый год. Но всё же красивые видео с рецептами мотивируют готовить и пробовать новое. Вспомним хотя бы завирусившуюся Барби-пасту!

Меняют атмосферу за столом

И не всегда в лучшую сторону! Когда официант наконец приносит пиццу или в гостях выносят торт со свечками, рука сама собой тянется к телефону, чтобы сфотографировать это великолепие. Далеко не все фотографии я куда-то выкладываю. Более того, иногда я даже не пересматриваю эти снимки. Но фотографировать еду всё равно хочется. А это зачастую мешает наслаждаться моментом.

Провоцируют FOMO

Fear of Missing Out, или синдром упущенной выгоды, — постоянный спутник соцсетей. И еды это тоже касается. Одни жарят шашлыки на даче, другие сидят в модном кафе, третьи едят бабушкины пирожки с картошкой — и это всё проходит мимо меня. А ещё, помните, у меня целая гора рецептов в закладках, которые я никак не приготовлю и не попробую. И это создаёт постоянное ощущение тревоги оттого, что жизнь проходит мимо.

Нормализуют человеческие слабости

У всех есть маленькие гастрономические причуды и любимые сочетания несочетаемых продуктов. Например, я не понимаю модный дуэт дыни с хамоном, зато люблю есть редиску с чёрным хлебом и маслом.

Ещё я хорошо готовлю (и даже веду кулинарную рубрику Избушки), но не всегда успеваю это делать. Поэтому на ужин у моей семьи иногда изысканное ризотто, а иногда — остатки гречки с рыбными консервами. И современные соцсети помогают понять, что я не одна такая. Взять хотя бы тренд Girl Dinner, в котором девушки делились неожиданными сочетаниями продуктов на ужин. При всей своей неоднозначности тренд получился очень человечный. Он показывает, что у всех нас бывают хорошие и плохие дни, и это нормально.

Что в итоге

Сначала мне хотелось забраться на табуреточку и выделить позитивные и негативные последствия влияния соцсетей на пищевые привычки. А потом я поняла, что соцсети — это просто зеркало, в котором отражается всё. Когда я только зарегистрировалась в инстаграме* в начале 2010-х, он был полон живых фотографий обычной жизни и обычной еды. Это была своеобразная замочная скважина, через которую можно было подглядеть, как живут другие. Потом все начали стараться делать фотографии более привлекательными. Соцсети стали аналогом глянцевых журналов и светских колонок. Можно было узнать, кто куда ходил и кто что ел. А в пандемию появился тренд на домашние блюда, и ленту заполонили кулинарные блоги.

Есть ли польза от кулинарного контента в соцсетях? Несомненно! Красивые фотографии мотивируют нас чаще готовить, красиво оформлять еду и пробовать новое. Но и вред от чужих красивых фото еды тоже есть. И только от нас зависит, что брать в свою жизнь: новые рецепты или бесконечное FOMO.

А что думаете вы? Соцсети вдохновляют вас на кулинарные эксперименты? Или чужие аппетитные фото только раздражают и бесят?

*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.

Комментарии
Татьяна Никитина
06.11.24 12:32
Нужно запретить такие подводки, это слишком вкусно звучит, чтобы продолжать работать, я теперь могу думать только о румяных булочках!!
Екатерина Тамилина
06.11.24 19:01
Нейтрально отношусь к рецептам в соцсетях (иногда даже скриню себе что-то или подмечаю сочетания), но в плохом настроении меня прямо может вывести подача контента «МУЖ И ДЕТИ ЧУТЬ НЕ ОТКУСИЛИ МНЕ РУКИ ВМЕСТЕ С ЭТИМ ВКУСНЕЙШИМ ТОРТОМ» или «САМЫЙ ПРОСТОЙ ДЕСЕРТ ЗА 10 МИНУТ» и там чисто три часа на подготовку и 10 минут в духовке потом... а красивые фоточки нравятся