Тринадцатилетняя Райли сталкивается с пубертатом, и её эмоции становятся более сложными. «Головоломка 2» вновь проводит для зрителей терапевтический сеанс о важности любых переживаний. Редакторка «Горящей избы» Лера Чебитько рассказывает, как подростки помогали съёмочной команде сделать историю достоверной и почему нам всем нужно посмотреть этот мультфильм, чтобы перестать «бороться с тревогой» и научиться её принимать.
О чём мультфильм «Головоломка 2»
События сиквела разворачиваются спустя два года после оригинального мультфильма и продолжают тему взросления Райли. Основополагающей эмоцией девочки по-прежнему является Радость, которой удалось наладить процессы в Головном центре, и все эмоции сосуществуют в гармонии. Жизнь Райли тоже кажется гармоничной: она нашла подруг, результативно играет в хоккей, отлично ладит с родителями. А впереди её ждёт волнующее событие — спортивные сборы, по результатам которых можно будет попасть в лучшую женскую хоккейную команду. Жизнь прекрасна! Ровно до того самого дня, пока не наступает пубертат.
В Головном отделе внезапно происходит реорганизация. Во-первых, кнопки управления становятся очень чувствительными, выворачивая все эмоции на максимум. Во-вторых, в команде эмоций случается неожиданное пополнение в виде Тревоги, Зависти, Хандры (она же Скука) и Стыда. Тревога очень быстро берёт на себя управление, а потом и вовсе избавляется от старых эмоций, отправляя их в глубины разума.
В это время в жизни Райли всё не так уж и радужно. Она узнает, что после каникул её подруги будут учиться в другой школе и что она пойдёт в старшие классы совсем одна. При этом девочка чувствует давление, потому что очень хочет понравиться тренеру и новым сокомандницам и заслужить право играть в команде. Подгоняемая Тревогой, она решается на череду сомнительных поступков. А её убеждения, которыми она руководствовалась до сих пор, начинают рушиться. Радости и другим базовым эмоциям нужно поспешить вернуться в Головной отдел, чтобы успеть всё исправить.
Кто работал над «Головоломкой 2»
Над второй частью «Головоломки» работал режиссёр Келси Манн, для которого мультфильм стал дебютом в большом кино. Сохраняя традицию оригинала, он также ставил своей целью максимально достоверно показать, что происходит с эмоциями человека в период переходного возраста. Как и создатель первой «Головоломки» режиссёр Пит Доктер, Манн обратился за консультацией к профессору психологии Калифорнийского университета Дачеру Келтнеру. Вместе они изучали, как меняется эмоциональный фон подростка. Особое внимание уделили вопросам вроде «как тревога влияет на представления о будущем?» или «как двигаются мышцы лица при той или иной эмоции?».
По словам Келтнера How Inside Out 2 tackles the science of teenage emotions/ VOX , именно он посоветовал команде «Головоломки 2» добавить такую эмоцию, как Стыд. Это то, с чем люди сталкиваются каждый день, попадая в неловкие ситуации или читая комментарии в интернете. Но больше всего он настаивал на появлении персонажа — эмоции, которая бы отвечала за «разницу поколений». Такая эмоция, которая доносит мысль: «Вы, взрослые, неправы. Ваша музыка устарела, ваши танцевальные движения — отстой». Так появилась Хандра.
При этом если в первой «Головоломке» сюжет строился вокруг отношений Райли с родителями, то во второй речь идёт о друзьях, одноклассниках и сокомандниках. Дачер это также объясняет особенностями взросления: в 13–14 лет человек переходит из мира детства в мир общения. Он учится адаптироваться в социуме. Стыд, Хандра, Зависть и Тревога выходят на первый план — их Дачер относит к социальным эмоциям.
Но главным экспертным консультантом фильма стала клинический психолог Лиза Дамур, специализирующаяся на развитии девочек-подростков. Она выпустила три книги о подростковом эмоциональном фоне, которые также легли в основу картины. Ман и главный продюсер второй «Головоломки» Марк Нилсен обратились к Лизе за помощью, потому что понимали: они — двое мужчин, которые собираются снимать мультфильм о взрослении девочки. Им точно нужна грамотная консультация!
Лиза рассказывала, что консультировала команду в течение четырёх лет. Они много говорили о перфекционизме — одном из тех качеств, от которого особенно страдают девочки-подростки. Оно плотно сопряжено с тревогой и желанием нравиться. Именно поэтому по сюжету Райли в какой-то момент приходит к выводу, что, чтобы подружиться со старшими девочками и попасть в команду, ей нельзя совершать ошибок.
Келси Манн не стал ограничиваться только опытом и знаниями Лизы. Чтобы сделать историю тринадцатилетней Райли более достоверной, он вместе с Марком Нилсеном создал How Pixar's Inside Out 2 Male Director And Producer Tapped Into The Mind Of A 13-Year Old Girl/ Film команду Riley's Crew — это группа, которая состояла из девяти девочек-подростков от 13 до 19 лет.
«Каждые четыре месяца мы показывали им фильм, встречались с ними и делали заметки, чтобы узнать их мнение о персонажах, об отношениях Райли с её друзьями и о том, что происходит с ними эмоционально. Это находит отклик? Мы всё правильно поняли?»
Для Манна было важно создать картину, которая бы выделялась на фоне других подобных историй о подростковом взрослении. Он даже консультировался с режиссёркой другого пиксаровского мультфильма «Я краснею» Доми Ши. Ши удалось рассказать честную историю о девочке, сталкивающейся с трудностями пубертата. Как и у Райли, у главной героини «Я краснею» возникает неразбериха с проявлением эмоций, только выражается это по-другому: каждый раз, когда Мейв испытывает сильные эмоции, она превращается в большую красную панду.
При создании мультфильма Ши во многом опиралась на собственный опыт. Она поддержала Манна, напомнив Kelsey Mann and Mark Nielsen Talk ‘Inside Out 2’/ Animation World Network ему, что каждый проживает период взросления по-разному. Её поддержка успокоила режиссёра и в какой-то мере вдохновила — он понял, что уникальность Райли заключается в её любви к хоккею. Манн решил построить сюжет на этом, а не на шоу талантов, как планировалось раньше.
Какой получилась «Головоломка 2»
События «Головоломки 2» укладываются всего в несколько дней — те, что Райли с подругами проводит в тренировочном лагере. Но за это время много чего успевает произойти: внезапно свалившийся на голову пубертат, разлад Райли с подругами, попытки влиться в компанию «крутых» девчонок (которые, вопреки законам классического подросткового кино, не являются злодейками) и переосмысление своих поступков.
Манну и команде удалось достоверно показать, что собой представляет этот страшный зверь по имени «пубертат». Внезапные эмоциональные вспышки — от слёз до раздражения — знакомы многим. Так же как и внезапное чувство, которое заставляет беспокоиться о том, какое впечатление мы производим на окружающих. В подростковом возрасте почему-то это особенно волнует: мы начинаем стесняться своих вкусов, увлечений и самих себя. Пытаемся подстроиться под других, а каждое наше действие вызывает сомнение. Любая неудача принимается близко к сердцу — кажется, что после неё жизнь закончится.
Ответ очень прост: именно в этом возрасте мы узнаём, кто такая Тревога. И селится она в нашей голове очень надолго.
«Головоломка 2» мало фокусируется на том, что происходит с внешним видом подростка, переживающего пубертат, — у Райли появляется прыщ, но это скорее штрих к портрету. История заглядывает в голову героини и рассказывает про подавление эмоций, чрезмерную тревожность и страх перед тем, что ждёт дальше. И с одной стороны, кажется, что новые эмоции во главе с Тревогой являются антагонистами. Ту же Зависть сложно назвать позитивным чувством. Но, как это обычно и бывает во вселенной «Головоломки», «плохих» и «хороших» эмоций не существует. Все они нужны, чтобы поддерживать и защищать Райли, а поэтому изгнать Тревогу из Головного центра невозможно — она выполняет важную функцию. С её помощью, например, Райли не забывает подготовиться к контрольной работе.
Одна из главных тем фильма — формирование личности и ценностей. Пока Райли была младше, а её поступками в основном руководила Радость, личность Райли формировалась вокруг убеждения «Я хороший человек». Но с приходом Тревожности эти убеждения начали рушиться, а на первый план выступать такие черты, как эгоистичность, зависть, желание нравиться и угождать. Но в этом и прелесть мультфильма: он нормализует любую эмоцию и любой поступок, напоминая, что все мы люди. И все люди совершают ошибки, иногда руководствуясь эгоизмом. Но это не мешает эти самые ошибки исправлять и работать над ними. А ещё не забывать, что, как бы сильно ни грызла тревога и как бы ни было сильно желание подстроиться, главное — оставаться собой.
«Головоломка 2» получил высокие оценки как среди зарубежных (7,9 IMDb), так и среди российских (8,3 Кинопоиск) зрителей. В РФ она возглавила прокат, а по кассовым сборам во всём мире стала самым успешным Inside Out 2 (2024) / The Numbers фильмом 2024 года.