В начале нулевых одна девчонка из американского города Сакраменто написала в школьном альбоме: «Через десять лет хочу жить в Нью-Йорке и делать кино». Спойлер: всё это сбылось. Девчонку звали Грета Гервиг, и ей было суждено создать фильм о кукле в розовых нарядах, без которого уже невозможно представить поп-культуру. Гервиг снимает кино, которое номинируют на крупные премии, пишет сценарии и снимается сама. А ещё считает естественность главным творческим принципом.
Грета Гервиг гордится тем, что выросла в провинции
Как и героиня своего полнометражного дебюта «Леди Бёрд», Грета провела детство в калифорнийском Сакраменто. По словам главной героини картины — ничем не примечательном городе, далёком от шумной культурной жизни. Однако режиссёрка считает время, проведённое в Сакраменто, чудесным и вспоминает город с гордостью.
«У меня хорошая память на ощущения. Например, я помню, как отец, музыкант-любитель, впервые взял меня на джаз-фестиваль. Помню, как сидела на коленях, как меня подбрасывали в воздух и ловили. Помню жару: летом в Сакраменто очень жарко. Помню песок в сандалиях».
The Gentlewoman
Несмотря на то что родители Гервиг не имели отношения к искусству (мама работала медсестрой, а отец — в кредитной компании), Грета благодарна им за то, что они привили ей любовь к прекрасному. «В каком-то смысле родители были художниками. Папа записывал свои сны и познакомил меня с песнями „Монти Пайтона“, а мама покупала подержанную одежду и делала ей новый дизайн», — рассказывает она.
В Сакраменто Гервиг подростком профессионально занималась балетом — как главная героиня фильма «Милая Фрэнсис», которую она сыграла. Для этого девушка записалась в местную танцевальную школу, одно из немногих культурных учреждений в городе. «Я была просто одержима балетом. И все в нашем классе тоже, включая учителей, которые были фанатами. Дай мне волю — я бы занималась семь дней в неделю до упаду, — вспоминает Гервиг. — Но когда тебе 12–13 лет, не замечаешь, что это что-то нездоровое. Хорошо, что мама вовремя заметила и записала меня в класс по хип-хопу, где не было такого фанатизма».
Грета Гервиг не чувствовала актёрского и режиссёрского призвания
Гервиг не была уверена, что ей стоит получить актёрское или режиссёрское образование. В школьном выпускном альбоме она написала, что через десять лет хочет жить в Нью-Йорке и заниматься кино, впрочем, не уточняя, в каком именно качестве. Оказавшись в Нью-Йорке, Гервиг подумывала изучать музыкальный театр, но родители сказали, что это слишком дорого. Попробовала поступить на программу по сценарному мастерству, но не прошла по конкурсу. В итоге Грета оказалась на программе по английскому языку и философии. Уже во время учёбы Гервиг поняла, что ничто не мешает ей параллельно пробовать что-то ещё — например, брать уроки актёрского мастерства. Барнард-колледж, куда она поступила, был партнёром Джульярдской школы, одной из самых престижных академий в области искусства. Поэтому Грета свободно посещала актёрские занятия, которые вдохновили её на две вещи — собрать любительскую труппу актёров-импровизаторов и начать писать сценарии.
Она не жалеет, что её профильное образование было «неофициальным». Наоборот, по словам Гервиг, такой подход помог ей безболезненно освоить ремесло.
«Я занималась актёрством и сценарным мастерством добровольно и будто понарошку. Будь это чем-то серьёзным и обязательным, я бы чувствовала стресс и давление. А так я себя от них оградила».
The Gentlewoman
При этом вначале Грету беспокоило, что она не ощущала в себе особенного призвания быть сценаристкой, актрисой или режиссёркой. Признаваясь в этом, Гервиг приводит в пример мужа Ноа Баумбаха, который чуть ли не с детства знал, что будет режиссёром. «Я переживала, что со мной что-то не так. А потом прочла интервью писательницы Лорри Мур, где она тоже говорила, что не чувствует призвания, — делится режиссёрка. — Я поняла: боже мой, мне просто нужно разрешить себе писать!» Она последовала этому совету и начала сочинять сценарии. Так появился независимый малобюджетный фильм «Ханна берёт высоту» о девушке в поисках себя, где Грета сыграла главную роль и впервые в жизни выступила сценаристкой. «Оказывается, необязательно делать что-то одно. Можно быть счастливой, занимаясь разными вещами: и писать, и играть в кино», — добавляет Гервиг.
Родители Греты Гервиг не одобряли куклу Барби
Мама Гервиг была ребёнком 60-х и взрослела во времена второй волны феминизма. Она считала Барби абсолютно антифеминистским феноменом и объясняла дочери, что кукла олицетворяет нереалистичные стандарты красоты. «Мама говорила: „Неужели мы так долго боролись за женские права, чтобы прийти вот к этому?“ Так что Барби у нас дома… не то чтобы была под запретом, но не поощрялась», — вспоминает Грета. Но однажды родители сдались и таки купили ей Барби — до этого девочка одалживала её у соседских детей.
В куклы Грета играла долго, и Барби не исключение. По словам Гервиг, Барби всегда интриговала её своей эмансипированностью.
Режиссёрка с восторгом подчёркивает: эта кукла отправилась на Луну ещё до того, как женщины получили возможность оформлять собственные кредитные карты. Речь идёт о кукле-астронавтке, которую Mattel выпустила в 1965 году, за четыре года до того, как Нил Армстронг стал первым человеком, высадившимся на Луне. Американские женщины получили право на кредитные карты только в 1974 году, когда в США приняли Закон о равных кредитных возможностях.
Другой пример, который называет Гервиг, — Барби-президентка, которую корпорация представила в 1992 году. Женщины на президентском посту в Штатах ещё не было. «Я спросила себя: как так вышло, что Барби умудрилась сделать это, а мы нет? Она всегда на шаг впереди», — рассказывает Грета. Поэтому режиссёрка захотела разобраться в её истории.
В фильмах Греты Гервиг ярко звучит фем-посыл
В своих картинах Гервиг бойко озвучивает важные для феминизма мысли. Например, осовременивает «Маленьких женщин», добавляя в сюжет сцену разговора Эми и Лори в художественной мастерской. В ней Лори упрекает девушку, которая собирается замуж по расчёту. Эми же отвечает, что брак для женщины — это всегда экономический расчёт и не ему, мужчине, указывать ей, что выходить замуж из-за денег неправильно. В финале фильма Джо отстаивает перед издателем авторские права на свою книгу. Писательница заявляет, что если уж она «продаёт» свою героиню и заканчивает её историю счастливым браком, то хотя бы должна быть уверена, что получит за это хорошие деньги. Этих остроумных строчек не было в первоисточнике, одноимённом романе Луизы Мэй Олкотт, написанном в 1860-х, до того, как феминизм вошёл в нашу жизнь.
Фильм «Барби» — одна большая (и вновь остроумная) критика патриархата. С помощью обаятельных Марго Робби, Райана Гослинга и десятков актёров в ролях второго плана здесь шутят над токсичной маскулинностью и показывают, что женщине под силу быть кем угодно: и президенткой, и докторкой, и русалкой. А эпизоды, где Кен разочаровывается в патриархате, узнав, что лошади не имеют к нему никакого отношения, или обустраивает в бывшем доме Барби «пацанский» мачо-дача-хата-хаус, вошли в золотую коллекцию киноцитат.
В уста героинь, которых воплотила Гервиг в чужих фильмах, тоже вложен красочный фем-посыл. Так в картине «Женщины XX века» она сыграла фотографку по имени Эбби, которая делит жильё с другими женщинами. Фильм практически не имеет сюжета и весь состоит из диалогов. В одном из них Эбби за общим ужином учит сына подруги — подростка — без стеснения произносить слово месячные. «Если ты планируешь когда-то заниматься сексом с женщиной, научись говорить это слово вслух», — объясняет героиня.
Взросление женщины — один из главных сюжетов Греты Гервиг
Тема женского взросления так или иначе звучит не в одном проекте с участием Греты. В инди-картинах Ноа Баумбаха «Гринберг» и «Милая Фрэнсис» персонаж Греты ищет своё место в карьерном и романтическом смысле, разбирается, для чего ей вообще нужна эта жизнь и почему она такая неидеальная. А героиня Гервиг в драмеди «Девушки в опасности» Уита Стиллмана, студентка колледжа, пытается понять, почему мужчины не очень-то соответствуют высоким стандартам, заданным книгами Джейн Остин.
«Детство — это состояние, когда ты живёшь в гармонии с окружающим миром. А взросление — когда внезапно этой гармонии больше нет».
The Guardian
Героини снятых режиссёркой картин по-своему проходят через эту потерю гармонии с миром. Джо в «Маленьких женщинах» понимает, что детство кончилось, когда серьёзно заболевает её сестра Бет, лучший друг Лори говорит о своих чувствах, а издатели ставят перед фактом: женщине крайне сложно пробиться в большую литературу. Леди Бёрд приходится повзрослеть, когда мать жёстко говорит, что не сможет обеспечить ей учёбу в престижном колледже. Барби покидает безупречно красивый Барбиленд, где царит матриархат, и обнаруживает ужасное: реальный мир несправедлив к женщинам.
Все три героини собственных фильмов Гервиг принимают этот вызов от жизни и двигаются дальше. Джо решительно настроена публиковать свой дебютный роман, Леди Бёрд — уехать из Сакраменто учиться в мегаполис, а Барби отваживается жить в реальном мире, чтобы менять его к лучшему. А значит, персонажи взрослеют.
Грета Гервиг называет мужа Ноа Баумбаха лучшим коллегой
С Ноа Баумбахом Грета Гервиг работает вместе с 2010 года, когда она появилась в его фильме «Гринберг», а в отношениях с режиссёром состоит с 2011 года. С тех пор они сделали вместе ещё пять фильмов. Гервиг снялась в картинах Баумбаха «Поправки», «Белый шум», «Госпожа Америка» и «Милая Фрэнсис» — а в последних двух выступила ещё и соавторкой сценария. Сценарий «Барби» Гервиг и Баумбах тоже написали вместе. И по мнению Греты, о лучшем коллеге и единомышленнике она не могла и мечтать. «Ноа во многих отношениях замечательный партнёр, он проницателен во всём, что связано с кино, и я всегда могу рассчитывать на его совет», — говорит режиссёрка.
Сам Баумбах считает, что у их с Гервиг творческого дуэта есть редкая «химия».
«Писать истории всегда трудно. Когда мы работаем вместе, наши голоса пересекаются, сливаются, создают нечто, что мы не могли бы создать поодиночке».
муж и соавтор Греты Гервиг, режиссёр, The Gentlewoman
Естественность — любимый творческий метод Греты Гервиг
Критики неспроста отмечают особенную искренность и лиричность образов Гервиг-актрисы и её режиссёрских работ. Действительно, и Фрэнсис из «Милой Фрэнсис», и Эбби из «Женщин XX века», и Брук из «Госпожи Америки» оставляют впечатление неподдельной естественности — так свободно Гервиг существует в кадре. Похоже ощущаются героиня Сирши Ронан в «Леди Бёрд» и четыре сестры Марч в «Маленьких женщинах». Эта свобода явно наследует картинам французской новой волны, которые Гервиг обожала в юности. Режиссёры новой волны сознательно не требовали от актёров определённой манеры игры, их мало волновало, заучил ли актёр реплики. И, вероятно, свобода уходит корнями ещё в её студенческие годы, когда Грета основала любительскую труппу актёров-импровизаторов.
Грета Гервиг признаёт, что в творчестве во главу угла ставит натуральность, и умеет добиваться её от актёров в кадре. При этом она не полагается исключительно на свободную импровизацию. По словам Сирши Ронан, на съёмках «Маленьких женщин» режиссёрка искусно «дирижировала» строчками диалогов сестёр Марч, помогая им звучать без театральности, так, как они звучали бы в жизни. «Для Греты важны ритм, музыкальность. В результате зритель с экрана чувствует эту энергию, которая замедляется и ускоряется в нужных местах», — говорит Ронан. Актриса считает, что это и делает фильмы Гервиг искренними настолько, что им хочется верить.
Станьте первым, кто оставит комментарий