Слушать
27 октября 2023

Почему она? Как Тейлор Свифт меняет музыкальную индустрию прямо сейчас

Таня Зайцева
Таня Зайцева
SMM-менеджерка «Горящей избы»
тейлор свифт

Она забрала шесть наград на American Music Awards 2022 — и это только часть из 556 побед в общем. Её творчество изучают в американских университетах, а ей самой присуждают учёные степени. Концертный фильм только на предпродажах собрал больше 100 млн долларов. Популярность и влияние Тейлор Свифт трудно оспорить. Таня Зайцева рассказывает, как юная авторка и исполнительница кантри-песен стала мировой поп-королевой и почему любить её творчество — совсем не стыдно.

В подростковом возрасте я была той самой девчонкой, «не такой, как все», и слушала только рок и панк. Весёлые песни Тейлор в мой плейлист совсем не вписывались.

В конце 2017 года, когда я устроилась на свою первую работу в магазин одежды, мир покоряла новая пластинка Тейлор — Reputation. Каждый день я слушала то нежные Delicate и Call It What You Want, то дерзкие Look What You Made Me Do и Don’t Blame Me. Они были со мной постоянно и вскоре попали в плейлист того, что я слушала регулярно. На этой же работе я познакомилась со своим лучшим другом, с которым мы дружим уже больше пяти лет, и этот альбом — один из нерушимых символов нашей дружбы. До сих пор это моя любимейшая пластинка.

На самом деле творчество Тейлор Свифт как будто всегда сопровождало мою жизнь. Тексты песен We Are Never Ever Getting Back Together, Back To December и «22» отложились где-то на подкорке сознания сами собой. В 2006 году Тейлор была просто кантри-певицей. В 2023 году она — одна из популярнейших поп-исполнительниц. Билеты на её концерты раскупают за бешеные суммы, а сама она даёт по 2–3 шоу в одном городе подряд. И вот как так получилось.  

«Леди, которая точно знает, чего хочет»

Тейлор Свифт с детства хотела быть на сцене. Когда стало ясно, что с актёрской карьерой не складывается, Тейлор увлеклась музыкой. Первые песни она начала сочинять в 12 лет. Её лирической героиней была она сама. Невинные и лёгкие тексты о любви и подростковых трудностях быстро завоевали сердца публики.

«На самом деле всё началось с театра. Когда я жила в Пенсильвании, попасть на Бродвей было моей мечтой. В Нью-Йорке, куда я ездила на уроки вокала и актёрского мастерства, я ходила на прослушивания. Через несколько лет безуспешных попыток я начала писать песни, но никогда не переставала любить театр».

Тейлор Свифт

В интервью Inquirer

В 14 лет Тейлор вместе с родителями переехала из Пенсильвании в Нэшвилл — признанную столицу кантри-музыки. Вся семья уехала строить новую жизнь для того, чтобы у юной Тейлор всё получилось. Там Свифт познакомилась с Лиз Роуз — авторкой кантри-песен, которую позже, в 2007 году, удостоили титула лучшего автора песен в Нэшвилле. Лиз стала соавторкой текстов для дебютного альбома Тейлор Taylor Swift и продолжила работать с ней и после релиза пластинки. 

В 2003 году Свифт сама сочиняла песни за деньги. 

«Я писала песни на заказ для одной компании. В Нэшвилле пишут много песен, больше, чем в любом другом городе. Ты сидишь в офисе и каждый день пишешь тексты. Это была моя первая работа. Мне тогда было четырнадцать. Днём я ходила в школу, а ночью писала песни. Как будто у меня была двойная жизнь». 

Тейлор Свифт

интервью Inquirer

Тейлор не один раз делилась воспоминаниями о том времени. Успех не свалился ей на голову. Пока она работала и училась, была в «радиотуре» — так называют визиты артиста на радиостанции, где он показывает свою музыку и просит запустить её в эфир. В 2005 году певицу заметил Скотт Борчетта — будущий основатель Big Machine Records и человек, который сыграл не последнюю роль в карьере Тейлор. 

В 2006 году она выступала на городских мероприятиях и даже играла на разогреве у популярной в то время кантри-группы Rascal Flatts. Тогда журналисты отмечали её желание построить карьеру и называли «леди, которая точно знает, чего хочет».

Дебютный альбом Taylor Swift вышел в сентябре 2006-го, незадолго до восемнадцатилетия певицы, и стартовал на 19-м месте в списке Billboard 200, а затем поднялся до 5-го места. Свифт активно продвигала его на MySpace, хотя жанр кантри там популярностью не пользовался. В то время свою музыку на этой площадке продвигали в основном поп- и хип-хоп-исполнители, для кантри-исполнителя это решение было очень свежим. В итоге Тейлор обрела первую фанбазу — юных девочек, которым были близки её тексты. До международного успеха ещё нужно было подождать, но недолго. 

Выступление Тейлор Свифт в 2006 году

Wikimedia Commons

2008 и 2009 годы стали ключевыми в карьере Тейлор. Второй альбом певицы Fearless ворвался в хит-парады и надолго там закрепился. Творчество Свифт услышали за пределами Америки — крайне необычная история для кантри-исполнителя. Он же принёс Тейлор первую «Грэмми» в номинации «Альбом года» и «Лучший кантри-альбом» в 2010 году.

Как песни о любви сделали Тейлор самой высокооплачиваемой певицей

С начала карьеры Свифт писала песни о любви. Многие её треки основаны на реальных событиях и рассказывают личную историю. Не называя имён и не описывая конкретные обстоятельства, Тейлор пела о расставаниях и о влюблённостях. С такими текстами очень легко себя ассоциировать — каждая девушка могла найти в них утешение и поддержку. 

Крайне успешным альбомом стала пластинка Red, которая вышла в 2012 году. В ней Свифт сделала уверенный шаг от кантри в сторону поп-музыки. Альбом спродюсировал Макс Мартин. Он же работал над такими хитами, как Oops!... I Did It Again для Бритни Спирс, I Want It That Way для Backstreet Boys и даже Blinding Lights для The Weeknd. Альбом сразу занял первую строчку в списке Billboard 100. 

Альбом Red подарил нам культовые треки. I Knew You Were Trouble — песня о том, как героиня с первого взгляда понимает, что ничем хорошим роман с тем самым парнем не кончится. Эти отношения разбивают её, в то время как для возлюбленного она — просто очередное достижение в списке. 

We Are Never Ever Getting Back Together — весёлый и ироничный гимн о расставании. О том, как освобождаешься от отношений, в которые не хочется возвращаться. Особенно хороша строчка You go talk to your friends talk to my friends talk to me: частая история для многих — пытаться разговаривать с друзьями бывшего партнёра или партнёрки, чтобы они убедили их вернуться. 

Альбом «1989» вышел 27 октября 2014 года и сделал Тейлор самой высокооплачиваемой певицей того же года. Это была её первая пластинка, в которой не было кантри, только поп-музыка. Сам альбом вошёл в десятку лучших по итогам 2014 года. Тур в его поддержку стал самым успешным в 2015 году. А номинации на «Грэмми» буквально осыпали пластинку. Фанбаза росла с каждым днём в геометрической прогрессии. 

В чём же секрет? Снова песни о любви, но уже под бодрые биты и без гитарного кантри-звучания. На сегодняшний день несколько треков из этого альбома имеют больше миллиарда прослушиваний. 

Тейлор изменила жанр, но не суть своего творчества. Героями её песен оставалась она сама и её возлюбленные. При этом певица не боялась заявить и о более сложных чувствах и ситуациях. Трек Bad Blood посвящён неприязни и вражде, которые сложились между Тейлор и Кэти Пэрри. 

В 2012 году несколько танцоров из команды Тейлор подписали контракт с Кэти Пэрри, чтобы выступать на Prismatic Tour. Тогда Свифт обвинила Пэрри в саботировании Red Tour. Впоследствии Кэти публично призналась, что хотела бы завершить эту вражду, и извинилась за тот поступок. 

Как Канье Уэст «сделал» Тейлор знаменитостью 

Эту историю знают даже те, кто не считает себя фанатом творчества Тейлор. В 2009 году Свифт получила награду American Music Awards в категории «Лучшее женское видео» за клип на песню You Belong With Me. Да, тот самый трек, под который проходили подростковые влюблённости в начале 2010-х. Другими претендентами на награду были Леди Гага, Бейонсе, Келли Кларксон и Кэти Пэрри — внушительная компания.

Едва Тейлор закончила свою благодарственную речь, на сцену вышел Канье Уэст, забрал микрофон и сказал: «Я счастлив за тебя. Я дам тебе закончить [речь]. Но видео Бейонсе — одно из лучших видео за всю историю».

Это был настоящий скандал — не только на всю Америку, но и на весь мир. Многие селебрити раскритиковали Канье, а Барак Обама на телевидении назвал Уэста «придурком». Тогда начался многолетний конфликт Тейлор и Канье.

В 2016 году Канье выпустил трек Famous, в котором назвал Тейлор «сукой» и говорил о том, что «у них мог бы быть секс». Свифт заявила, что не была в курсе того, что она напрямую будет упомянута в треке. Тогда в конфликт включилась Ким Кардашьян. Она выложила в соцсети запись, на которой, предположительно, Канье обсуждает трек с Тейлор. При этом на записи не было упоминания «суки» и согласия Тейлор на использование этого слова. Вражда между артистами достигла апогея — на концертах поклонники Уэста в унисон скандировали: «Fuck Taylor!» Тогда же трек рэпера поддержала Кэти Пэрри, выложив сторис под строчку о Тейлор. 

Хештег #конецТейлорСвифт был лидирующим тегом в Твиттере по всему миру. Знаете, сколько людей должны твитнуть, что ненавидят вас, чтобы это случилось?

Тейлор Свифт

в документальном фильме Miss Americana

Американские шоу и таблоиды раздували из этого конфликта ещё большую сенсацию. Кто-то встал на сторону Тейлор, а кто-то резко высказался о её корыстных мотивах. В документальном фильме Miss Americana Свифт рассказывает, что травля такого масштаба заставила её закрыться и исчезнуть на целый год. А позже — возродиться как феникс и вернуться в новом амплуа.

Альбом Reputation всколыхнул общественность. Главным синглом альбома стал трек Look What You Made Me Do, в котором Тейлор, разве что не называя имён, язвит о том, что «старая Тейлор мертва», и цитирует себя же после скандального вручения награды. По словам журналиста издания Rolling Stones, Тейлор выпустила «очевидный дисс на Канье Уэста». 

Taylor’s Version. Почему Свифт перезаписывает старые альбомы

В 2023 году Тейлор выпустила перезапись пластинки Speak Now. Двумя годами ранее она перезаписала альбомы Fearless и Red. 27 октября выходит перезаписанный альбом «1989».  

История Тейлор и лейбла Big Machine Records берёт начало ещё в двухтысячные годы, когда Скотт Борчетта познакомился с юной Свифт и её родителями. На момент подписания контракта Тейлор было пятнадцать лет. Тогда никто не знал, что Тейлор ошеломительно быстро станет королевой поп-музыки. Однако она была и оставалась основой дохода лейбла — бренд практически построили вокруг неё. Крайне успешный Reputation стал последним альбомом, который Тейлор записала на Big Machine Records. В 2018 году её контракт с ними закончился, и Тейлор хотела уйти на другой лейбл.

В июле 2019 года лейбл выкупил Скутер Браун. Вместе с этим он купил и каталог песен Свифт. Казалось бы, продажа бизнеса — обычное дело. Но Браун был менеджером Канье Уэста, с которым у Тейлор был давний конфликт. 

По контракту владельцем мастер-записей оставался лейбл, а Свифт принадлежали права на тексты и музыку. Для Тейлор это значило, что она не будет получать прибыль от прослушиваний на стримингах, от продажи прав на использование в фильмах и других подобных продуктов. 

Тейлор и лейбл так и не смогли прийти к соглашению. Свифт хотела выкупить мастер-записи, а Big Machine Records предлагал ей только новый контракт. По нему она бы передавала авторские права на новые альбомы, а взамен получала права на мастер-записи уже вышедших пластинок. 

В августе 2019 года Тейлор объявила, что перезапишет свои старые альбомы. У неё было такое право, так как с момента выхода пластинок прошло пять лет. А в ноябре того же года Big Machine Records запретили Тейлор исполнять уже вышедшие песни на церемонии награждения The American Music Awards.

В ноябре 2020 года Скутер Браун продал треки Тейлор инвестиционному фонду, принадлежащему компании Disney. При этом по контракту он до сих пор получает роялти от использования мастер-записей Тейлор, несмотря на открытую вражду между ними.

Как Тейлор меняет мир прямо сейчас

Тейлор Свифт концерт

Paolo Villanueva / Flickr

Довольно быстро Свифт обрела мощную фанбазу. Свифтис — так называют себя поклонники Тейлор — имеют почти такое же влияние, как и сама певица. Например, в 2013 году бренд Abercrombie & Fitch выпустил футболку с надписью «# more boyfriends than t.s.» («# больше парней, чем у Т. С.»). Фанаты решили, что эта футболка оскорбительна, и запустили петицию на change.org. Поклонники добились того, что бренд не только снял футболку с продажи, но и публично извинился в твиттере. На сегодняшний день твит удалён. 

В апреле 2020 года Big Machine Records выпустила альбом с лайв-записью концерта Тейлор, который проходил в 2008 году. Свифт заявила, что не давала разрешения на публикацию этих записей и назвала это «бесстыдной жадностью». В США релиз собрал всего 33 прослушивания и не попал ни в один чарт. Фанаты и критики встретили попытку заработать на Тейлор крайне холодно. 

Влияние свифтис распространяется не только на интернет. Например, недавно во время концерта они создали сейсмическую активность. 22 и 23 июля в Сиэтле, когда проходили шоу, было зафиксировано небольшое землетрясение магнитудой 2,3 балла, писал CNN. 

Борьба cо стримингами

В 2014 году Тейлор присоединилась к борьбе со стриминговыми сервисами. Многие артисты были связаны договорами, по которым музыканты получали смешные проценты от стриминга из-за того, что многие пользователи имели доступ к музыке с бесплатным тарифным планом на первые 3 месяца пользования. За пару лет до этого Свифт отказывалась публиковать альбом Red на платформе Spotify, так как роялти от прослушиваний составляли от 0,006 до 0,0084 доллара США.

В знак протеста Тейлор удалила свои альбомы из каталога Spotify. По данным The Guardian, 25% пользователей сервиса слушали её песни. Тогда команда Spotify публично заявила, что надеется на возвращение Тейлор на платформу, отметив, что «за последние 30 дней её треки слушали 16 млн человек». Только в 2017 году Свифт вернула свои песни на сервис. Так Тейлор поблагодарила фанатов за 1 млн продаж альбома «1989». При этом удаление треков со стриминга никак не сказалось на доходах певицы. 

В клипе Look What You Made Me Do мы видим очевидную отсылку-пасхалку к этой ситуации — по сюжету Тейлор ограбила банковские сейфы стримингов. 

Скрытые послания и пасхалки

Поиск отсылок — обычное дело для фанатов Свифт и своего рода азартная игра.

Одна из самых красивых пасхалок последнего времени — теории о перезаписанных альбомах. Многие фанаты писали в тиктоке, что «ей осталось вернуть только своё имя и репутацию». Это отсылка к одноимённому дебютному альбому Тейлор и её пластинке Reputation.  

Поиском скрытых посланий занимается целая армия фанатов. Ни один пост, анонс или другая активность Тейлор Свифт не остаются без внимания. Фанаты выпускают объясняющие видео, покадровые разборы и даже пишут статьи обо всех отсылках на фандомной Википедии. 

Целыми покадровыми разборами может похвастаться клип Look What You Made Me Do. Например, фанаты нашли отсылки к предыдущей эре Тейлор, которую она стремилась похоронить, послание про авторство песни This Is What You Came For, которую выпустил Кельвин Харрис, и даже «бриллианты» Тейлор — её друзей, которые поддерживали певицу во время травли. 

Из достаточно свежего — разборы клипа на песню Karma. 

Например, в сцене, где Тейлор представлена богиней правосудия, на пьедестале, где она стоит, можно заметить римские цифры — и они означают 1989. «1989» стал следующим альбомом, который выпустила Свифт. Но о его выходе она намекнула ещё 4 месяца назад.

Сцена с дорогой из жёлтого кирпича, по мнению фанатов, отсылает к треку Dorothea, а также к строчке из песни Don’t Blame Me: Once was poison ivy, but now I’m your daisy — «Однажды я была ядовитым плющом, а теперь я твоя маргаритка». Эти же цветы можно увидеть вокруг Тейлор в клипе.

Маркетинговые кампании Тейлор — это наглядное пособие, как создать ажиотаж вокруг своего продукта и поддерживать его постоянно. Уверена, что эту сторону её творчества будут изучать в университетах отдельно. 

Мягкая сила Тейлор

В 2017 году Тейлор подала иск против Дэвида Мюллера, ведущего шоу на радио в Денвере. Тейлор обвинила Мюллера в сексуализированных домогательствах. Речь шла о снимке, который сделан на красной ковровой дорожке. На фото отчётливо видно, что рука мужчины находится около попы Тейлор. 

Мюллера уволили, и он подал встречный иск с требованием многомиллионной компенсации. Однако суд встал на сторону Тейлор, и она, как и просила, получила символический один доллар компенсации ущерба. 

Позже на одном из концертов она публично объявила об этом процессе и исполнила песню, посвятив её всем пострадавшим от сексуализированного насилия, кого правосудие не услышало.

В 2018 году проходили выборы в Сенат США. Кандидатка республиканской партии от штата Теннеси, в котором находится Нэшвилл, Марша Блэкбёрн, проголосовала за отмену продления закона о преследовании и домашнем насилии. Штат Теннеси тогда играл важную роль в том, в каком составе начнёт работать сенат США. 

Она голосовала против равной оплаты труда для женщин. Она голосовала против продления Акта о насилии против женщин, который защищает женщин от домашнего насилия, сталкинга и изнасилований.

Тейлор Свифт

соцсети певицы

В фильме Miss Americana Тейлор показывает закулисье своего решения первый раз высказаться о политике на публику. Её родные отговаривали её и пророчили вдвое меньшую посещаемость концертов. Но Тейлор настояла на своём и поддержала кандидатов-демократов. Она также призвала поклонников голосовать на выборах. В следующие 48 часов после публикации поста на грядущие выборы зарегистрировалось больше 160 тысяч новых избирателей. И хотя в тот год кандидатам демократических взглядов не удалось одержать победу, стало ясно, что рупор Свифт может влиять и на расклад политических сил.

И не только политических. Мировые СМИ пишут, что концертный фильм The Eras Tour спас осенний сезон в кинотеатрах. Певица отказалась распространять его с помощью стримингов и вместо этого заключила контракт с двумя сетями кинотеатров. Режиссёр Кристофер Нолан похвалил певицу за свежее решение и рассказал, что считает, что этот формат дистрибуции фильмов может стать будущим кинематографа. 

Почему за любовь к Тейлор стыдят

Банальные тексты

Многим кажется, что песни Тейлор Свифт банальны — она поёт о любви, о трудностях в отношениях, о расставаниях и о своих чувствах. В интернете считают, что если вы не девочка-подросток, то как-то несерьёзно любить исполнительницу таких песен. 

Только мир с этим не согласен. Тейлор Свифт получает рекордные доходы от концертных туров, продажи мерча и прослушиваний на стримингах. А сами тексты она пишет в соавторстве с признанными продюсерами и поэтами. Писательница и академик в области английской литературы Элли Маккауслэнд в колонке для The Guardian писала о Тейлор:

Я слышала, что литература должна оставаться «странной» и не запятнанной сравнением с чем-то фривольным вроде поп-музыки. Свифт пишет только о «мальчиках и расставаниях», как её творчество можно считать литературой? Ужасно говорить это вам, дорогие читатели, но значительная часть литературного канона как раз о мальчиках и расставаниях.  

Элли Маккауслэнд

The Guardian

На реддите недавно вышел пост, в котором поклонник рассуждает о популярности Тейлор среди мужчин. 

Какую бы неприязнь ни вызывали у нас публичные фигуры и их принципы, такие люди, как Дэйв Портной и Аарон Роджерс, публично признающие себя свифтис, реально помогли мужчинам открыть для себя Свифт и интересоваться ею без осуждения. В идеальном мире нам не за что было бы стыдиться, но в реальности важно иметь такую поддержку, потому что это меняет представление парней с «бесполезная поп-певичка, которая поёт про расставания» на «вау, она реально хороша и её [музыка] разнообразна».

Beginning-Benefit929

пользователь Reddit

Слепая вера словам Тейлор

Ещё один пост под тегом «непопулярное мнение». Автор пишет, что Тейлор позволяет себе выносить подробности отношений в свои тексты, при этом не понимает, что в большинстве случаев проблема — это она сама. 

Фанаты в комментариях отвечали, что, во-первых, у Тейлор полно текстов о её проблематичности. Например, Back To December — это фактически извинение перед Тейлором Лотнером, с которым Тейлор была всего несколько месяцев. Причиной расставания пара назвала «отсутствие химии между ними». Anti-Hero — песня о том, как Тейлор понимает, что она сама причина многих событий, которые с ней произошли. Во-вторых, фанаты подчёркивают, что можно просто слушать треки и не лезть в личную жизнь певицы. 

А что в итоге?

Сегодня Тейлор Свифт меняет музыкальный бизнес. Она задаёт новые стандарты и практики, которые перенимают и другие популярные артисты. Например, Бейонсе объявила, что в декабре выйдет её концертный фильм Renaissance. Вслед за Тейлор Королева Би заключила сделку не со стримингами, а с сетью кинотеатров. Концертный фильм Тейлор The Eras Tour уже стал самым кассовым в истории США. Песни Свифт — и старые, и новые — вирусятся в тиктоке и получают тысячи новых видео каждый день. Песня Love Story, вышедшая в 2008 году, обрела новую популярность. 

Пока я писала этот текст, уровень моего фанатства неожиданно вырос. Своим творчеством Тейлор убила мой снобизм по поводу поп-певиц. Признание того, что её музыка может быть интересной, помогло мне наконец-то разрешить себе слушать всё, что хочется, дурачиться во время прослушивания песен и искренне наслаждаться энергией, которая хлещет через экран, когда смотришь записи её выступлений. И пусть это будут песенки о любви — никто не может запретить нам фанатеть по чему-то только потому, что считает это глупым.

Комментарии

Станьте первым, кто оставит комментарий