Знать
4 августа

Эта Барби — режиссёрка. И не только. 7 фактов, после которых вы влюбитесь в Грету Гервиг окончательно

В начале нулевых одна девчонка из американского города Сакраменто написала в школьном альбоме: «Через десять лет хочу жить в Нью-Йорке и делать кино». Спойлер: всё это сбылось. Девчонку звали Грета Гервиг, и ей было суждено создать фильм о кукле в розовых нарядах, без которого уже невозможно представить поп-культуру. Гервиг снимает кино, которое номинируют на крупные премии, пишет сценарии и снимается сама. А ещё считает естественность главным творческим принципом.

Грета Гервиг гордится тем, что выросла в провинции 

Как и героиня своего полнометражного дебюта «Леди Бёрд», Грета провела детство в калифорнийском Сакраменто. По словам главной героини картины — ничем не примечательном городе, далёком от шумной культурной жизни. Однако режиссёрка считает время, проведённое в Сакраменто, чудесным и вспоминает город с гордостью.

«У меня хорошая память на ощущения. Например, я помню, как отец, музыкант-любитель, впервые взял меня на джаз-фестиваль. Помню, как сидела на коленях, как меня подбрасывали в воздух и ловили. Помню жару: летом в Сакраменто очень жарко. Помню песок в сандалиях».

Грета Гервиг

Несмотря на то что родители Гервиг не имели отношения к искусству (мама работала медсестрой, а отец — в кредитной компании), Грета благодарна им за то, что они привили ей любовь к прекрасному. «В каком-то смысле родители были художниками. Папа записывал свои сны и познакомил меня с песнями „Монти Пайтона“ , а мама покупала подержанную одежду и делала ей новый дизайн», — рассказывает она. 

В Сакраменто Гервиг подростком профессионально занималась балетом — как главная героиня фильма «Милая Фрэнсис», которую она сыграла. Для этого девушка записалась в местную танцевальную школу, одно из немногих культурных учреждений в городе. «Я была просто одержима балетом. И все в нашем классе тоже, включая учителей, которые были фанатами. Дай мне волю — я бы занималась семь дней в неделю до упаду, — вспоминает Гервиг. — Но когда тебе 12–13 лет, не замечаешь, что это что-то нездоровое. Хорошо, что мама вовремя заметила и записала меня в класс по хип-хопу, где не было такого фанатизма».

Грета Гервиг не чувствовала актёрского и режиссёрского призвания 

Гервиг не была уверена, что ей стоит получить актёрское или режиссёрское образование. В школьном выпускном альбоме она написала , что через десять лет хочет жить в Нью-Йорке и заниматься кино, впрочем, не уточняя, в каком именно качестве. Оказавшись в Нью-Йорке, Гервиг подумывала изучать музыкальный театр, но родители сказали , что это слишком дорого. Попробовала поступить на программу по сценарному мастерству, но не прошла по конкурсу. В итоге Грета оказалась на программе по английскому языку и философии. Уже во время учёбы Гервиг поняла, что ничто не мешает ей параллельно пробовать что-то ещё — например, брать уроки актёрского мастерства. Барнард-колледж, куда она поступила, был партнёром Джульярдской школы, одной из самых престижных академий в области искусства. Поэтому Грета свободно посещала актёрские занятия, которые вдохновили её на две вещи — собрать любительскую труппу актёров-импровизаторов и начать писать сценарии. 

Она не жалеет, что её профильное образование было «неофициальным». Наоборот, по словам Гервиг, такой подход помог ей безболезненно освоить ремесло.

«Я занималась актёрством и сценарным мастерством добровольно и будто понарошку. Будь это чем-то серьёзным и обязательным, я бы чувствовала стресс и давление. А так я себя от них оградила».

Грета Гервиг

При этом вначале Грету беспокоило, что она не ощущала в себе особенного призвания быть сценаристкой, актрисой или режиссёркой. Признаваясь в этом, Гервиг приводит в пример мужа Ноа Баумбаха, который чуть ли не с детства знал, что будет режиссёром. «Я переживала, что со мной что-то не так. А потом прочла интервью писательницы Лорри Мур, где она тоже говорила, что не чувствует призвания, — делится режиссёрка. — Я поняла: боже мой, мне просто нужно разрешить себе писать!» Она последовала этому совету и начала сочинять сценарии. Так появился независимый малобюджетный фильм «Ханна берёт высоту» о девушке в поисках себя, где Грета сыграла главную роль и впервые в жизни выступила сценаристкой. «Оказывается, необязательно делать что-то одно. Можно быть счастливой, занимаясь разными вещами: и писать, и играть в кино», — добавляет Гервиг.

Родители Греты Гервиг не одобряли куклу Барби

Мама Гервиг была ребёнком 60-х и взрослела во времена второй волны феминизма. Она считала Барби абсолютно антифеминистским феноменом и объясняла дочери, что кукла олицетворяет нереалистичные стандарты красоты. «Мама говорила: „Неужели мы так долго боролись за женские права, чтобы прийти вот к этому?“ Так что Барби у нас дома… не то чтобы была под запретом, но не поощрялась», — вспоминает Грета. Но однажды родители сдались и таки купили ей Барби — до этого девочка одалживала её у соседских детей.

В куклы Грета играла долго, и Барби не исключение. По словам Гервиг, Барби всегда интриговала её своей эмансипированностью.

Режиссёрка с восторгом подчёркивает : эта кукла отправилась на Луну ещё до того, как женщины получили возможность оформлять собственные кредитные карты. Речь идёт о кукле-астронавтке, которую Mattel выпустила в 1965 году, за четыре года до того, как Нил Армстронг стал первым человеком, высадившимся на Луне. Американские женщины получили право на кредитные карты только в 1974 году, когда в США приняли Закон о равных кредитных возможностях. 

Другой пример, который называет Гервиг, — Барби-президентка, которую корпорация представила в 1992 году. Женщины на президентском посту в Штатах ещё не было. «Я спросила себя: как так вышло, что Барби умудрилась сделать это, а мы нет? Она всегда на шаг впереди», — рассказывает Грета. Поэтому режиссёрка захотела разобраться в её истории.

В фильмах Греты Гервиг ярко звучит фем-посыл

Смотреть ещё!

В своих картинах Гервиг бойко озвучивает важные для феминизма мысли. Например, осовременивает «Маленьких женщин», добавляя в сюжет сцену разговора Эми и Лори в художественной мастерской. В ней Лори упрекает девушку, которая собирается замуж по расчёту. Эми же отвечает, что брак для женщины — это всегда экономический расчёт и не ему, мужчине, указывать ей, что выходить замуж из-за денег неправильно. В финале фильма Джо отстаивает перед издателем авторские права на свою книгу. Писательница заявляет, что если уж она «продаёт» свою героиню и заканчивает её историю счастливым браком, то хотя бы должна быть уверена, что получит за это хорошие деньги. Этих остроумных строчек не было в первоисточнике, одноимённом романе Луизы Мэй Олкотт, написанном в 1860-х, до того, как феминизм вошёл в нашу жизнь.

Фильм «Барби» — одна большая (и вновь остроумная) критика патриархата. С помощью обаятельных Марго Робби, Райана Гослинга и десятков актёров в ролях второго плана здесь шутят над токсичной маскулинностью и показывают, что женщине под силу быть кем угодно: и президенткой, и докторкой, и русалкой. А эпизоды, где Кен разочаровывается в патриархате, узнав, что лошади не имеют к нему никакого отношения, или обустраивает в бывшем доме Барби «пацанский» мачо-дача-хата-хаус, вошли в золотую коллекцию киноцитат. 

Смотреть ещё!

В уста героинь, которых воплотила Гервиг в чужих фильмах, тоже вложен красочный фем-посыл. Так в картине «Женщины XX века» она сыграла фотографку по имени Эбби, которая делит жильё с другими женщинами. Фильм практически не имеет сюжета и весь состоит из диалогов. В одном из них Эбби за общим ужином учит сына подруги — подростка — без стеснения произносить слово месячные. «Если ты планируешь когда-то заниматься сексом с женщиной, научись говорить это слово вслух», — объясняет героиня.

Взросление женщины — один из главных сюжетов Греты Гервиг

Смотреть ещё!

Тема женского взросления так или иначе звучит не в одном проекте с участием Греты. В инди-картинах Ноа Баумбаха «Гринберг» и «Милая Фрэнсис» персонаж Греты ищет своё место в карьерном и романтическом смысле, разбирается, для чего ей вообще нужна эта жизнь и почему она такая неидеальная. А героиня Гервиг в драмеди «Девушки в опасности» Уита Стиллмана, студентка колледжа, пытается понять, почему мужчины не очень-то соответствуют высоким стандартам, заданным книгами Джейн Остин.

«Детство — это состояние, когда ты живёшь в гармонии с окружающим миром. А взросление — когда внезапно этой гармонии больше нет».

Грета Гервиг

Героини снятых режиссёркой картин по-своему проходят через эту потерю гармонии с миром. Джо в «Маленьких женщинах» понимает, что детство кончилось, когда серьёзно заболевает её сестра Бет, лучший друг Лори говорит о своих чувствах, а издатели ставят перед фактом: женщине крайне сложно пробиться в большую литературу. Леди Бёрд приходится повзрослеть, когда мать жёстко говорит, что не сможет обеспечить ей учёбу в престижном колледже. Барби покидает безупречно красивый Барбиленд, где царит матриархат, и обнаруживает ужасное: реальный мир несправедлив к женщинам. 

Все три героини собственных фильмов Гервиг принимают этот вызов от жизни и двигаются дальше. Джо решительно настроена публиковать свой дебютный роман, Леди Бёрд — уехать из Сакраменто учиться в мегаполис, а Барби отваживается жить в реальном мире, чтобы менять его к лучшему. А значит, персонажи взрослеют.

Грета Гервиг называет мужа Ноа Баумбаха лучшим коллегой

С Ноа Баумбахом Грета Гервиг работает вместе с 2010 года, когда она появилась в его фильме «Гринберг», а в отношениях с режиссёром состоит с 2011 года. С тех пор они сделали вместе ещё пять фильмов. Гервиг снялась в картинах Баумбаха «Поправки», «Белый шум», «Госпожа Америка» и «Милая Фрэнсис» — а в последних двух выступила ещё и соавторкой сценария. Сценарий «Барби» Гервиг и Баумбах тоже написали вместе. И по мнению Греты, о лучшем коллеге и единомышленнике она не могла и мечтать. «Ноа во многих отношениях замечательный партнёр, он проницателен во всём, что связано с кино, и я всегда могу рассчитывать на его совет», — говорит режиссёрка. 

Сам Баумбах считает , что у их с Гервиг творческого дуэта есть редкая «химия».

«Писать истории всегда трудно. Когда мы работаем вместе, наши голоса пересекаются, сливаются, создают нечто, что мы не могли бы создать поодиночке».

Ноа Баумбах

муж и соавтор Греты Гервиг, режиссёр, The Gentlewoman

Естественность — любимый творческий метод Греты Гервиг

Смотреть ещё!

Критики неспроста отмечают особенную искренность и лиричность образов Гервиг-актрисы и её режиссёрских работ . Действительно, и Фрэнсис из «Милой Фрэнсис», и Эбби из «Женщин XX века», и Брук из «Госпожи Америки» оставляют впечатление неподдельной естественности — так свободно Гервиг существует в кадре. Похоже ощущаются героиня Сирши Ронан в «Леди Бёрд» и четыре сестры Марч в «Маленьких женщинах». Эта свобода явно наследует картинам французской новой волны, которые Гервиг обожала в юности. Режиссёры новой волны сознательно не требовали от актёров определённой манеры игры, их мало волновало, заучил ли актёр реплики. И, вероятно, свобода уходит корнями ещё в её студенческие годы, когда Грета основала любительскую труппу актёров-импровизаторов.

Грета Гервиг признаёт , что в творчестве во главу угла ставит натуральность, и умеет добиваться её от актёров в кадре. При этом она не полагается исключительно на свободную импровизацию. По словам Сирши Ронан , на съёмках «Маленьких женщин» режиссёрка искусно «дирижировала» строчками диалогов сестёр Марч, помогая им звучать без театральности, так, как они звучали бы в жизни. «Для Греты важны ритм, музыкальность. В результате зритель с экрана чувствует эту энергию, которая замедляется и ускоряется в нужных местах», — говорит Ронан. Актриса считает, что это и делает фильмы Гервиг искренними настолько, что им хочется верить.

Станьте первым, кто оставит комментарий
Читайте также
Шутить, не обижая слабых: 10 нетоксичных русскоговорящих комиков и комикесс
7 идей для подарков на Новый год, которые можно сделать своими руками
Как приготовить хрустящий батат фри
Мейсон Темз приручает дракона, а новый герой Pixar ищет друзей среди инопланетян: 5 интересных трейлеров недели
Общественница призвала чаще критиковать мужчин, чтобы поднять рождаемость в РФ
10 мрачных видеоигр с обаянием Азии