Близится Хеллоуин, а значит, время смотреть хорроры! Увы, фильмы ужасов частенько воспроизводят гендерные стереотипы и клишированных женских персонажей. Сексуальная героиня, как правило, умирает первой, а выживает только девственница. Но есть и исключения! Рассказываем про фильмы, в которых женщины представляют собой нечто большее, чем секс-объект или жертву.
Чужой
2122 год. Космический буксир «Ностромо» возвращается с грузом на Землю. Команда на время полёта находится в анабиозе — состоянии, при котором жизнедеятельность искусственно приостанавливают. Но система корабля даёт сбой, из-за которой члены экипажа просыпаются раньше положенного.
Корабль оказался в другой звёздной системе, а команда получила сигнал SOS с местной планеты. По контракту члены экипажа должны проверять такие вызовы. Трое героев высаживаются на планете. Поиски приводят их к инопланетному существу, которое захватывает тело одного из членов команды. Когда все возвращаются на корабль, выясняется, что загадочная сущность — инопланетный хищник, который убивает всё живое без разбора. Корабль стал смертоносной ловушкой.
Героиня Эллен Рипли
Главная героиня Эллен Рипли — помощница капитана. Она единственная в фильме не паникует, принимает рациональные решения и борется с чудовищем. Рипли стала культовой феминистской фигурой, которая восхищает до сих пор. Теоретики кино писали целые статьи, где осмысляли важность персонажа для научной фантастики и хорроров. В частности, среди фильмов про космос Рипли стала первой женщиной, которая лучше мужчин разбирается с кораблём и расправляется с монстром.
Заклятие
Действие фильма происходит в 1971 году. Семья Перрон с пятью дочерьми переезжают в новый дом. По классике — внутри творится что-то странное. Сначала по непонятной причине умирает собака Перронов. Потом мать семейства обнаруживает на своём теле синяки, которые появляются сами по себе. Каждую ночь часы останавливаются на отметке 3:07, в доме пахнет тухлятиной, предметы двигаются, а пролетающие птицы тут же умирают. Затем девочки начинают видеть призраков — страшную старуху и маленького мальчика.
После очередной бессонной ночи Перроны просят помощи у охотников за призраками — Эда и Лоррейн Уорренов. Лоррейн — медиум, которая видит призраков и может с ними общаться. Эд — знаток в изгнании злых духов. Вместе со своими помощниками они приезжают в дом Перронов. Им предстоит разобраться, сколько духов мучают семью и что им нужно.
«Заклятие» — первый фильм в этой хоррор-франшизе. Монстры меняются, но главные борцы с ними почти всегда остаются теми же. Эд и Лоррейн Уоррен — не только смелые персонажи, но и пример идеальных отношений. Они всегда прикрывают друг друга и взаимодополняют на такой непростой работе. Хотя в третьем фильме Эд признаёт, что без Лоррейн они бы не смогли помогать людям.
Героиня Лоррейн Уоррен
Лоррейн обладает впечатляющими способностями и спокойствием, которое сложно представить в ситуации, когда ты постоянно видишь призраков. Например, когда Эд и Лоррейн приезжают в дом Перронов, она сразу же замечает духа, но не подаёт вида, чтобы не напугать остальных.
При этом героиня не лишена человечности. Она переживает трагедию каждого призрака, с которым встречается. На протяжении франшизы мы видим, что сочувствие и постоянный стресс сказываются на её эмоциональном состоянии, но она всегда готова бороться дальше. Кроме того, у Эда и Лоррейн есть дочь, которую они очень любят. Но ни один из них не приносит в жертву карьеру ради семьи. Лоррейн — пример того, как женщина совмещает работу, даже самую экстремальную, и воспитание ребёнка.
Девушка возвращается одна ночью домой
Действие фильма происходит в мрачном иранском городе. Молодой парень Араш ухаживает за отцом Хуссейном, который страдает от героиновой зависимости. Из-за долгов Хуссейна им угрожает бандит Саид — сутенёр и продавец наркотиков.
Ночью Саид замечает женщину в чёрной чадре, которая ходит за ним. Думая, что она флиртует, он приводит её к себе домой. Девушка заигрывает с ним, но внезапно обретает длинные клыки и впивается сутенёру в шею. Так мы знакомимся с главной героиней. Она гуляет ночью по городу, пугает, а иногда убивает плохих мужчин. Позднее она знакомится с Арашем. Девушка признаётся ему, что совершает ужасные вещи, но его это не пугает. Постепенно герои начинают испытывать чувства друг к другу.
Фильм нельзя назвать остросюжетным, но он очень атмосферный. На фестивале «Сандэнс» его представили как «первый иранский вампирский вестерн». Помимо мрачной и напряжённой атмосферы, здесь невероятные саундтреки и запоминающаяся главная героиня.
Главная героиня
Безымянная вампирша слушает инди-рок на дисках, катается на скейте, а под пугающей чадрой носит обычные кеды. Девушка ломает представление об аристократичных вампирах и больше напоминает застенчивого подростка с трудным периодом в жизни. Несмотря на внешнюю оболочку, она ведёт себя как феминистская версия Бэтмена. Девушка — таинственный линчеватель, который вершит правосудие.
Тишина
Мэдди Янг — писательница, которая живёт одна в загородном доме. Она потеряла голос и слух в 13 лет. Однажды вечером к ней заходит соседка, чтобы обсудить новую книгу Мэдди. После ужина с подругой Мэдди убирается на кухне и садится работать за компьютер. Она не слышит, как в этот момент соседка зовёт на помощь: на неё напал человек в маске с арбалетом. Следующей целью становится Мэдди, загнанная в ловушку собственного дома.
Несмотря на непримечательный сюжет, фильм высоко оценили критики. Они похвалили вдохновляющую героиню, актёрскую работу и непредсказуемые скримеры. А Стивен Кинг даже посвятил твит фильму: «Хороша ли „Тишина“? На уровне „Хеллоуина“ или даже скорее „Дождись темноты“. Вцепитесь в подлокотники от страха».
Героиня Мэдди Янг
Уже с начала фильма героиня показывает себя как сильная и независимая. Она живёт одна и при этом не выглядит несчастной затворницей. Кажется, что такая изоляция только вдохновляет её и приносит умиротворение.
Обычно в фильмах про маньяков жертвы не всегда ведут себя разумно, паникуют и заставляют зрителей кричать: «Да что ты делаешь?! Зачем ты туда идёшь?!» Мэдди ведёт себя благоразумно, каждый её шаг просчитан. Конечно, вначале она пугается. Но постепенно Мэдди становится всё более смелой и уверенной в том, что ей удастся одолеть противника. Злодей посчитал, что Мэдди станет лёгкой добычей из-за своих особенностей. Но она оказывается не так проста. Девушка ослепляет и оглушает противника. В отличие от него она знает, как ориентироваться в таком положении. Глухота становится её преимуществом.
Солнцестояние
Дэни Ардор — студентка колледжа. Её младшая сестра с биполярным расстройством убила себя и родителей, и это оставило серьёзную травму в душе Дэни. У девушки есть парень Кристиан, который уже год хочет разорвать отношения из-за того, что девушка часто ему жалуется. Накануне происшествия с родителями он собирался это сделать, но решил отложить, пока Дэни не придёт в себя после смерти семьи.
Кристиан собирается в поездку с друзьями в Швецию на празднование летнего солнцестояния. Его отмечает община, в которой вырос один из друзей Кристиана, Пелле. Кристиан приглашает Дэни присоединиться в надежде, что она откажет. Но девушка соглашается.
Сначала община выглядит вполне безобидной. Люди трудятся и делят всё поровну, прославляют природу, с гостеприимством встречают приезжих. Традиции приобретают жестокие оттенки, когда на глазах у Дэни и её друзей два пожилых человека совершают самоубийство, потому что достигли определённого возраста. Чем дольше группа остаётся в общине, тем больше страшных ритуалов они находят. И тем больше людей пропадает.
Героиня Дэни Ардор
Дэни Ардор показывает интересное развитие на протяжении фильма. В начале фильма мы видим сломленную, тревожную девушку, которая отчаянно хватается за свои отношения. Она подаётся на манипуляции Кристиана и постоянно чувствует себя лишней и виноватой.
Но к концу фильма она находит то, что не мог и не хотел дать её парень. Хотя община отличается неоднозначными ритуалами, участники поддерживают друг друга во всех трудностях — от физических до эмоциональных. Это то, чего Дэни не хватало в её прежней жизни. Благодаря новообретённой поддержке она чувствует в себе силу, которая наконец даёт ей выразить своё горе и злость. Героиня освобождается от зависимых отношений и обретает силу.
Девушка, подающая надежды
Кэсси Томас — бывшая студентка медицинского колледжа, которая в 30 лет живёт со своими родителями и работает в кофейне. У неё не получилось стать врачом, потому что с колледжа девушку преследует эмоциональная травма. Несколько лет назад её однокурсник Алекс изнасиловал лучшую подругу Кэсси, Нину. Руководство колледжа и полиция не расследовали это дело. Из-за психологической травмы и чувства несправедливости Нина покончила с собой.
Кэсси стала мстить мужчинам за подругу и собственную сломленную жизнь. Теперь она проводит ночи в барах, притворяется пьяной и позволяет мужчинам забирать её к себе домой. Когда они пытаются воспользоваться ею, она даёт жёсткий отпор, угрожает обратиться в полицию, показывая мужчинам, что нельзя заниматься сексом без активного согласия.
Однажды в кафе, где работает Кэсси, приходит её бывший однокурсник Райан Купер. Они договариваются о свидании. Во время встречи он упоминает, что Алекс женится. Тогда Кэсси разрабатывает план, чтобы отомстить тому, кто ответственен за изнасилование и смерть Нины.
Сюжет похож на фильмы про изнасилование и месть — жанр хорроров, в которых жертва выживает и отвечает своим обидчикам настолько кроваво, насколько вообще возможно. Разница в том, что «Девушка, подающая надежды» не делает акцент на сексуальном и физическом насилии.
В центре — переживание травмирующего опыта. Главная героиня — не сама жертва, а её близкий человек, на котором это так отразилось. Насильники в фильме — не какие-то бандиты и маргиналы, а успешные и хорошо воспитанные студенты колледжа. Фильм показывает, что ужасные поступки могут совершать даже те, о ком трудно подумать что-то плохое.
Героиня Кэсси Томас
Обычно в фильмах про женскую месть мы видим, как героиня переживает насилие, а потом всё, что ею движет, — это злоба. Кэсси — более сложный персонаж. Её агрессия скорее пассивна. Она не отрезает никому конечности, а предпочитает мучить своих жертв психологически. По большей части.
Кроме того, злоба — не единственное чувство, которое ей дано. Она скучает по подруге, теряет вкус к жизни. Когда Кэсси влюбляется в Райана, она почти готова оставить бесконечный поток мести. Ведь Кэсси очень хочет быть спокойной и счастливой. От тропа «девушка, которая мстит» героиня берёт самое лучшее — силу и бесстрашие, но остаётся уникальной и более человечной из-за эмоциональной травмы и печали.