Окончив театральную академию, она безуспешно ходила по кастингам и рассказывала монологи в лондонских пабах. А потом подарила нам сериал «Дрянь» — щемящую и остроумную историю про «сломанную» героиню. И стала одной из самых востребованных шоураннерок и актрис своего поколения.
Из неизвестной театральной актрисы Фиби стала мировой звездой
Фиби окончила Королевскую академию театрального искусства и с тоской смотрела, как её однокурсники делают карьеру. Бродила по лондонскому Сохо, играла незаметные роли в разных театрах и безуспешно ходила на кастинги. «Не думаю, что преподаватели особенно верили, что из меня что-то получится», говорила она. По словам Фиби, она была «неформатом» — неловкая, угловатая, и шансов на выдающуюся роль оставалось немного.
Занятия в Академии были очень традиционными: студентов учили правильно двигаться и произносить текст. Уоллер-Бридж постоянно боялась ошибиться и сделать что-то не так: «В итоге я превратила это в свою силу. Я бесконечно делаю что-то неправильно, и это становится чем-то оригинальным».
«Чем-то оригинальным» стала угловатая, желчная и откровенная героиня моноспектакля «Дрянь». В 2012 году Фиби показала его публике на вечере коротких рассказов в театре Leicester Square. А в 2013 году спектакль победил в Эдинбургском фестивале искусств Fringe.
Это открыло Фиби дверь в индустрию сериалов. В 2015 году она в качестве шоураннерки начала работать над драмеди «Сожители». Тогда же в BBC заинтересовались «Дрянью». По словам Уоллер-Бридж, компания терпеливо ждала, пока она закончит сценарий. После успешного релиза в Великобритании к сделке присоединился американский гигант Amazon Video. «Дрянь» показали за океаном. Сериал получил несколько наград Primetime Emmy и принёс Фиби BAFTA за лучшую комедийную роль.
В 2018 году она стала сценаристкой будущего хита «Убивая Еву». Он собрал целый урожай престижных номинаций и наград, среди которых BAFTA и Emmy.
Фиби надоело видеть, как женщин постоянно учат жить. И она заговорила сама
Фиби раздражало, что женщинам постоянно объясняют, как нужно жить и как выглядеть. «В 27 я прочла статью, что наиболее привлекательной женщина считается в 25», — пишет она в авторской версии книги-сценария «Дрянь». Уоллер-Бридж вспоминает, что сексуальные женщины смотрели на неё буквально отовсюду. С рекламных баннеров в метро, с упаковок зубной пасты и даже собачьего корма. Фиби угнетало, что единственная ценность женщины якобы состояла в её сексуальности. Она была на грани депрессии. «Однажды я посмотрела в зеркало. Оттуда на меня взглянула Флибэг со своей неизменной красной помадой. В идеально сшитом пальто, накинутом на разбитое сердце», — говорит Уоллер-Бридж.
«Флибэг» с её меткими и безжалостными комментариями — ответ Фиби на то, как мир обращается с женщинами. Ответ на мизогинию, слатшейминг и сексуализацию, которые нам бросают в лицо. На то, что в самые тёмные моменты жизни женщин часто оставляют в одиночестве. Именно это происходит с героиней сериала. Муж сестры пристаёт к Флибэг на вечеринке. А потом пытается убедить жену, что во всём виновата сама Флибэг, ведь она «шлюха». Героиня в это время переживает чудовищную потерю и чувство вины. Но поделиться этим ни с кем не может.
Сама шоураннерка говорит, что понимает чувства героини. Женщины действительно часто сталкиваются с осуждением. За то, что недостаточно феминистки. Или за то, что феминизм какой-то «неправильный». «Когда ты известна, то должна быть ролевой моделью. Постоянно транслировать какие-то идеи. При этом быть осторожной. И иногда я думаю: чёрт, как я сюда попала?» — делится Уоллер-Бридж в интервью Vanity Fair.
В своём творчестве она охотно рассказывает о современных женщинах и об их проблемах. Но считает, что истории не обязаны поучать. «Нет ничего хуже, чем когда тебя позвали на вечеринку, а вместо этого читают лекцию», — говорит Фиби.
Фиби шутит о том, о чём другие молчат
Фиби показала : женщина может желчно шутить о насущном. Не стесняясь и ни перед кем за это не извиняясь. Её Флибэг шутит о физиологии — груди, анальном сексе, мастурбации, месячных. О том, что на самом деле составляет важную часть женского бытия. В одной из запоминающихся сцен «Дряни» героине начинает казаться, что пассажиры вагона метро как по команде беззвучно открывают рты. Она приходит в себя и говорит: «Кажется, начинаются месячные». И этот комичный эпизод довольно точно передаёт, что ощущает в этот момент женщина. Такой почти абсурдный микс физического дискомфорта и эмоциональных качелей.
Джоди Комер, сыгравшая преступницу Вилланель в сериале по сценарию Уоллер-Бридж «Убивая Еву», думает, что главная черта Фиби — бесстрашие. «Она говорит вслух о том, о чём большинство из нас хотели бы сказать, но боятся», — считает актриса. И это бесстрашие Фиби передаёт героям, которых пишет и играет.
Её герои исследуют границы запретного — того, о чём вроде как не принято говорить. Флибэг мучится, что переспала с парнем подруги, а та вскоре погибла. Влюбляется в священника и хочет заняться с ним сексом. Агентку MI6 из триллера «Убивая Еву» неудержимо влечёт к опасной наёмной убийце. Миллениалка из сериала «Беги» внезапно бросает привычную жизнь с мужем и детьми и уезжает путешествовать с бывшим бойфрендом. Герои ситкома «Сожители» в свои тридцать живут сквотом в заброшенной больнице и то грустно, то до колик весело шутят про свои неудачи и пытаются понять, что такое быть взрослыми. Жизнь персонажей Уоллер-Бридж — сплошной беспорядок и винегрет из травм прошлого. И они совершенно не представляют, что с этим делать. Словом, в них моментально узнаёшь себя.
Фиби Уоллер-Бридж вдохнула в потрёпанный жанр комедии новую жизнь. Казалось, человечество пошутило обо всём на свете. Были сняты сотни ситкомов, и сказать что-то новое здесь не получится. Но смешное в её представлении — необычное, провокационное и всегда честное. Неудивительно, что зрители и критики полюбили её истории. «Это очень обнадёживает, что сердитая, испорченная „сломанная“ женщина может получить награду», — сказала она, получая «Эмми» за лучший сценарий комедийного сериала в 2019 году.
Фиби относится к своему делу и своим коллегам с любовью
Шоураннерка считает взаимную солидарность главным в творчестве. На недавнем Каннском кинофестивале она высказалась в поддержку забастовки Гильдии сценаристов США, которая продолжается с мая. Протестующие требуют пересмотра условий труда.
«Твоя работа сильна настолько, насколько сильны твои люди. И джин в твоём тонике», — шутит Фиби в своей книге. Говорит, что ни один проект не был бы возможен без тех, кто верит в тебя и готов обсуждать его ночи напролёт.
Она не устаёт благодарить тех, кто помог Флибэг появиться на свет. В 2007 году её подругу режиссёрку Вики Джонс уволили из театра. Фиби не нашла ничего лучше, как в знак солидарности тоже бросить работу. Вместе они основали маленькую продакшен-компанию. Джонс ставила выступления, а Фиби рассказывала свои монологи в лондонских пабах. Так из десятиминутного монолога родилась ни на что не похожая история Флибэг. Они поддерживали, хвалили и критиковали друг друга, кропотливо работали и бесконечно переписывали черновики. «С Вики я ничего не боялась», — подытоживает Фиби.
«Мне повезло найти людей, которые будут поощрять и выслушивать тебя, относиться с вниманием, даже если у тебя нет никакого опыта в индустрии», — говорит она про режиссёра «Дряни» и «Убивая Еву» Гарри Брэдбира и его команду. По словам Уоллер-Бридж, именно они отговаривали её от неудачных идей и вкладывали в их общее дело кровь, пот и слёзы.
Столь же тёплые слова Фиби произносит в адрес драматурга и режиссёра Мартина Макдоны — и по совместительству её партнёра. «Это полезно — быть с тем, кто верит в твой талант. Это заставляет тебя расти», — уверена Фиби.
Фиби чужд снобизм, и она с удовольствием исследует маскулинный мир «большого кино»
В конце 2010-х Фиби была больше звездой «для интеллектуалов». В её копилке лежали «Дрянь» и «Убивая Еву» — успешные проекты, которые принято называть сложными. Изысканный триллер про тайную страсть шпионки и преступницы и чёрное драмеди о героине с разбитым сердцем. И вот наконец её признало «большое» голливудское кино.
В 2019 году она присоединилась к сценарной группе новой серии «бондианы» «Не время умирать». Идею позвать Уоллер-Бридж озвучил давний исполнитель роли агента 007 Дэниел Крейг — поклонник «Дряни». Так Уоллер-Бридж стала второй в истории франшизы женщиной, работавшей над сценарием.
Фиби восприняла предложение с восторгом: «Мне нравится Бонд. Он известный сексист, но я люблю неидеальных персонажей». Бондиану и правда критиковали за мизогинию. Быть девушкой Бонда — значило быть красивым приложением к протагонисту. В подкасте The Hollywood Reporter's Awards Chatter Уоллер-Бридж пообещала освежить сценарий, сделать женских персонажей более живыми и проследить, чтобы с ними «обращались, как с людьми». Похоже, ей это удалось. После выхода фильма критики отмечали, что в образах героинь куда меньше сексуализации. Девушки показаны более самостоятельными. И что важно, в одежде. «Зато у нас есть возможность поглазеть на раздетого Бонда», — иронизирует колумнистка The Guardian Симран Ханс.
За фильмом про Бонда последовали роли в других крупных проектах. В картине «Звёздные войны. Хан Соло» Фиби сыграла дроида L3-37, который планирует поквитаться с самим Соло. А в пятой части «Индианы Джонса» она появляется в образе крёстной дочери Индианы. Её Хелена ловко спрыгивает с машин на ходу и дерётся на кулаках. Актрисе нравится её героиня. «Её точно не назовёшь положительной, местами она пытается манипулировать добротой Инди, но она безбашенная и энергичная. Я от этого кайфую», — поделилась она в интервью перед премьерой фильма.
Интересно, что и здесь Фиби оказалась неслучайно. Режиссёр «Индианы» Джеймс Мангольд посмотрел «Дрянь» и вдохновился её талантом. По собственному признанию, в Уоллер-Бридж его зацепила смесь эксцентричности, уязвимости и жёсткости. Именно такая актриса и смогла бы «вывезти» роль Хелены.
Прямо сейчас Фиби как сценаристка работает над сериалом по видеоигре «Лара Крофт. Расхитительница гробниц». Уоллер-Бридж признаётся, что всё детство провела с игровой приставкой в руках. Потом отложила PlayStation подальше и начала писать, но бесстрашную Лару Крофт любит до сих пор.
Теперь она хочет создать сильную главную героиню. И сделать это с фем-посылом: «У канонической Лары Крофт была большая грудь. Нужно ли рисовать новую Лару такой же? У меня был горячий спор с коллегами-сценаристами». Фиби настаивала, что грудь должна быть маленькой, потому что иначе героине будет неудобно протискиваться через расщелины в скалах.
Выпускница лучшей британской театральной школы и лауреатка престижных наград далека от снобизма. Не боится пробовать себя в «большом» массовом кино и перезапускать культовые франшизы. «„Индиана Джонс“, „Джеймс Бонд“ — я подписалась на это, потому что хочу посмотреть, как далеко могу зайти в таких маскулинных проектах. Меня интригуют эти миры, и я хочу их исследовать», — говорит она.