В XX веке стандарты красоты стремительно менялись: на это влияли войны, развитие индустрии моды, медиа и появление интернета. Разберём на примерах, как менялся женский идеал с Первой мировой войны до современности и почему.
Стандарт красоты — условный эталон, который формируется под влиянием вкуса и исторической ситуации. Часто этот идеал подаётся как нечто незыблемое, но если изучить историю, становится ясно, что понятие привлекательной внешности постоянно менялось. Рассказываем, как трансформировалось восприятие красоты в разные времена.
Восток и свободные одежды
1910-е
Перед Первой мировой войной в Америке появился новый идеал — девушка Гибсона. Образ создал американский иллюстратор Чарльз Гибсон, который опубликовал в журнале изображения девушек в разных ситуациях: они плавали, читали, катались на велосипедах или гуляли в одиночестве, оставаясь при этом довольно привлекательными.
У девушки Гибсона была фигура с пышной грудью, узкой талией и широкими бёдрами. Также у девушки Гибсона была тонкая шея и высокая, слегка растрёпанная причёска. Завершал образ томный взгляд и чувственные полные губы. Девушки носили длинные платья, показывая лишь лодыжки — это считалось очень сексуальным.
В Европе в моду вошло немое кино — девушки стали подражать известным актрисам и наносить яркий макияж. Также большой ажиотаж вызвали парижские гастроли балета Дягилева, «Русские сезоны». Публика была впечатлена экзотическими восточными костюмами — греческими хитонами, рукавами кимоно, сандалиями. Так в Европу пришла мода на античность и Восток — женщины носили шаровары, одежду с богатой вышивкой и были похожи на одалисок из гарема.
Примерно в это время женщины наконец освобождаются от корсета. В этом прослеживается влияние американской танцовщицы Айседоры Дункан — она уже в 1903 году танцевала в полупрозрачной рубашке античного кроя, украшенная лишь шалью.
Благодаря, в частности, ей в моду в Европе и в России вошла одежда со строгими линиями и свободными формами, похожая на туники Древней Греции — платья новых фасонов не сковывали фигуры и свободно струились до пола.
В России в тот период в целом копировали западную моду — носили платья с завышенной талией и делали высокие причёски. Длинные волосы собирали в пучок и потом прикалывали к ним шляпу большими булавками. В моде были шарфики и боа.
Дерзкие «флэпперы», короткие платья и диеты
1920–1940-е
Первая мировая заставила многих женщин стать рабочей силой для фронта. Это пробудило в них ощущение независимости и самостоятельности. Когда в 1920 году американские женщины получили право голоса, начались «ревущие двадцатые».
В этот период появился новый идеал — озорная и дерзкая девушка андрогинного типа, «флэппер» — с мальчишеской фигурой, плоской грудью и короткой стрижкой «боб». Чтобы спрятать грудь, женщины носили утягивающие бюстгальтеры и одежду, скрывающую изгибы. В это время впервые в истории женщины отказывались подчёркивать свою женственность. Платья стали короче, плечи оголялись — двигаться и танцевать в таких нарядах было куда проще, чем в корсетах.
Но у новой свободы была и обратная сторона — именно с образа девушки-«флэппера» началась современная одержимость худобой. Широко распространились домашние напольные весы и модные женские журналы, предвестники современных. Всё это усиливало у женщин недовольство собой — к своим фигурам они начали относиться необоснованно строго.
Развитие моды на худобу совпало с развитием медицины — в 1920-х врачи стали получать больше информации об устройстве человеческого организма и регулярно наблюдать пациентов. Благодаря этому с того времени впервые начали официально фиксировать случаи пищевых расстройств.
В СССР были свои идеалы красоты. Частью государственной идеологии было здоровье нации, поэтому здоровая женщина считалась красивой. В связи с этим массовым явлением в советские годы был спорт. Среди женщин были популярны катание на лыжах и коньках, посещение волейбольных и других спортивных секций. При этом за худобой не гнались специально — не было ни фитнес-клубов, ни массового распространения диет, ни упражнений для похудения. Из макияжа активно пользовались помадой, пудрой и тушью.
«Песочные часы» и ярко-красная помада
1930–1950-е
В 1929 году в Америке началась Великая депрессия и кризис, которые повлекли за собой проблемы с питанием и одеждой. На фоне этих событий худоба уже не казалась привлекательной, ассоциировалась с голодом и несла негативный смысл.
После Великой депрессии и Второй мировой людям хотелось радости и веселья, и на фоне военного прошлого к упитанному телу относились хорошо. Новым стандартом красоты стала фигура «песочные часы» — с большой грудью и широкими бёдрами, но при этом стройными ногами и тонкой талией. Образцом красоты в США была Мэрилин Монро, в Европе — Брижит Бардо.
После войны в магазинах наконец-то появились недорогие модные платья и косметика, и девушки начали краситься и наряжаться. Трендами эпохи стали полные губы с ярко-красной помадой, объёмные причёски и в целом праздничный и ухоженный вид.
В России после Великой Отечественной войны стали открываться парикмахерские, где можно было сделать причёску и маникюр. Также в это время государство начало отправлять людей в санатории, откуда многие возвращались с прибавкой в несколько килограммов. Но после голодных военных лет полнота у советских женщин не считалась чем-то зазорным. В это время девушки начали копировать моду зарубежных журналов — шили платья по выкройкам, стали носить кардиганы и пиджаки.
Экстремальная худоба как новый идеал
1960-е
1960-е стали временем открытий, идеализма и социального протеста. Началась женская эмансипация — женщины восставали против традиционных ценностей. В 1960 году в Америке одобрили продажу противозачаточных, в 1966 была основана Национальная организация женщин.
На смену pinup-девушке в Европу и США пришёл новый идеал — супермодель Твигги, стройная девушка с телосложением подростка. Твигги была экстремально худой — при росте 166 см она весила 41 килограмм. Девушка стала иконой новой эпохи худых супермоделей.
Ещё одной звездой с минимальным весом стала Одри Хепбёрн, которая даже после рождения двух детей весила 45 килограмм. Новый стандарт красоты диктовал исключительную худобу, добиться которой можно было только за счёт изнуряющих диет и физических упражнений.
Что касается России, то в 60-х образцом красоты здесь выступала советская манекенщица Регина Збарская. Позже она стала известна во всём мире — в Париже её называли «самым красивым оружием Кремля», а позже прозвали «советской Софи Лорен».
Также в 60-х в России были известны манекенщицы Лёка Миронова и Елена Метёлкина.
Распространение культуризма и анорексии
1970-е
К 70-м анорексия стала распространяться повсюду, случаи госпитализации девушек участились. При этом если у женщин в моде была худоба, то у мужчин — накачанное тело. Чтобы достигнуть желаемых форм, многие проводили в спортзалах часы напролёт, а некоторые культуристы не брезговали и допингом. В это время начала формироваться и мода на андрогинность — во многом благодаря мировым знаменитостям, таким как Дэвид Боуи и Марк Болан.
В Европе 70-х начинает разрастаться индустрия моды и развлечений, стало популярно диско. Законодателями моды того времени стали музыкальные группы Boney M и Ottawan — они популяризировали пышные причёски и всё яркое и броское. Девушки делали объёмные стрижки и носили глубокие вырезы. В числе запоминающихся типажей эпохи называли актрис Анук Эме и Джейн Биркин.
В России 70-х в магазинах царил дефицит, так что платья себе шили сами. Российские девушки тянулись ко всему западному — например, тайно привозили из-за границы модную одежду. Это эпоха советского гламура, когда женщины начали активно пользоваться косметикой и делать химическую завивку. В тренде была культура хиппи.
Модная одежда, аэробика и демонстрация успеха
1980-е
В Европе 80-х диско набрало максимальную популярность, и вместе с ним стали модны и его атрибуты — блеск, праздник и веселье. В Америке всё сильнее переплетались между собой понятия красоты и богатства. Сильное влияние на формирование стандартов оказали телевидение, модные журналы и реклама. Дизайнерские вещи — например часы Swatch и очки Ray-Ban — стали повальным увлечением, в моду вошла спортивная одежда Reebok, Nike и Adidas. Такие вещи показывали, что человек успешен.
Об успехе, в частности, говорило здоровое и спортивное тело. Красивой стала считаться высокая и загорелая девушка, бёдра «идеала» уменьшились, но грудь оставалась по-прежнему большой. Важны были подкачанные руки и ноги. Словом, в моде был образ энергичной и подтянутой карьеристки.
В моду вошли занятия по шейпингу и аэробике, а главным их идеологом стала актриса Джейн Фонда. Она открывала по всей стране клубы аэробики, где девушки тренировались по её методу. В 1981 году она выпустила книгу и видеоуроки, где женщины в ярких напульсниках и боди показывали упражнения, для которых требовались только гантели, коврик и стул. Упражнения были простыми и нескучными, прорабатывали все мышцы тела и сжигали калории.
Идею Джейн подхватили супермодели Клаудиа Шиффер, Синди Кроуфорд, Линда Евангелиста — они тоже стали выпускать свои видеопособия. Но мировую известность приобрели именно уроки Джейн. Миллионы женщин делали комплексы упражнений по этим видеоурокам, одержимые идеей приблизиться к спортивному идеалу.
В России 80-х продолжался дефицит, зато в стране появился журнал «Бурда» и западные каталоги одежды, по которым женщины шили себе платья, продолжая копировать стиль и причёски зарубежных моделей. Продолжалась мода на броский макияж и яркую одежду.
Эпоха моделей и «героиновый шик»
1990-е
90-е стали эрой супермоделей — сверхпопулярны были Синди Кроуфорд, Ева Герцигова, Наоми Кэмпбелл и Клаудия Шиффер. Затем в Америке появляется новое направление в моде — «героиновый шик». Впоследствии этот термин будет связан с антигламуром и гранжем. «Героиновый шик» зародился в 90-х, когда употребление героина стало популярным из-за резкого падения его цены на рынке.
Олицетворяла новый стандарт красоты очень худая девушка с прозрачной кожей. На эту роль идеально подошла супермодель Кейт Мосс — худая, с синяками под глазами и бледной кожей.
Из-за нового модного образа в США и Европе кардинально выросло количество случаев булимии, на это время пришёлся пик по уровню смертности от анорексии, а ожирение стало приобретать массовый характер — к 2000 году его диагностировали у 300 миллионов человек.
В России 90-х вместе с падением железного занавеса женщины получили возможность покупать недоступную прежде западную одежду. В моду вошли мини-юбки, платья, обтягивающие брюки и лосины, обувь на платформе. Людям хотелось выделяться, поэтому они массово наряжались в брендовую одежду от Nike, Adidas и Montana, которая была в большинстве случаев плохой подделкой. В моду вошли кислотные цвета, причём ярким мог быть любой предмет одежды — от шапки до лосин. В моде также были высокие причёски, обувь на высокой платформе и крупная бижутерия.
Фитнес, загар и гламур
2000-е
В начале 2000-х стандартом красоты во всём мире всё ещё было худое тело. В 2010-х красивой снова считалась фигура «песочные часы» — большая грудь, тонкая талия, широкие бёдра, упругая попа с длинными ногами. Чтобы нарастить объёмы в нужных местах, женщины стали приседать на корточках и поднимать гантели. Вернулась мода на фитнес, но теперь вместо аэробики в тренде были йога, пилатес и другие виды спорта без отягощений.
Выросла популярность пластической хирургии — женщины стали увеличивать грудь, «исправлять» нос и делать инъекции ботокса. Привлекательной считалась смуглая кожа, моду на которую ввели знаменитости — Дженнифер Лопес и Кристина Агилера. Чтобы добиться нужного оттенка, девушки посещали солярии и использовали автозагар. Тренд на смуглую кожу стал спадать только в 2008 году с выходом фильма «Сумерки». Ещё один тренд того времени — пирсинг пупка и языка. Примерами красоты того времени можно считать Бритни Спирс или Пэрис Хилтон.
В 2009 году место самой красивой женщиной называли уже не певицу Бритни Спирс, а голливудскую актрису Анджелину Джоли. Главными «фетишами» десятилетия стала оливковая кожа, пухлые губы, высокие скулы и пушистые ресницы.
И хотя к тому моменту уже существовало движение бодипозитива — оно появилось в 1996 году, — в популярной культуре разнообразия было мало: глянец называл красавицами только обладательниц стройных фигур вроде Анджелины Джоли и Кристины Агилеры.
В 2004 году в США появился Facebook*, который за несколько лет стал самой популярной соцсетью в мире. Соцсети сильно изменили восприятие людей — в частности, предоставили больше информации о мире вокруг, сделали пользователей более осведомлёнными о других социальных группах и способствовали росту толерантности к тем, кто отличается от других.
Уникальность и попытки принять разную внешность
2020-е
Сегодня мысль о том, что красота может быть разной, начинает укрепляться. Одним из главных причин исследователи считают смешение культурных и этнических традиций, вызванных миграцией и глобализацией человечества. Разные культуры объединяются, открытый доступ к информации ускоряет этот процесс.
В результате известные люди больше не боятся заявлять о своих отличиях и открыто обсуждать особенности внешности. Яркий пример — канадская модель и активистка Винни Харлоу, которая известна тем, что сделала карьеру с витилиго, нарушением пигментации кожи.
На модных показах всё чаще можно увидеть моделей с разными особенностями: есть модели plus size, девушки с веснушками и брекетами, лопоухостью и косоглазием. На подиум выходят транслюди и модели-андрогины, модели-альбиносы и модели в возрасте, на инвалидных колясках и с протезами. Тренд на разнообразие пока что только зарождается — необычных моделей на обложках журналов можно встретить не так часто, а реакция на них неоднозначна.
При этом футуролог моды Джеральдин Уорри считает, что красота циклична, и даже даёт прогноз на следующие десятилетия: по её мнению, в 2068–2078 годах в моду войдут яркие дреды в африканском стиле, в 2078–2088 — панк-тату-граффити и камуфляжный макияж, символизирующие протест против цифровых технологий.
В XX и XXI веке представление о женской красоте менялось под влиянием исторических событий. К женщинам предъявлялось много требований — от макияжа и причёски до норм веса. Многие из этих требований оказались губительными для здоровья: из-за нереалистичных стандартов, например, широко распространились расстройства пищевого поведения.
Благодаря появлению интернета и глобализации в обществе постепенно начинает расти толерантность к тем, кто отличается от стандарта, — и это можно считать отличительным признаком нашего времени.
❤️ Больше про принятие разной внешности
Что делать, если трудно любить своё тело
Наталия Спитэри удалила грудь из-за онкологии и ведёт блог о своей жизни
*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.
Станьте первым, кто оставит комментарий