Минимальный опыт для некоторых вакансий — от 1 года до 3 лет. Но где его взять, если вы только окончили обучение или кардинально сменили профессию? Разбираемся, как устроиться на работу без опыта.
Определитесь, какую работу ищете
При поиске работы нужно определиться, что вы ищете, ведь не все вакансии подходят и не на все условия вы готовы согласиться. Возможно, у вас есть среднее профессиональное или высшее образование, законченные онлайн-курсы или курсы профессиональной переподготовки. Подумайте, какая зарплата и график будут для вас оптимальными, какое значение имеет карьерный рост в компании, корпоративная культура, льготы и другие аспекты.
Важно, чтобы работа приближала вас к долгосрочным карьерным целям: если через 20 лет вы представляете себя руководителем рекламного агентства, то задумайтесь, подойдёт ли вам сейчас вакансия бариста. Конечно, есть ситуации, когда работа нужна срочно, но если вы более-менее свободны в финансовом плане, например вам помогают родители, то начните с помощника или ассистента в вашей сфере. Учтите, что на младших должностях чаще всего самые маленькие ставки, так как уровень ответственности и сложность задач ниже, чем у средних и старших специалистов.
Работодатель имеет право стажировать вас до начала работы. В среднем стажировка длится от двух недель до трёх месяцев, точный срок прописывают в трудовом договоре. Количество трудовых часов в неделю не должно быть больше 40, и зарплата на стажировке не может быть меньше минимального размера оплаты труда.
Сделайте первые шаги
Оформите резюме
Составлению резюме стоит уделить особое внимание, ведь это первый контакт с работодателем. Не пренебрегайте этим этапом, даже если у вас нет опыта работы или он минимален. Многие онлайн-платформы для трудоустройства предлагают просто заполнить анкету о своём опыте и образовании в профиле, но хорошо составленное резюме может привлечь внимание и выделить кандидата среди других. Если вы ищете работу в творческой сфере, то креативное и цепляющее резюме особенно важно.
Укажите ваши ключевые навыки
Покажите, какими навыками вы обладаете и как они резонируют с требованиями вакансии. Старайтесь формулировать мысли конкретно: если вы претендуете на позицию веб-дизайнера, вместо фразы «хорошо знаю графические редакторы» укажите, что владеете Figma и Photoshop, опишите, какие типы интерфейсов можете разрабатывать с помощью этих инструментов. Упоминайте любой опыт, даже если он кажется незначительным: проекты из портфолио, стажировки, фриланс-заказы — всё это поможет работодателю составить более полное представление о вас.
«Писала в компании, которые мне нравились, и искала работу на фрилансе. Одна компания откликнулась, после стажировки всех устроила моя работа, так и осталась в команде. Сейчас в основном помогаю в создании наружной рекламы, разрабатываю дизайн и отправляю на согласование».
Напишите сопроводительное письмо
Для отклика стоит написать сопроводительное письмо, даже если этого не просят в описании вакансии. Оно позволит выстроить более персонализированное общение с работодателем и выделиться в общей массе претендентов. В письме можно уточнить моменты, которые неочевидны из резюме. Например, объясните, почему вы ищете работу именно сейчас, что привлекло вас в компании, почему вы решили сменить сферу деятельности и чем занимались раньше.
Возьмите максимум от собеседований и тестовых
Впервые ходить на собеседования и выполнять тестовые задания — волнительно и страшно, потому что вы не знаете, как всё будет проходить и какие вопросы вам зададут. Но есть хорошая новость: собеседование — это навык, который можно развивать, таким образом прокачивая себя. Только с опытом вы поймёте, как лучше отвечать на вопросы и какой стратегии придерживаться.
То же самое касается тестовых заданий. Во-первых, вы получите отзыв после выполнения задания, и неважно, выполнили вы его успешно или нет. Помните, что этот опыт можно будет упаковать в кейс, поэтому задайте максимум вопросов рекрутеру и попросите комментарии у старшего специалиста, если он тоже смотрел ваше тестовое. Во-вторых, это симуляция реальной рабочей задачи, и ещё до начала работы в компании вы сможете оценить, насколько комфортно работать и справитесь ли вы.
Компенсируйте отсутствие опыта
Продавайте свой потенциал
Возможно, работодатель на самом деле ищет больше не опытного, а мотивированного сотрудника, который готов учиться и нормально взаимодействовать. Важно показать на всех этапах найма, что вы готовы первое время вкладываться в проекты чуть больше, чтобы влиться в компанию.
Используйте нетворкинг
Профессиональными связями можно обрастать начиная со студенчества. Поддерживать хорошие отношения с людьми не так сложно, но кто-то из них может помочь вам в будущем при поиске работы: однокурсник подскажет, что сейчас в его компании есть свободная вакансия, а преподаватель запомнит вас и предложит вашу кандидатуру на стажировку от вуза.
«Поступил в вуз на специальность ГМУ, вышел на хороший контакт с одним преподавателем, именно он помог попасть на первую стажировку в мэрию города. Вообще, если проявлять себя во внеучебной деятельности, помогать с организацией студенческих мероприятий или быть ведущим на них, то шанс, что вас заметят, гораздо выше».
Нетворкинг возможен и без встреч вживую. Например, вы можете вести свой телеграм-канал на профессиональную тему и закрепить в аккаунте, потенциальные работодатели увидят его и смогут больше узнать о ваших проектах. У многих школ онлайн-образования есть чаты, где рассылают вакансии и задают вопросы про тему работы. Если вы окончили курс в подобной школе, то добавляйтесь в чат. Не обязательно общаться 24/7, можно периодически поддерживать диалог, задавать вопросы или отвечать другим людям.
Развивайте портфолио
Портфолио даёт работодателю общее представление о ваших навыках, стиле и способности создавать разные проекты. Оно требует постоянного улучшения и наработки. Не обязательно наполнять его реальными задачами, учебные проекты тоже подойдут. Вы можете создать несколько версий своего портфолио. Например, одна версия для отклика на позицию UX-копирайтера, другая — на копирайтера для лендингов.
«Портфолио очень важно, и лучше собрать туда свои работы по максимуму. У меня выложено только 5 постов на Behance, но на самом деле около 20 готовых работ в Figma. Сейчас я веб-дизайнер на стажировке, правда, она неофициальная».
Как превратить проект в кейс
Кейс — подробное описание конкретного проекта. В нём есть акцент на том, как вы решили задачу, какая роль в проекте у вас была, что позволяет оценить конкретные профессиональные навыки. Цифры — основа кейса, поэтому напишите:
- про проблему и цель проекта;
- срок, за который вам удалось достичь цели;
- вашу роль и задачу в проекте;
- этапы работы, гипотезы, инструменты и исследования;
- результат с метриками.
Прикрепите всё, что сделает историю нагляднее: скриншоты, схемы, графики. Если есть, то добавьте отзыв о вашей работе.
Достаточно уделить внимание одному-двум проектам, которые вы считаете самыми удачными, и сделать их в таком формате.
Ищите работу разными способами
С помощью job-сервисов. На Hh.ru, Superjob, Career Space, Changellenge вы можете отбирать вакансии по критериям: без опыта, на неполный день, удалённая работа, гибкое начало рабочего дня и многим другим.
На личных страницах людей, известных в вашей сфере. Например, если вы ищете работу в сфере IT, то можно подписаться на рекрутеров, которые работают в bigtech-компаниях.
«Несколько лет назад я решила сменить сферу деятельности. С нуля искала работу в области написания текстов. Помог совет подруги — подписаться на главных редакторов всех изданий, которые мне нравятся. В результате я одной из первых увидела информацию об открытой вакансии в одном молодом издании — редакторка выложила её у себя на странице. Более того, я точно знала, как обратить на себя внимание. Ведь я внимательно читала её блог и понимала, какого человека они ищут».
В телеграм-каналах: Young & Junior, Авоська, СЕТИ, Job for Junior публикуют вакансии специально для начинающих специалистов в разных областях. В каждом из них можно перейти в раздел «Похожие каналы» и увидеть ещё больше вакансий.
На сайтах самих компаний-работодателей: раздел с вакансиями есть почти на всех сайтах, начиная с городских музеев и заканчивая мебельными компаниями.
На сайте вашего университета: большинство вузов имеют специальный раздел для студентов и выпускников, где публикуют вакансии, стажировки и мероприятия. На сайте университета он может называться «Центр карьеры» или «Вакансии для студентов». Также на сайте вуза могут анонсировать карьерные события: онлайн- или офлайн-встречи с работодателями, вебинары и мастер-классы по трудоустройству.
Станьте первым, кто оставит комментарий