Минимальный опыт для некоторых вакансий — от 1 года до 3 лет. Но где его взять, если вы только окончили обучение или кардинально сменили профессию? Разбираемся, как устроиться на работу без опыта.

Подписывайтесь на «Горящую избу» 🔥
Наш телеграм-канал поможет не пропускать важные новости, полезные статьи и смешные тесты. 

Определитесь, какую работу ищете

При поиске работы нужно определиться, что вы ищете, ведь не все вакансии подходят и не на все условия вы готовы согласиться. Возможно, у вас есть среднее профессиональное или высшее образование, законченные онлайн-курсы или курсы профессиональной переподготовки. Подумайте, какая зарплата и график будут для вас оптимальными, какое значение имеет карьерный рост в компании, корпоративная культура, льготы и другие аспекты.

Важно, чтобы работа приближала вас к долгосрочным карьерным целям: если через 20 лет вы представляете себя руководителем рекламного агентства, то задумайтесь, подойдёт ли вам сейчас вакансия бариста. Конечно, есть ситуации, когда работа нужна срочно, но если вы более-менее свободны в финансовом плане, например вам помогают родители, то начните с помощника или ассистента в вашей сфере. Учтите, что на младших должностях чаще всего самые маленькие ставки, так как уровень ответственности и сложность задач ниже, чем у средних и старших специалистов.

Работодатель имеет право стажировать вас до начала работы. В среднем стажировка длится от двух недель до трёх месяцев, точный срок прописывают в трудовом договоре. Количество трудовых часов в неделю не должно быть больше 40, и зарплата на стажировке не может быть меньше минимального размера оплаты труда.

Сделайте первые шаги

Оформите резюме

Составлению резюме стоит уделить особое внимание, ведь это первый контакт с работодателем. Не пренебрегайте этим этапом, даже если у вас нет опыта работы или он минимален. Многие онлайн-платформы для трудоустройства предлагают просто заполнить анкету о своём опыте и образовании в профиле, но хорошо составленное резюме может привлечь внимание и выделить кандидата среди других. Если вы ищете работу в творческой сфере, то креативное и цепляющее резюме особенно важно.

Укажите ваши ключевые навыки

Покажите, какими навыками вы обладаете и как они резонируют с требованиями вакансии. Старайтесь формулировать мысли конкретно: если вы претендуете на позицию веб-дизайнера, вместо фразы «хорошо знаю графические редакторы» укажите, что владеете Figma и Photoshop, опишите, какие типы интерфейсов можете разрабатывать с помощью этих инструментов. Упоминайте любой опыт, даже если он кажется незначительным: проекты из портфолио, стажировки, фриланс-заказы — всё это поможет работодателю составить более полное представление о вас.

«Писала в компании, которые мне нравились, и искала работу на фрилансе. Одна компания откликнулась, после стажировки всех устроила моя работа, так и осталась в команде. Сейчас в основном помогаю в создании наружной рекламы, разрабатываю дизайн и отправляю на согласование».

Аня

Напишите сопроводительное письмо

Для отклика стоит написать сопроводительное письмо, даже если этого не просят в описании вакансии. Оно позволит выстроить более персонализированное общение с работодателем и выделиться в общей массе претендентов. В письме можно уточнить моменты, которые неочевидны из резюме. Например, объясните, почему вы ищете работу именно сейчас, что привлекло вас в компании, почему вы решили сменить сферу деятельности и чем занимались раньше.

Возьмите максимум от собеседований и тестовых

Впервые ходить на собеседования и выполнять тестовые задания — волнительно и страшно, потому что вы не знаете, как всё будет проходить и какие вопросы вам зададут. Но есть хорошая новость: собеседование — это навык, который можно развивать, таким образом прокачивая себя. Только с опытом вы поймёте, как лучше отвечать на вопросы и какой стратегии придерживаться.

То же самое касается тестовых заданий. Во-первых, вы получите отзыв после выполнения задания, и неважно, выполнили вы его успешно или нет. Помните, что этот опыт можно будет упаковать в кейс, поэтому задайте максимум вопросов рекрутеру и попросите комментарии у старшего специалиста, если он тоже смотрел ваше тестовое. Во-вторых, это симуляция реальной рабочей задачи, и ещё до начала работы в компании вы сможете оценить, насколько комфортно работать и справитесь ли вы.

Компенсируйте отсутствие опыта

Продавайте свой потенциал

Возможно, работодатель на самом деле ищет больше не опытного, а мотивированного сотрудника, который готов учиться и нормально взаимодействовать. Важно показать на всех этапах найма, что вы готовы первое время вкладываться в проекты чуть больше, чтобы влиться в компанию.

Используйте нетворкинг

Профессиональными связями можно обрастать начиная со студенчества. Поддерживать хорошие отношения с людьми не так сложно, но кто-то из них может помочь вам в будущем при поиске работы: однокурсник подскажет, что сейчас в его компании есть свободная вакансия, а преподаватель запомнит вас и предложит вашу кандидатуру на стажировку от вуза.

«Поступил в вуз на специальность ГМУ, вышел на хороший контакт с одним преподавателем, именно он помог попасть на первую стажировку в мэрию города. Вообще, если проявлять себя во внеучебной деятельности, помогать с организацией студенческих мероприятий или быть ведущим на них, то шанс, что вас заметят, гораздо выше».

Александр

Нетворкинг возможен и без встреч вживую. Например, вы можете вести свой телеграм-канал на профессиональную тему и закрепить в аккаунте, потенциальные работодатели увидят его и смогут больше узнать о ваших проектах. У многих школ онлайн-образования есть чаты, где рассылают вакансии и задают вопросы про тему работы. Если вы окончили курс в подобной школе, то добавляйтесь в чат. Не обязательно общаться 24/7, можно периодически поддерживать диалог, задавать вопросы или отвечать другим людям.

Развивайте портфолио

Портфолио даёт работодателю общее представление о ваших навыках, стиле и способности создавать разные проекты. Оно требует постоянного улучшения и наработки. Не обязательно наполнять его реальными задачами, учебные проекты тоже подойдут. Вы можете создать несколько версий своего портфолио. Например, одна версия для отклика на позицию UX-копирайтера, другая — на копирайтера для лендингов.

«Портфолио очень важно, и лучше собрать туда свои работы по максимуму. У меня выложено только 5 постов на Behance, но на самом деле около 20 готовых работ в Figma. Сейчас я веб-дизайнер на стажировке, правда, она неофициальная».

Валерия

Как превратить проект в кейс

Кейс — подробное описание конкретного проекта. В нём есть акцент на том, как вы решили задачу, какая роль в проекте у вас была, что позволяет оценить конкретные профессиональные навыки. Цифры — основа кейса, поэтому напишите:

  • про проблему и цель проекта;
  • срок, за который вам удалось достичь цели;
  • вашу роль и задачу в проекте;
  • этапы работы, гипотезы, инструменты и исследования;
  • результат с метриками.

Прикрепите всё, что сделает историю нагляднее: скриншоты, схемы, графики. Если есть, то добавьте отзыв о вашей работе.

Достаточно уделить внимание одному-двум проектам, которые вы считаете самыми удачными, и сделать их в таком формате.

Ищите работу разными способами

С помощью job-сервисов. На Hh.ru, Superjob, Career Space, Changellenge вы можете отбирать вакансии по критериям: без опыта, на неполный день, удалённая работа, гибкое начало рабочего дня и многим другим.

На личных страницах людей, известных в вашей сфере. Например, если вы ищете работу в сфере IT, то можно подписаться на рекрутеров, которые работают в bigtech-компаниях.

«Несколько лет назад я решила сменить сферу деятельности. С нуля искала работу в области написания текстов. Помог совет подруги — подписаться на главных редакторов всех изданий, которые мне нравятся. В результате я одной из первых увидела информацию об открытой вакансии в одном молодом издании — редакторка выложила её у себя на странице. Более того, я точно знала, как обратить на себя внимание. Ведь я внимательно читала её блог и понимала, какого человека они ищут».

Дарья

В телеграм-каналах: Young & Junior, Авоська, СЕТИ, Job for Junior публикуют вакансии специально для начинающих специалистов в разных областях. В каждом из них можно перейти в раздел «Похожие каналы» и увидеть ещё больше вакансий.

На сайтах самих компаний-работодателей: раздел с вакансиями есть почти на всех сайтах, начиная с городских музеев и заканчивая мебельными компаниями.

На сайте вашего университета: большинство вузов имеют специальный раздел для студентов и выпускников, где публикуют вакансии, стажировки и мероприятия. На сайте университета он может называться «Центр карьеры» или «Вакансии для студентов». Также на сайте вуза могут анонсировать карьерные события: онлайн- или офлайн-встречи с работодателями, вебинары и мастер-классы по трудоустройству.

Комментарии

Станьте первым, кто оставит комментарий