Прощение очень важно для примирения. Но иногда трудно найти правильные слова, чтобы человек, которого мы обидели, не разозлился ещё больше. Психотерапевт Виктория Мещерина рассказывает, как лучше попросить прощения и почему иногда нам бывает трудно извиняться даже за мелкие проступки.
Почему люди извиняются и прощают
Прощение необходимо обеим сторонам конфликта. Связь с человеком подразумевает безопасность и взаимное принятие. А когда происходят конфликты, то в этой связи становится меньше тепла и доверия. Извинение и прощение — это способ их вернуть. И обидчика, и обиженного объединяет надежда на улучшение отношений. Мы все хотим быть хорошими людьми и дорожим эмоциональными отношениями.
Когда человек получает прощение, то он избавляется от чувства вины. Для обиженного извинения тоже меняют ощущение от ситуации: смягчают рану и обиду.
Почему просить прощения бывает сложно и неприятно
Людям бывает сложно извиняться, потому что в этот момент они оказываются очень уязвимыми. Если они понимают свою вину, им может быть стыдно, а в процессе извинения они могут чувствовать себя униженными.
Часто бывает трудно сказать близкому человеку «прости» даже за мелкие проступки. Одна из причин — детский «опыт непрощения». Он возникает из-за ситуаций, когда ребёнка отвергали, наказывали и игнорировали его попытки извиниться за проступок. Из-за этого во взрослом возрасте человеку может быть трудно приносить искренние извинения, признавать свои заблуждения или ошибки.
Как попросить прощения правильно
Главное — делать это искренне. То есть не стоит использовать отговорки или отмазки, пытаться умалить свою вину. Важно честно признать свои ошибки и рассказать близкому, что вы желаете ему только лучшего и готовы исправлять ситуацию.
Бывают ситуации, когда человек подменяет искренне прощение «символическим извинением». То есть извиняется, но на самом деле не считает, что ранил человека, внутренне отрицает свою вину и не принимает чувства близкого. Иногда это может срабатывать — например, когда речь идёт о неглубокой обиде. Но если случился серьёзный конфликт, то такие «символические извинения» могут усугубить переживания обиженного человека.
Эмоционально-фокусированные терапевты предлагают схему полноценного извинения, которая состоит из шести элементов. С её полной реализацией чаще можно столкнуться в кабинете психолога, чем в реальных отношениях. Однако и её можно иметь в виду:
- Расскажите близкому, что вам не всё равно: «Мне не безразличны твои переживания».
- Примите чувства обиженного: «Твоя боль оправдана, я понимаю это».
- Озвучьте, какие ваши действия или слова сделали больно: «Я причинил/причинила тебе боль тем, что…».
- Поделитесь своими переживаниями: «Я чувствую грусть, стыд, сожаление, печаль за то, что причинил/причинила тебе такие переживания и вёл/вела себя с тобой таким образом…».
- Предложите свою помощь: «Я хочу помочь тебе избавится от этой боли…».
Процесс прощения всегда зависит от двоих. Будьте готовы, что человек, которого вы обидели, не только скажет: «Я принимаю твои извинения и прощаю тебя», «Я больше не злюсь на тебя», но также может попросить вас о чём-то. Например, попросить утешения, сказать: «Мне сейчас необходимо, чтобы ты…» — и предложить какие-то действия, которыми вы сможете его поддержать. Например, исправить ошибку или дать обещание «больше так не делать».
Что делать, если я не считаю себя виноватым
Бывают ситуации, в которой человек не признаёт, что ранил близкого, потому что у него есть страх непрощения или стыд. А возможно, вина действительно навязана извне. В такой ситуации можно спокойно высказать свои аргументы и показать другому человеку, что эта вина иррациональная. Внятное объяснение может помочь восстановить отношения.
Как попросить прощения, если человек с вами не разговаривает
К сожалению, если обиженный не идёт на контакт и не говорит, что его ранило или задело, это может привести к так называемой «ране привязанности» или даже разрыву отношений. Будьте готовы и к тому, что вы сами сможете почувствовать себя обиженным или униженным.
Искренне извиниться при полном молчании второго человека действительно сложно. Иногда попытки сделать это могут привести к плохим последствиям: человек может рассердиться, обвинить обидчика в отсутствии эмпатии или желании ещё больше задеть. И у этого есть логичная причина: если приносить извинения не за то, то человек будет чувствовать себя заново оскорблённым, вновь переживёт негативный опыт.
Если отношения важны для вас, можно попытаться пойти навстречу тому, кого вы обидели, разговорить его. Задавайте вопросы, делайте все новые и новые попытки, если видите, что человек сердит. Предлагайте поговорить об обиде, проговаривайте возможные причины обиды, говорите, что не хотели делать больно. Будьте открыты и помните, что это может занять время.
Станьте первым, кто оставит комментарий