Современные женщины спокойно катаются на велосипедах, ставят рекорды и даже создают феминистские панк-велокомьюнити. Но ещё пару веков назад велосипедисток обвиняли в распутстве, высмеивали и не пускали в клубы велолюбителей. А женщины всё равно продолжали ездить на велосипедах. И превратили их в инструмент эмансипации.
Катаясь на велосипедах, женщины рисковали здоровьем и «мешали» мужчинам
Велосипедный бум настиг США и Европу в конце XIX века. Первые модели велосипедов были дорогими и неудобными: они весили до 40 килограммов, у них были жёсткие сёдла и колёса разного диаметра. На них ездили только богачи-мужчины. Но постепенно ситуация изменилась.
В 1863 году во Франции изобрели деревянный велосипед, который потом прозвали «костотрясом». У него были твёрдые колёса и не было амортизации. Ездить на нём было неудобно, особенно по мощёным улицам. Но при этом на «костотрясе» всё равно катались и женщины. Правда, только цирковые артистки. Они гастролировали вместе с труппой и показывали трюки. Выступления ярко накрашенных циркачек в открытых нарядах нравились публике. При этом их не считали спортсменками — скорее кем-то вроде экзотических танцовщиц.
В 1879 году появилась модель велосипеда The Ordinary (её ещё называли «пенни-фартинг»). У The Ordinary было огромное переднее колесо и маленькое заднее. Ездок сидел практически на верхушке переднего колеса, крутил педали и держался за небольшой руль. Управлять такой махиной было опасно и трудно. Если человек с неё падал, он мог покалечиться и даже умереть.
В основном на The Ordinary ездили рисковые юноши. Но женщин новинка тоже заинтересовала. Появились первые профессиональные велогонщицы, которые ездили именно на The Ordinary. Самые известные среди них — американка Эльза фон Блюмен и франко-канадка Луиза Армаиндо. Они соревновались друг с другом, лучшими велосипедистами-мужчинами и даже с лошадьми.
Большинство женщин во второй половине XIX века довольствовались трициклами — громоздкими трёхколёсными велосипедами. Кататься на них было тоже опасно: ломались тормоза, женские юбки застревали в колёсах. Помимо всего прочего, трициклы были дорогим удовольствием. На них ездили в основном аристократки США и Европы. Мужские клубы для трициклисток были закрыты — полностью или частично. Могли принять, если, например, в клубе был брат велосипедистки. Но большинство считали, что женщины катались хуже и только мешали в клубных заездах.
Велосипедисткам сулили невроз, распущенность и потерю женственности
Хотя находились те, кто защищал право женщин ездить на велосипедах, критики было много. Женщин не только обвиняли в том, что они якобы плохо ездят, но даже сомневались в их моральности. Главных аргументов «против» было три.
Вред женскому здоровью
Врачи XIX века считали, что женские тела от природы хрупкие. Они не способны выдержать быструю езду на велосипеде и «нервное возбуждение» от неё. По словам британской писательницы Арабеллы Кенили, некоторые специалисты утверждали, что у велосипедисток могут развиться «подагра, туберкулёз, безумие, эпилепсия, невроз и даже рак». Других особенно беспокоило деторождение: не станут ли женщины бесплодными от физнагрузок, смогут ли они выносить ребёнка.
Врачи-сторонники у велосипедисток тоже были. Их упомянула в своей книге «Колесо в колесе: как я научилась кататься на велосипеде» суфражистка Фрэнсис Уиллард. Один из процитированных ею врачей подчеркнул: женский пол — не помеха езде на велосипеде. Главное, не надевать тесное платье и не переутомляться.
В 1897 году практикующая докторка Мария Волкова выпустила книгу «О влиянии велосипеда на здоровье женщины». В ней она отметила, что велосипед для женщин полезнее ножной швейной машинки (их часто сравнивали, потому что швеи тоже постоянно нажимали на педали, чтобы машинка работала). Волкова написала, что велосипедистки не горбятся как швеи, много двигаются и глубоко дышат. Велосипед укрепляет мышцы их пресса и расширяет лёгкие. А ещё делает женщин выносливее. Авторка в целом считала, что природная «слабость» женщины — миф: «мы сами изнежили свой организм, потому что нас испокон веков считают слабым полом».
«Распущенность» и неприличное поведение
Езду на велосипеде связывали с моральным разложением. Консерваторы и моралисты считали, что новое увлечение превращало женщину в «сексуально озабоченную маньячку». Всё потому, что, по словам некоторых врачей, велоезда возбуждала.
В 1894–1895 годах учёные «Нью-Йоркского акушерского общества» подробно описали, как девушки могут мастурбировать, катаясь на велосипеде. Якобы седло можно было отрегулировать так, чтобы оно постоянно натирало клитор и половые губы. Тепло от движения усиливает удовольствие. А его пик наступает, если женщина сильно наклоняется вперёд над рулём.
Велосипеды стали угрожать пристойности, невинности и «сексуальной чистоте» женщин.
В ответ на эти опасения производители даже выпустили специальные сёдла с выемкой там, где обычно располагалась вульва (на таких никакого трения не возникало). В рекламе велосипедисток изображали сидящими строго вертикально. Мужчины-велосипедисты могли ездить по-разному, но для женщин «наклонную» позу считали неприличной.
Потеря «женственности»
Когда появились безопасные велосипеды, тысячи женщин захотели на них ездить. Но они не понимали, какая одежда для этого подойдёт. При этом ещё опыт трициклисток доказал: в длинных платьях и юбках кататься неудобно и опасно. Тогда женщины придумали костюмы сами. Некоторые даже продавали свои патенты велосипедным магазинам.
Перед велосипедистками встала сложная задача: им нужно было чувствовать себя комфортно, но выглядеть «респектабельно». Многие выступили за более лёгкие платья, укороченные юбки, гибкие корсеты и удобную обувь. Самые смелые захотели носить «блумерсы» — свободные шаровары по типу турецких. Такую одежду считали радикальной. Её не упоминали даже в суфражистской прессе. А женщин в ней вплоть до конца XIX века оскорбляли, могли не пустить на танцы и даже арестовать. И всё-таки шаровары впоследствии стали частью женского велосипедного костюма.
В 1890-е годы западные велосипедистки носили жакеты с широкими плечами, блузки с галстуком и широкие, сужающиеся у колен брюки. Женщин в брюках считали угрозой привычному порядку вещей. Своей модой они якобы стирали границы между полами.
Карикатуристы изображали таких велосипедисток «непривлекательными» и мужеподобными.
Мужчин рядом с ними — нарочито маленькими и слабыми. А детей — недовольными и плачущими. Посыл был в том, что эмансипированная велосипедистка забывает про дом, занимается типично «мужскими» вещами и взваливает на бедного мужа быт и семью.
Писатели XIX века старались как-то исправить ситуацию. Они сочиняли рассказы, где велолюбительницы выглядели стереотипно «женственными» и не такими радикальными. Чаще всего это были романтические истории о том, как мужчина и женщина встречаются на велопрогулке, безнадёжно влюбляются и заводят «благопристойный роман». А в финале они могли вместе уехать в свадебное велопутешествие.
Велосипед стал символом силы и независимости женщин
Благодаря велосипедам западные женщины стали более мобильными и независимыми. Раньше они в основном сидели дома: управляли хозяйством и воспитывали детей. Новый вид транспорта позволил хотя бы на время забыть об «изнурительной домашней жизни». Теперь женщины сами передвигались по городу и за его пределами. На велопрогулки не нужно было брать с собой компаньонку или мужчину-сопровождающего.
Велосипедистки доказали: женщины — не безвольные немощные создания, какими их привыкли считать. Они достаточно сильные, чтобы выдержать дорогу. Достаточно умные, чтобы продумать маршрут. И достаточно умелые, чтобы подкачать шины или смазать цепь маслом в пути.
Постепенно велосипед стал символом женских свобод и атрибутом «новой женщины». В США и Европе так называли молодых учительниц, студенток, журналисток, машинисток и продавщиц. «Новые женщины» были независимыми. Они жили скромно, ходили по улицам одни и вовсю строили карьеру. А самые смелые из них ещё и курили, стриглись покороче и носили удобную «рациональную» одежду.
Примером «новой женщины» стала американка Энни Лондондерри (Копчовски). В 1894 году она первая среди женщин объехала на велосипеде вокруг света. Поводом послужил спор. Два богатых бостонских бизнесмена поспорили, что женщина не осилит подобное путешествие. На кону стояли 20 000 долларов против 10 000. 24-летняя Энни вызвалась разрешить пари. Она стартовала из Бостона и вернулась спустя 15 месяцев. Дома она оставила мужа с тремя детьми.
В пути Энни сменила велосипед на мужской, а своё платье в викторианском стиле — на мужские шаровары. «Неженственный» вид велосипедистки шокировал многих, кто её видел. Одна женщина даже «всплеснула руками в безмолвном ужасе» и сказала что-то про «порочность и дерзость девушек XIX века».
Впоследствии Энни превратила себя в бренд для репортёров и рекламодателей. Она делилась невероятными подробностями своего путешествия: якобы в Индии она охотилась на бенгальских тигров, а в Японии попала в тюрьму с пулевым ранением. Исследователи усомнились, что все эти рассказы правдивы. Но фразу Энни «я верю, что могу всё то же, что и любой мужчина» никто не оспорил.
«Самое замечательное и вдохновляющее изобретение»: что о велосипедах думали сами женщины
Американская суфражистка Фрэнсис Уиллард научилась кататься на велосипеде в 53 года. В 1895 году она написала об этом книгу, которая стала бестселлером в Англии и США. Близкие отговаривали Уиллард от затеи с катанием — убеждали, что она «переломает все кости» и «испортит себе жизнь». Но она всё равно решилась: «из чистой природной любви к приключениям — любви, которой долго чинили препятствия, подобно ручью, текущему под землёй».
Уиллард назвала велосипед «самым замечательным и вдохновляющим изобретением, которое когда-либо появлялось на планете». Она верила, что велосипеды открыли женщинам новый, более широкий мир. А ещё — создали «атмосферу дружбы и взаимопонимания» между полами.
Известная американская активистка и суфражистка Элизабет Кэди Стэнтон считала велосипед спасением для женщин. Благодаря ему они стали свободнее во всех смыслах — смогли путешествовать, встречаться друг с другом, обмениваться новыми идеями.
Велосипед бросил вызов «устаревшим и искусственным гендерным различиям». А ещё он подарил женщинам «мужество, самоуважение и уверенность».
Со Стэнтон согласилась и другая американская суфражистка — Сьюзен Энтони. В 1896 году она сказала в интервью: «Я думаю, велосипед сделал для эмансипации женщин больше, чем что-либо другое в мире. Он дал женщине чувство свободы, независимости и уверенности в себе».
Даже в XXI веке женщинам мешают ездить на велосипедах
Сегодня женщины на велосипедах уже мало кого удивляют. По крайней мере, в большинстве развитых стран. Велосипедистки участвуют в Олимпийских играх и бьют мировые рекорды. А крупнейшие спортивные бренды снимают их в своей мотивирующей рекламе. Казалось бы, прогресс очевиден. Но проблемы до сих пор остаются.
Часть из них связывают с традиционными гендерными ролями — теми, против которых боролись феминистки прошлого. Женщины часто зарабатывают меньше мужчин и выполняют большую часть обязанностей по дому. После работы они бегают по магазинам и забирают детей из школы — у них просто не хватает времени на велосипед. Ещё одно препятствие — домогательства. К велосипедисткам пристают автомобилисты и прохожие на тротуарах. Порой они решают не кататься просто ради своей безопасности.
В ряде стран велосипеды — всё ещё негласное табу для женщин. Например, в Саудовской Аравии женщинам разрешили кататься на них только в 2013 году. Но и то лишь в местах, где мало шансов встретить посторонних мужчин. При этом носить спортивную одежду велосипедисткам нельзя — их обязали надевать закрытую традиционную.
С более радикальными запретами столкнулись иранские женщины. В 2016 году иранский аятолла Али Хаменеи заявил: женщины на велосипедах «привлекают внимание мужчин, развращают общество и противоречат женскому целомудрию». Он издал указ, который запретил женщинам кататься в общественных местах. В ответ иранки запустили протестный онлайн-флешмоб.
Сотни женщин выложили свои фото на велосипедах в социальные сети. Некоторые из них написали на одежде: «Не поддавайтесь сексуальному искушению, я просто катаюсь на велосипеде».
Одна из девушек выложила видео, где она каталась на велосипеде со своей матерью. В нём она сказала: «езда на велосипеде — часть нашей жизни. Это наше абсолютное право, и мы не собираемся сдаваться».
Станьте первым, кто оставит комментарий