Роль Леночки Крыловой в фильме «Карнавальная ночь» стала первой крупной работой Людмилы Гурченко и разнесла её имя по всей стране. Гурченко писали письма с признаниями, караулили на улицах, советские девушки мечтали стать хоть немного на неё похожей. Но известность стала для неопытной девушки болезненным испытанием. Рассказываем эту историю на основе мемуаров и интервью актрисы.
Пробы в «Карнавальную ночь»
В 1956 году Людмила Гурченко была юной студенткой ВГИКа, но уже мечтала о большом кино. Особенно ей хотелось такую роль, чтобы и танцы, и песни, и игра на инструменте, желательно на аккордеоне. Мечта родилась отчасти благодаря отцу, который с рождения Люси говорил, что она прирождённая актриса. Отчасти благодаря яркой и загадочной соседке Вале, с которой Гурченко прожила бок о бок военные годы в Харькове.
Шанс заполучить роль мечты Людмиле Гурченко вскоре представился: искали актрису для музыкальной картины Эльдара Рязанова. Но пробы она провалила: слишком много «кривлялась». К тому же, на её беду, попался неопытный оператор. Он выставил плохой свет, из-за которого актриса, которая обладала не самой выигрышной, по мнению киноделов, внешностью, показалась совсем дурнушкой.
«Костюм случайный, проба наспех. Кто-то видел меня в студенческом концерте с аккордеоном. Вот и пригласили. Пригласили, но не полюбили. Не поняли. И не утвердили»
Цитата из книги «Аплодисменты»
Юная Люся уже успела смириться с провалом и готовилась ехать к родителям в Харьков. Но вдруг её пригласили на вторые пробы. Худсовет перебрал множество претенденток, утвердил Людмилу Касьянову, но оказалось, что она не справляется. Кинорежиссёр Иван Пырьев привёл Гурченко на съёмочную площадку, попросил её «не хлопотать лицом», а оператора — снять девушку по-человечески.
Со второго раза Людмилу Гурченко утвердили. Она получила роль мечты: играла, танцевала и пела сама. Так родился образ Леночки Крыловой, который полюбила вся страна. «Карнавальная ночь» прогремела по СССР оглушительным успехом. А Людмила Гурченко проснулась знаменитой.
Превращение из простой студентки в любимицу страны
Фотографии Людмилы Гурченко появились в комнатах миллионов девушек. Её причёску и наряды из фильма «Карнавальная ночь» пытались копировать. Особенно мечтали о чёрном муаровом платье с белоснежной муфтой. Больше, чем его, хотели только осиную талию как у Гурченко. В письмах поклонницы пытались выведать, в чём секрет её стройности. А девушка не знала, что ответить: сама считала, что свою роль сыграл голод в годы Великой Отечественной войны.
Гурченко караулили у здания университета и забрасывали письмами, что не вызывало восторга у однокурсников. Но Людмила была на седьмом небе: молодая студентка, а уже признанная актриса — что может быть лучше? Значит, прав был папа, что с пелёнок разглядел в дочурке талант. Гурченко казалось, что после успеха «Карнавальной ночи» перед ней открылись двери в сердца людей и на съёмочные площадки.
Все хотели хоть одним глазком увидеть актрису и услышать ту самую песню «про пять минут». Людмилу Гурченко стали приглашать на концерты. Девушка соглашалась и пыталась хоть как-то сочетать учёбу, выступления и внимание поклонников. Однажды уже готова была отказаться от очередного выступления, как услышала в телефонной трубке: «Такая молодая, а уже отказываетесь выступать перед народом. Такими вещами не шутят, деточка! Вот мы напишем о вас в газету…» Юная актриса перепугалась и всё же согласилась выйти на сцену. Кое-как Гурченко дождалась летних каникул и уехала к родителям.
«Мама вынула меня из поезда еле живую. Она нюхом почувствовала „тревожный сигнал ажиотажа вокруг фильма“... Несколько дней дома я только ела и спала, ела и спала»
Цитата из книги «Аплодисменты»
В письмах приходили самые разнообразные отзывы о работе Людмилы Гурченко: «Смотрел вашу комедию. Смеялся до слёз. Вы прекрасно справились со своей ответственной ролью. Но хочу сделать вам серьёзное замечание: когда вы танцуете в чёрном платье, в танце, при повороте, у вас неприлично поднялась юбка, выше нормы. Это недостойно нашей советской девушки. Учтите на будущее». Актриса удивлялась, мол автор — почти её ровесник, а говорит точь-в-точь как товарищ Огурцов, которого высмеивали в фильме «Карнавальная ночь».
«Даже чёлку на моём лбу запретили — вульгарно. Зато к концу работы чёлочка на моём лбу победоносно загуляла. Простили и тот злополучный „кусок ноги“»
Цитата из книги «Аплодисменты»
От внимания, призналась позже Гурченко, у неё начала развиваться звёздная болезнь. Брало верх высокомерие, девушка была уверена, что любая работа ей теперь по плечу. Раз сразу признали, значит, есть талант. Людмила купалась в народной любви и была уверена, что её слава продлится вечно.
Несмотря на то что Людмила Гурченко стала любимицей публики, баснословных денег ей это не принесло. У студентов, которые начинали сниматься в кино, забирали стипендию. Ждать гонораров с фильмов приходилось около двух месяцев. Родители Людмилы тоже не могли серьёзно поддержать дочь финансами. И тут кстати оказались концерты, за которые платят сразу. И предложений много, ведь вся страна хочет увидеть Леночку Крылову.
Разоблачение
Людмила стала выступать в концертных залах, на заводах, шахтах, ездила по стране, участвовала в творческих встречах. В своих мемуарах Гурченко писала, что тогда, будучи молодой студенткой, не разбиралась, какие выступления законны, а какие нет. Её приглашали — она соглашалась. Деньги для девушки, которая жила в Москве одна, были не лишними.
«Сейчас если мне скажут: „Пожалуйста выступите у нас. Мы вам в голубой конверт положим голубой карбункул“. Э, нет… Это тогда, в те времена, девушка из Харькова, на которую свалилась оглушительная популярность, неприспособленная к столичным новшествам, не сумела разобраться во всех запутанных тонкостях. Меня использовали ловкие люди, пугали статьями, приглашали и забывали где-то посередине, переставляя меня, как шахматную фигуру, делавшую погоду в данный момент на шахматной доске сборов и популярности»
Цитата из книги «Аплодисменты»
Однажды Людмилу Гурченко пригласили в редакцию «Комсомольской правды». Редактор газеты принялся журить молодую актрису, объяснил, что она на самом деле участвует в незаконных выступлениях. Ещё и берёт за это деньги в конверте. Людмила Гурченко не на шутку перепугалась, объяснила, что ничего не знала, и пообещала покончить с такими выступлениями. Ей казалось, что редактор газеты просто решил прочитать молодой студентке нотацию. Но на нотации дело не закончилось.
Через несколько дней в газете вышел фельетон «Чечётка налево» — разоблачительная статья про артистов, которые участвовали в незаконных концертах. Центральным персонажем была юная актриса, которая, едва получив славу, решила нажиться на ней. В образе сложно было не узнать исполнительницу главной роли в фильме «Карнавальная ночь».
Началась настоящая травля. Приходили пачками письма уже другого толка: «Нам стыдно за вас. На новые фильмы не пойдём». Рисовали карикатуры. Людмилу Гурченко начали сторониться. Девушка сбежала из Москвы к родителям, но и там ей покоя не нашлось. Жители родного города, считала Гурченко, отнеслись к ней особенно жестоко. Говорили, что она опозорила Харьков.
Родители отправили дочь в Сочи с наивной мыслью, что она отдохнёт у моря ото всей этой истории: «Я сидела на пляже. Вдруг в спину мне попал камешек. Потом второй. Потом сдавленный хохоток. Я быстро собрала свои манатки и убежала».
Примерно в то же время вышел фильм «Девушка с гитарой», написанный в расчёте на популярность Людмилы Гурченко. Однако он не повторил успеха «Карнавальной ночи», а на Людмилу повесили ярлык актрисы лёгкого танцевального жанра. В концертных залах её уже не привечали, как раньше.
«Романс из фильма „Девушка с гитарой“. Я спела две строчки. В зале раздался робкий одинокий свист. Потом по залу пронёсся гул — с самого заднего ряда до самого первого. И всё смолкло. И в зале тишина гробовая. Я сказала „Извините“. И медленно пошла за кулисы. Я понимала, что теперь всю жизнь буду обливаться потом, вспоминая тот краткий миг»
Цитата из книги «Аплодисменты»
Актриса с трудом переживала травлю. Рассказывала, что кожа её стала настолько тонкой, что в каждом слове или смехе она слышала шпильку в свой адрес. В кино Гурченко приглашали неохотно. Десять лет её жизни после скандального фельетона прошли практически в забвении. Она снималась в проходных фильмах вроде «Роман и Франческа», «Гулящая», «Укротители велосипедов». Их или не вспоминали, или предпочитали покритиковать роль Гурченко.
Громко как тогда, в конце 50-х, имя Людмилы Гурченко зазвучало только в 1974 году. Тогда в прокат вышел фильм «Старые стены». Людмила исполнила драматическую роль директора ткацкой фабрики Анны Смирновой. С этого фильма у Гурченко начался новый виток популярности.
«Теперь, когда я много снимаюсь, те же ораторы, которые в шестидесятых мне сочувствовали, не скрывают иронической ухмылки: „Что-то ты без конца снимаешься, не много ли?“ Что тут ответить? Что человек, перенёсший блокаду, на всю жизнь панически боится голода. И ни за что не выбросит кусочек хлеба. Он его спрячет, превратит в сухарь, сбережёт. Я боюсь выбросить кусочек хлеба. Ведь меняются люди, вкусы, время… А вдруг завтра опять затяжная блокада? Говорите, милые люди, говорите. Я буду вам кивать и поддакивать. Но работать буду. Пока есть работа и силы»
Цитата из книги «Аплодисменты»