Мультфильм «Головоломка 2» официально — самый кассовый фильм года. Первая «Головоломка» вышла 9 лет назад. Тогда она стала глотком свежего воздуха в фильмографии Pixar, которая тонула в производстве всевозможных приквелов и сиквелов (история повторяется!). Идея рассказать историю об эмоциях, которые живут у нас в голове, появилась у режиссёра Пита Доктера. А вдохновила его дочь!
Кто такой Пит Доктер — человек, который придумал мультфильм «Головоломка»
Мультфильм «Головоломка» рассказываем об одиннадцатилетней девочке Райли, которая сталкивается с трудностями взросления. При этом сама Райли в картине выступает скорее в роли декорации, в то время как главными героями являются её эмоции — Радость, Печаль, Страх, Гнев и Брезгливость. Американский институт киноискусства включил «Головоломку» в топ-10 лучших фильмов 2015 года, а в 2016 году мультфильм получил «Оскар» в номинации «Лучший анимационный фильм».
Пит Доктер — один из мастодонтов студии Pixar. Он работает в компании с 2001 года и знает, как делать громкие мультипликационные хиты. Пит писал сценарии к «Истории игрушек» и «Валл-и», а также режиссировал «Корпорацию монстров», «Вверх» и «Душу». Каждый раз Пит показывает своё удивительное воображение — чего только стоит идея превратить монстров из-под кровати в приятных ребят, ведущих жизнь рядовых работников? При этом ему ловко удаётся совмещать лёгкость детской анимации с серьёзными «взрослыми» темами. Например, в мультфильме «Вверх» поднимается сложная тема утраты, а в «Душе» режиссёр пошёл дальше и пофантазировал, что ждёт человека после смерти.
Президент Pixar Эд Катмулл считает неудивительным, что именно Доктеру пришла идея сделать проект об эмоциях: «Пит всегда уделял особое внимание эмоциям и умению донести эти эмоции до аудитории и до тех, с кем он работает». Но на самом деле «Головоломка» куда более личная история.
По сюжету мультфильма Райли с родителями переезжает из родной Миннесоты в Сан-Франциско, потому что отцу предложили там работу. Переезд в новый город даётся ей тяжело, и это отражается на её внутреннем мире — среди эмоций Райли начинает твориться настоящий кавардак. Радость оттесняется на второй план, а на первый выходит Печаль.
Ситуация с переездом и трудностями адаптации знакома Питу не понаслышке. Когда он учился в пятом классе, его семья тоже была вынуждена переехать — всё из той же Миннесоты, всё по той же причине: отец Доктера строил карьеру в музыкальной сфере. Семья переехала в Данию. В новом месте Доктер чувствовал себя не в своей тарелке. И это чувство преследовало его вплоть до выпуска из средней школы.
«Это было самое трудное время в моей жизни. Внезапно — бац! — мыльный пузырь твоего идиллического детства лопнул, и ты осознаёшь, что всё, что ты делаешь, что носишь и что говоришь, подвергается осуждению со стороны окружающих».
Но не столько личный опыт, сколько собственная дочь «подкинула» Доктеру идею показать, что творится у каждого из нас в голове. В 2009 году дочери Пита Элли было одиннадцать, и он стал замечать, что она, ещё даже не достигнув подросткового возраста, переживает внутренние трансформации. Его это насторожило.
«Она стала более тихой и замкнутой, и это, честно говоря, вызвало у меня много неуверенности и страхов. И это же заставило задуматься о том, что происходит. Что происходит в наших головах в такие моменты?»
Так и появилась задумка «Головоломки». А главная героиня, одиннадцатилетняя Райли, отчасти навеяна дочерью Доктера, а отчасти — им самим.
Как Пит Доктер придумывал мир «Головоломки»
Научный подход к теме эмоций
В одном из интервью Пит рассказывал, что для него было важно сделать не просто мультфильм с хорошим сюжетом, а картину, которая не вызывала бы вопросов у научного сообщества. Поэтому первое, с чего начали Пит и команда, — консультации с исследователями и психологами, чтобы правильно сформулировать «науку» об эмоциях. Главными научными консультантами картины стали психологи Пол Экман, профессор Калифорнийского университета в Сан-Франциско, и Дачер Келтнер, профессор психологии Калифорнийского университета в Беркли. Оба специализируются на теме человеческих эмоций.
Ранние работы Пола Экмана также повлияли на то, какие именно эмоции стали главными героями «Головоломки». Пит Доктер признавался, что, когда начал погружаться в тему, был в растерянности: разные источники говорил о разном количестве базовых эмоций. Где-то говорилось о трёх, где-то о 16, а где-то и вовсе о 27! В ранних же работах Экмана их было шесть: грусть, радость, страх, гнев, брезгливость и удивление. Доктер решил взять за основу именно эту теорию, но в процессе работы отказался от «удивления», так как, по его мнению, оно перекликалось со страхом.
Также и Экман, и Келтнер помогли придумать и разработать ту самую систему, которая происходит у Райли в голове. По словам Доктера, оба учёных сходятся во мнении, что кратковременные воспоминания во время сна переносятся в долговременное пространство. Так появилась идея представить воспоминания Райли в виде шариков, которые, когда она ложится спать, помещаются в специальные желоба и обрабатываются.
Печаль — ключ к успеху
В мультфильме между Радостью и Печалью происходит конфликт — во время борьбы за место управляющей эмоции они «улетают» из Мозгового центра в долину Долговременной памяти. Пройдя путь, полный приключений, героини приходят к выводу, что все эмоции важны и что без Печали не было бы Радости. Но изначально в «Головоломке» была другая концепция, и Радость конкурировала со… Страхом! Что вполне логично — такие перемены, как переезд, всегда сопряжены с чувством страха.
Питу Доктеру такая пара, как Страх и Радость, казалась забавной, но чем дольше он работал над этой идеей, тем менее удачной она выглядела. Доктер и команда к тому моменту работали над картиной уже три года, и впереди их ждал решающий показ, от которого зависело, даст ли студия добро на полномасштабное производство. И в тот момент Доктер был в отчаянии — сюжет «не работал» так, как ему хотелось. Ему казалось, что его неминуемо уволят.
«В те выходные я бродил по городу и думал: „Я неудачник. Все остальные фильмы были случайностями. Я не знаю, что я делаю. Мне следует просто уйти. Чего мне будет не хватать? Я буду скучать по своему дому и по работе. Но больше всего, мне будет не хватать моих друзей“».
В тот момент Доктер испытал грусть и вспомнил, какую грусть он испытывал каждый раз, когда кто-то из его друзей-коллег покидал студию. И тогда он понял, то Печаль — это ключ к успеху. В итоге на решающем показе Пит с командой ничего не показали руководству, но поделились идеей сделать ключевыми персонажами Радость и Печаль. Руководство эту идею одобрило, а зрители получили очень важный посыл: грустить, когда тебе грустно, — нормально и даже полезно, это не значит, что радости в твоей жизни больше не будет.
Почти терапевтический сеанс
«Мы принимаем наши эмоции как должное, потому что мы рождаемся с ними — с этим ничего не поделаешь. Но мы также нечасто говорим о них, потому что, как человеческие существа, мы не хотим говорить о своих чувствах. Большинство людей хотят подавить их, избежать необходимости демонстрировать», — рассказывал Доктер в одном из интервью. С помощью «Головоломки» ему хотелось донести важность проживания любых эмоций — как позитивных, так и негативных. Это общий посыл. Но если говорить более локально, Доктер через историю Райли и её эмоциональную переменчивость также хотел показать трудности взросления. Эту идею ему помогла сформулировать актриса Минди Кейлинг, озвучивающая Брезгливость.
Доктер на тот момент чувствовал, что в мультфильме есть две основные темы — важность иногда погрустить и взросление. Но он не знал, как свести их воедино. Он поделился будущим сюжетом с Минди Кейлинг, на что она… расплакалась. Актриса объяснила столь странную реакцию: «Извините, я просто думаю, что это действительно прекрасно, что вы, ребята, создаёте историю, которая рассказывает детям о том, как трудно взрослеть и что это нормально — грустить по этому поводу». Её слова показались Доктеру гениальными.
Когда команда приступила к работе над «Головоломкой» все понимали, какой это риск — они всё ещё делали детский мультфильм и, возможно, те темы, на которые они собирались говорить, дети не поймут. Или же им будет просто неинтересно. С другой стороны, к тому моменту Доктер выпустил картину «Вверх», затрагивающую тему смерти, которая полюбилась зрителям и получила «Оскар-2010» в номинации «Лучший анимационный фильм». Поэтому создатели, хоть и не без опасения, но решили рискнуть. В итоге «Головоломка» стала ключевым звеном в цепочке мультфильмов, за которые зрители любят Pixar. Наряду с «Валл-и» и «Вверх» она проложила дорогу таким картинам, как «Тайна Коко», «Лука», «Вперёд» и «Душа».
Станьте первым, кто оставит комментарий