Знать
29 января 2020

5 культовых женских костюмов с непростой историей

Марлен Дитрих чуть не выгнали из Парижа за ношение брюк, а Мэрилин Монро после знаменитой сцены в белом платье получила внимание публики и развод.

Вика Анистратова
Вика Анистратова
Редактор «Горящей избы».
Изображение

Образ становится знаменитым не только из-за мастерства дизайнера. Точное попадание в исторический момент и личность женщины, которая его надела, значат не меньше. Рассказываем, почему Марлен Дитрих чуть не выгнали из Парижа за ношение брюк, а Мэрилин Монро после знаменитой сцены в белом платье получила внимание публики и развод. А начнём с печально известного розового костюма Жаклин Кеннеди.

Окровавленный костюм Первой леди

Жаклин Кеннеди в розовый костюм, Джон Кеннеди

Президент Джон Кеннеди и его супруга Жаклин прибыли в Даллас / 22 ноября 1963 года / исполнительный офис президента США

Я посмотрела на неё. Костюм миссис Кеннеди был пропитан кровью. Одна нога была почти полностью покрыта ей, а правая перчатка промокла от крови — крови её мужа. Каким-то образом это был самый зловещий знак — эта невероятная, изысканно одетая женщина, вся в крови. 

Воспоминания Леди Бёрд Джонсон

22 ноября 1963 года президент США Джон Кеннеди и его супруга Жаклин Кеннеди прибыли в Даллас в рамках рабочей поездки по штату Техас. В аэропорту их встретили губернатор штата Джон Конналли и его жена Нелли. На Жаклин Кеннеди в этот день был ярко-розовый костюм из шерстяного «букле» с широким стёганым отложным воротником и отделкой тёмно-синего цвета. К нему Жаклин подобрала розовую шляпку-таблетку, тёмно-синие туфли и сумочку. Завершали образ белые короткие перчатки.

Кортеж должен был доставить президентскую чету в Торговый Аукционный зал, где Кеннеди планировал выступить с речью. Супруги сидели на двух задних сиденьях автомобиля. За ними следовала машина с агентами Секретной службы. Когда кортеж повернул за угол на Элм-Стрит в Дили Плаза, Жаклин Кеннеди услышала первый выстрел, но сначала решила, что это был выхлоп мотоцикла. Она склонилась к мужу. В этот момент следующая пуля попала президенту в голову. Потрясённая первая леди вскочила с заднего сиденья. Автомобиль помчался в Парклендский госпиталь.

Жаклин Кеннеди, розовый костюм

Момент присяги Линдона Джонсона при вступлении в должность президента, рядом стоит Жаклин Кеннеди в розовом костюме / 22 ноября 1963 года / Исполнительный офис президента США

Когда президента привезли в госпиталь, он был ещё был жив, но попытки спасти его были безрезультатны. Жаклин Кеннеди в этот момент была в комнате для родственников и друзей. Она попыталась войти в операционную, но её остановила медсестра. Сотрудники больницы предлагали ей принять успокоительное средство, но она отказалась, настаивая, что должна быть с мужем. В конце концов ей разрешили пройти к нему.

После смерти Джона Кеннеди Жаклин ещё долго оставалась в забрызганном кровью розовом костюме. В нём она стояла рядом с Линдоном Джонсоном, когда тот принимал присягу при вступлении в должность президента США на борту самолёта, который должен был доставить тело Джона Кеннеди в Вашингтон. 

Жена Линдона Джонсона Леди Бёрд предложила Жаклин переодеться, но та ответила: «Я хочу, чтобы все видели, что они сделали с Джоном». 

Розовый костюм Жаклин Кеннеди с пятнами крови на нём стал символом убийства её мужа. Сейчас он хранится в специальной камере в Национальном архиве Вашингтона. Его прислала мать первой леди, Джанет Очинклосс, вместе с запиской: «Костюм и сумка Джеки — были на ней 22 ноября 1963 года». 

Брючный костюм Марлен Дитрих

Кадр из фильма «Марокко» / 1930 / Paramount Pictures

В 1931 году бургомистр Парижа потребовал от известной немецкой и голливудской актрисы Марлен Дитрих покинуть город. Причиной стало то, что она решилась появиться на улицах города в мужском костюме. У женщин того времени было не принято носить брюки, тем более мужские, на публике.

Но такого правила не существовало для Марлен Дитрих. За год до этого в США вышел фильм «Марокко», в котором она сыграла главную роль. За образ певицы кабаре Эми Жолли Дитрих получила свой первый и единственный «Оскар». В фильме её героиня впервые появляется на экране в мужском смокинге, цилиндре и с сигаретой в руках. Это вызвало бурю негодования в обществе.

Тем не менее после «Марокко» женщины стали чаще обращать внимание на мужские брюки. Нельзя сказать, что их до этого совсем не носили: одной из первых их ввела в женский гардероб Коко Шанель. Но брюки считались утилитарной одеждой. Женщины надевали их в путешествия, на работу или для занятия спортом. Никто не рассматривал мужской костюм как часть вечернего наряда.

Одной короткой сценой фильма Марлен Дитрих перевернула это убеждение с ног на голову. После «Марокко» она ещё много раз появлялась на экране в мужских образах. Например, в фильме «Семь грешников» она надела белый морской китель. Образ платиновой блондинки с напудренным лицом в костюме с широкими плечами стал её визитной карточкой.

Кадр из фильма «Семь грешников» / 1940 / A Universal Picture

Через три года после выхода «Марокко» в The Chicago Daily Tribune появилась статья с заголовком Chicago Girls Copy Marlene. В универмагах устанавливали женские манекены в брюках. Дитрих носила брюки не только на экране, но и в повседневной жизни, а в обществе саму актрису в шутку называли «самым стильным мужчиной Голливуда».

Белое платье Мэрилин Монро

Съёмки фильма «Зуд седьмого года» / 1955 / 20th Century Fox

Возможно, вы никогда не слышали о фильме «Зуд седьмого года» 1955 года, но наверняка помните сцену с белым развевающимся платьем Мэрилин Монро.

Комедию «Зуд седьмого года» поставили по бродвейской пьесе Джорджа Экселрода. По сюжету женатый книгоиздатель влюбляется в рекламную модель, роль которой исполнила Мэрилин Монро. В знаменитой сцене она появляется в коктейльном платье цвета слоновой кости с плиссированной юбкой-солнцем и лифом на завязках. Вместе с главным героем они выходят из кинотеатра на угол 52-й улицы и Лексингтон-авеню после просмотра фильма «Тварь из Чёрной Лагуны». Во время разговора героиня Мэрилин слышит приближение поезда метро. Она становится на решётку подземки, и ветер поднимает её платье вверх, обнажая ноги.

Изначально сцену действительно хотели снять на углу 52-й улицы и Лексингтон-авеню в Нью-Йорке. Для съёмок выбрали ночь, чтобы не привлекать лишнего внимания. Но кинокамеры и известная актриса всё равно собрали толпы зевак. Они шумно свистели каждый раз, когда платье Мэрилин поднималось, открывая её ноги и нижнее бельё. В итоге шум толпы испортил материал, и эпизод пришлось переснимать в павильоне студии 20th Century Fox. 

На съёмках присутствовал муж актрисы Джо Ди Маджо. И хотя эта сцена принесла Мэрилин невероятный рост популярности, она также стала причиной её развода с мужем из-за своей откровенности.

Статуя «Мэрилин навсегда» в Чикаго / 16 июля 2011

Белое платье Монро продали на аукционе в 2011 году за 4,6 миллиона долларов. Сцену из фильма «Зуд седьмого года» повторяли во множестве фильмов: «Мальчикам это нравится», «Женщина в красном», «Шрек 2». По образу Мэрилин Монро из фильма создали куклу Барби, а в июле 2011 года в Чикаго установили восьмиметровую статую под названием «Мэрилин навсегда», которая повторяет сцену с белым платьем. Позже её перевезли в Палм-Спрингс.

Платье «Мондриан» Ив Сен-Лорана

Платье Ив-Сен Лорана

Оригинальное платье «Мондриан» в Музее искусств Сиэтла

В 1965 году карьера французского модельера Ива Сен-Лорана была в упадке. Компания, которую он основал с крупным промышленником Пьером Берже, не приносила ожидаемого результата. За несколько лет до этого Сен-Лоран покинул должность художественного руководителя модного дома Christian Dior. Модели из твида и шёлковых набивных тканей, выпущенные уже от лица его бренда, признавали слишком консервативными. Произведения Сен-Лорана выглядели старомодными на фоне футуристичных моделей других кутюрье.

Так было до тех пор, рассказывал модельер в интервью France Dimanche, пока он не открыл альбом нидерландского художника-абстракциониста Пита Мондриана, который ему на Рождество подарила мать. Большая часть новой коллекции была уже готова, такая же старомодная, как и предыдущая. Вдохновение от просмотра альбома Мондриана пришло к кутюрье в последний момент.

Так родилось платье «Мондриан». «Я полностью изменил мою коллекцию. Всё только новое, эта коллекция юная, юная, юная», — говорил Ив Сен-Лоран на презентации. Шесть моделей коллекции осень — зима 1965–1966 представляли собой платья прямого кроя из шерсти без воротника и рукавов. В качестве принта использовали крупные цветные блоки — своеобразные цитаты из картин художника. Со стороны казалось, что узор нарисован на платье. На самом деле материал был собран вручную, как мозаика. Стыки можно было заметить только приглядевшись к ткани: кусочки аккуратно сшивали нитками. Платья были скроены таким образом, чтобы спрятать изгибы тела.

Фото коллекции Ив Сен Лорана «Мондриан».

Платья «Мондриан» Ив Сен Лорана / Эрик Кох / 1966 год

Предположу, что платья Мондриана показались швеям Yves Saint Laurent слишком простыми для исполнения. Ведь это мог быть просто один кусок ткани с тремя прорезями. Видимо, сама идея цельнокроеного платья показалась им оскорбительной. Так что они сами решили усложнить себе задачу и превратить её в настоящее испытание.

Французский журналист и режиссёр Лоик Прижан, работал над документальным фильмом о кутюрье и изучал коллекцию 1965 года

В том же году одно из платьев появилось на обложке журнала Vogue. Публика встретила новую коллекцию с восторгом. Критики признавали, что Иву Сен-Лорану удалось поймать футуристичный дух времени. Американская обозревательница Рабай Грэм писала, что модельер добился «аутентичности Мондриана», так как в его платьях «тщательно соблюдены именно те пропорции и сохранены именно те цвета, которые типичны для живописи Мондриана». 

Каждая модница 60-х мечтала о платье «Мондриан». Позволить себе такие произведения высокой моды могли только состоятельные женщины. Цена за «Мондриан» достигала 1800 долларов. Они были дороги даже по меркам высокой моды. Всего через несколько недель после презентации в погоне за успехом платьев дома Yves Saint Laurent появлялись дешёвые копии от других производителей. Их цена была от 37 до 60 долларов, но по качеству платья не шли ни в какое сравнение с оригиналом. Оригинальные платья из этой коллекции можно увидеть в собраниях музеев по всему миру, в том числе в Лондоне, Амстердаме и Нью-Йорке. Американский искусствовед Нэнси Трой заметила, что коллекция 1965 года стала той точкой отсчёта, когда Ив Сен-Лоран начал создавать одежду, вдохновляясь искусством.

Чёрное платье Одри Хепбёрн

Кадр из фильма «Завтрак у Тиффани» / 1961 год / Paramount Pictures

В 1961 году в США вышел фильм «Завтрак у Тиффани» по одноимённому роману Трумана Капоте. Зрителям запала в душу не только история Холли Голайтли — легкомысленной девицы, которая мечтает стать содержанкой богатого мужа, — но также образ, созданный французским модельером Юбером Живанши, в котором она появляется в начале фильма. Чёрное длинное платье, высокая причёска, тиара, солнечные очки и массивное жемчужное ожерелье. 

Одри Хепбёрн познакомилась с Юбером Живанши, когда приехала в Париж для поиска костюмов к фильму «Сабрина». Сначала она пришла к известному модельеру Кристобалю Баленсиаге. Но тот был занят подготовкой новой коллекции и направил Одри к своему другу — молодому кутюрье Юберу Живанши. Он создал не только костюмы к фильму «Сабрина», но и то самое чёрное платье из «Завтрака у Тиффани». 

Длинное облегающее платье из чёрного атласа без рукавов, слегка собранное на талии. Его необычной деталью были вырезы сзади, которые оголяли лопатки. К этому платью Живанши подобрал жемчужное колье, хрустальную тиару, длинные чёрные перчатки, солнцезащитные очки-вайфареры и длинный мундштук. Именно этот образ Хепберн использовали в рекламной кампании, хотя в нём героиня появляется только в начале фильма, когда приезжает рано утром на Пятую авеню, чтобы съесть завтрак у ювелирного магазина «Тиффани».

При этом изначально дизайн платья, созданного Живанши, отличался от того, которое показали в фильме. Оно было короче и с разрезом вдоль левой ноги. Такой фасон показался голливудским продюсерам слишком фривольным. Поэтому у платья сильно удлинили подол и затянули книзу. Чтобы платье держало форму, его начинили конским волосом и развесили в нескольких местах свинцовые грузики. Но на постерах фильма можно увидеть первоначальную задумку модельера. Художник Роберт Макгиннис решил, что оголённая нога главной героини выглядит привлекательнее.

Эскиз платья Юбера Живанши

Платье, которое использовали на съёмках, уничтожили после завершения работы над фильмом. Оригинальное произведение Живанши, сшитое вручную, сегодня хранится в архиве модного дома кутюрье. Сохранились также две его копии. Одно платье выставлено в Музее костюма Мадрида, другое продали на аукционе в 2006 году за 467 200 фунтов стерлингов. Перед этим на обложке журнала Harper’s Bazaar в нём появилась Натали Портман, анонсируя аукцион.

Знаменитый образ Одри Хепбёрн из «Завтрака у Тиффани» много раз копировали в фильмах и на обложках журналов. Его примеряли Пэрис Хилтон, Энн Хэтэуэй, Наталия Орейро.

Комментарии

Станьте первым, кто оставит комментарий