Мэри Блэр — одна из немногих женщин, чьё имя вписано в историю студии «Дисней». Она начинала простой контуровщицей, а пришла к тому, что её фирменный художественный стиль стал определяющим в Золотую эпоху «Диснея». Она подарила миру Золушку, Алису и Малефисенту. Но путь к славе был тернист — Мэри долгое время находилась в тени мужа, дважды увольнялась из студии и сталкивалась с насмешливыми комментариями коллег-мужчин.
Мэри Блэр приходит в студию Уолта Диснея
Мэри Блэр, в девичестве — Робинсон, родилась в 1911 году в городке Макалестер, штат Оклахома. Она с детства была влюблена в изобразительное искусство. Особенно ей нравилось работать с акварелью. Несмотря на то что семья девушки жила бедно, родители поддерживали Mary Blair/ Britannica её увлечения. Они урезали траты на еду, чтобы покупать дочери художественные принадлежности.
Сама Мэри тоже старалась «Королевы анимации Disney. Кто и как придумывал всем известных принцесс: от Белоснежки до Мулан», Наталия Холт изо всех сил: хорошо училась, была вице-президентом класса и активно проявляла себя в школьной газете. Ей удалось получить стипендию на обучение в Институте искусств Шуинар. Это учебное заведение, расположенное в Лос-Анджелесе, которое известно тесным сотрудничеством с братьями Уолтом и Роем Диснеями. В Шуинар Мэри познакомилась со своим будущим мужем — Ли Эвереттом Блэр. Он также учился в институте по стипендии. В 1932 году Ли выиграл Lee Blair/ Olimpedia золотую медаль на летних Олимпийских играх в Лос-Анджелесе в категории «Рисунок и акварель». В те годы изобразительное искусство было одной из олимпийских дисциплин.
Мэри и Ли быстро влюбились. Они оба были полны амбиций построить художественную карьеру. В 1934 году пара поженилась.
Первые годы после выпуска из Института карьера Мэри полностью зависела от мужа: он устраивался в какую-нибудь студию и спустя время договаривался о должности для Мэри. Несмотря на то что образование у них было одинаковым, Ли брали аниматором, в то время как Мэри — всего лишь контуровщицей. Она должна была отрисовывать чёткие контуры будущих киногероев. Но когда в 1938 году Ли уволился из студии «Харман-Айзинг», в которой они с женой тогда работали, и ушёл в «Дисней», Мэри повысили. После ухода Ли освободилось место художника-постановщика, которое она и заняла.
Мэри проработала в «Харман-Айзинг» три с половиной года. Она уволилась, не в силах терпеть «Королевы анимации Disney. Кто и как придумывал всем известных принцесс: от Белоснежки до Мулан», Наталия Холт навязчивое внимание со стороны одного из коллег. Джо Барбера, будущий основатель студии «Ханна-Барбера», не давал девушке проходу. Мэри обратилась за помощью к мужу и попросила устроить её к Уолту Диснею. Это был 1940 год. Дисней как раз расширял штат, предлагая вакантные места женщинам. На тот момент в его киностудии работало тысяча двадцать три сотрудника, триста восемь из которых были женщинами. Мэри взяли в отдел моделирования персонажей.
В тени мужа
В отделе моделирования художники создавали объёмные фигуры киногероев. Мэри, всю жизнь проработавшей с акварелью, такая работа была не по душе. К счастью, её быстро перевели в сценарный отдел. Одним из первых проектов Мэри стали наброски к мультфильму «Леди». Это история о маленькой собачке, хозяева которой забывают о ней после рождения ребёнка. Мэри разрабатывала образ главной героини — собаки породы кокер-спаниель. Но проект на время отложили. Он вышел на экраны лишь в 1955 году, значительно переработанный, и назывался «Леди и Бродяга».
Мэри работала и над менее масштабными проектами, среди которых было много короткометражек. Работа казалась ей интересной и приносила удовольствие, но удовлетворения Мэри не чувствовала. Ей казалось, что она находится не на своём месте и что задачи не раскрывают полностью её потенциал. В то время как у мужа Мэри, Ли, было больше возможностей — он был режиссёром по цвету в «Пиноккио», а в экспериментальной «Фантазии» взял на себя роль художника-раскадровщика и сценариста.
Одной из ключевых работ Мэри в тот момент была разработка концепт-артов к мультфильму «Дамбо» — о слонёнке с необычно большими ушами. Мэри работала над сценой «Мой малыш», в которой Дамбо пробирается к запертой в клетке маме и они обнимаются хоботами. В эту трогательную сцену Мэри вложила много личного: она мечтала о ребёнке, но не могла забеременеть — у неё случилось несколько выкидышей на ранних сроках.
С внутренними терзаниями и чувством несправедливости в те годы столкнулась не только Мэри. В студии «Дисней» назревал конфликт 80 Years Ago Today, Disney Animation Workers Went on Strike/ Jacobin . «Пиноккио» и «Фантазия» — два высокобюджетных проекта, на которые возлагались большие надежды, — провалились в прокате. У студии было много долгов. Условия работы ужесточились. Сотрудников заставили подписать документы, что они работают по сорок часов в неделю. На деле же каждый перерабатывал. При этом зарплаты распределялись неравномерно, и выстроенная в студии иерархия стала заметнее. 29 мая 1941 года часть работников вышли на забастовку, которая продлилась пять недель.
Мэри бастовать не ходила. Но, как и многие, хотела справедливого отношения к сотрудникам. Ей хотелось не только получить достойную оплату — Мэри мечтала видеть своё имя в титрах проектов, над которыми работала. Пока её коллеги бастовали, она решила, что это лучшее время, чтобы уйти. Мэри уволилась.
Собственный путь
Мэри практически сразу пожалела о своём увольнении. В один из дней Ли вернулся домой и сообщил, что вместе с другими сотрудниками студии отправляется в десятинедельную поездку по странам Южной Америки. Поездку спонсировало правительство США, которое с нарастающими в соседних странах фашистскими настроениями боялось потерять там политическое влияние. Чтобы сохранить дружеские связи с Латинской Америкой, было принято решение распространять там культуру США. План заключался в том, чтобы по возвращении сотрудников из командировки студия «Дисней» выпустила несколько фильмов, воспевающих культуру Латинской Америки.
Мэри никогда не была за границей, и ей очень хотелось поехать в это путешествие. Поэтому она сама пришла к Уолту Диснею и попросила разрешения сопровождать мужа. Уолт же не просто согласился взять её с собой, он вновь принял её на работу.
Вместе с другими сотрудниками студии Мэри побывала в Бразилии, Аргентине, Перу, Эквадоре, Гватемале, Чили и Мексике. Это путешествие вернуло ей вдохновение, вдохнуло новую жизнь в её творчество и помогло выработать свой фирменный стиль. До поездки её работы часто путали с работами мужа, но теперь они абсолютно точно различались. Мэри стала смелее — не боялась экспериментировать с цветом. Например, она уверенно сочетала розовый с жёлтым, рисовала эксцентричные узоры и всё чаще склонялась к абстракции. Её новый стиль покорил Mary Blair: The Modern Artist Behind Walt Disney’s Magic/ DailyArt Уолта Диснея, который однажды заметил, что «она знает цвета, о которых он раньше даже не слышал».
Впрочем, не все разделяли восторги Уолта. Коллеги-мужчины дали Мэри прозвище «Марихуана Блэр», тем самым высмеивая её необычный стиль.
Вернувшись в США, Мэри с коллегами приступила к работе над латиноамериканскими проектами. Первым стал мультфильм «Салют, друзья!», который состоял из четырёх сегментов. Каждый из них рассказывал про одну из латиноамериканских стран. Мэри работала над бразильским сегментом. Благодаря её концепт-артам художникам удалось отразить на экране яркую карнавальную атмосферу Рио-де-Жанейро. Мультфильм вышел в 1943 году. Имя Мэри Блэр впервые появилось на экране. Она вспоминала Mary Blair: The Modern Artist Behind Walt Disney’s Magic/ DailyArt , что именно в те годы почувствовала, что наконец-то нашла своё место в бизнесе.
Карьера Мэри пошла в гору. Несмотря на то что студия переживала непростые времена — ей так и не удалось повторить кассовый успех своего главного хита «Белоснежка и семь гномов», — Мэри много работала и много путешествовала. А её мужа в 1942 году призвали в армию, и он уехал в Северную Луизиану.
Сказка о Золушке
В 1946 году Ли демобилизовали. Он не захотел возвращаться на студию «Дисней», а решил попробовать себя в новом направлении — основал компанию по производству телевизионной рекламы. Мэри его поддержала, и они переехали в Нью-Йорк. Уолт не хотел терять свою любимую художницу, поэтому разрешил ей то, что никому до этого не позволялось: работать удалённо, периодически приезжая на совещания.
В это же время студия погрязла в долгах и находилась на грани закрытия. За годы войны она так и не сумела создать ни одного успешного проекта и существовала в основном за счёт пропагандистских короткометражек, которые делали по заказу правительства. Нужно было срочно выпустить новый кассовый мультфильм. Дисней решил вернуться к классическим сказкам, а именно — к принцессам. На студии ещё с 1940 года лежал сценарий «Золушки».
Основная проблема заключалась в том, что мультфильм должен был произвести впечатление на зрителей, но бюджет был сильно урезан. Например, художники не могли себе позволить создавать сложные детальные фоны. Мэри, отвечающая за концепты к будущей картине, решила поэкспериментировать. В то время она увлеклась mid-century (модерном середины века), отличительной чертой которого был обтекаемый дизайн и отсутствие дополнительных деталей.
Мэри решила работать над «Золушкой» в этом стиле и создать у зрителей впечатление, что они смотрят фильм довоенной эпохи. Так как дизайн изображения был максимально простым, Мэри решила сделать акцент на ярких насыщенных цветах: синий, розовый, золотой... Работая над костюмами Золушки, она вдохновлялась современной модой: юбки чуть ниже колена, приталенные корсеты, подчёркивающие фигуру, объёмные рукава, ленты и банты.
Благодаря Мэри появилась Mary Blair: The Modern Artist Behind Walt Disney’s Magic/ DailyArt культовая сцена преображения Золушки перед балом. Она нарисовала 24 эскиза, в которых лохмотья Золушки превращаются в изысканное бальное платье. А вокруг спиралями летают сияющие звёздочки.
Мультфильм вышел на большие экраны в 1950 году, и риск Диснея оправдался. «Золушка» собрала «Королевы анимации Disney. Кто и как придумывал всем известных принцесс: от Белоснежки до Мулан», Наталия Холт в прокате восемь миллионов долларов и стала одним из самых кассовых фильмов года. Студия начала выходить из кризиса.
Мэри уходит во второй раз
Мэри стала одним из локомотивов студии. Она занималась практически всем: разрабатывала персонажей, редактировала сюжет, отвечала за цветовую гамму проектов, рисовала декорации и вообще была ответственна за атмосферу целого фильма. Следующие проекты «Диснея» — «Алиса в Стране чудес», «Леди и Бродяга» и «Питер Пэн» создавались при её активном участии. Мэри стала авторкой сцен, в которой Алиса проваливается в кроличью нору, а дети из «Питер Пена» парят над ночным Биг-Беном.
К сожалению, в семейной жизни Мэри всё было не так гладко. Ещё во время работы над «Золушкой» она забеременела. Но появление ребёнка не смогло решить их с Ли проблемы: муж часто пил, оскорблял Мэри, а иногда и поднимал на неё руку. Однажды она узнала, что он ей изменяет. Но разводиться с ним Мэри не планировала — в пятидесятые это считалось чем-то постыдным и неправильным. Наоборот, для друзей и родственников она создавала картину идеальной семьи.
Семейные неурядицы влияли и на работы Мэри. Она разрабатывала концепт-арты к «Спящей красавице» — новому диснеевскому проекту про принцесс. Её любимой героиней стала злая фея Малефисента, в мрачном образе которой Мэри отразила всю свою боль. Она вдохновлялась балетными костюмами, а также своими прошлыми наработками — в «Золушке» фея-крёстная могла быть молодой женщиной с рогами на голове.
Работу над «Спящей красавицей» Мэри так и не довела до конца, но художник Марк Дэвис продолжил работать с её концептами. Атмосфера дома накалялась, Мэри и сама стала больше пить. Она хотела спасти семью и приняла решение уволиться. Больше над мультфильмами студии «Дисней» она не работала. Мэри оставила после себя большое наследие. Ещё долгие годы её наработки использовались в проектах студии. Даже уже снятые в XXI веке «Тачки» были навеяны Masterfully Simple – Disney Legend Mary Blair/ Facts and Figment. Your Guide to the Magic of Disney, Universal, and Beyond старыми концептами Мэри.
После ухода из студии Мэри работала иллюстратором детских книг. Но сотрудничество с Уолтом Диснеем она так и не смогла прервать окончательно. В конце 50-х Уолт привлёк её к работе над Диснейлендом — она отвечала за дизайн и оформление аттракциона «Это маленький мир». До самой смерти Диснея в 1966 году Уолт и Мэри были очень близки — Уолт даже был крёстным отцом «Королевы анимации Disney. Кто и как придумывал всем известных принцесс: от Белоснежки до Мулан», Наталия Холт её сыновей. Когда Уолт умер, Мэри очень тяжело переживала его смерть.
Сама она умерла в 1978 году от кровоизлияния в мозг. Ей на тот момент было 66 лет. А в 1991 году Мэри посмертно удостоили звания Mari Blair/ IMDb «Легенда „Диснея“».