Зрители больше не готовы покупать билеты на фильмы, где насилие подаётся как что-то обыденное. Пользователи «Кинопоиска» обрушили рейтинг картины «Непосредственно Каха. Другой фильм», где главный герой насилует спящую девушку. 23 августа Минкульт снял фильм с проката. Этот случай показывает заметный сдвиг в отношении общества к насилию. Несколько лет назад такой фильм мог стать успешным у зрителя, но сейчас пришло время другого кино.
Почему у зрителей «Кахи» закончилось терпение
Кто такой Каха и о чём фильм
Фильм 2023 года «Непосредственно Каха. Другой фильм» рассказывает о приключениях двух тридцатилетних друзей Кахи и Серго. Их главная цель в жизни — «кайфовать». Герои промышляют воровством. Однажды они забираются в стоящую возле ночного клуба машину и снимают со спящей в ней девушки драгоценности. Недолго думая, Каха насилует её. Когда выясняется, что это была дочь криминального авторитета, за героями открывается погоня. Чтобы спастись от разгневанного отца жертвы, Каха готов на всё.
У этой истории есть первая часть — фильм «Непосредственно Каха!», вышедший в конце 2020 года. В ней Серго и Каха пытались покорить сердца девушек с помощью денег. Достать их приятели решили своеобразным путём: Серго вырвал у своего деда золотой зуб, а Каха решил ограбить дом местного бизнесмена.
В 2020 году первая часть истории «Непосредственно Каха!» стала хитом проката и почти месяц лидировала Фильм «Непосредственно Каха» четвертую неделю подряд возглавляет российский прокат по кассовым сборам. При этом критики назвали Желание бешеное имею: рецензия на фильм «Непосредственно Каха» картину стереотипным и неумным кино, а пользователи «Кинопоиска» критиковали Непосредственно Каха! (2020) её за «несмешные пошлые шутки», «злобных героев» и называли «проходной». Уже тогда в фильме было немало сексистских моментов. К примеру, за право встречаться с девушкой главный герой устраивает гонки и даже не интересуется, нравится ли он ей. Собственную мать Каха ни во что не ставит, в то время как она полностью содержит сына, который не работал ни одного дня в жизни.
Во второй части «Кахи» герой уже не только ведёт себя по-сексистски, но совершает сексуализированное насилие над спящей женщиной. Его приятель Серго при этом неодобрительно качает головой, однако не вмешивается, будто ничего особенного не происходит. По задумке авторов, он добрее и эмпатичнее. На прощание Серго произносит над спящей проникновенный монолог: «Снаружи ты ш**ха, а внутри — хороший человек».
Когда Каха и Серго узнают, что Лаура, девушка из машины, — дочь криминального авторитета, то пугаются не на шутку. Выходит, что в их мире, который строится на авторитетах, обычных женщин насиловать можно, а родственниц богатых и влиятельных — нет. Когда отец Лауры находит Каху, тот предлагает взять её в жёны. В глазах остальных это сразу делает его благородным рыцарем и намекает, что брак насильника и жертвы — отличная идея. «Хорошо, что Каха её изнасиловал, а не кто-то другой. У него хотя бы тяга к ней была, и он готов жениться!» — защищает приятеля Серго. В лучших традициях виктимблейминга Каха заявляет, что Лаура «сама виновата в случившемся», и советует отцу «заняться её воспитанием».
Согласна ли Лаура выйти замуж за насильника, в фильме не уточняется. В «Кахе» у неё всего несколько коротких реплик. Мы видим, как героиня тусуется с подругами и ходит на вечеринки. Создатели будто убеждают зрителя, что женщина может перенести сексуализированное насилие и быть в полном порядке.
Что писали о второй части фильма критики и зрители
Журналисты отзывались о втором «Кахе» в основном нейтрально. Например, Анна Ентякова из издания «Кинорепортёр» назвала «Непосредственно Каха. Другой фильм»: Вредные советы для взрослых от Виктора Шамирова героев «антипримером для подражания». При этом хвалила фильм за то, что здесь есть и комедия, и драма, и отсылки к древнегреческой трагедии. По мнению кинокритика Afisha.ru Василия Говердовского, моральные качества героев оставляют желать лучшего «Непосредственно Каха. Другой фильм»: Виктор Шамиров пытается превратить кринж-комедию в большое искусство. Неудачно , но фильм не лишён философии.
Обычные зрители были более радикальны в критике фильма: уже первые показы вызвали шквал негативных оценок. Сейчас рейтинг фильма на «Кинопоиске» составляет 2,6. Пользователи критиковали Непосредственно Каха. Другой фильм (2023) «окончательно деградировавших персонажей» и называли главного героя «моральным уродом, на фоне которого криминальный авторитет выглядит человеком с принципами». А ещё отмечали, что создатели фильма совсем не сочувствуют жертвам насилия.
«Сценаристы, продюсеры и режиссёр — мужчины. Скорее всего, они не сталкивались с подобной проблемой. А если и сталкивались, то были по другую сторону баррикад. И разумеется, для них это прекрасный повод для шуток».
Немногочисленные положительные отклики на «Кинопоиске» «заминусовали». Реакция соцсетей была аналогичной. В комментариях к постам о фильме «Каху» называли «дном» кинематографа. «То, какое отношение к женщинам, что пропагандируется в фильме — это *** (ужасно)», — писали Фильму «Непосредственно Каха: Другой фильм» отозвали прокатное удостоверение пользователи. В соцсетях съёмочной группе предлагали публично извиниться за фильм и перечислить заработанные в прокате деньги на помощь жертвам насилия.
Реакция зрителей показывает, что осведомлённость о насилии растёт, а терпимость к нему снижается.
В 2023 году независимые социологи Иветта Сергеева и Эмиль Камалов опубликовали результаты опроса об уровне партнёрского насилия в России. По их данным, с ним сталкивались не менее 20 миллионов женщин. Около 13 миллионов пережили сексуализированное насилие. Почти половина из них рассказала о последствиях для ментального здоровья. При этом терпимость общества к насилию снижается. По опросу ВЦИОМ 2019 года, 90 процентов россиян считали его недопустимым ни в каком виде. Ещё в 2017 году эта цифра была ниже — 79 процентов.
Насилие под соусом романтики
Ещё недавно насилие в популярном кино косвенно оправдывали, показывая сексистские сцены как романтичные. Герой без спроса целует героиню, та отталкивает его, но он продолжает — мы видели такие сцены на экранах бесчисленное количество раз. Это типичный сюжетный ход для историй, пачками выходивших на телеканале «Россия-1» в 2010-х, где героиня искала пресловутое «женское счастье». Например, так происходит в «Романе в письмах». Один из героев пользуется беззащитностью девушки, которая лежит больная в постели. Вслух он объясняет это тем, что «очень в неё влюблён», но из «благородства» не настаивает на продолжении. А в мелодраме «Белое платье» герой, прикрываясь разбитым сердцем, пытается заставить героиню заняться с ним сексом. При этом уйти она не может: девушка — няня его дочери, и эта работа ей нужна.
Так зрителей постепенно приучали к мысли, что нарушение личных границ женщины — это нормально. В то же время персонажей, которые их нарушали, зачастую показывали обаятельными харизматиками — например, главного героя медицинской драмы «Склифосовский» (стартовала в 2012 году). В первых сезонах гениальный хирург в исполнении Максима Аверина позволял себе целовать понравившихся ему коллег без их согласия и даже при явном сопротивлении. В глазах окружающих он оставался «хорошим», ведь чувства всегда оказывались взаимными. Но если убрать романтический флёр, становится понятно: герой пользовался уязвимым положением женщин.
Честное кино про насилие, которое снимают сегодня
Последние несколько лет в кино постсоветского пространства тема насилия обсуждается серьёзно. В казахстанско-российском фильме Сергея Дворцевого «Айка» 2018 года мигрантка оставляет в роддоме новорождённого ребёнка. Её ситуация безвыходна, ей нужно работать, чтобы расплатиться с долгами. Кредиторы «идут навстречу» и предлагают Айке отдать им вместо денег младенца. В разговоре с ними она буднично упоминает, что забеременела в результате изнасилования. Сцены насилия здесь нет. Но подробно описывается всё, что произошло с героиней после: нежеланная беременность, выход на работу через несколько часов после родов, кровотечения, обмороки и наконец посещение на последние деньги подпольной клиники. На «Кинопоиске» её называли Айка (2018) «жёстким и точным рассказом о выживании». А ещё хвалили за то, что она рассказывает об опыте женщин-мигранток, подвергшихся насилию, — обычно он остаётся невидимым. Кинокритики уверены: главная ценность фильма — в гуманизме. И он точно заслужил международное признание: Самал Еслямова, исполнившая главную роль, получила награду за лучшую женскую роль в Каннах.
«„Айка“ — тест на способность к эмпатии, схождение в мир, который кому-то выгоднее, а кому-то проще не замечать».
«Искусство кино» УСТАЛАЯ МОСКВА: «АЙКА» КАК ДРАМА ВЫЖИВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ СТОЛИЦЕ
«Счастье» Аскара Узабаева вышло на экраны тремя годами позже. Кажется, у безымянной героини обычная благополучная жизнь: муж, свой маленький бизнес, дочь, которая вот-вот выйдет замуж за парня из хорошей семьи. Но, оставаясь с ней наедине, муж бьёт и насилует жену. Однажды он избивает её до полусмерти, и героиня решает дать отпор. В основу фильма легли реальные события: семейному насилию подвергаются тысячи казахстанок. Частично сюжет основан и на личной истории сопродюсера «Счастья» Баян Алагузовой. В финальных титрах — цифры, количество женщин, ежегодно погибающих в Казахстане от рук партнёров. И ремарка о том, что большинство жертв не обращается за помощью. Так происходит и с главной героиней. Ей не вырваться из этого круга. Родственники мужа подкупают полицию, а дочь считает написанное на отца заявление «позором».
Вселенная «Счастья» пропитана культурой насилия. Богатая и влиятельная родственница упрекает мужа героини в побоях и говорит, что жене «достаточно двух-трёх пощёчин». Дочь жалуется на то, что муж поднимает на неё руку. И получает в ответ: «Значит, заслужила». Сама героиня в разговоре с адвокатом сомневается в решении уйти от мужа и ищет проблему в себе. Создатели надеются Кaзaхстaнско-российский фильм "Счaстье" завоевал приз Берлинале в секции "Панорама" , что фильм повлияет на отношение общества к домашнему насилию. И покажет: оно не должно быть нормой. Зрителей картина зацепила. На «Кинопоиске» у неё высокий рейтинг, пользователи отметили Счастье (2022) остроту и актуальность истории и посчитали её обязательной к просмотру. Казахстанцы в соцсетях фильм назвали Как казахстанцы реагируют на новый фильм о бытовом насилии «потрясающим». Говорили о том, что насилие стало обыденным и что с ним нужно бороться — несмотря на отдельные комментарии, обвиняющие в нём женщину. Журналисты подчёркивали универсальность истории. «У героев нет имён — они и не важны, эта история типична не только для Казахстана, но и для многих стран, включая и нашу, она могла случиться где угодно», — пишет Зеркало для побоев кинокритик Василий Корецкий для «Коммерсантъ».
Постепенно тема насилия перестаёт звучать только в серьёзном авторском кино. О нём начинают говорить и в более зрительских проектах, в том числе в сериалах. Главная героиня детективного триллера «Мёрзлая земля» Лариса разводится с мужем. В городе действует серийный убийца, и её бывший — один из подозреваемых. Лариса ничуть не удивлена. За годы их брака он много раз поднимал на неё руку. А выйти за него замуж героиню убедили родители и друзья — после того, как она забеременела от него в результате изнасилования.
Бывший муж пытается вернуть Ларису и заявляет, что они должны жить вместе «ради дочери». Но та непреклонна. Она прошла ад и не хочет обратно. Выйти из отношений ей помогли сотрудницы кризисного центра для женщин. Чуть ли не впервые в российских сериалах об этом говорится так просто и естественно: «Ты не одна, смотри, есть места, где можно найти защиту и поддержку». Зрители оценили Мерзлая земля этот социальный посыл и благодарили проект за честное изображение борьбы с абьюзом. Критики обращали внимание на то, что это не классическая история о поимке серийного преступника.
«Карас не очень интересна личность маньяка. Режиссёрка исследует мрачную среду города, в котором домашнее насилие и бездействие властей — норма».
Драмеди-триллер «Бесит» зрители посчитали Бесит (сериал 2021) российским «Чёрным зеркалом» — за злободневность. В первом же эпизоде сериала нам рассказывают историю чиновника, который упорно голосует против закона о домашнем насилии. Однажды его начинает преследовать призрак активистки с плакатом «Вот убьют — тогда и приходите». Погибшая от побоев мужа женщина ходит за ним по пятам, вселяется в тело жены чиновника и начинает его избивать. «Бесит» обыгрывает гендерный «перевёртыш» и заставляет мужчину встать на место женщины, которая подвергается насилию. Испытать бесконечные придирки со стороны партнёра, беспочвенные подозрения в изменах, принуждение к сексу, недоверие полиции при попытке обратиться за помощью. По мнению пользователей «Кинопоиска», именно этот ход делает сериал запоминающимся и по-хорошему «воспитывает» общество. Журналисты назвали проект одним из важных сериалов 2022 года. «Сценаристы искусно демонстрируют, как работает домашнее насилие — нежелательный секс, обесценивание, агрессия, рукоприкладство», — пишет На злобу дня Выходит сатирический сериал «Бесит». Среди главных тем проекта − домашнее насилие и бешенство тиктокеров кинопортал «4-я стена».
В 2022 году вышел ещё один проект на тему насилия — психологический триллер «Обоюдное согласие». Молодая школьная учительница Анна обвиняет своих друзей в групповом изнасиловании и подаёт заявление в полицию. Предполагаемые насильники — известные в городе люди. Они давят на пострадавшую, пытаются её запугать и утверждают: история выдумана. Постепенно выясняется, что на совести насильников, возможно, не одно преступление.
«Обоюдное согласие» стало первым российским сериалом, полностью посвящённым сексуализированному абьюзу и его последствиям. Героиня сталкивается с постравматическим стрессовым расстройством, проблемами в сексуальной жизни и осуждением со стороны окружающих. Другая острая проблема, которую поднимает «Обоюдное согласие», — то, как работает полиция с жертвами изнасилований. Анне предстоит пройти через безучастный осмотр медэксперта, выслушать обесценивающие комментарии следовательницы — и всё равно не сдаться. По мнению журналистов, именно этот рассказ о борьбе пострадавших с равнодушной системой делает историю такой ценной. «Под шёпот и косые взгляды прохожих героиня ежедневно ведёт борьбу против насильников во имя справедливости для самой себя», — пишет Рецензия на сериал «Обоюдное согласие» — откровенный разговор об изнасиловании от Валерии Гай Германики кинокритик Film.ru Гульназ Давлетшина.
Зрители тоже оценили социальный посыл сериала и хвалили его за правдивость.
«Это жестокая правда о том, что до MeToo нам за пределами Москвы ещё идти долго и много. И то, что жертва у нас всегда „эта“, которая сама пошла, а потом ещё и молчала. А чего молчала?»