Смотреть
26 января

Снобизм и «стирание» женщин? Почему фильм «Барби» обошли вниманием на «Оскаре»

При этом мужчину отметить не забыли.

Саша Подольникова
Саша Подольникова
Авторка «Горящей избы»
Изображение

В разгар «оскаровской» гонки американская киноакадемия шокировала многих поклонников «Барби». Жюри не включило в число номинанток на лучшие режиссуру и женскую роль главных женщин этого фильма — Грету Гервиг и Марго Робби. Саша Подольникова считает, что картина и правда отчасти проигрывает сильным конкурентам, но заслуги женщин здесь недооценили.

Получивший номинацию за лучшую мужскую роль второго плана Райан Гослинг справедливо возмутился тем, что двух его соратниц жюри вниманием обошло. Слова «Нет Кена без Барби, и нет фильма о Барби без Греты Гервиг и Марго Робби» запомнятся нам надолго. Гослинга поддержала и сыгравшая Глорию Америка Феррера, которую номинировали в категории «Лучшая женская роль второго плана». Кажется, проигнорировать вклад женщин в фильм о феминизме звучит как дурная шутка. 

Хорошее ли «Барби» кино и достойно ли оно награды?

Нельзя отрицать, что фильм уже вошёл в историю. Как минимум в качестве абсолютного мейнстрим-хита об основах феминизма — штуки очень и очень нужной. «Упаковать» серьёзные вещи вроде гендерного неравенства и борьбы с патриархатом в яркую обёртку, сделать это смешно и понятно, да ещё и так, чтобы это посмотрели миллионы, — дорогого стоит. 

Преуменьшать заслуги Греты Гервиг здесь было бы странно — в конце концов, каким получится кино, очень сильно зависит от режиссуры. В фильме такого масштаба Грете удалось собрать огромный каст из очень разных артистов и основательно с ним поработать. У хорошего режиссёра раскрываются все артисты — причём даже те, кто не привык сниматься в кино. В «Барби» нет актёрских неудач: одинаково любуешься и Дуа Липой в крошечной роли Барби-русалки, и исполнительницей главной роли.

Возможно, у Марго Робби и были роли сильнее этой. Например, в фильме «Тоня против всех» (принесла актрисе номинацию на «Оскар» в 2018 году) Робби сыграла безбашенную фигуристку, амбиции которой едва не привели её за решётку. Но ролей, похожих на Барби, в биографии Марго не отыскать. Она очеловечила самую известную куклу на планете — и не просто в рядовом фэнтези, а в важном для поп-культуры и феминизма проекте. В силу типажа актрисы режиссёры в основном звали её на роли Очень Красивых Девушек — от «трофейной» жены Ди Каприо в «Волке с Уолл-Стрит» Скорсезе до начинающего секс-символа в «Вавилоне» Шазелла. Барби стала чем-то совсем другим — этот персонаж буквально высмеивает то, как из женщин пытаются сделать объект. Поэтому гнев фанатов вполне понятен. Но возьму на себя смелость предположить: на решение жюри повлияло то, что линия Кена вышла интереснее и динамичнее линии главной героини. Иными словами, замечательному актёру Райану Гослингу было что играть, а замечательной актрисе Марго Робби развернуться было особо негде. Но эти нюансы относятся скорее к сценарию. 

Сильные ли у «Барби» соперники?

В этом году на звание лучшего режиссёра претендует Кристофер Нолан с «Оппенгеймером» — лидером по числу номинаций. Вполне ожидаемо, учитывая эпический размах фильма, целый калейдоскоп замечательных актёрских работ и страшную центральную тему — взаимоотношения человека и ядерного оружия. Компанию «Оппенгеймеру» составит частый гость всевозможных кинопремий Мартин Скорсезе с «Убийцами цветочной луны». Это первый в большом кино антивестерн о геноциде коренного населения США. Не уступают им по амбициозности «Бедные-несчастные» Йоргоса Лантимоса — чёрная стимпанк-комедия о второй жизни жертвы абьюза. Дышит в спину Лантимосу «Зона интересов» Джонатана Глейзера — история о том, как одна немецкая семья пытается построить счастливую жизнь через дорогу от Освенцима. Единственная женщина в этой элитной группе — Жюстин Трие с «Анатомией падения», драмой об одном очень несчастливом браке.

Работа Сандры Хюллер в «Анатомии падения», Эммы Стоун в «Бедных-несчастных», Лили Гладстоун в «Убийцах цветочной луны», Аннетт Бенинг в спортивной драме «Дайана Найэд» и Кэри Маллиган в музыкальном байопике «Маэстро» вызывают лишь уважение. У актрис получились образы очень разных женщин — смелых, нежных, сломленных, отчаянных. И получились прекрасно. Наверное, на фоне этих сильно прописанных характеров Барби и вправду может потеряться, поэтому не будем обвинять жюри во «вредности». Впрочем, актёрского мастерства Робби (и тем более режиссёрского мастерства Гервиг) это не умаляет. 

«Задвигают» ли «Барби» из-за патриархата?

Сыграл ли против Гервиг и Робби патриархат? С одной стороны, кейс и вправду выглядит как гендерная дискриминация и попытка «стереть» женские имена в индустрии. В номинацию на лучшую режиссуру в этом году попала всего одна женщина — для Жюстин Трие это первый крупный фильм. Помимо Трие, сюда вошли очень титулованные мужчины — живая легенда Скорсезе, Нолан, который вот-вот обретёт статус легенды, король интеллектуального кино Лантимос и неоднократный номинант на громкие кинопремии Глейзер. Чисто математически велик шанс, что кто-то из них скоро добавит в свою копилку ещё одну награду. Не принижая достижения мэтров, хочется заметить: не пора ли впустить в этот закрытый клуб больше женщин? Гервиг не единственная, кого в этот клуб не приняли. Похожая история произошла с Селин Сон, дебютанткой, снявшей «Прошлые жизни» — камерную, но выдающуюся картину о любви и национальной идентичности.

С другой стороны, в «конкурентах» у «Барби» — проекты, где участвовали сильные профессиональные женщины. И рассказывают они истории о женщинах: от «Анатомии падения» до «Убийц цветочной луны». Будет лицемерием не порадоваться за победу молодой режиссёрки Жюстин Трие или актрисы Лили Гладстоун, которая может стать первой представительницей коренных народов Америки, победившей на «Оскаре». В общем, здесь как нельзя более кстати поговорка, что женщины должны быть сёстрами, а не соперницами. Разумеется, мы не знаем об этом доподлинно, но отчего-то кажется, что Грету и Марго победа других женщин бы не обидела. 

Почему нам нужна дискуссия о «Барби»

Любопытно, что не только будущие зрители, но и некоторые критики с самого начала посматривали на фильм Гервиг свысока. Ещё не успев увидеть картину, достаточно видные российские журналисты с уверенностью заявляли, что на «это» не пойдут и скорее посмотрят «Оппенгеймера». И очевидно проявляли снобизм, замешенный на гендерных предрассудках. На «Барби» приклеили ярлык «женского» кино (а какого же ещё? там же всё розовое). Фильму Нолана достался «мужской» ярлык (что может быть более маскулинным, чем ядерное оружие?). Несмотря на немалые достижения феминизма, смотреть и любить что-то «женское» как будто бы немного стыдно. А уж признать такой фильм знаковой для культуры работой — и подавно.

Кстати, примерно те же критики, которые сомневались в потенциале «Барби», считают, что обойти её в номинациях было верным. «Номинировать там особо не за что», — написал на днях один коллега, который ведёт крупный канал о кино. Разумеется, коллега вправе так считать, но эти слова ощутимо отдают снобизмом и предрассудками. Значит, нам всё ещё нужна дискуссия об этом (многие скажут, порядком надоевшем) фильме. И о женщинах, которые сумели снять крутое массовое кино о женщинах в пока ещё очень мужской индустрии. 

Комментарии

Станьте первым, кто оставит комментарий