Корейские сериалы предлагают истории на любой вкус: и милые ромкомы, и захватывающие триллеры, и душераздирающие драмы. Сюжеты могут быть самые невероятные! Хотите посмотреть на зомби, которые поселились в королевском дворце? Пожалуйста! А о школьной команде по бадминтону? И такое есть! Но и без клише не обходится. Наша редакторка и соведущая подкаста о корейских сериалах «Дорамеди» Лера Чебитько посмотрела очень много дорам и рассказывает, какие повороты встречаются чаще всего.
Девушка притворяется парнем
Этот сюжетный ход можно выделить в отдельный жанр — гендерная интрига. Чаще всего он применяется в исторических дорамах и обусловлен положением женщин в древней Корее. Героиням приходится притворяться мужчинами, чтобы зарабатывать на жизнь, осваивать истинно «мужские» профессии или просто иметь какой-то вес в обществе. Это, кстати, одна из причин, почему мне нравятся сагыки (так называются корейские исторические сериалы) — главные героини обычно амбициозны и не смиряются со своим бесправным положением. Зачастую это истории о реально существовавших женщинах.
В сериале «Богиня огня Чон-и» зрителям рассказывают о жизни Ю Джон — первой женщины, освоившей гончарное мастерство. Для этого ей пришлось притворяться мальчиком, потому что девочек на обучение не брали. В дораме «Королева на 7 дней» о королеве Дангён, которая просидела на троне всего семь дней, главная героиня переодевается в мужские одежды, чтобы в одиночку отправиться в столицу. А в экранизации истории императрицы Ки героине пришлось выдавать себя за мужчину, чтобы не быть служанкой.
В сагыках с выдуманным сюжетом главные героини также часто притворяются мужчинами — чтобы прокормить семью, воплотить свои мечты или даже избежать смерти.
Гендерная интрига встречается и в дорамах о современном мире. Особенно часто к этому сюжетному ходу прибегали в конце нулевых. Среди них легендарные «Первое кафе „Принц“», «Для тебя во всём цвету» или «Ты прекрасен».
Главные герои знакомы с детства
Дорамы, в основе которых лежит любовная линия, это буквально воплощение мифа о романтической любви. Кажется, будто герои жили именно ради этого момента — чтобы встретить друг друга. Сценаристы используют много разных приёмов, чтобы показать зрителям ту самую любовь как в сказке. Это и красивые свидания: в парке аттракционов — когда нужно создать иллюзию первой влюблённости, на пляже — для разговоров по душам. И бешеное сердцебиение при невинном соприкосновении пальчиков. И жертвенность ради счастья другого. Но самый верный способ — показать, что чувства героев зародились ещё в далёком детстве. Тогда зритель точно поверит, что это судьба!
Это могут быть абсолютно разные по своей драматичности истории. Например, герои учились вместе в начальной школе, она заступилась за него перед хулиганами, и он влюбился в такую смелую и бойкую девчонку. А потом случайно столкнулся с ней уже в университете. Может быть что-то и более напряжённое — их обоих похитили, держали несколько дней в тёмной комнате, и они поддерживали друг друга, как могли. А потом не могли друг друга забыть, пока не встретились снова.
Такой сюжетный ход характерен для ромкомов. Мне очень нравится, как органично он вписался в сюжет дорамы «Фея тяжёлой атлетики». А вот в сериале «Что случилось с секретарём Ким?», как по мне, интереснее было бы без него. В более серьёзных, драматических сериалах это клише тоже встречается («Псих, но всё в порядке», «Хилер», «Пока ты спишь»). Фэнтезийные дорамы идут ещё дальше — там главные герои наверняка были возлюбленными в прошлой жизни и их любовь пережила реинкарнацию вместе с ними.
Любовный треугольник
В любой дораме, где присутствует романтическая линия, обязательно будет любовный треугольник. И в его центре почти всегда оказывается девушка! Ей частенько приходится выбирать между близким другом, в которого она давно влюблена, и мужчиной, который неожиданно появился в её жизни. Или между двумя самыми популярными парнями, если действие разворачивается в школе или университете. Бывает — между лучшими друзьями или даже братьями.
Чаще всего её выбор очевиден. Создатели дорам, как правило, сразу обозначают главных возлюбленных: акцент на знакомстве, связь с детства, покрасневшие щёки или громкое биение сердца при касаниях. В первых сериях они обычно больше взаимодействуют. А «третий лишний» — просто препятствие на пути их воссоединения. Ну чтобы зрители подольше попереживали.
Порой бывает, что «третий лишний» вызывает гораздо больше симпатии у зрителей, чем главный герой. Самый яркий пример из недавних — дорама «Истинная красота». Лично я не поддерживаю выбор главных героинь в дорамах «Я знаю, но…» и «Сыр в мышеловке». А вот, например, в дораме «Любовный сигнал» создатели перевернули правила игры и показали логичный, но неожиданный с точки зрения дорамных законов финал. В «Стартапе» та же история.
Алкоголь — двигатель сюжета
В Корее развита культура распития алкогольных напитков. Абсолютно в каждой дораме, неважно — комедийной, детективной или исторической, будет присутствовать алкоголь. Герои будут пить очень много соджу (корейской водки) — после работы, в выходные, дома за ужином. Использовать корпоративные застолья, чтобы сблизиться и «подмазаться» к начальнику. В Корее это, кстати, обычная практика — часть корпоративной культуры.
Для того чтобы отношения героев продвинулись на шаг, а то и на несколько вперёд, им просто надо напиться! И тогда будут признания в чувствах, душевные разговоры, попытки поцеловаться.
Частенько опьянение персонажей способствует созданию комичных ситуаций. Например, в дораме «Силачка До Бон-сун» это одни из самых эпичных сцен. Или наоборот, драматичных — герои напиваются, потому что им плохо, грустно, одиноко. А иногда несколько рюмок соджу помогают показать героев с другой стороны: большие боссы превращаются в обычных людей, сдержанные и холодные персонажи — в забавных милашек, ну а болтливые и шумные — в ещё более болтливых и шумных.
«Неадекватные» родители как юмористический ход
В комедийных дорамах главной героиней чаще всего бывает девушка из бедной семьи. Её родители обязательно владеют маленькой закусочной, магазином, прачечной, салоном красоты… В общем, каким-нибудь небольшим семейным предприятием. И они отчаянно пытаются сосватать дочь хоть за кого-нибудь, но в идеале — за богатого и перспективного. Причём навязчиво, закрывая глаза на её собственные желания и амбиции. Часто их озабоченность личной жизнью дочери становится основой комичных ситуаций. Наверное, самым ярким примером таких «неадекватных» родителей является семья Джан Ди из дорамы «Мальчики краше цветов».
Частенько в таких семьях царит матриархат — вся семья живёт под давлением матери. И это, наверное, мой самый нелюбимый дорамный архетип! Во-первых, после нескольких лет с таким человеком под одной крышей обязательно потребуется помощь психолога. Мать постоянно унижает всех домочадцев, особенно главную героиню. Говорит обидные вещи, нарушает личные границы и просто уничтожает самооценку. Во-вторых, её деспотические замашки, эмоциональное, а порой и физическое насилие сложно воспринимать как что-то смешное.
Конечно, обычно к концу дорамы такая мама осознаёт свои ошибки, смягчается, иногда просит прощения у дочери. Но это в последних нескольких сериях. А до этого зрителям предлагают посмеяться, например, над тем, как она под весёлую музыку бегает за дочерью с половой тряпкой.
Трагическое событие в прошлом
Неважно, что перед нами — романтическая комедия или триллер, в жизни у одного из героев, а то и сразу у нескольких, обязательно будет какое-нибудь трагическое событие. Например, проблемы с родителями: кто-то умер, попал в тюрьму, отказался от ребёнка. У мужских персонажей часто непростая история взаимоотношений с братом. Или с бывшим лучшим другом — когда-то они были близки, но таинственное событие в прошлом сделало из них врагов.
У героев обязательно есть какие-нибудь психологические травмы, которые это самое событие породило. Боязнь пауков, закрытых пространств, дождливых дней, кабельных стяжек, публичных выступлений — вариантов много. На протяжении всего сюжета, пока тайна не будет раскрыта, герои будут страдать от кошмаров и панических атак. Оправдывать своё жестокое поведение. Например, главный герой дорамы «Сыр в мышеловке» самый настоящий манипулятор! Его поведение объясняется детскими травмами и непростыми отношениями с отцом.
Последний пункт опять же характерен для мужских персонажей. Девушки обычно лучше контролируют эмоции, продолжают жить обычной жизнью. Но могут, например, начать задыхаться или потерять сознание из-за воспоминаний о трагедии. Обычно когда о причинах становится известно, всё это как-то забывается, а душевная травма излечивается.
Станьте первым, кто оставит комментарий