Многие фанаты популярных киноисторий терпеть не могут антагонистов. Ещё бы! Именно они угрожают счастью главных героев. Но порой ненависть переносится с персонажей на реальных людей, которые их сыграли. С хейтом сталкиваются исполнившие роли злодеек актрисы. Рассказываем, почему так получается и при чём здесь патриархат и средневековые традиции.
Какие угрозы получают актрисы, сыгравшие антагонисток
В 2020 году актриса Лора Бэйли озвучила Эбби Андерсон, героиню второй части популярной игры «Одни из нас». По сюжету Эбби убивает главного героя оригинальной игры. По вине героини проливаются реки крови. Даже спустя несколько лет после выхода игры Бэйли продолжает получать в свой адрес тонны хейта. И это не просто недовольные комментарии, а настоящие оскорбления и угрозы. «Как ты можешь жить после того, что совершила!» «Надеюсь, твои дети умрут маленькими!», «Мы встретимся, тварь», — пишут пользователи.
Травля актрисы началась ещё до выхода второй части. Отдельные сюжеты «утекли» в сеть до премьеры. Не зная контекста, фанаты игры забросали её токсичными и унизительными комментариями. Позднее стало ясно: Эбби творит жестокие вещи, потому что мстит за смерть отца. Вместо ненависти игроки начали испытывать к ней сочувствие. Но часть аудитории такой поворот не устроил.
Лора Бэйли считает, что это был сложный период в её жизни. «В какой-то момент я перестала открывать соцсети вообще. Всегда находились те, кто выражал своё недовольство. Что бы я ни постила», — рассказала актриса в интервью.
Лина Хиди известна по роли Серсеи Ланнистер в культовой «Игре престолов». У властной, мстительной и неуязвимой персонажки много поклонников. Они восхищаются её силой и решительностью и понимают: королева стала такой потому, что потеряла своих близких. Но есть и те, кто регулярно припоминает ей кровожадные расправы над героями.
Эта ненависть плавно перекочевала в реальную жизнь. На вечернем шоу Конана О’Брайена Лина рассказала об оскорблениях от незнакомых людей. «Ты просто покупаешь в магазине стол, и кто-то кричит тебе: „А, ты та самая сука!“», — поделилась она. При этом, по собственным словам, в жизни Хиди — полная противоположность героини. Она застенчивая и мягкая, но хейтеры этого не понимают.
Имельда Стонтон сыграла в «Гарри Поттере» Долорес Амбридж. Фанаты дружно костерили чиновницу из Министерства магии, ставшую директрисой Хогвартс, а впоследствии и приспешницей Волан-де-Морта. Да ещё и со склонностью к садизму (помните, как она мучила Гарри в пятом фильме?). До прямых угроз дело не дошло. И всё-таки актрисе пришлось столкнуться с негативной реакцией поттероманов. Сама она признаёт, что люди не особо разделяют её как человека и персонажку.
Суперхит «Во все тяжкие» стартовал в 2008 году. Уже тогда на Анну Ганн, сыгравшую жену главного героя, обрушилась травля. Актриса называет этот опыт очень тяжёлым. Фанаты сериала буквально возненавидели Скайлер Уайт за то, что она мешала мужу заниматься наркобизнесом. Они допытывались: «Почему твоя героиня такая стерва?» Женщина не хочет, чтобы её семью втянули в криминал. Надо скорее её осудить.
Однажды поклонник сериала опубликовал пост, где говорил о своей ненависти к ней. Он интересовался, где живёт актриса, «чтобы убить её». Тогда Анне пришлось серьёзно опасаться за свою жизнь. Кроме того, хейт заставил её сомневаться, действительно ли она хорошая актриса. «Я начала думать, что делаю что-то не так», — делилась Ганн.
Сталкиваются ли с хейтом мужчины-актёры
«Одни из нас» просто наводнены антигероями. Специализированные порталы включали оружейного контрабандиста Роберта и головорезов Раттлеров в топ худших злодеев франшизы. Однако никто из фанатов и не подумал высказать претензии озвучившему Роберта Робину Аткину Доунсу. Или говорившему за Большого Раттлера Трэвису Уиллингхэму.
«Игра престолов» тоже богата на таких персонажей. Джек Глисон очень достоверно сыграл короля Джоффри. На экране он предстал отъявленным мерзавцем и садистом. И даже несмотря на это Глисон не пострадал от хейта. «Фанаты всегда были очень милыми со мной», — рассказывал он в интервью изданию Entertainment. Актёр с радостью общается с поклонниками сериала, а они присылают ему мемы с Джоффри. Публика благосклонна и к Чарльзу Дэнсу. Он перевоплотился в Тайвина Ланнистера — самого беспощадного героя этой истории. «Да, мы все ненавидим Тайвина, но давайте поблагодарим Чарльза за прекрасную актёрскую игру», — писали поклонники.
Похожим образом обстоят дела во вселенной «Гарри Поттера». Сыгравший Волан-де-Морта Рэйф Файнс с травлей не сталкивался. Хотя герой Файнса — абсолютное зло. Книжного Малфоя Джоан Роулинг писала как антигероя. Но зрители искренне полюбили Драко, в роли которого снялся Том Фелтон. Ему посвящают романтические рассказы. С фотографиями Фелтона делают фан-арты. Даже годы спустя после завершения киносаги фанаты оставляют в его соцсетях тёплые комментарии. Так симпатичный актёр заставил восхищаться явным антагонистом.
Уолтер Уайт из сериала «Во все тяжкие» — признанный и очень любимый аудиторией антигерой. Несмотря на то что делом занимался сомнительным. Фанаты находили его поведению самые разные оправдания. Например, говорили, что он начал варить метамфетамин ради семьи. А ещё что получал от этого настоящее удовольствие. Ни о какой травле актёра Брайана Крэнстона речи не шло.
Выходит, мужские и женские «порции» хейта в сторону экранных «злодеев» различаются. Мужчина в роли наркобарона вызывает восторг и сочувствие. А женщина-антагонистка из этой же истории — совсем другой отклик. Конечно, это касается не всех проектов на свете. Анджелину Джоли не оскорбляли за роль Малефисенты, а Эмме Стоун не «предъявляли» за Круэллу. Но у этих фильмов не было особого «культа». А самих героинь никто не обожествлял так, как Малфоя-Фелтона или сыгранного Крэнстоном Уайта.
Почему так происходит
В обществе мужчине позволено больше
И это правда. Например, в патриархальной системе мужчинам легче получить высокую должность. Издание Harvard Business Review пишет, что мужчинам чаще предлагают повышение. Опубликованное в журнале Sex Roles исследование показало: при приёме на работу женщин отбирают по большему количеству критериев. Работодателя интересуют не только их компетенции, но и «социальное поведение и мораль». Мужчинам же достаточно быть профпригодными.
Вести себя грубо и агрессивно мужчине простительно. Американская ассоциация психологов связывает это с токсичной маскулинной культурой. Мальчик с детства усваивает, что решать вопросы силой — нормально. Поэтому общество склонно меньше осуждать дерущихся мальчиков.
А вот от женщин с раннего возраста ожидают, что они будут следовать нормам поведения. Быть мягкими и приятными.
В 2013 году феминистка Кэтрин Ньюман написала для The New York Times знаменитую колонку «Почему я не хочу, чтобы моя дочь была милой». По мнению Кэтрин, от женщин требуют быть покладистыми и не выражать своё недовольство, даже если их что-то не устраивает.
Например, есть стереотип, что женщине не пристало ругаться матом. Научно-популярный журнал Psychology Today приводит интересные данные. Опрошенные мужчины считают, что «настоящая леди» не будет сквернословить. При этом к себе у них вопросов не возникает. Крепкие выражения, по их мнению, — это «по-мужски». Неудивительно: мужчинам полагается быть брутальными. А настоящие мачо за словом в карман не полезут.
Получается, мужчине в целом необязательно быть добрым и приятным, чтобы не подвергаться осуждению. Если это работает в реальной жизни, то на экране и подавно. Можно варить наркотики, как Уолтер Уайт, или мучить подданных, как король Джоффри. Злодей? Ну и что. Зато обаятельный! А в кино злодеи часто именно такие — иначе историю не «продать». Сыграй мужчина самое жуткое зло на свете — всё равно не потеряет уважение.
Женщина всегда недостаточно хороша
Что бы ни сделала женщина, вопросов к ней всегда больше. В 2023 году организация Global Women Leaders опубликовала тематический отчёт. Она собрала претензии, которые предъявляют к занимающим лидерские позиции на работе женщинам. Многое из этого списка мужчинам даже не приходилось слышать. Сотрудниц осуждают за слишком молодой и пожилой возраст, семейное положение, наличие детей и нежелание их иметь. А ещё за «лишний вес», «слишком привлекательный» внешний вид, образование, расовую принадлежность и сексуальную идентичность.
«Кем бы ты ни была, ты всегда недостаточно хороша», — говорят исследовательницы GWL.
Фактически поводом для хейта может стать событие любого масштаба: не надела ли женщина лифчик или выступила антагонисткой в популярном проекте. И даже если женщина сыграла положительную героиню и в жизни ведёт себя приветливо и дружелюбно, недовольные найдутся всё равно. Например, самую умную «папину дочку» Лизу Арзамасову пользователи соцсетей называли «блаженной». Им показалось, что в своём Instagram* актриса «переигрывает, создавая образ доброй и невинной девушки».
Тем временем Марат Башаров, сыгравший насильника в «Ворошиловском стрелке», — известный абьюзер. Он неоднократно избивал своих жён до такой степени, что им требовалась госпитализация. На Change.org запустили петицию за лишение его звания народного артиста. Однако популярной инициатива не стала. Башаров спокойно делает карьеру, а в соцсетях ему продолжают писать поддерживающие комментарии. А со злом всё так же связывают именно женщину.
Женщина несёт в себе опасность
Философиня и феминистка второй волны Симона де Бовуар в книге «Второй пол» объясняет, что мужчины приписывают женщине статус «другого». Патриархат аргументирует это биологическими различиями и использует их против женщины. Она «от природы» слабее физически, у неё другая анатомия, она может рожать детей. На заре истории это стало удобным предлогом для демонизации и расчеловечивания. Женщина несёт в себе опасность. Именно отсюда в культуру пришёл образ колдуний и ведьм.
В Средние века мир помешался на ведьмах. В 1480-х в Германии вышел «Молот ведьм». Это настоящий трактат по демонологии. Авторы с упоением описывали различные способы преследования ведьм и утверждали, что все они «похотливы и распутны». Так общество демонизировало женское тело и сексуальность. Всё это происходило на фоне мощного распространения христианства. А самым известным христианским мифом стало грехопадение Адама и Евы. Женщина начала прочно ассоциироваться с искушением и злом.
Религиозные моралисты придумали свой женский идеал. Им должна быть добродетельная женщина. Послушная и скромная. Тех, кого такое положение не устраивало, автоматически записывали в ведьмы. Например, если женщина осмеливалась пойти учиться или начать независимое ремесло. «Ведьмами называли всех, у кого были интеллект и страсть к новому», — писала американская суфражистка Матильда Джослин Гейдж. Так что, в сущности, демонизация всего женского — патриархальная уловка, чтобы ограничить женскую самостоятельность.
Образ героини-злодейки как бы возвращает женщине эту самостоятельность. Её наделили силой, и она сама ей распоряжается. Именно этому противится общество. По старой привычке оно всё ещё опасается сильных женщин. «Убей ведьму», — кричали надписи с плакатов сторонников кандидата в премьер-министры Австралии Тони Эббота. Ведьмой они называли конкурентку Тони — Джулию Гиллард. Лозунги сопровождали рисунки горящего костра. Во время президентской гонки 2016 года сторонники Дональда Трампа похожим образом использовали имя Хиллари Клинтон. Её изображали как колдунью с зелёной кожей.
Женщине пока не готовы прощать её силу, какой бы эта сила ни была. И на экране, и в жизни.
*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.
Станьте первым, кто оставит комментарий