Комментарии

Как сделать свой бизнес достойным конкурентом маркетплейсов. Отрывок из книги «Антимаркетплейс»

как конкурировать с маркетплейсами

В книге «Антимаркетплейс» предприниматель Вик Довнар рассказывает, почему не стоит размещать свой бизнес на маркетплейсе. Его разоблачительные статьи про онлайн-площадки стали одними из популярных на vc.ru. В книге Довнар объясняет, в чём преимущества самостоятельного бизнеса и как можно конкурировать с маркетплейсами. Мы публикуем главу «Метод айкидо: как расти, делая всё наоборот».

Плюсы маркетплейсов, которые сложно переплюнуть

Почему маркетплейсы оказались так популярны? В чём преимущества их бизнес-модели для клиента? Они следующие:

  • бесплатная и быстрая доставка;
  • огромный (в разы больше вашего) каталог;
  • возврат клиентов с помощью приложения;
  • известный бренд и огромный трафик;
  • скидки и цены (ох уж эти устроители внезапных распродаж!);
  • понятный процесс возврата товара.

Давайте разберём детально.

Бесплатная доставка

Организовать и внедрить бесплатную доставку сложно для большинства представителей среднего и малого бизнеса. Товар дешёвый — нерентабельно. Товар дорогой и габаритный — тоже. Малогабаритный и дорогой — тут да, рентабельно, но такой товар сложно продать. Поэтому 90% интернет-магазинов сложно сделать бесплатную доставку.

Быстрая доставка

Маркетплейсы — это логистические центры. Сегодня быстрая доставка товаров ведущих брендов на складские позиции составляет зачастую не более двух часов. Я думаю, скоро самые востребованные товары они смогут доставлять и за 30, и за 10 минут. Это уже происходит с товарами класса А через даркcторы. Малому и среднему бизнесу без собственной экосистемы и дарксторов бесполезно тягаться с маркетплейсами в скорости доставки товара.

Огромный каталог

У маркетплейсов гигантские каталоги, в которых можно найти всё на свете. А значит, первым сайтом при поиске товаров становится Wildb­beries или Ozon, а не ваш интернет-магазин и даже не «Яндекс» или Google. Такое уже произошло в США, где многие потребители сначала ищут товар на Ama­zon и, если не находят, обращаются на другие платформы или сайты.

Возврат клиентов

Люди привыкают пользоваться приложениями маркетплейсов. Отчасти это объясняется экосистемой: услуги такси, доставка товаров, еды, инфопродукты. Приложение может отправлять push-уведомления со спецпредложениями, что увеличивает количество взаимодействий клиента с компанией, общие продажи и средний чек. Люди закачивают в телефон приложения, которыми будут пользоваться постоянно. Для обычного интернет-магазина это сказка.

Известный бренд и огромный брендовый трафик

У «Сбера» неограниченные ресурсы, Wild­ber­ries — бесспорный лидер, а «Яндекс.Маркет» владеет самым популярным поисковиком в России. Кому вы будете доверять при покупке электроники? Интернет-магазину «Рога и копыта», компании, на карту которой приходит ваша зарплата (я про «Cбер»), или одной из самых известных платформ, которую рекламируют звёзды Маликов и Гагарина (я про Ozon)?

IT-гиганты поняли, что интернет — это не отдельный мир для гиков, увлечённых компьютерами и гаджетами, и молодёжи. Интернет — средство распространения информации. И если работать с клиентами онлайн и офлайн, можно получить максимальный эффект.

Скидки и цены

Маркетплейсы организованы таким образом, чтобы конкурировать по цене с партнёрами. Плюс внезапные распродажи, о роли которых много сказано в разделе «Приёмная» популярного бизнес-журнала vc.ru.

Например, Wild­ber­ries фактически манипулирует продавцами, вынуждая делать максимальные скидки во время распродаж. Зачастую им приходится продавать товар даже ниже себестоимости.

По неподтверждённым данным, полученным от клиентов, в нишевом маркетплейсе Leroy Mer­lin есть правило: вы не можете продавать продукцию на своём сайте по тем же ценам, что и гигант. То есть хоть немного, но на платформе должно быть дешевле.

Подумать только: они обязывают производителей продавать товар дороже, чем у них. Иначе они будут снижать цену на него до бесконечности. Ну и, конечно, последуют санкции.

На это производители соглашаются, потому что Leroy Mer­lin является очень крупным офлайн- и онлайн-ретейлером в России с оборотом более 400 миллиардов рублей в год. Селлеры стремятся попасть на маркетплейсы, несмотря на то, что это может поставить под угрозу развитие их собственных каналов продаж, таких как сайт или магазин.

Понятная схема возврата

Ключевая вещь! Маркетплейсы дают БЕЗОПАСНОСТЬ — то, чего не хватало в интернет-торговле два последних десятилетия. Гиганты обещают безопасный возврат и ставят на кон свои имя и бренд в качестве гарантии. Проблемы с товаром? Маркетплейс их решит!

Особое внимание уделяется поддержке клиента. Она полуавтоматизированная: чат и голосовой ассистент на технологиях искусственного интеллекта. Специалисты решат вопрос, если роботы не справляются.

Что делают гиганты, когда попадают впросак? Предлагают клиентам бонусы на следующую покупку, бесплатную доставку или подарки. То есть помимо того, что они решили ваш вопрос, оказали сервис, они делают маленькую «приятность», чтобы вы остались довольны взаимодействием с компанией и получили позитивный опыт.

Итак, маркетплейсы приобрели популярность, потому что потребителям очень удобно пользоваться ими.

Гиганты решают проблемы современного человека, используя всем известную его черту — лень. Тотальную лень.

Круто для потребителя, но что это значит для малого бизнеса? Сокращение доходов? Отсутствие самостоятельности и полную зависимость от гигантов? Необязательно. Предлагаю стопроцентно работающий метод.

Метод айкидо

Айкидо — японская система физических и духовных практик в сочетании с философией гармонии духа, сильные стороны противника используются против него же самого.

Давайте посмотрим на мир продуктового ретейла 2009 года. «Магнит», X5 Group, «Ашан» свирепствуют на рынке.

И тут в Строгино открывается небольшая палатка «Избёнка», которая станет сетью магазинов здорового питания «ВкусВилл».

Компания производила продукты? Нет. Был ли у неё известный бренд? Нет. Большое количество магазинов? Нет. Так почему они так стремительно выросли?

Они применили метод айкидо, то есть сделали всё наоборот.

  • Тотальная приверженность позиционированию. Продукты здорового питания. Никаких E24 и глутамата натрия — ничего, что можно найти в других магазинах.
  • Не больше, а меньше товара. Каждая позиция — товар-локомотив. Товаров немного, но каждый из них уникален.
  • Агрегирование под своим брендом — система тотального СTM. «ВкусВилл» сделал всё, чтобы такой же товар невозможно было найти у конкурентов.
  • Крутая система лояльности. Любимый продукт на 20% дешевле. Для чего? Да чтобы люди приходили за чем-то конкретным, но постепенно пробовали и новые для них продукты.
  • Никакого размещения CTM-продукции в других сетях.
  • Возврат любого (!) товара.

Посмотрите: каждый, казалось бы, минус превращён в плюс. Я предлагаю это сделать и с вашим онлайн-ретейлом с помощью метода айкидо.

Вы приходите в «Ашан» за всем и сразу, потому что знаете: там большой ассортимент. Вы приходите во «ВкусВилл», потому что доверяете качеству товаров. Поэтому вопрос: являются ли плюсами ассортимент, низкая стоимость товаров, расположение магазина, известность бренда?

Я хочу, чтобы вы посмотрели на маркетплейсы со стороны своего бизнеса и поставили под сомнение каждое их преимущество. А затем перевернули его в свою пользу, как это сделал «ВкусВилл» на рынке продуктового ретейла.

Я предлагаю варианты, но собственный маршрут вы проложите сами.

Позиционирование + ценность

Не будьте просто интернет-магазином — приносите людям пользу. Выделите свою аудиторию и работайте на неё. Если вы продаёте технику, почему бы не стать магазином для гиков, предоставив им дополнительные услуги? Главное, чтобы математика сходилась.

Почему бы, например, не начать работать по подписке: магазин экологичной одежды, или диванов сумасшедших расцветок, или недорогой обуви из Англии?

В общем, нужно определить конкретную, более узкую аудиторию. Выделите одно направление и двигайтесь только в нём. Нужно углубиться в свою тему и стать в ней № 1 (подробнее об этом в следующих главах).

В таком случае нивелируются бесплатная доставка, известный бренд, скидки и цены маркетплейса.

Каждый товар — локомотив

Нет смысла тягаться с маркетплейсами в ассортименте. Пусть ваша аудитория видит немного продукции, но каждый лот её вдохновляет. Яркий пример — divan.ru. Компания выделяется и ассортиментом, и проработанностью сайта. Товар не продаётся на маркетплейсах, что позволяет удерживать лидирующие позиции на рынке диванов.

У вас не должно быть много категорий товара — лучше на чём-то специализироваться. Магазин товаров для освещения вряд ли «выстрелит». А вот специализированный магазин торшеров — скорее всего.

А если вы не производитель и даже не вендор, основная задача которого — продвижение товара и его распределение? Есть варианты! Чтобы покупать на вашем сайте было просто, сделайте для своей аудитории очень удобную, продуманную сортировку товара: фильтры, конструкторы. Каждой категорией товара маркетплейсы не могут заниматься из-за своих объёмов. А вы можете! Больше контента, текстов, отзывов, характеристик, экспертных статей на небольшое количество товара дадут огромный профит.

Это и есть плюсы ограниченного ассортимента. Вы сможете проработать каждую свою карточку, сделав её мегапродающей, ответить на все вопросы клиента, показать товар с лучшей стороны. В итоге удобней будет покупать именно у вас.

Толковый контент сайта психологически даёт ощущение надёжности. Покупатель думает: «Столько видео, отзывов, описаний и характеристик товара! Тут уж точно надёжно!»

Ещё один очень важный пункт: с небольшим ассортиментом проще работать, потому что его можно держать на складе. Важно лишь, чтобы товар был оборачиваемым и у вас были в нём преимущества.

Нивелирует: огромный каталог маркетплейса.

Агрегирование под своим брендом

Сейчас есть множество возможностей продавать товар под своим брендом (CTM) на платформах. А что мешает делать это и вне их?

Нет способа продавать товар под своим брендом? Продавайте его вместе с услугами или другим товаром, то есть боксами или пакетными решениями.

Нивелирует: скидки и цены гигантов.

Крутая система лояльности

Это самое важное. Вам нужно сделать всё, чтобы ваш товар не искали на Wild­ber­ries или Ozon. Это возможно, если вы предложите доступную информацию о вашей компании, скидки на следующую покупку, бесплатную услугу постоянным клиентам, подарок при определённом количестве покупок и тому подобное.

Не можете позволить себе создать приложение? Сделайте чат-бот! Это и недорого, и конверсия выше, и взаимодействие с аудиторией проще.

Нивелирует: скидки и цены, возврат клиентов с помощью приложений.

Не размещаться на маркетплейсах

Ваш товар покупатели должны находить только на вашем сайте или странице в соцсети со ссылкой на ваш сайт. Если всё-таки вы размещаете товар на маркетплейсе, максимально бронируйте карточку товара. Размещайте только часть ассортимента, а товар-локомотив оставляйте у себя.

Не взращивайте своих самых сильных конкурентов.

Возврат товара

Один из ключевых факторов, влияющих на продажи, — беспрепятственный возврат товара, который нужно правильно организовать.

Нивелирует: понятный порядок возврата товара.

Авторизуйтесь

Для возможности добавлять комментарии

Авторизуясь, вы соглашаетесь с условиями пользовательского соглашения ➝ и политикой обработки персональных данных ➝

Ошибка соединения с сервером.