Знать
17 июля 2021

Почему некоторые женщины страдают, когда нет партнёра. Отрывок из книги «Кто я без тебя?»

«Утрата или отсутствие отношений — важнейший катализатор женской депрессии»

«Альпина»
«Альпина»
Российская издательская группа
причины депрессии

Психолог Урсула Нубер считает, что женщины взваливают на себя слишком много: вину за неудавшиеся отношения, заботу о родителях и детях, карьеру, быт. Из-за этого они страдают от депрессии в два раза чаще, чем мужчины. В своей книге «Кто я без тебя?» Урсула исследует причины женской депрессии и объясняет, как помочь себе. Мы публикуем отрывок из главы «„Если бы только ты мог(ла) измениться!“. Как девочки становятся зависимыми, а мальчики самодостаточными».

Потому что я девочка

Ответы на вопросы о том, откуда берётся направленность женщин на отношения и почему мужчинам в паре бывает так трудно удовлетворить потребности спутницы жизни, можно найти в гендерной психологии развития. И этими ответами нельзя пренебрегать при исследовании женской депрессии.

Связь с другими людьми имеет для женщин огромное значение и изначально важнее для них, чем самодостаточность. Хорошие, конструктивные отношения с окружающими — фундаментальная характеристика женской идентичности. Женщины охотно и не задумываясь обращают внимание на других людей: как у них дела, что им нужно, что можно для них сделать? Они сопереживают и сочувствуют. Их самооценка основывается на способности завязывать и поддерживать отношения. Когда им это удаётся, они находятся в мире с самими собой. Женщины стремятся не просто иметь хороший контакт с окружающими, но и активно участвовать в их развитии, будь то их дети, партнёры или друзья. Женщины заинтересованы в отношениях, в которых они сами могут расти и которые при этом идут на пользу и второму участнику. Словом, возможность проживать новый опыт вместе с другими людьми является центральной потребностью женщин.

Если эта потребность остаётся неудовлетворённой и женщинам приходится снова и снова сталкиваться с тем, что, несмотря на их отчаянные усилия, значимые для них отношения терпят крах, складываются неудачно или не складываются вовсе, это вызывает глубокое чувство потери. А если этой потере сопутствует очень конкретная интерпретация, то самооценка таких женщин страдает ещё больше. В таких ситуациях им кажется, что жизнь утратила смысл, что без другого они не имеют никакой ценности.

«Кто я без тебя?» В крайних случаях у женщины на этот вопрос есть лишь один ответ: «Никто». Утрата или отсутствие отношений — важнейший катализатор женской депрессии.

Как правило, такие женщины не встречают понимания в своём горе (нередко они и сами себя не понимают), никто не спешит их утешить, а главное, поддержать в том, что их стремление к отношениям важно и нормально. Наоборот, зачастую их поведение интерпретируют как «зависимость» и «несамостоятельность», в результате чего они начинают подозревать, что сами виноваты в сложившейся ситуации. Если бы они не были такими зависимыми, такими привязчивыми и беспомощными, то чувствовали бы себя лучше. У страдающей от депрессии женщины невольно возникает вопрос: не является ли её «социальная жилка» изъяном, который мешает ей развить самостоятельность? Ей кажется, что она что-то делает не так; нет, что она сама устроена как-то не так. Будь она жёстче, эгоистичнее, напористее или безразличнее к окружающим, она бы не впала в депрессию.

<...>

Женщины часто чересчур легко соглашаются с ярлыком «зависимой и несамодостаточной». Связано это с тем, что они очень плохо себя знают. Примечательные результаты исследований в области психологии развития показывают, что уже в детстве между девочками и мальчиками наблюдаются отчётливые различия, а значит, тот факт, что отношения играют для женщин такую важную роль, не может быть вызван неким психологическим дефектом.

  • Уже в дошкольном возрасте девочки с большим сочувствием, чем мальчики, реагируют на грустные рассказы и картинки.
  • Девочки охотнее, чем мальчики, делятся с другими.
  • Девочки младшего школьного возраста больше, чем мальчики, заботятся о больных детях.
  • Уже в  детском саду девочки играют в более личные игры, а мальчики предпочитают соревнования.
  • Мальчики склонны перебивать других. Они меньше, чем девочки, обращают внимание на  то, чего хотят другие. Они угрожают другим, чтобы отстоять свои интересы. Группы девочек, наоборот, стремятся договориться между собой и следят за тем, чтобы интересы каждого из участников группы не были ущемлены.
  • Девочки больше говорят друг с другом о своих чувствах, делятся «секретами».
  • 11-летние девочки проявляют больше эмпатии, чем мальчики, и больше размышляют о самих себе и о других людях.
  • Девочки больше, чем мальчики, стремятся к созданию и поддержанию прочных дружеских отношений.
  • В возрасте от  трёх до пяти лет дети узнают, что они могут влиять на других людей. Девочки распоряжаются этим открытием совсем не так, как мальчики: девочки делают предложения, а мальчики дают прямые указания. Это значит, что мальчики рано начинают использовать стратегии, цель которых — занять в отношениях доминирующую роль и защититься от влияния извне. Когда затем в переходном возрасте юноши и девушки общаются в смешанных группах, юноши, умеющие отвергать чужое влияние, сталкиваются с девушками, которые научились считаться с окружающими и ценить взаимность.
  • В отличие от мальчиков, которые в основном концентрируются лишь на собственных интересах и с трудом могут «поставить себя на чужое место», девочки беспокоятся о  том, какое влияние их  чувства и  желания оказывают на окружающих. Они воспринимают отношения осознанно. В одном лонгитюдном исследовании, посвящённом переживаниям девочек-подростков, американские психологи Кэрол Гиллиган и Лин Браун провели интервью с девушкой по имени Дженнифер, внутренний конфликт которой очень хорошо иллюстрирует, как проявляется у девочек эта «осознанность отношений»: «Дженнифер рассказывает о том, как она отреагировала, когда в  детском лагере одна не очень популярная девочка спросила её на людях, дружит ли она с ней. У Дженнифер уже была подруга, и ей не хотелось её расстраивать, но в то же время она не хотела поставить в  неловкую ситуацию девочку, задавшую ей вопрос. „Я не знала, как быть: если я скажу ей, что дружу с ней, то обидится моя лучшая подруга, а если скажу, что нет, тогда она расстроится и  останется совсем одна. <…> Я решила, что скажу ей, что мы друзья, а потом всё объясню (моей лучшей подруге). Так будет лучше всего. Тогда и этой девочке будет приятно, а  потом и другой, когда я  снова вернусь к  ней, тоже не будет обидно. Думаю, так было лучше всего… Я бы не хотела, чтобы кто-нибудь расстроился из-за меня, на меня бы это всю жизнь давило… я бы хотела, чтобы другие люди хорошо ко мне относились, даже если они мне не нравятся“».
  • Уже в три года девочки значительно меньше, чем мальчики, склонны конкурировать со сверстниками. Таковы результаты исследования, в рамках которого изучалось соревновательное поведение более 1000 детей и  подростков от 3 до 18 лет. В зависимости от возраста участники должны были либо решать задачи по арифметике, либо бежать эстафету, а в случае выигрыша могли получить за это деньги. В ходе эксперимента у них был выбор, хотят ли они побороться за  призовое место со сверстниками, чтобы увеличить сумму возможного выигрыша. В  среднем около 40% мальчиков и  лишь 19% девочек отдали предпочтение варианту с  соревнованием. Во всех возрастных группах разрыв между мальчиками и девочками составил порядка 15–20 процентных пунктов. Причём независимо от того, соревновались ли дети друг с другом в смешанных группах или в однополых.

Почему уже в детстве мальчики и девочки ведут себя настолько по-разному? Психологи объясняют это тем, что перед теми и другими стоят разные задачи развития. Здесь прежде всего играет роль разный опыт отношений между матерью и ребёнком. Все дети изначально находятся в тесной симбиотической связи с матерью. Однако по мере взросления девочки и мальчики сталкиваются с разными требованиями: перед сыновьями стоит вызов разорвать слияние с матерью и идентифицироваться с отцом или отцовской фигурой.

Девочкам же не приходится разлучаться с матерью, чтобы обрести половую идентичность. Они могут оставаться «в отношениях». В то время как сыновьям приходится отказываться от близости и тесной связи с матерью, девочкам не требуется проходить этот трудный этап, по крайней мере не настолько рано и радикально. Самосознание у девочек не зависит от успешной сепарации от матери и выстраивается на фоне привязанности к ней.

Эта разница в задачах социализации сказывается и на родительском подходе к воспитанию ребёнка. Родители по-разному реагируют на поведение сыновей и дочерей.

В целом они пресекают у мальчиков проявления потребности в привязанности, поощряя в них желание вести себя независимо, а девочкам разрешают стремиться к близости и защите. Девочек чаще, чем мальчиков, призывают ставить себя на место других людей.

И отцы, и матери обращают внимание своих дочерей (и в меньшей степени — сыновей) на то, что испытывают другие люди в тех или иных ситуациях, и объясняют им значение чувств. Это приводит к тому, что у мальчиков и девочек развиваются разные качества: мальчики демонстрируют независимость, любознательность, тягу к открытиям и достижениям. Девочки проявляют заботу, чуткость и ответственность. Или, иначе говоря, у девочек формируется «я в отношениях», а у мальчиков — «самодостаточное я». Для развития идентичности девочек правильно и важно «находиться в отношениях»; для мальчиков независимость и самостоятельность — необходимые элементы их становления как мужчин.

Комментарии

Станьте первым, кто оставит комментарий