Памелу Андерсон долго воспринимали как легкомысленную блондинку с густым мейкапом и пышным бюстом. Но теперь она, кажется, свободна от стереотипов о себе: актриса сменила стиль, отказалась от макияжа и заявляет, что не боится стареть. Вика Анистратова делится, как для неё изменился образ Памелы Андерсон и почему это более важное событие для поп-культуры, чем может показаться.
Впервые Памелу Андерсон я увидела, будучи ещё ребёнком нулевых. Тогда по телевизору показывали фильм «Не называй меня малышкой». С экрана смотрела невероятно сексуальная женщина с ярким макияжем в тугих кожаных костюмах. Она расправлялась с бандитами, сохраняя безупречную укладку белокурых волос и контур помады на губах. Фильм особого впечатления не оставил, но вот Памела Андерсон, которая в кульминации с хищным прищуром произносит: «Не называй меня малышкой», — это было нечто.
Ещё долго мои познания о Памеле Андерсон ограничивались тремя фактами: она звезда «Спасателей Малибу», где-то по интернету гуляет её слитое домашнее видео с Томми Ли, грудь Памелы считают самой большой в мире. Можно обвинить меня в примитивности суждений, но именно с таким фокусом о Памеле говорили в глянцевых журналах и светской хронике телевизора.
Кажется, тогда Памела охотно подыгрывала своему амплуа: носила как можно более открытые и обтягивающие топы, сооружала томно-неопрятную причёску на голове и сочетала глянцевую помаду с синими тенями и бровями-ниточками. Такой я её и запомнила, пока не увидела снова уже в 2023 году. Она взяла и перестала краситься! Странное перевоплощение, подумала тогда я: слишком привыкла, что женщины с титулом секс-символа стараются как можно дольше его сохранить. Любой ценой.
Решение Памелы заставило меня пристальнее присмотреться к актрисе. Интервью за интервью, справочные статьи, биографии. И сюрприз-сюрприз: за маской секс-бомбы скрывалась глубоко травмированная женщина, которая только после пятидесяти лет обрела гармонию с собой. Отказ от помады и тонального крема оказался более серьёзным жестом для Памелы, которая долго искала себя за горизонтом мужского взгляда.
Что знают о Пэм: большая грудь, красный купальник, секс-скандал
Когда я достигла более-менее осознанного возраста, имя Памелы Андерсон уже стало нарицательным. Если нужно было представить раскрепощённую красотку, секс-символ эпохи, у большинства в голове возникала именно она.
Факты из биографии Памелы в нулевых постоянно подавали так, что она получила успех и славу только благодаря своей внешности. Памелу «нашли» в 1989 году на футбольном матче. Красивая юная блондинка засветилась на гигантском экране стадиона: она пришла в футболке, рекламирующей бренд напитков. Уже через несколько лет её пригласили на роль героини Си Джей Паркер в сериале «Спасатели Малибу». Загорелая спасательница с идеальной укладкой в облегающем красном купальнике, которая бежит в замедленной съёмке по берегу океана, крепко запечатлелась в сознании людей. Когда речь заходила о Памеле, многие парни уточняли: «О, это та, которая с большими сиськами из „Спасателей Малибу“?».
Кадр из сериала «Спасатели Малибу»
Да, Памела Андерсон превратилась в звезду таблоидов 90‑х и нулевых. Она снималась обнажённой для Playboy и стала впоследствии моделью, которая появлялась на страницах журнала чаще всего. Журналисты с удовольствием обсуждали её бурные романы и откровенные наряды. «Вишенкой на торте» образа Памелы стало слитое в сеть её домашнее секс-видео с мужем Томми Ли.
«Костюм на Хеллоуин» с психологической травмой
В 1995 году из дома Памелы Андерсон и Томми Ли украли кассету с домашним видео. Не нужно большой фантазии, чтобы представить себе её содержание. Запись стремительно разлетелась по интернету и таблоидам. Можно сказать, она стала вирусной до того, как появилось само интернет-явление. Кто-то скромно разместил у себя вырезки с эротическими моментами видео. Другие пошли дальше: компания Internet Entertainment Group опубликовала всё, в том числе сексуальные сцены, на своём веб-сайте ClubLove. Видео Памелы и Томми распространяли, обсуждали, на нём зарабатывали. Памела пробовала судиться с компаниями, которые этим занимались. Но в итоге якобы просто договорилась о передаче авторских прав на видео.
Хотя в нулевых конфликт уже был исчерпан, тем не менее журналисты частенько упоминали пикантное видео рядом с именем Памелы Андерсон. Тогда казалось, что весь инцидент расценили как шокирующее, но в то же время довольно предсказуемое событие. Ведь что удивительного в том, что домашнее видео с актрисой, которая снимается голой для журналов и всячески подчёркивает свою сексуальность, попало в общественное поле. Памела как будто этому даже подыгрывала, снимаясь в ещё более сексуализированных образах (через год после скандала и вышел фильм «Не называй меня малышкой»).
На репутации Томми Ли видео, кажется, никак не сказалось: он только подтвердил образ плохого парня и альфа-самца. Но Памелу Андерсон сделали объектом бесконечных сексистских шуток. Этот случай окончательно закрепостил Памелу в образе легкомысленной «тупой» блондинки, которая может похвастаться только размером 34DD.
Спустя 20 лет, выяснилось, что для Памелы Андерсон случившийся секс-скандал всегда был серьёзным делом. Когда казалось, что пыль вокруг истории наконец улеглась, в 2022 году вышел сериал Hulu «Пэм и Томми». В центре сюжета как раз была злополучная кассета. Как выяснилось, никто не консультировался с главной героиней этого сериала — Памелой Андерсон. И сама она призналась: сериал заставил её снова пережить то, что она предпочла бы забыть.
«Это задело меня гораздо сильнее, чем я себе представляла. Мне было дурно даже думать об этом снова, когда вышло это нечто от Hulu. Это было похоже на ещё один удар под дых, который люди посчитают забавным. И это было… Я думаю, что тогда [из-за видео] я потеряла мужа, рассудок, карьеру. В тот момент я этого не осознавала. Это было как посттравматическое состояние».
Ответом Памелы стал документальный фильм «Памела, история любви», который она сняла вместе с Netflix через год после сериала Hulu. Там она рассказала свою версию истории: она никогда не передавала никаких авторских прав на домашнее видео с Томми Ли и не зарабатывала на этом деньги. Более того, продюсеры Hulu фактически нажились на травме актрисы. После выхода фильма Памела призналась, что после скандала с домашним видео она чувствовала, что стала карикатурой на себя, эдаким костюмом на Хеллоуин. Она подыгрывала ожиданиям аудитории и не заметила, как потерялась в собственном амплуа.
Кадр из фильма «Не называй меня малышкой»
«Возможно, это была своего рода броня. Но также в какой-то момент я поняла, что вот так меня видят люди… Я не просто приехала в Лос-Анджелес и решила играть персонажа. Я была на разных шоу… меня фотографировали. Так что я просто решила подыграть… Когда мой брак [с Томми Ли] распался, во многом из-за этой записи, которую украли и использовали, я подумала: „О, что я буду делать? Какой будет моя карьера?“ А потом окружающие просто предложили мне то, что подпитывало этого персонажа [Хеллоуинской Пэмми]. И вот чем он стал».
Чем глубже я зарывалась в биографию Памелы, тем больше узнавала, через что ей пришлось пройти. В детстве она пережила домогательства. В подростковом возрасте её дважды изнасиловали: в 12 лет взрослый мужчина, в 14 — её парень и его шестеро друзей. Отец Памелы страдал от алкогольной зависимости, мать работала официанткой на двух работах, и Памела не раз она становилась свидетельницей скандалов родителей. А потом и сама стала жертвой абьюзивных отношений.
Многие факты из биографии Андерсон напоминали мне историю Мэрилин Монро — ещё одного секс-символа, чей образ беспощадно эксплуатировали, не обращая внимания на состояние актрисы. Но теперь Памела будто решила оставить эту маску в прошлом вместе с тугими латексными костюмами и густой чёрной подводкой. Теперь она не подпитывает фантазии мужчин, а вдохновляет женщин. И кажется, теперь у нас есть ещё одна женщина, которая помогает снять стигматизацию женского старения и внешности в целом.
Больше не для мужчин, больше для женщин: как теперь вдохновляет Памела
Женщина не обязана гоняться за молодостью
Мысль кажется очевидной в XXI веке, но следовать ей на деле не так просто. Особенно когда с рекламных плакатов на тебя смотрят юные модели с безупречной кожей, а в каждом интервью с актрисой или певицей за пятьдесят говорят, как она хорошо «сохранилась». Чем больше знаменитых женщин будут развенчивать культ красоты и вечной молодости, тем лучше. И к примеру Мерил Стрип, Энди Макдауэл, Брук Шилдс теперь присоединяется Памела Андерсон.
«Я пробовала ботокс, я пробовала филлеры, но ничего подобного у меня не было уже больше трёх или четырёх лет. У меня очень чувствительная кожа, однажды после процедуры лазера Fraxel на декольте она почернела… Я сделала ботокс, и мои брови просто мгновенно выпали, я стала выглядеть как другой человек… и я подумала, зачем я делаю это дерьмо? Так что теперь я свободна от этой дряни и снова выгляжу самой собой».
Особенно важно, что здравое отношение к женскому старению пропагандирует бывшая секс-символ. Когда ты в центре внимания, тебя обожают за твою молодость и красоту, так легко подсесть на это общественное одобрение. Тогда каждая морщинка и новая складка вызывают оторопь. Ведь это значит, что сегодня ты всеобщая любимица, а завтра — списанная со счетов старуха, которую из вежливости позовут пару раз на вечеринки, а потом забудут («Субстанция», привет). К сожалению, такие мысли приводят к плачевным последствиям: женщина перекраивает своё лицо до неузнаваемости, калечит здоровье диетами и опасными процедурами, не выходит на публику без огромных солнцезащитных очков, которые скроют морщины в уголках глаз.
Памела на последних видео и интервью сияет каждой веснушкой. Хотя очевидно, что прошлые косметологические операции дали ей фору, не хочется лишний раз критиковать её за то, что она говорит терапевтические для многих женщин слова.
«Мне нравится процесс старения. То, что происходит с моим лицом — постепенная потеря эластичности, — я нахожу это забавным. Теперь я чувствую себя сексуальнее».
А главное, что слова Памелы Андерсон, пусть самые очевидные, находят отклик у женщин.
«Она напоминает мне, что есть жизнь за пределами соответствия стандартам красоты и что я могу просто существовать как личность, а не как сексуальный объект. Я провела годы своей жизни, веря в ложь (которую мне открыто говорили), что вся моя ценность как женщины заключается в моей молодости и красоте. Когда они начинают исчезать, это может быть ужасно».
«Она заслуживает похвалы за то, что уделяет меньше времени своему лицу и внешности, чем раньше. Она никому не должна этого времени, но женщины — и особенно гетеронормативные знаменитости — усваивают идею, что они обязаны давать красоту миру, и тратят часы ежедневно на подготовку к камерам. В то время как их коллеги-мужчины остаются горячими в спортивной одежде. Типа это хороший пример, правда. Мы все состаримся, так что можно этим наслаждаться».
Отсутствие макияжа — свобода, а не неухоженность
История расставания Памелы Андерсон с макияжем началась ещё в 2019 году. Как она рассказала американскому глянцу ELLE, актриса тяжело пережила смерть своей визажистки Алексис Фогель от рака груди. Памела решила, что без Алексис ей лучше вообще не пользоваться косметикой. Сначала она поделилась парой фотографий без макияжа в соцсетях. Потом согласилась сняться в более естественном образе для документалки «Памела, история любви». В октябре 2023 года Памела Андерсон пошла дальше и посетила модные показы The Row и Isabel Marant без макияжа.
Кадр из фильма «Памела, история любви»
Так вдохновляет видео Vogue France в формате get ready with me, снятый перед Неделей моды в Париже. В нём Памела показывает, что у неё нет специальной команды для сборов, а макияж ограничивается увлажняющим кремом, маслом и парой взмахов тушью для ресниц. «Я не хочу соревноваться с одеждой, не пытаюсь быть самой красивой девчонкой в комнате. И это ощущается как свобода, даже освобождение» — добавляет она на видео.
К решению актрисы, конечно, отнеслись по-разному. Кто-то говорит, что нечего носиться с Памелой Андерсон из-за того, что она просто отказалась от теней для век. Я не согласна. Так же, как и в случае с женской старостью, отказ от макияжа — большой жест от знаменитости за пятьдесят. Особенно приятно слышать и видеть это от Памелы Андерсон, для которой макияж долгое время был неизменной частью образа секс-символа. То, что она отказывается от навязанных стандартов красоты в пользу свободы и лёгкости, — это прекрасный символ, когда мужчины и их представления о женской красоте отправляются за борт.
Мы все знаем, сколько времени женщины каждый день тратят на макияж и уход за собой. Время, которое они могли бы потратить иначе. Да, многие делают это с любовью и заботой о себе. Я сама безумно люблю макияж. Но после видео с сияющей и такой расслабленной Памелой мне как никогда захотелось пойти смыть макияж, который я, пусть и с любовью, накладывала всё утро.
«Мне нравится, что она сделала это [отказалась от мейкапа] как человек, у которого весь образ ранее основывался на очень тяжёлом макияже, ориентированном на „секс-бомбу“, на мужской взгляд. Независимо от того, является ли это рекламным трюком (ничто не существует в вакууме, я уверена, что у неё было много возможностей [заработать на этом]), это требует некоторого самосознания и уязвимости. Она проявила решимость в отношении сообщения, которое она посылает с помощью отказа от макияжа».
Мы не обязаны поддерживать навязанный образ
Всё, что я уже написала выше, можно свести к основному посылу, на который вдохновляет Памела: никогда не поздно стать собой. Каждый день мы живём под давлением ожиданий общества, гендерных стереотипов, представлений родных и близких о том, какой должна быть женщина. Осознанно и нет, мы начинаем следовать за этими «правилами», «культом женщины» — назовите как хотите. С каждым разом всё труднее распознавая, где набор стереотипов, а где — собственное «Я».
Памела Андерсон, по собственному признанию, потерялась в образе легкомысленной блондинки в обтягивающем платье. Годы женоненавистничества и объективации делали её всё более неуверенной в себе, всё больше запирали актрису в образе «костюма на Хеллоуин». И теперь она может быть свободной от навязанного образа. Сложно не заметить, насколько ей комфортнее в элегантных брючных костюмах, со скромным хвостиком на голове и отсутствием макияжа на лице. Сама Памела признавалась в интервью ELLE: «Я рада, что всё закончилось. Я рада, что это осталось позади».
Недавно Памела Андерсон снялась в фильме «Шоугёрл» Джии Копполы, где сыграла пятидесятилетнюю танцовщицу. Как и сама актриса, её героиня сталкивается с закатом карьеры и молодости, она размышляет о своей жизни и начинает путь к её изменению. Памела рада, что ей удалось исполнить эту роль, начать с её помощью новую главу жизни.
А я рада за Памелу. Конечно, она всё ещё обычный человек со своим багажом ошибок. Тем не менее в том, что касается образа Памелы Андерсон в поп-культуре, для меня она действительно стала примером. Римской империей, о которой я думаю в свободное время. Если она смогла избавиться если не от всех, то от многих стереотипов, навязанных патриархальным обществом, то и другие женщины постепенно смогут. Если она отказалась от гонки за сомнительным титулом секс-символа и обратилась к себе настоящей, это уже победа.
О трансформации Памелы Андерсон и её роли для поп-культуры хорошо сказала журналистка Эмили Мэддик, которая брала у актрисы интервью в 2024 году.
«Женщина, чьё существование определялось тем, как она выглядит в глазах мужчин, которая была провозглашена универсальным идеалом секс-символа, наконец в возрасте 57 лет нашла способ чувствовать себя уверенной в том, как она выглядит».