Знать
26 января

Борьба с сексуализацией или с женской свободой? Почему запрет рекламы Calvin Klein пахнет двойными стандартами

Таня Тювилина
Таня Тювилина
Авторка «Горящей избы».
реклама calvin klein
1

В 2023 году Calvin Klein запустила рекламную кампанию с певицей FKA Twigs. Однако уже в 2024-м плакаты с артисткой пришлось убрать. Британское управление по стандартам рекламы (ASA) посчитало снимки оскорбительными для женщин. Примерно в это же время выходит реклама с актёром Джереми Алленом Уайтом, который позирует в одних трусах. Однако ни снимки, ни видеоролик вопросов не вызвали. Таня Тювилина считает, что решение ASA не защищает женское достоинство, а только подчёркивает гендерное неравенство.

Что произошло

В апреле 2023 года стартовала рекламная кампания Calvin Klein с фотографиями певицы FKA Twigs. На фото девушка позировала в джинсовой рубашке, которая минимально прикрывала её тело. Вверху снимка был слоган кампании: «Calvins или ничего». 

В январе 2024-го эксперты ASA запретили использовать изображения в качестве рекламы. По их мнению, снимки фокусируют внимание не на одежде, а на теле FKA Twigs. Управление утверждало, что к ним поступили жалобы от двух местных жителей, которые посчитали, что плакат «чрезмерно сексуализировал» модель.

Представители Calvin Klein не согласились с выводами экспертов. В компании заявили, что интимные части тела FKA Twigs были полностью закрыты, а исполнительница сама участвовала в создании рекламы. Певица тоже высказалась о решении ASA в соцсетях. 

«Я вижу на фото красивую сильную небелую женщину, чьё потрясающее тело преодолело больше боли, чем вы можете себе вообразить. <...> Я горжусь своим телом и создаю искусство, равняясь на таких женщин, как Жозефина Бейкер, Эрта Китт и Грейс Джонс, которые разрушили барьеры на пути того, что означает быть эмансипированной и использовать свою уникальную телесность и чувственность».

FKA Twigs

Примерно в это же время, 4 января, у Calvin Klein вышла новая рекламная кампания с актёром Джереми Алленом Уайтом. На фото и видео мужчина позировал в нижнем белье, подтягивался и кинематографично ложился на диван на крыше Нью-Йорка.

Реклама быстро обрела популярность, особенно после постеров с актёром, которые поместили в центре Нью-Йорка. Девушки снимали тиктоки, как они восторженно смотрят на изображения и фотографируют их. 

По словам ASA, насчёт рекламы с Уайтом к ним тоже поступили жалобы. По сообщениям управления, сейчас оно рассматривает три жалобы из-за сексуальной объективации актёра. Какова вероятность, что запретят и эту рекламную кампанию, — неизвестно. Однако ASA уже отклоняла похожие жалобы с Кендалл Дженнер. По их мнению, нагота оправданна, так как девушка рекламировала именно нижнее бельё. 

Сексуализация в рекламе — это всё ещё проблема

Компании годами использовали сексуализированный образ женщин, чтобы продать свои товары. Производитель пива Miller снял рекламу, где две полуобнажённые девушки дрались в грязи. Burger King в 2009 году выпустил плакат, где была изображена женщина c широко раскрытым ртом. Напротив неё располагался продолговатый бургер, а надпись внизу гласила: «Удовлетворите своё желание чего-то длинного и сочного с помощью нового BK Super Seven Incher».

Времена меняются, и сейчас сексуализированной рекламы меньше, но она никуда не делась. В России и далеко ходить не надо. На маркетплейсах с помощью сексуализированных образов пытаются продать даже мусорные вёдра. Короткие юбки, расстёгнутые пуговицы на рубашке, высокий каблук — так продавцы презентуют достоинства своего продукта.

При этом исследования показывают, что сексуализированная реклама не повышает продажи. А иногда и вовсе делает хуже — привлекательность товара падает в глазах женщин, если реклама кажется им сексистской. 

В сексуализированной рекламе женские образы часто используют в унизительном ключе и исключительно как объект для мужского любования. Это проблема, с которой можно и нужно бороться. Однако в случае с кампанией Calvin Klein всё не так просто. 

Почему ситуация с Calvin Klein неоднозначная

ASA посчитала, что реклама «чрезмерно сексуализирует» FKA Twigs. На некоторых снимках действительно было видно бедро и часть груди девушки. Однако, если зайдёте в соцсети Calvin Klein, вы увидите мужчин, тоже позирующих в расстёгнутых рубашках. Грудь, живот — всё напоказ. Но эти рекламные кампании ни у кого не вызывают вопросов. 

Сама FKA Twigs высказалась против решения управления. Получается, из-за того, что в обществе женское тело сексуализируют, только потому, что это женское тело, опять страдает именно девушка.

Возникает вопрос, где же проходит грань между защитой достоинства и попыткой контролировать самовыражение женщин. 

В то же время реклама нижнего белья с Джереми Алленом Уайтом продолжает греметь. Его постеры вешают на центральной улице Нью-Йорка, а TikTok взрывается восторженными реакциями на видеоролик. И слов о сексуализации даже не слышно. Потому что мужчин не привыкли воспринимать только как сексуальный объект. Даже если он раздетый и привлекательный, он всё ещё человек, а не инструмент для продаж. 

На мой взгляд, проблема рекламы вовсе не в том, что FKA Twigs была слишком обнажена. И я не призываю запрещать фотографии Джереми Аллена Уайта. Просто представления о женском теле опять пытаются втиснуть в рамки. Это старый добрый спор: почему можно публиковать в социальных сетях мужские соски, а женские — нет. Пока в голове людей женское тело будет ассоциироваться только с сексом — проблема не сдвинется с мёртвой точки. Жаль только, что расплачиваться за это снова женщинам. 

Комментарии
Sofia Maria Gavalko
27.01.24 02:09
Эмпауэрмент через сексуализацию даже не пахнет эмпауэмерментом