Грустная правда: фильмы, как и люди, стареют. Мир меняется, вы меняетесь и, бывает, обнаруживаете, что любимая комедия совсем не та, что раньше. Особенно сильно подвержены старению сюжеты, основанные на мифах, в первую очередь — истории о любви. Автор блога «Кино и вино» Саша Залесов разбирает романтические стереотипы на примере одной из главных мелодрам 90-х — фильма «Красотка» с Ричардом Гиром и молодой Джулией Робертс.
У этой статьи есть аудиоверсия. Если вам удобнее слушать, включайте подкаст.
1. Мужчина мечты — властный и богатый
Эдвард Льюис, герой Ричарда Гира в «Красотке», — классический сказочный принц. Он очень богат и полагает, что весь мир лежит у его ног. Когда Вивьен, героиня Джулии Робертс, спрашивает: «Люди всегда делают то, что ты прикажешь?», он отвечает красноречивой ухмылкой.
Для Эдварда Льюиса отношения власти и денег прямо пропорциональные: чем больше денег — тем больше власти. В знаменитой сцене, заходя в магазин под Pretty Woman Роя Орбисона, Льюис прямо говорит консультанту: «Мы хотим потратить неприлично много денег. Зовите людей, пусть нас хорошенько облизывают. Нам это нравится».
2. Неприступный снаружи, эмоциональный внутри
Герой Гира скуп на эмоции и движения. Нет, он не чурбан, и некоторые способы выражения чувств ему доступны: полуулыбка почти не сходит с его лица, а иногда и смешок, удивлённые брови поднимаются вверх. Но видно, что он всегда сдержан, всегда на страже своих эмоций. Встреча с героиней меняет его, но не настолько, чтобы кардинальным образом преобразить. Очень редко Льюис позволяет себе быть собой — живым и настоящим.
Такой стереотип появился в американском кино ещё в 1940-х: идеальный мужчина — это классический костюм, спокойствие, уверенность в себе и ноль эмоций. Сегодня неумение выражать свои чувства — не романтический идеал, а признак проблемы, которую стоило бы проработать на терапии.
3. Счастье — в статусных вещах
«Красотка» возводит статус в абсолют. Превращение героини Джулии Робертс из проститутки с бульвара в элегантную девушку невозможно без дорогих костюмов (вспомним всё ту же сцену в магазине под Pretty Woman), изысканной еды и любви к опере. Преподнесённые ей ожерелье и вечернее платье становятся своего рода атрибутами счастливой жизни. И отношение других людей к Вивьен меняется, как только они видят её в новых нарядах. Получается, что счастье — это когда у тебя платье от Chanel и новые лабутены.
В XXI веке, когда в моде минимализм, хюгге и прочие простые радости, такое трепетное отношение к статусным вещам выглядит странным, а привычка сметать с прилавков всё самое дорогое — моветоном.
4. Мужчина — защитник женщины
Классика литературы полна сюжетов о борьбе двух мужчин за сердце красавицы. Выбор женщины в таком контексте оказывается не очень-то и важен (если он вообще есть), потому что она лишь трофей, предназначенный победителю. Такой архаизм был бы слишком даже для «Красотки», но противостояние двух мужчин из-за женщины здесь тоже есть. Герой Гира избивает своего друга и партнёра по бизнесу, когда тот ведёт себя, мягко говоря, негалантно по отношению к героине и даже поднимает на неё руку.
Эта стычка — отражение классического стереотипа: женщина слаба и беззащитна и только мужчина-герой может спасти её от ужасного, враждебного мира. Такой сюжетный поворот типичен для романтических историй, но, к счастью, всё реже встречается в современном кино. Сильные, смелые, умные и ловкие героини в состоянии позаботиться не только о себе, но и о других. И ничего «неправильного» в этом не видят.
5. Финальный поцелуй — символ настоящей любви
Правило романтических историй №0: всё должно заканчиваться поцелуем. Это не просто выражение любви героев друг к другу, но и сообщение для зрителя: «Жили они долго и счастливо». В «Красотке» это особенно заметно. Вивьен разделяет работу и чувства, а значит, не целует своих клиентов в губы. Конечно, когда её настигает чувство, эти принципы отступают. Финальный поцелуй происходит на пожарной лестнице её старого дома. Герой Гира, словно рыцарь, борясь со своим страхом высоты, забирается наверх и спасает красавицу.