Смотреть
8 февраля

В свете голливудских софитов: 8 актёров из России и СССР, которые добились успеха за океаном

Саша Подольникова
Саша Подольникова
Киноредакторка «Горящей избы»
российские актёры в Голливуде
10

Недавняя номинация Юры Борисова на «Оскар» воодушевила поклонников. Но Юра не единственный отечественный артист, который покорил Голливуд! Первая лауреатка «Оскара», манекенщица из царской семьи и звезда балета — рассказываем о российских и советских актёрах и актрисах, воплотивших американскую киномечту.

Подписывайтесь на «Горящую избу» 🔥
Каждые выходные советуем, что посмотреть из сериальных новинок, в телеграм-канале «Горящей избы».
Присоединиться!

Юл Бриннер (1920–1985)

российские актёры в Голливуде

Юл Бриннер и Дебора Керр / кадр из фильма «Король и я»

Первый актёр, получивший заветный «Оскар» за главную роль и сделавший головокружительную карьеру на Западе. Кажется, Голливуд любил лысых российских мужчин задолго до появления Юры Борисова. До эмиграции Юла звали Юлием. Благодаря работе мачехи-актрисы, ребёнком он успел пожить в китайском Харбине и охотно выходил на сцену в домашних спектаклях. В 1930‑е семье удалось перебраться во французскую столицу. Бриннер вёл эксцентричную жизнь. Выступал с цыганскими песнями в кабаре, увлёкся цирковыми трюками. В предвоенном Париже подружился со звёздами европейской богемы — Сальвадором Дали, Пабло Пикассо и Жаном Кокто.

В США Бриннер оказался не нарочно. В 1941 поехал туда вместе с матерью в надежде вылечить её от тяжёлой болезни. Здесь он познал тяготы эмигрантской жизни — работал грузчиком, шофёром, исполнял в ресторанах романсы. Параллельно пробовался в кино и театр и пытался пробиться на телевидение. После культового бродвейского мюзикла «Король и я», где Бриннер сыграл сиамского короля, в 1956 году актёр оказался на большом экране. Его позвали на ту же роль в киноадаптации — и не прогадали. Зрители приняли картину на ура, а киноакадемия вручила Юлу «Оскар» за лучшую мужскую роль.

После предложения сыпались на актёра одно за другим. Его экранными партнёршами были известнейшие голливудские дивы. В 1956 году в фильме «Анастасия» Бриннер снялся вместе с Ингрид Бергман. У него главная роль — русского генерала-эмигранта, который знакомится с самозванкой — лжедочерью Николая II. В 1959 сыграл Соломона в драме «Соломон и царица Савская». Пару ему составила Джина Лоллобриджида. Абсолютный звёздный час Юла настал в 1960 году — с выходом вестерна «Великолепная семёрка». Здесь Бриннер предстал ковбоем, который лихо борется с бандитами. Это ремейк «Семи самураев» Куросавы: актёр лично выкупал у японского маэстро права на съёмки. Кассовый успех фильма был огромный — по всему миру. Власти СССР картину разругали, но это не мешало советским зрителям осаждать кинотеатры.

Алла Назимова (1879–1945)

российские актёры в Голливуде

Алла Назимова / кадр из фильма «Саломея»

Театральные режиссёры видели в ней femme fatale, а ей всегда хотелось сыграть бунтарку. Мечта сбылась — и не где-нибудь, а в США, куда Алла Назимова уехала ещё в 1905 году вместе с возлюбленным — театральным артистом. К тому времени она уже не звалась Марем-Идес Левентон. С еврейским именем карьеру на сцене было построить, увы, сложно. Возлюбленный вернулся в Россию, но Назимова осталась. На родине расцветали антисемитские настроения, а с семьёй актриса близка не была.

Поначалу на подмостках ей выпадало играть только роковых женщин из мира богемы. Но когда-то девушка училась у самого Станиславского. В 1916 году благодаря солидной актёрской школе Алла получила роль суфражистки в пацифистской драме «Невесты войны». С театром Назимова не расставалась. Доходы от него помогли ей осуществить ещё один важный план — открыть собственную кинокомпанию. Здесь она занималась режиссурой, дизайном костюмов и нередко сама была в кадре.

Самым известным фильмом с её участием стала «Саломея» 1922 года — экранизация пьесы Оскара Уайльда. В ней Назимова сыграла главную роль. Картина изумила публику и повергла в шок консерваторов: такой яркой и модернистской она была. Финальная сцена, где Саломея накрывает отрубленную голову Иоанна подолом платья, и вовсе лишила зрителей дара речи. До сих пор кино не позволяло себе так эротизировать библейский сюжет. И много лет спустя «Саломею» считают манифестом женской субъектности. Печальный факт: долгое время постановку картины приписывали бывшему мужу Назимовой Чарльзу Брайанту. На деле над фильмом супруги работали вместе.

Лиля Кедрова (1918–2000)

российские актёры в Голливуде

Энтони Куинн и Лиля Кедрова / кадр из фильма «Грек Зорба»

Первая в истории России (Лиля родилась в Санкт-Петербурге) актриса — лауреатка «Оскара». Она получила награду в возрасте далеко за сорок, и уже после этого её голливудская карьера взлетела. Лиля (при рождении её звали Елизавета) родилась в семье оперной певицы и композитора. Ещё школьницей вместе с родителями покинула страну. Эмиграция была отнюдь не радостной. В СССР начались «смутные двадцатые», и отец Лили попал в расстрельные большевистские списки. Чудом избежав смерти, он вывез родных в Европу. В Париже отец основал русскую консерваторию, а дочь получила театральное образование. А заодно изучала языки — помимо русского, Кедрова говорила на английском, итальянском, немецком и французском. Французское кино подарило ей немало замечательных ролей. Лиля играла маргиналок, беженок, разорившихся аристократок, обитательниц трущоб.

Главную актёрскую награду Лиле принесла англоязычная роль второго плана. В 1964 Кедрова сыграла стареющую проституированную женщину в фильме «Грек Зорба». Когда-то она пользовалась популярностью у моряков на острове Крит и даже верила, что её по-настоящему любят, а теперь умирает в одиночестве. Киноакадемия оценила образ героини — хрупкий и трагический. За эту же работу актрису номинировали на «Золотой глобус».

После «Грека Зорбы» Лилю захотели видеть в своих проектах видные мэтры. Актриса снималась у Альфреда Хичкока, Джона Хьюстона и Романа Полански. Будто то нищая эмигрантка в «Разорванном занавесе» или хозяйка публичного дома в «Письме из Кремля» — всякий раз она играла надломленных женщин, к которым несправедлива судьба.

Натали Палей (1905–1981)

российские актёры в Голливуде

Кэри Грант, Кэтрин Хэпбёрн, Брайан Ахерн, Эдмунд Гвенн, Натали Палей (в центре) / кадр из фильма «Сильвия Скарлетт»

Манекенщица и актриса из династии Романовых и эталон женской красоты 1920‑х. Наталья приходилась двоюродной сестрой Николаю II и внучкой Александру II. В детские годы её семья, как и многие дворяне, жила между Россией и Францией. В 1917 году после расстрела отца — князя Павла Александровича — мать с детьми бежала за границу. В Париже они стали частью большого эмигрантского сообщества, которое успело обеднеть.

В начале 1920‑х работа модели не считалась чем-то престижным. Чаще наоборот — матери не позволяли дочерям заниматься этим почти «неприличным» ремеслом. Но семье Палей не хватало денег, и Натали (к тому времени она переименовалась на французский манер) вышла на подиум. Мода свела её с Коко Шанель, которая публично восхищалась красотой девушки. Дальше Палей ждали фешен-журналы и фотосессии у знаменитых фотографов того времени — от Эдварда Стейхена до Андре Дерста. И тесное общение с элитой мира искусства — Жаном Кокто, Антуаном де Сент-Экзюпери, Эрихом Ремарком и Марлен Дитрих.

Модельная карьера открыла Палей двери в Голливуд. Главных ролей она не получила. Однако режиссёры с удовольствием приглашали её на роли второго плана — аристократок. Сказывался типаж благородной красавицы с обложки Vogue. Палей можно увидеть в образе баронессы — возлюбленной главного героя мюзикла «Человек из Фоли-Бержер» (1935). А в романтической комедии того же года «Сильвия Скарлетт» Натали снялась вместе с будущими звёздами Кэтрин Хэпбёрн и Кэри Грантом. Здесь Палей сыграла княгиню — русскую эмигрантку.

Михаил Барышников (родился в 1948 году)

российские актёры в Голливуде

Сара Джессика Паркер и Михаил Барышников / кадр из сериала «Секс в большом городе»

Артист балета, третий в истории России номинант на «Оскар» за роль второго плана и тот самый загадочный бойфренд Кэрри Брэдшоу из сериала «Секс в большом городе». Детство и юность Барышников провёл в СССР. Учился балету в знаменитой Вагановской академии у того же педагога, что и легендарный Рудольф Нуреев. После выпуска солировал в Мариинском театре — большая честь для молодого танцовщика. В 1970‑е во время гастролей советской труппы в Штатах Михаила пригласили присоединиться к Американскому театру балета. Барышников предложение принял и на родину больше не возвращался. Позднее своё решение он назовёт политическим: ему хотелось больше творческой свободы. 

В США Барышников продолжил выступать на главных театральных сценах, занялся фотографией и продюсированием культурных проектов. Подружился с другим эмигрантом — Иосифом Бродским: тот посвятил артисту не одно стихотворение. Неожиданно для себя начал сниматься в кино. За дебютную роль юного танцовщика в драме «Поворотный пункт» (1977) Михаила номинировали на «Оскар» — за лучшую роль второго плана. В картине о беспощадном мире балета у него совсем немного реплик. Почти во всех своих сценах Барышников танцует — видимо, киноакадемии этот язык тела пришёлся по душе.

После «Поворотного пункта» были ещё фильмы — вновь о балете. Но широкому зрителю Михаил запомнился ролью художника Александра Петровского. Именно с ним главная героиня СВБГ строит счастье в шестом сезоне сериала. Обаятельный Петровский увозит её в Париж и сутками пропадает, занимаясь делами. Сердце Кэрри в очередной раз разбивается. Так поп-культура влюбилась в Барышникова. Шоураннеры «Симпсонов» так обожают актёра, что посвятили балету целый эпизод. В нём Барт вынужден записаться на танцевальные занятия, и преподавательница то и дело ставит Михаила ему в пример.

Ольга Куриленко (родилась в 1979 году)

российские актёры в Голливуде

Ольга Куриленко и Том Круз / кадр из фильма «Обливион»

Первая русскоговорящая девушка Бонда и актриса, которая снимается не только в мейнстриме, но и в авторском американском кино. В индустрию Куриленко попала через моделинг. В московском метро к пятнадцатилетней Ольге подошёл скаут, который предложил попробоваться в агентство. Вскоре девушка работала в Париже, снимаясь для обложек журналов и промо мировых брендов. Потом были съёмки в клипах независимых музыкантов и малобюджетном кино. 

Прорывом стала роль в киноальманахе «Париж, я люблю тебя» (2006). В трогательной и смешной вампирской лав-стори героиня Куриленко пьёт кровь у героя Элайджи Вуда. После случились съёмки в боевике «Хитмэн», где актриса сыграла проституированную женщину из России. Персонаж Ольги становится разменной монетой в жестоких разборках политиков.

Мировая слава пришла к ней с образом Камиллы, девушки Агента 007 в 22‑м фильме бондианы «Квант милосердия». Роль вышла запоминающейся ещё и потому, что по сюжету между Камиллой и Бондом нет страстного романа. Герой Крэйга скорбит по погибшей в предыдущей части возлюбленной: ему не до сентиментов. Персонажу Куриленко тоже не до романтики: она собирается мстить за зверски убитых родных. Вот и получается, что отношения с Бондом у них скорее рабоче-платонические. За «Квантом милосердия» последовали роли в криминальной комедии «Семь психопатов» (2012) и научно-фантастическом фильме «Обливион» (2013). При этом Ольга интересуется и инди-кинематографом. В 2012 году она появилась в камерной любовной драме Терренса Малика «К чуду». В 2019 — в мистическом триллере «Комната желаний» о супружеской паре, которая пытается завести ребёнка. Сейчас Куриленко находится в своей супергеройской эре. В марвеловском сериале «Громовержцы*» она сыграет русскоговорящую агентку Антонию Дрейкову. Её героиня практически непобедима и может имитировать стиль боя противника.

Юрий Колокольников (родился в 1980 году)

российские актёры в Голливуде

Юрий Колокольников / кадр из сериала «Игра престолов»

Актёр, в чьём послужном списке роли сразу в двух сверхпопулярных голливудских сериалах. В интервью Колокольников рассказывал, что навязчивой идеи работать в Голливуде у него не было. В детстве он переехал с матерью и братом из СССР в Канаду и вскоре начал жить на две страны. После выпуска из Щукинского театрального училища строил актёрскую карьеру на родине. Это получалось: в 2006 году Юрий сыграл в экранизации «Бесов» Достоевского. В 2007 — в одном из главных независимых фильмов нулевых «Кука». В 2013 — в сатирическом драмеди о сексуальных комплексах «Интимные места». Впрочем, навещая семью в Канаде, без особого успеха пробовался на роли за рубежом. 

Международная глава в карьере Колокольникова началась с «Игры престолов» — так он стал первым российским актёром в касте шоу. В фэнтези-саге актёр сыграл Стира — вождя свирепого племени теннов. Народ Стира — людоеды, и методы борьбы с противниками у них соответствующие. Поэтому смотреть четыре эпизода четвёртого сезона лучше с осторожностью. В том числе памятную драку Стира с Джоном Сноу.

После «Игры престолов» Юрий снялся в небольших ролях в боевике «Призрачная шестёрка» (в партнёрах по площадке был Райан Рейнольдс) и в «Доводе» Кристофера Нолана. Его персонажи — брутальные парни на подхвате у влиятельных политиков и бандитов. В 2025 году Колокольников мелькнул в трейлере к третьему сезону «Белого лотоса» — остроумному хиту от HBO, высмеивающему капитализм.

Юра Борисов (родился в 1992 году)

российские актёры в Голливуде

Юра Борисов / кадр из фильма «Анора»

Герой мемов и нашего сердца, который даже и не целился на «Оскар» — а в итоге получил номинацию. У Юры Борисова долго не было международного опыта. Зато съёмок в российском мейнстриме и авторском кино — полно. Юра был сложным рефлексирующим парнем в народном ситкоме «Ольга», криминальным лидером в драме о 90‑х «Бык» и забавным инопланетным злодеем в фильме про Алису Селезнёву «Сто лет тому вперёд». Про Голливуд актёр говорил осторожно: что хотел бы не иметь границ в работе и сниматься и в России, и за рубежом.

В 2021 году на экраны вышел русско-финский проект «Купе номер 6». Борисов сыграл грубоватого неловкого российского шахтёра, который знакомится в поезде с финской студенткой. Вышла чудесная история об одиночестве, любви и тоске по человеческому теплу. После «Купе» Юру заметил американский режиссёр Шон Бэйкер, который позвал его в «Анору» (2024). По сюжету бруклинская стриптизёрша выходит замуж за сына российского олигарха — но сказки не получается. Фильм прогремел — получил главный приз в Каннах и номинацию на «Оскар». Юру за роль помощника этого олигарха номинировали на «Золотой глобус», а потом и на приз киноакадемии.

Такое признание неудивительно: Борисов выдал один из лучших актёрских перформансов в фильме — при том что в большинстве сцен его герой Игорь молчит. Гопник с Брайтон-Бич оказывается самым чутким мужским персонажем в фильме. Он наголову разбивает горе-мужа главной героини — пустышку-мажора. Финальная сцена это ещё раз доказывает (уже ради неё одной стоит посмотреть это кино). Ну и конечно, после «Аноры» Юра стал международным крашем. В соцсетях делают комплименты его голубым глазам, харизме и нетоксичной мужественности. И подшучивают: вы видели, с каким облегчением он вздохнул, когда «Золотой глобус» достался не ему?

Комментарии
Ева Козлова
08.02.25 20:13
Ну Анору вы перехвалили, конечно...
Татьяна
09.02.25 19:11
"Редакторка, лауреатка..." Вы же пишете дря русскоязычной аудитории, по-русски. Так пишите по-русски, плиз!
Ксения
22 часа назад
Татьяна, слова "учительница", "маникюрщица", "кассирша", и так далее, скорее всего, не смутят вас, так как это просто более привычные для слуха феминитивы. в использовании феминитивов нет ничего страшного.
Alexandra Podol'nikova
12 часов назад
Здравствуйте! И «редакторка», и «лауреатка» достаточно активно используются в русском языке. А о том, зачем нужны феминитивы, у нас есть отдельный текст: https://burninghut.ru/zachem-nuzhny-feminitivy/
Николай Захаров
11 часов назад | изменено
Есть русский язык. И есть его нормы, закрепленные в словарях. Словари - это норма и правило. И "редакторКА" - это безграмотное название должности. Безграмотность переименовывают в феминитив)) Модное название безграмотности. Есть в Большом толковом словаре русского языка разговорная орма женского рода "РедакторША". Не издевайтесь над русским языком, пожалуйста, и не придумывайте глупости типа "феминитивов".
Alexandra Podol'nikova
11 часов назад
Однако язык — не что-то мёртвое и закостенелое, это живая система, которая развивается и отражает изменения в мышлении общества. И это ведь не идол, которому мы все поклоняемся, а инструмент, который люди используют для общения, живой и гибкий.
Петр Филиппов
16 часов назад
За кем то уже выехали)))
Katya Lazareva (VeterVgolove)
10 часов назад
Про Годунова забыли! Впрочем как всегда
ООО КОМПВИ
8 часов назад
В этом списке отсутствует Софья Лебедева. Она сыграла ключевую роль(императрицу Византии) в Викингах Вальхалла(нетфликс). Также снималась в фильме Макмафия(премия Эмми). Также сыграла главную женскую роль в худ. фильме Тетрис(эппл тиви).
Elena Прекрасная
5 часов назад
Куриленко имея отца украинца и родившаяся в Бердянске, уж никак не российская актриса. Вечно вы себе все приписываете. Она украинская актриса!