На первых страницах книги Бытия написано: «Плодитесь и размножайтесь». Но легче сказать, чем сделать. Особенно когда дальше идёт ещё десяток правил, делающих секс в иудаизме не самым простым делом. Чтобы не запутаться, пришлось создать целую науку — религиозное секс-просвещение. Но и с ней возникли вопросы. Тогда ситуацию в свои руки взяли активистки.
Что делает секс кошерным
В иудаизме человеческая сексуальность не является чем-то грязным или греховным. Секс сам по себе считают благим делом при условии, что он помещается в некоторые религиозные рамки. Сама базовая из них: любая физическая близость — дело только для супругов. При этом секс допустим не только для продолжения рода, но и для удовольствия.
Все связанные с сексом законы хранятся в двух источниках: Торе и Талмуде. Тора — священная для евреев книга, но её текст бывает трудно использовать как прямое руководство. Тут на помощь приходит Талмуд — свод комментариев к законам Торы, в котором еврейские мудрецы «разжёвывали» положения Писания. Из Талмуда можно вывести целый список правил для еврейской пары: от запрета на любое сексуализированное насилие и принуждение до поощрения игривых разговоров между партнёрами и прелюдии.
Кроме законов поведения во время секса, есть ещё один свод правил. С иврита его название переводят как «Законы чистоты семейной жизни». Они напрямую связаны с менструальным циклом жены, а упрощённая «схема» их соблюдения выглядит так:
- С месячными начинается так называемый «период нида». Секс в это время запрещён, а вместе с ним — любой физический контакт между супругами. В том числе объятия, поцелуи, рукопожатия.
- Время менструации называют «период отдаления». Пара выполняет особые законы, цель которых — оградить партнёров от физической близости. Например, не спать в одной постели или не ходить раздетыми друг перед другом.
- Когда менструация заканчивается, женщина делает специальные проверки с помощью кусочка ткани — нужно убедиться, что кровь больше не идёт.
- Затем следуют «семь чистых дней» — неделя, в которую тоже делают проверки и готовятся к следующему этапу: окунанию в микву.
- Миква — это бассейн, построенный по особым правилам. Их стараются делать красивыми, похожими на спа-салон, чтобы было приятно исполнять заповедь. Перед окунанием нужно хорошенько помыться, снять все украшения, косметику, даже наращённые ресницы и ногти. Женщина несколько раз погружается в воду с головой и говорит особое благословение. После миквы она будто бы «обновляется», а секс в паре становится разрешённым.
- Теперь за дверями спальни супруги снова могут делать всё что пожелают — и так до следующей менструации.
Даже такой сжатый список может запутать новичка, а ведь это лишь базовые пункты законов чистоты семейной жизни. Их специфика прописана до мельчайших подробностей, им же посвящены книги, сайты и даже научные исследования.
Законы чистоты семейной жизни важные, но при этом и слишком сложные для самостоятельного изучения. Поэтому в современных еврейских общинах этим занимаются специально обученные преподаватели для невест и женихов. Они хорошо знают религиозный закон, а некоторые дополнительно учат основам психологии и гинекологии.
Неприятности в раю: проблемы еврейского секспросвета
Пока что всё звучит хорошо: позитивное отношение к сексу в священных текстах, секспросвет как отдельная сфера религиозного образования. Но тут есть подводный камень.
До последних десятилетий религиозными авторитетами в иудаизме могли быть только мужчины. Серьёзное еврейское образование было их привилегией, возможность высказать своё мнение — тоже. Женщины редко изучали религиозный закон так же глубоко, не осмысляли и не комментировали его. А ведь для еврейских женщин правил в сфере сексуальности больше. Получилась странная ситуация: заповеди женские, но про их выполнение и значение писали только мужчины. Такое неравномерное распределение сил привело к тому, что в «кошерном секспросвете» появилось несколько проблем.
Первая — отсутствие специалисток по законам чистоты семейной жизни. Замужние еврейки могли обратиться с вопросами только к раввину — то есть к мужчине. А вопросы могли быть довольно интимными: например, о трудностях с зачатием из-за нерегулярного цикла, странном цвете выделений (вдруг это кровь — надо идти в микву?), допустимости какой-нибудь сексуальной практики. Да, такие вещи открыто обсуждали величайшие мудрецы Торы, и стыдного в них нет. Но не всем женщинам комфортно обсуждать гинекологические или сексуальные проблемы с мужчиной, каким бы учтивым и деликатным он ни был. К тому же ему труднее примерить на себя женский опыт и поддержать эмоционально.
Вторая проблема — отсутствие места, где женщины могли бы открыто обсудить опыт соблюдения заповедей, связанных с сексом и семейной жизнью. В религиозных медиа об этих законах часто пишут как чем-то по умолчанию волшебном и приятном. Но не всем еврейкам законы отдаления или походы в микву даются легко. А когда вокруг говорят только о чудесном эффекте околосексуальных заповедей, можно начать мыслить в духе: «Значит, со мной что-то не так, раз всем вокруг это нравится, а мне — нет».
Третий минус религиозного секспросвета — язык, который в еврейском обществе используют для разговора о менструации. В иудаизме есть понятие «ритуальная нечистота». Оно, в частности, относится и к женщине во время месячных. «Нечистота» — неточный перевод, но далеко не все утруждаются пояснить настоящий смысл термина. В итоге такая лексика в отношении месячных создаёт все условия для стигматизации.
В действительности «ритуальная нечистота» — очень условное значение ивритского термина «тума». Его расшифровка звучит так: «Непригодность к действию, требующему определённого уровня святости». Это понятие не имеет ничего общего с грязью: любой предмет или человек, даже идеально стерильный, может стать ритуально нечистым. Человека такой статус не делает плохим — это просто характеристика его состояния.
Как еврейские активистки стали менять правила секспросвета
Современные еврейки заметили проблемы секспросвета в иудаизме и решили взять дело в свои руки. Они исправляют недочёты религиозного секспросвета: открывают онлайн-курсы по законам чистоты семейной жизни, пишут о дестигматизации менструаций, развенчивают вредные мифы о сексе с помощью познавательных роликов. Им здорово помогает в этом интернет. Благодаря ему женщины могут свободно продвигать свои образовательные проекты и делиться опытом с сёстрами по вере.
Девушки используют свои блоги как платформы для высказываний и онлайн-приёмные по вопросам кошерного секса. За пределами соцсетей они тоже активны: готовят религиозных невест к свадьбе, пишут книги о законах чистоты семейной жизни, а некоторые даже работают доулами и акушерками.
Галия Фэлксон
С первого взгляда в Галии трудно распознать ортодоксальную еврейку — её маскируют практически неотличимый от обычных волос парик и расслабленный стиль одежды. В своём блоге девушка создаёт контент не только для религиозных людей.
На своей странице Галия рассказывает о том, как выстроить доверительные отношения с партнёром, лучше узнать свою сексуальность и избавиться от установок, мешающих получению удовольствия. Например, от мысли «идеальный секс — тот, который показывают в кино». Ещё она открыто критикует устоявшиеся в еврейской среде гендерные стереотипы и мифы о сексуальном образовании.
Малка-Хана Амихай
Малка-Хана посвятила свой блог дестигматизации темы месячных, любви к своему телу и способам лучше узнать его. Она считает, что менструальный цикл лучше воспринимать не как «страх и ненависть», а как «внутренний компас». Чтобы его разглядеть, стоит изучить свой организм, научиться понимать его сигналы и попадать в ритм гормональных изменений.
Другая важная тема в блоге — изучение своего тела: как оно поможет получить удовольствие самой и доставить его партнёру. Онлайн-пространство Малки-Ханы — безопасное место для женщин с самым разным бэкграундом. Хозяйка страницы пресекает любые оскорбительные и сексистские замечания в свой адрес и в адрес своих подписчиц.
Элисса Хеллман
«Как же ты найдёшь себе мужа?», «Думаешь, получится совмещать Шаббат с расписанием занятий?», «Какой странный выбор!» — с такими комментариями столкнулась Элисса, когда решила стать акушером-гинекологом, будучи ортодоксальной еврейкой. У неё всё получилось — и теперь Элисса вдохновляет религиозных девочек не отказываться от карьеры в медицине. Ещё она создаёт образовательный контент. Элисса ратует за внедрение секс-образования в еврейские школы, рассказывает о вреде эстетической косметики для интимных частей тела и продвигает гинекологическую грамотность.
KosherSex
«Кошерный Секс» — это почти семейный бизнес. Однажды раввин Шмуэль Ботеах написал книгу с таким названием, а теперь его дочь Хана продолжает фамильное дело. Она начала с кошерного секс-шопа в Израиле, а затем создала и медиапроект, посвящённый еврейскому взгляду на секс и отношения.
На странице можно прочитать о сексуальности и романтике через призму еврейских текстов — Хана щедро делится ссылками на нужные места в религиозных источниках. Интересны посты с заголовком «Правила кошерного секса». Из них можно лучше узнать, например, про талмудический запрет сексуализированного насилия. Другие рубрики: истории о великих женщинах в Торе и о гендерных стереотипах с точки зрения иудаизма.
Nishmat Yoatzot
Этот блог — часть масштабного проекта израильской организации «Нишмат». Её цель — сделать качественное женское образование в сфере законов чистоты семейной жизни доступнее. Это бы решило проблему мужского засилья в сфере секспросвета и сделало многих женщин увереннее в своих религиозных знаниях.
Сотрудницы «Нишмат» снимают рилсы, в которых иронизируют над распространёнными проблемами религиозных евреек в области сексуальности. Материал странички показывает, что на самом деле волнует соблюдающих правила женщин и какие эмоции они испытывают от выполнения заповедей. Проблемы с либидо, тяжёлые роды, выкидыши, нежелание ходить в микву, серьёзные гинекологические диагнозы. Создательницы не сторонятся даже трудных и печальных сторон женского опыта.
*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.