Когда в городе Балтимор находят тела одиннадцатилетней еврейской девочки и темнокожей барменши, домохозяйка Мэдди Шварц теряет покой. К ужасу семьи, она оставляет мужа и сына ради репортёрской карьеры — и бросает вызов патриархальному обществу 1960-х. Героиня начинает собственное расследование, и её желание отыскать виновных перерастает в одержимость. «Женщина в озере» могла стать крепким триллером c социальным посылом. Со вторым получилось, а вот с первым что-то пошло не так.
О чём сериал «Женщина в озере»
1966 год. Мэдди Шварц ведёт жизнь респектабельной домохозяйки. Супруг — успешный юрист, сын-подросток, большой красивый дом, посещение благотворительных вечеров еврейской общины: идеальная картинка. В День благодарения эта картинка рушится. В городе пропадает Тесси, одиннадцатилетняя девочка из общины, и все соседи бросаются искать ребёнка. Мэдди не находит себе места и тоже хочет помочь с поисками, но её муж Милтон считает это лишним. Семейный праздник оборачивается скандалом, и Мэдди в сердцах уходит из дома. Блуждая по лесу, она обнаруживает возле озера тело девочки. Эта смерть становится для героини шоком. В каком-то смысле Тесси ей не чужая: много лет назад у Мэдди был роман с её отцом.
Вскоре из озера достают ещё один труп, принадлежащий темнокожей барменше Клео. Они с Мэдди не были знакомы и разве что жили в одном бедном афроамериканском квартале, куда Мэдди переехала после разрыва с Милтоном. И всё же Мэдди чувствует с Клео странную связь. Героиня начинает самостоятельное расследование двух убийств, которое помогает ей возобновить журналистскую карьеру. Двадцать лет назад Мэдди была репортёркой, которой прочили великое будущее. Она отказалась от него ради семьи, и вот судьба даёт шанс всё вернуть. Однако расследование смертей Тесси и Клео для Мэдди больше чем просто профессиональные амбиции. Найти убийц становится для неё делом жизни.
Шоураннеркой и режиссёркой проекта стала израильтянка Альма Харель, известная драмой об абьюзивном детстве «Милый мальчик». «Женщина в озере» — её дебют в сериальном формате. Равно как и для Натали Портман: роль Мэдди — первая работа актрисы на малом экране. Остальной актёрский состав тоже выглядит интригующе. Мужа Мэдди сыграл Бретт Гельман (тот самый противный муж сестры Флибэг из «Дряни»). Роль Клео досталась Моусес Ингрэм, сыгравшей подругу главной героини в сериале «Ход королевы». В небольших ролях отметились Мария Машкова и Майки Мэдисон, звезда «Аноры», недавнего триумфатора Канн.
Сериал основан на одноимённом романе Лоры Липпман. В юности она сама работала репортёркой в балтиморской газете и занималась криминальными расследованиями. На книгу Липпман вдохновили реальные убийства, произошедшие в 1960-х, и в первую очередь убийство темнокожей женщины, которое мало освещалось в прессе.
Каким получился сериал «Женщина в озере»
Что сериалу удаётся, так это социальный посыл. Богатая белая женщина в дорогих изящных нарядах на ретроавтомобиле, эдакая Мидж Мейзел, расследует убийства, совершённые, скорее всего, на почве расизма и антисемитизма. Конечно, это разговор о привилегиях. Даже после расставания с обеспеченным мужем у Мэдди всё равно остаются деньги и статус. Она находится в более привилегированном положении, чем убитая еврейская девочка из семьи победнее. Или чем другая жертва, темнокожая женщина, которая была вынуждена трудиться на нескольких работах сразу. Днём в любую погоду Клео позирует на витрине супермаркета в качестве живого манекена, а вечерами стоит за барной стойкой, чтобы прокормить двоих детей и мужа — начинающего стендап-комика. В клубе, где она работает, промышляют нелегальными азартными играми, но что поделать — цветным сложно куда-то устроиться. Помимо этого, Клео волонтёрит в штабе первой небелой сенаторки и мечтает всерьёз заняться политическим активизмом за права темнокожих. Но сбыться мечтам не суждено: этот мир — приятное место только для белых, жизнь (да и смерть) темнокожей женщины его не волнует. Про убийство Клео не напишут в газетах, которые читает белое большинство.
Историю Клео, её семьи и таких же, как она, подруг, рассказывают подробно. На контрасте с благополучием Мэдди эта история выглядит важным напоминанием о том, что со Штатами сделали годы расовой сегрегации.
Вероятно, Мэдди оставляет семью и берётся за расследование не просто из чувства солидарности и ради вызова патриархату. Здесь мерещится другой мотив, который делает характер темнее и заставляет его рифмоваться с недавней ролью Портман в драме «Май декабрь». Смерти Тесси и Клео для Мэдди становятся возрождением. В браке с Милтоном вместе с карьерными надеждами она похоронила часть себя и вот теперь воскрешает — что объясняет одержимость Мэдди убийствами. Так история приобретает ещё и символическое и этическое измерение. Зрителю намекают на неоднозначный образ журналиста, который делает имя на чужих трагедиях. Совпадёт ли этот образ с реальностью, покажут оставшиеся эпизоды. Но отчего-то кажется, что совпадёт хотя бы отчасти. Иначе зачем с самого начала за кадром звучит голос Клео, то отстранённо рассуждающей о своей гибели, то укоряющей Мэдди. «Конец моей истории стал началом твоей» — говорит покойная. В этих словах слышится упрёк.
В сериале старательно выписана атмосфера эпохи с её нарядами, причёсками и домашними интерьерами. Как и нуарная атмосфера тихого города с мрачноватыми финчеровскими пейзажами — ни дать ни взять Твин Пикс. Быстрый монтаж, размывающий границы между настоящим и прошлым, явью и снами, живой блюз, звучащий в кадре — всё это, конечно, завораживает.
Проблема в том, что авторы слишком увлекаются эстетикой. Перенасыщенность кадра визуальными символами вроде крови ягнёнка, в которой пачкает платье героиня, купившая на ужин мясо (ясное дело, отсылка к иудейской традиции жертвенного ритуала!) уводит внимание от главного. Отбросив всю эту красоту, можно обнаружить, что социальный посыл — чуть ли не единственное весомое достоинство проекта. Конфликт главной героини обозначен пунктиром. Из двух первых серий (а это почти треть сезона) толком не понятно, за что и против чего борется Мэдди — не в пример второстепенной героине Клео.
С триллер-составляющей тоже не задалось. Вызвать пресловутый саспенс у «Женщины в озере» не выходит. Временами создатели будто бы вспоминают, что зрителя нужно держать в напряжении, и рандомно добавляют пару-тройку сцен с загадочным человеком, везущим труп к озеру. Но забывают увязать это с общим сюжетом. Так что ощущения растущей тревоги оттого, что убийца совсем рядом, нет и в помине. Клиффхэнгеров, которые заставили бы мучиться в ожидании продолжения оборвавшейся на самом интересном месте серии, здесь тоже нет. И это большая ошибка, потому что в итоге желание смотреть дальше держится на чистом энтузиазме — ну и на Натали Портман в главной роли. Портман, безусловно, хороша, но кто будет смотреть вялое непродуманное шоу, когда есть «Твин Пикс» и «Острые предметы»?
Станьте первым, кто оставит комментарий