Знать
11 января 2023

«Никто не перестанет дышать в моих руках»: как Вирджиния Апгар придумала способ спасения новорождённых

Дарья Полещикова
Дарья Полещикова
Редакторка «Горящей избы».
шкала Апгар

Шкала Апгар — быстрая оценка состояния новорождённых. Её используют во многих странах, в том числе в России, уже более 70 лет. Эту шкалу придумала американка Вирджиния Апгар. Женщинам в медицине было непросто пробиться, но Вирджинии это удалось. Эта удивительная женщина стала одним из первых анестезиологов, спасла 16 человек с помощью перочинного ножика, а в 60 лет училась управлять самолётом.

Как музыка помогла Вирджинии Апгар получить образование

В июне 1970 года глава педиатрического отделения одной из Калифорнийских клиник Роберт Е. Шаркли получил от коллеги письмо: «Я провела на аэродроме одиннадцать с половиной часов и сделала пятнадцать учебных посадок. Оказалось, что у меня есть плохая привычка смотреть на землю во время приземления, из-за чего нос самолёта ныряет вниз. Сейчас я работаю над тем, чтобы преодолеть этот недостаток». Эти строки написала врач-анестезиолог и исследовательница Вирджиния Апгар, которой в 1970 году исполнился 61 год.

Полёты были не единственным увлечением Вирджинии. Она любила рыбачить, играла в гольф, разводила цветы, собирала марки. Во время учёбы в колледже Апгар тренировалась в семи спортивных секциях, выступала в театральном кружке, писала для газеты и играла на скрипке в студенческом оркестре.

Вирджиния была младшей из трёх детей в семье страховщика Чарльза Апгара. Родители поощряли желание дочери стать врачом, но не могли поддержать её финансово. На помощь пришёл музыкальный талант Апгар. Благодаря умению играть на скрипке она получила стипендию и в 1929 году окончила колледж Маунт Холиок по специальности «Зоология». Апгар была вынуждена подрабатывать параллельно с учёбой, что не мешало ей быть в списке лучших учеников.

Талантливая и энергичная девушка продолжила обучение в колледже хирургии и терапии при Колумбийском университете. Среди девяноста студентов только девять были девушками. Позже Вирджинию Апгар спросили, сталкивалась ли она с гендерной дискриминацией во время учёбы. Она ответила: «Никогда! Мне просто нужно было быть в два раза умнее всех мужчин в классе».

Как Вирджиния Апгар стала первой женщиной-профессором Колумбийского университета

Вирджиния Апгар хотела стать хирургом. Но глава отделения хирургии доктор Алан Уиппл отговорил её: женщины в то время редко добивались успеха в этой области. Он предложил ей посвятить себя анестезиологии, которая только начинала развиваться. Уиппл увидел в Вирджинии «энергию, интеллект и способности, необходимые для того, чтобы внести значительный вклад в эту область».

Вирджиния Апгар прошла переподготовку в Нью-Йорке и вернулась в Колумбийский университет. В 1938 году анестезиология была малоразвитым и низкооплачиваемым направлением, которым обычно занимались медсёстры. Вирджинии было непросто найти сотрудников нужной квалификации. Поэтому до середины 1940-х она была единственной работницей собственного отделения. Только после Второй мировой войны анестезиологию признали медицинской специальностью. Апгар возглавила кафедру и стала первой женщиной-профессором Колумбийского университета.

Как появилась шкала Апгар 

В 1949 году Вирджиния Апгар изучала, как анестезия рожениц влияет на состояние малышей. Оказалось, что чаще всего новорождённые умирали в первые несколько суток своей жизни. Апгар понимала: их можно спасти, если вовремя начать реанимацию. Но для этого надо быстро находить слабеньких малышей. Никакой оценки состояния новорожденных на тот момент не было. Их вообще не осматривали сразу после рождения.

Вирджиния Апгар с ходу придумала шкалу оценки новорождённых. Профессор Колумбийского университета, доктор Ричард Смайли вспоминал, как это произошло. Студенты-медики спросили Вирджинию, как можно оценить состояние малыша. Исследовательница ответила, что это очень просто. И на бегу записала шкалу на первой подвернувшейся бумажке — оказавшемся в кармане конверте.

Вирджиния Апгар предложила оценивать новорождённых по пяти параметрам, за каждый из которых можно получить максимум два балла: цвет кожи, пульс, мимика, двигательная активность и дыхание. Она опубликовала свою идею в 1953 году. Так шкала Апгар стала первой стандартизированной системой оценки новорождённых. Её используют до сих пор. Сегодня малышей оценивают на первой и пятой минуте жизни, поэтому балл по Апгар записывают двумя числами через дробь. Например, 7/8.

Позже заметили, что на английском языке название каждого из параметров совпадает с одной из букв фамилии Апгар:

  • А – appearance (цвет кожи);
  • P – pulse (пульс);
  • G – grimace (мимика);
  • A – activity (двигательная активность);
  • R – respiration (дыхание).

Как Вирджиния Апгар продвигала науку и спасала жизни

К концу 50-х годов Апгар приняла больше семнадцати тысяч родов. Она собрала обширную статистику, которая подтвердила эффективность её шкалы. Помимо выживания малышей Вирджинию заинтересовали врождённые пороки развития. Она хотела разобраться, можно ли их уменьшить или предотвратить последствия. 

Следующие 14 лет Апгар провела в разъездах по стране. Она читала лекции и выступала на телевидении. Апгар рассказывала о важности оценки новорождённых, объясняла истинную природу врождённых дефектов, собирала деньги на научные исследования. Она написала несколько работ и книгу «Всё ли в порядке с моим ребёнком».

Вирджиния Апгар была врачом по призванию. Она говорила: «Никто не перестанет дышать в моих руках». Апгар всегда носила в сумочке перочинный ножик и резиновую трубочку. С помощью этого набора Вирджиния спасла жизни 16 человек, вовремя сделав трахеотомию.

Работа не мешала Вирджинии находить время на свои многочисленные хобби. Апгар брала скрипку в командировки и играла, когда выдавалась свободное время. В 50-х Вирджиния увлеклась созданием музыкальных инструментов и своими руками сделала две скрипки, альт и виолончель. Неудержимой энергии Вирджинии Апгар хватало на всё. Она никогда не уходила на пенсию и работала до самой смерти в 1974 году.

Комментарии

Станьте первым, кто оставит комментарий