В январе в прокат вышел фильм Франсуа Озона «Всё прошло хорошо». Это история о двух сёстрах, отец которых после инсульта попросил их об эвтаназии. В одном из интервью Озон признался, что французы не любят говорить о смерти. И не только они: и в российском, и в западном обществе эта тема отчасти кажется табуированной. Пытаемся понять почему.
Почему смерть — это страшно?
В 1973 году американский антрополог Эрнест Беккер опубликовал книгу «Отрицание смерти», которая получила Пулитцеровскую премию в категории «Публицистика». Книга легла в основу теории управления страхом смерти, согласно которой именно страх повлиял на появление культуры и религии. Беккер считает, что люди боятся смерти, потому что чувствуют себя перед ней уязвимыми.
Смерть неизбежна. Люди отчаянно хотят, чтобы жизнь имела смысл, но если итог всё равно один, то тогда зачем это всё? Вот почему возникают представления о загробной жизни и мечты о философском камне. Вот почему развивается медицина и высокие технологии. Страх перед смертью — двигатель прогресса.
Вспомним одно из самых страшных и смертельных заболеваний средневековой Европы — оспу. Именно изобретение прививки от неё некоторые учёные и исследователи определяют как первый шаг в борьбе человека со смертью. И если в конце XIX века средняя продолжительность жизни в продвинутых странах едва достигала 50 лет, то сейчас есть больше 30 стран, где этот показатель превышает 80.
Попытки осмысления смерти встречаются в истории разных культур. Существует множество мифов и легенд о том, что такое смерть, что происходит после неё, можно ли смерть преодолеть. Но сколько бы раз античные герои ни спускались в царство Аида или не пытались обрести бессмертие, итог всегда один: смерть неизбежна.
И вот уже на этой почве возникает новый пласт легенд — фантазии о том, что происходит с душой человека, когда он умирает, о загробной жизни. Потому что представить, что смерть — это и вправду конец, действительно страшно.
Есть мнение, что людям, жившим в Средневековье и вплоть до XIX века, отчасти удалось этот страх укротить. По крайней мере, так считает французский историк Филипп Арьес, написавший книгу «Человек перед лицом смерти». В ней он сравнивает, как люди в разные времена относились к смерти. И если раньше благодаря публичности и обрядовости тема смерти воспринималась как нечто естественное, то с XX века она стала табуированной.
По мнению Арьеса, эта табуированность и усиливает страх людей перед смертью. А Владимир Лексин — главный научный сотрудник в Институте системного анализа РАН — считает, что страх перед смертью заставляет человека заранее терять ощущение смысла жизни. Кстати, на эту тему есть замечательный фильм «Прощание» режиссёрки Лулу Ванг.
В современном обществе, в том числе и в России, не принято обсуждать тему смерти. Вряд ли в лёгкой семейной беседе за ужином кто-то спросит, а написал ли дедушка уже завещание и в каком гробу хочет, чтобы его похоронили. Это кажется неприличным и заставит вздрогнуть даже несуеверных.
Интересно, что хотя в обычной жизни тема смерти — табу, в поп-культуре она только набирает обороты: бум на фильмы ужасов в 90-е, романтизация образов вампиров и зомби, изощрённые и кровожадные сцены убийств, Хеллоуин. Социолог и кандидат исторических наук Дина Хапаева написала об этом явлении целую книгу «Занимательная смерть».
Можно ли управлять страхом смерти?
Осознание того, что человек смертен, действительно пугает. Но многие люди пытаются укротить этот страх. Кто-то старается больше изучать тему смерти, кто-то делает это с помощью традиций и ритуалов, а деятели поп-культуры рассматривают эту непростую тему в кино, литературе, музыке и даже в произведениях для детей.
Во многих культурах существуют поверья о том, что раз в году души мёртвых могут вернуться в земной мир. И обычно эти дни сопровождаются празднествами: одни страны устраивают шикарные и роскошные карнавалы, во время которых нет места унынию, другие, наоборот, ведут себя более сдержанно и ограничиваются походами на кладбища.
Естественно, первый праздник, который приходит на ум, — это Хеллоуин, или канун Дня Всех Святых. Принято считать, что корнями он уходит в кельтские обычаи и изначально больше связан с аграрными обычаями, нежели с мистицизмом. В конце октября кельты праздновали конец окончания лета и сезона урожая. Но они верили, что в это время на землю приходят духи предков, и если встретить их как следует, то они сделают так, чтобы следующий год был урожайным. Обычно им преподносили дары, а у порогов домов ставили тыквы или репы с горящими свечами, чтобы привлечь умерших.
На севере Шотландии и в Ирландии в эту ночь до сих пор принято вспоминать предков. Но в подавляющем большинстве стран это время переодеваний в страшные костюмы, вечеринок и охоты за конфетами. Сейчас Хеллоуин чаще становится сеттингом для фильмов ужасов, нежели для тонких и душевных картин о страхе смерти и его принятии.
Другой известный «страшный» праздник отмечают в Мексике: яркий и весёлый карнавал, который носит совсем не весёлое название — День мёртвых. Празднуется он 2 ноября, и с 2008 года праздник официально внесён в фонд всемирного наследия ЮНЕСКО. Встречать родственников с того света принято с размахом: это и танцы, и песни, и традиционные костюмы, и подношения из любимых блюд усопших. И, конечно, обязательно алтарь со свечой — чтобы мертвец нашёл дорогу домой.
Ярко и колоритно День мёртвых изображён в мультфильме «Книга жизни», который вышел ещё в 2014 году. Картина поднимала тему смерти и рассказывала историю через любовный треугольник и игры богов.
А ещё именно в День мёртвых происходит действие одного из самых красивых мультфильмов о смерти, сделанного совместно студиями Pixar и Disney — «Тайна Коко».
Это не первая попытка студий затронуть такую непростую для детей тему, как смерть. До этого они уже совместно выпускали мультфильм «Вверх» — история о том, как даже после потери близкого человека жизнь продолжается. «Тайна Коко» идёт ещё дальше и рассказывает о том, как важно помнить тех, кого больше нет. Ну а в прошлом году выпустили новое «исследование»: оскароносную «Душу», которая перевернула игру и показала историю от лица человека, который умер.
В мультфильмах тема смерти преподнесена так легко, тонко и чутко, что становится легко на душе и страх, пусть и на время, но действительно отступает. По крайней мере если вы не сделаете шаг к принятию, то хотя бы повернётесь в эту сторону.
На Востоке есть свои традиции, связанные с праздниками в честь умерших. В Китае принято отпускать в небо воздушных змеев и поджигать бумагу как символ денег, чтобы позаботиться о материальном состоянии покойников на том свете. В Корее на могилы приносят еду.
Самый красивый обычай, пожалуй, в Японии — это праздник фонарей. Празднуется он в середине августа — время звездопадов, которые японцы ассоциируют с душами предков. Несмотря на то что он не государственный, многие компании в этот день объявляют выходной. Праздник также не обходится без традиционных танцев и подношений, а дорогу к дому освещают бумажные фонарики.
Об отношении японцев к смерти хорошо рассказывает мультфильм «Кубо. Легенда о самурае» — невероятная работа, полностью выполненная в технике кукольной анимации. В мультфильме как раз показан обряд встречи души умерших.
Смерть — непростая тема. Когда уходят близкие — больно. Когда случаются катастрофы, уносящие жизни многих людей, — страшно. Но, возможно, справляться с тяжёлыми чувствами по поводу смерти было бы легче, если бы люди могли спокойно о ней разговаривать.
Интересоваться смертью — нормально. Ведь это часть жизни, которую мы не можем избегать.