Знать
31 августа 2023

«Она же блондинка, что с неё взять»: откуда взялся миф о низком интеллекте светловолосых женщин

Даша Суворова
Даша Суворова
Журналистка.
тупая блондинка

«Тупая блондинка» — это не просто оскорбление, а целый стереотипный образ, годами мелькающий в кино, рекламе и сериалах. И хотя многие понимают, что интеллект и цвет волосы не связаны, блондинок продолжают высмеивать в анекдотах и мемах.

Что вообще значит «тупая блондинка»

Идея образа в том, что для женщины красота и интеллект якобы несовместимы. В английском языке даже есть выражение a blonde moment (что-то вроде «минутка блондинки»). Так говорят, когда кто-то сглупил или забыл что-то важное. В фильмах и сериалах «тупая блондинка» — легкомысленная и простоватая, но привлекательная героиня. Она не претендует на начитанность и не заводит умных бесед. Но так и манит мужчин своей «невероятной сексуальностью». 

По словам американской исследовательницы Келли Блэкстон-Кейл, мужчины придумали «тупую блондинку», когда испугались властных и независимых женщин. Если женщина одновременно умная и привлекательная, она будет доминировать в отношениях. А в традиционном обществе это никому не нужно.

Как менялось отношение к блондинкам в разных культурах

В древности светлые волосы воспринимали по-разному. В Римской империи блондинками сначала были секс-работницы. Они красили волосы или надевали светлые парики. Позднее золотистый блонд стал модным. Его носили даже знатные женщины. В Древней Греции длинные «золотые волосы» были у Афродиты — вечно юной богини любви и красоты.

Светлые волосы притягивали, потому что их встречали реже. Учёные объясняют это тем, что за тёмный оттенок отвечают более сильные гены. Кроме того, блонд связывали с молодостью: у детей светлые волосы бывают чаще, чем у взрослых. В свою очередь, молодость сигнализировала мужчинам о здоровье и фертильности девушки. 

В средневековой Европе Церковь осуждала женщин, которые красили волосы в блонд. Натуральных блондинок с длинными волосами считали «опасно соблазнительными».

Средневековые художники изображали блондинкой Еву — жену Адама, которая соблазнила его и склонила к грехопадению. При этом у святой Девы Марии (матери Иисуса Христа) обычно были тёмные волосы.

В эпоху итальянского Возрождения блонд, наоборот, провозгласили символом женской чистоты и «невинности». Художники часто изображали женщин со светлыми волосами. Поэт Франческо Петрарка написал, что золотые локоны его возлюбленной Лауры заставили бы солнце «померкнуть от зависти». Чтобы соответствовать новому идеалу, темноволосые итальянки обесцвечивали и красили волосы, пудрили их пыльцой, смачивали лимонным соком и выжигали на солнце. Некоторые даже носили парики из волос северных европеек.

Картинка Сандро Боттичелли «Рождение Венеры»

Настоящая «революция блонда» произошла уже в начале XX века. По словам американской исследовательницы Роуз Вайц, одна из причин — мигранты из Южной и Восточной Европы. Когда в США хлынула волна брюнетов (евреев, итальянцев и греков), американцы сочли их угрозой. Тёмные волосы приезжих они ассоциировали с грубостью, необразованностью и «сексуальной распущенностью». Так блонд в очередной раз стал более ценным.

Когда появился миф, что все блондинки глупые

Самой первой «тупой блондинкой» считают французскую актрису и куртизанку XVIII века Розали Дютэ. Она всегда делала многозначительные паузы в разговоре — как будто не знала, что сказать. Так у неё возникла репутация красивой, но пустоголовой девушки. 

Образ Розали высмеяли во французской пьесе Les Curiosites de la Foire. Её главной героиней стала симпатичная, но немногословная пустышка со светлыми волосами. Сама Розали не знала сюжет. Она пришла на премьеру в своём лучшем розовом платье, с красивой высокой причёской с перьями. Узнав себя в актрисе со сцены, Розали пришла в ужас. Она пообещала поцелуй любому поэту, который сможет восстановить её репутацию. Но Париж смеялся над пьесой неделями.

Спустя 150 лет образ «тупой блондинки» осел в массовом сознании благодаря американской писательнице Аните Лус. Она придумала героиню Лорелей Ли — предприимчивую молодую блондинку из Арканзаса, которая ищет богатого мужа. По словам Аниты, она хотела сделать Лорелей символом «всего самого низкого в американской ментальности».

В 1953 году образ Лорелей воплотила актриса Мэрилин Монро. В фильме «Джентльмены предпочитают блондинок» она сыграла «хрупкую женщину, которая больше полагается на свою внешность, чем на интеллект». Лорелей — противоположность своей темноволосой подруги Дороти. Если Дороти предпочитает «высоких и привлекательных мужчин», Лорелей интересуют исключительно богатые. Она очень материалистична и обожает драгоценности. Её подход к жизни отражает песня «Бриллианты — лучшие друзья девушек».

Мэрилин Монро в роли Лорелей / кадр из фильма «Джентльмены предпочитают блондинок»

Свою «глупость» Лорелей проявляет в бытовых мелочах. Например, она не знает, что такое кредитное письмо, и путает его с обычным. Или не понимает, что тиару надевают на голову, а не на шею (Дороти в этот момент саркастично намекнула, что её подруга как будто «вчера родилась»). Но когда ей нужно, Лорелей проявляет смекалку и непринуждённо манипулирует людьми. В одной из сцен фильма героиня призналась: «Я могу быть умной, когда это важно. Но большинству мужчин это не нравится».

Впоследствии амплуа «недалёкой блондинки» буквально прилипло к Мэрилин. В середине 50-х она мечтала избавиться от него и играть более глубоких и серьёзных героинь.

Помимо Монро, образ эталонной «тупой блондинки» на экране воплотила актриса Джуди Холлидей. Она сыграла красивую, но вульгарную и необразованную любовницу миллионера Гарри Брока в комедии «Рождённая вчера» (1950). Гарри нанял журналиста Пола, чтобы тот обучил девушку манерам и красивой речи. Сначала Джуди прямо заявила ему: «Я глупая, и мне это нравится». Но по ходу сюжета она многому научилась и оказалась умнее, чем все считали.

В новом тысячелетии образ «тупой блондинки» закрепило телевидение. В американском реалити-шоу «Простая жизнь» было сразу две такие героини — модель и певица Пэрис Хилтон и её подруга Николь Риччи. Их показали гламурными тусовщицами, которые оторваны от реальной жизни и ничего не смыслят в быту. Девушки занимались обычной работой — разносили еду в забегаловках, сидели с детьми, делали уборку. В процессе они вели себя не очень профессионально, а порой и вовсе глупо. Например, Пэрис жарила бекон между двух утюгов и привязывала к себе швабру.

Позднее Пэрис не раз подчёркивала: она не «тупая блондинка», а просто «очень хорошо притворяется». Изображать стереотипную героиню её заставили продюсеры шоу. Сама Пэрис хотела, чтобы её запомнили успешной бизнесвумен. 

«Тупая блондинка» появлялась и в других телепроектах. Например, в одном из эпизодов реалити-шоу MTV «Молодожёны» певица Джессика Симпсон не смогла отличить тунца от курицы. Её смутила надпись на упаковке — Chicken of the Sea (буквально «Курица Моря»). Но муж объяснил Джессике, что это просто название бренда: некоторые люди едят рыбу так же часто, как курицу. После подобных высказываний в шоу Джессику окрестили «тупой блондинкой».

Как миф о блондинках вредит женщинам

Стереотипы о «тупых блондинках» мешают женщинам учиться и работать. В 2007 году об этом написала в своей диссертации американская исследовательница Келли Си. Блэкстон-Кейл. Она спросила пять блондинок, с какими трудностями они сталкивались из-за цвета волос. Школьная учительница Мишель ответила, что окружающие никогда не воспринимали её всерьёз: «Люди смотрели на светлые волосы и думали, что я сама не знаю, о чём говорю». Когда Мишель училась в магистратуре, один сокурсник вечно рассказывал шутки о «тупых блондинках». Они были адресные — Мишель была единственной блондинкой на курсе. Даже когда она прямо сказала, что ей неприятно такое слушать, парень не остановился.

Другая участница опроса Лиз рассказала, как её дискриминировали на первой работе. Не приглашали на совещания отдела, не спрашивали мнения по важным вопросам. Когда Лиз придумала удобную таблицу, у неё удивлённо спросили, откуда она знала, как это сделать. И это несмотря на диплом.

Как выразилась Лиз, «людям было трудно понять, что у молодой привлекательной блондинки может быть мозг». 

Иногда блондинки перекрашивают волосы, чтобы на работе к ним относились серьёзнее. Так в 2017 году сделала Эйлин Кэри — генеральная директорка из Кремниевой долины. Эйлин управляла компанией, которая производила корпоративное программное обеспечение. Среди её коллег и партнёров были в основном мужчины. Она часто слышала комментарии в духе «вы так молоды и основали такую компанию», как будто ей было 20 лет, а не за 30. Эйлин решила, что с новым цветом волос она будет выглядеть старше и солиднее. Кроме того, одна коллега сказала ей, что инвесторы охотнее заключают сделки с шатенками. Якобы среди них больше руководительниц, чем среди блондинок.

Сегодня стереотип о «тупых блондинках» часто обсуждают на Reddit. По таким тредам становится ясно: женщины по-прежнему слышат обидные шутки от партнёров, коллег, родственников и совершенно случайных людей. Одна пользовательница платформы написала, что цвет волос стал её «самой большой проблемой». Из-за него её одновременно высмеивали и сексуализировали.

Пользовательница с ником lebaneseblondechick сформулировала целый манифест против стереотипа:

«Я блондинка. Я родилась блондинкой. Мне так нравится быть блондинкой, что я крашу волосы в платиновый цвет. А ещё я люблю читать. Я люблю фэнтези. Я люблю науку. Люблю историю. Мне нравится, когда мозг пухнет от новой информации. Я люблю смотреть документальные фильмы обо всём на свете. Что я чертовски ненавижу — так это клеймо блондинки. Не нужно разговаривать со мной односложными словами. Порой „тупая блондинка“ знает больше других».

lebaneseblondechick

Как блондинки ломали (и ломают) стереотипы

Хотя блондинки стали заложницами образа «недалёкой девушки», иногда они использовали его в своих целях. Так сделала Долли Партон — звезда американской кантри-музыки. Чтобы пробиться в индустрии, где доминировали мужчины, она создала «приемлемый» и нарочито женственный образ. Долли запомнили как гиперсексуальную деревенскую простушку-блондинку. Но это была игра. Партон доказала это в 1967 году, выпустив сингл «Тупая блондинка». Там были строчки: «Не думай что я глупая просто потому, что я блондинка. Эту глупую блондинку не проведёшь».

Спустя почти 35 лет на экраны вышла комедия «Блондинка в законе». Её сняли по книге американской писательницы Аманды Браун. Главная героиня фильма — легкомысленная «типичная блондинка» Эль. Она красива и популярна. У неё есть бойфренд Уоренн, о котором мечтают многие. Казалось бы, не жизнь, а сказка. Но однажды Уоренн бросает девушку и уезжает в Гарвард учиться на адвоката. Он считает, что Эль недотягивает до его уровня — она слишком легкомысленная, а ему нужно жениться на умной девушке из интеллигентной семьи. Чтобы вернуть любимого, Эль поступила в тот же университет. Она решила обязательно доказать ему, что способна на большее.

Риз Уизерспун в роли Эль / кадр из фильма «Блондинка в законе»

Идти к цели Эль было нелегко. Отец сказал ей, что она не создана быть адвокатом. Студенты в кампусе сразу посмеялись над её розовым нарядом, маленькой собачкой и кучей вещей (один парень даже назвал её «Барби из Малибу»). Фактически Эль стала аутсайдером. Но это её не остановило. Она усердно занималась и в конце концов попала на стажировку к уважаемому профессору. В первом же адвокатском кейсе ей помогло то, что все вокруг высмеивали — знание моды и бьюти-практик.

В «Блондинке в законе» показали, как женщин «судят по обложке». По мнению общества, можно быть либо красивой, либо амбициозной и умной. Героиня фильма опровергла этот стереотип. Она доказала, что можно добиться успеха и остаться собой. Даже когда ты блондинка в розовом. По сути, эта идея — манифест так называемого «девчачьего феминизма» (формы феминизма третьей волны, для которого женственность — не табу). Некоторые исследователи даже назвали Эль хрестоматийной «девчачьей феминисткой».

После 2000-х на экранах стало ещё больше разноплановых блондинок. В хоррорах они спасают семью от монстров. В фэнтези-эпопеях сражаются верхом на драконах. А в антиутопиях восстают против своих угнетателей и придумывают, как спасти других.

В 2023 году благодаря фильму Греты Гервиг «Барби» вернулись и классические ультрафеминные блондинки. Стиль барбикор с его блёстками, розовыми топами и высокими каблуками превратился в феминистское высказывание. Он лишний раз напомнил, что блондинка в розовом может быть такой, какой захочет сама.