В Средневековой Европе в колдовстве могли обвинить за что угодно — и тогда женщину ждал огонь инквизиции. А вот на Руси массовой охоты на ведьм не было и самих чаровниц уважали. Правда, наказывать их самыми неприятными способами это не мешало.
Кого на Руси считали ведьмами
Ведьм в разных уголках Руси определяли по-разному и называли самыми непохожими друг на друга именами. Этнограф и лексикограф Владимир Даль писалО поверьях, суевериях и предрассудках русского народа / В. Даль о таких видах славянских чаровниц:
- Знахарка снимает порчу, готовит целебные отвары или мази, ищет пропажи. Такие ведьмы необязательно вступают в контакт с демонами и иногда прибегают к помощи креста и молитвы.
- Колдунья и ведунья тоже работают с порчей, отварами и пропажами, а также отводят глаз. От знахарок их отличает то, что они обязательно знаются с нечистой силой и умеют не только снимать порчу, но и наводить её.
- Ворожея и ворожка гадают самыми разными способами.
- Кликуши, по мнению Даля, «только ревут и вопят до корчи и пены на устах». Однако некоторые, «наиболее ловкие», предсказывают конец света.
ВстречаютсяПредставления о ведьме в культуре славянских народов / Тихонова Е.П. и другие заковыристые слова: зелейница, ведёма, ведьмачка, вещунья, ворожбитка, гадала, еретица, кудесья, оборотка, обертиха и многие другие. У многих из них есть мужской эквивалент — «профессия» ведьмы или колдуна была практически гендерно нейтральной.
Как и в Европе, на Руси ведьмой могли счестьВЕДОВСТВО И ОБРАЗ ВЕДЬМЫ В КУЛЬТУРЕ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ И РУСИ / Володарский М.С., Кожевников С.Б. по самым разным признакам. Например, на юге таковыми считали молодых красивых вдов, на севере — костлявых и горбатых старух. Ведьмами считали даже замужних женщин с бородавками или бельмом на глазу, слишком худых или слишком толстых. А на некоторых территориях современной Беларуси колдуньями называли любых женщин, «умеющих колдовать».
«Вездьма — это прастая баба, якая тильки йумела колдавац. А так, знешне яэ николи не адличиш ад любой другой жанчыны»
Архивы деревни Заспа Реченского района Гомельской области
По поверьям, ведьмы могли получитьВедьмачество на Руси / История.РФ колдовскую силу по праву рождения или заключив сделку со злыми силами. Первый вариант связан с необходимостью выходить замуж по христианскому обычаю: если бабушка и мама девушки не венчались с избранником, она автоматически считалась чаровницей. А тех, кто заключал сделку со злом, называли «учёными» ведьмами. Обязательным условием для получения волшебных сил были отречение от Христа и «сожительство с бесом».
Самая сильная ведьма в славянской культуре — конечно же, Баба-яга. Фольклорист Владимир Пропп в «Морфологии волшебной сказки» и «Исторических корнях волшебной сказки» указал на то, что она — посредница между мирами живых и мёртвых и мать всей лесной природы. В фольклоре Баба-яга бывает трёх типов: дарительница, воительница и похитительница — а значит, может и помогать, и вредить людям. Так что отношение к ней и другим ведуньям двойственное.
Как к ведьмам относились в обществе (спойлер: их уважали, но всё равно казнили)
До крещения Руси в 988 году колдунов и ведьм почитали. И даже после него жители деревень с ними дружили. Неслучайно: ведуны и ведуньи лечили людей, изгоняли злых духов, проводили обряды для защиты мёртвых и счастливой жизни живых. В общем, помогали простым деревенским жителям — спустя годы христианства они совсем не считалиВЕДОВСТВО И ОБРАЗ ВЕДЬМЫ В КУЛЬТУРЕ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ И РУСИ / Володарский М.С., Кожевников С.Б. языческие ритуалы чем-то греховным, а некоторых ведьм и колдунов даже воспринимали как избранных Богом. Владимирский епископ Серапион в XIII веке даже утверждалВЕДОВСТВО И ОБРАЗ ВЕДЬМЫ В КУЛЬТУРЕ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ И РУСИ / Володарский М.С., Кожевников С.Б., что «паства его больше верит волхвам и знахарям, чем священникам, ставя дела мирские выше дел божеских».
Но предубеждений против ведьм всегда хватало — иногда даже случались жестокие народные расправы.
«Покуда на селе одна только кликуша — можно смолчать, потому что иногда это бывает баба в падучей болезни; но коль скоро появится другая, или третья, то необходимо собрать их всех вместе, в субботу, перед праздником, и высечь розгами»
«Падучей болезнью» чаще всего называлиСвященная болезнь / Кузьмичев Д.Е, Скребов Р.В., Никулина Л.Р., Чирков С.В., Алеев А.А. эпилепсию, одно из самых распространённых невротических заболеваний. Но чтобы девушку сочли кликушей, наличие ментальных и физических особенностей было необязательно — так вполне могли назвать просто вспыльчивую девушку с громким голосом. Или любую другую, которая не вписываласьКаноны женской красоты: от Древней Руси до советских времен / Культура.РФ в стандарты христианской женщины — то есть была неудобной, а не скромной хранительницей очага.
Истязания кликуш становились проявлением стигмы вокруг женского гнева.
Ведьм как проводниц нечистой силы нередко обвиняли в порче или падении скота, объявляли причиной голода или стихийных бедствий. Например, в Ростове в 1071 году несколько женщин были убитыВЕДОВСТВО И ОБРАЗ ВЕДЬМЫ В КУЛЬТУРЕ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ И РУСИ / Володарский М.С., Кожевников С.Б. на неофициальном судебном процессе — якобы из-за того, что наслали на город неурожай.
Не только огонь инквизиции: как мучили на Руси ведьм и колдунов
На Руси от инквизиции в Европе, к счастью, отстали по показателям. Но, судя по летописям, сжигать ведьм было обычным делом: Новгороде, в 1227 году были сожженыВЕДОВСТВО И ОБРАЗ ВЕДЬМЫ В КУЛЬТУРЕ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ И РУСИ / Володарский М.С., Кожевников С.Б. четыре ведьмы, а в 1411 году в Пскове — 12 женщин.
Чтобы уж точно определить ведьму, использовали европейский метод — в самом плохом смысле. В Киевской и Московской Руси существовала называемая «водяная процедура»: женщин связывали и скидывали в большую реку. Всплывших считали ведьмами и сжигали, а утонувших признавали невиновными. Правда, посмертно.
Чтобы выпытать, занималась ли женщина колдовством, нередко использовали пытки калёным железом или розгами.
Необычно, что в христианской патриархальной Руси за колдовство больше каралиThe witch-hunt in early modern Europe / Levack, Brian P мужчин: в конце XVII века число казнённых колдунов составляло 68%. Если в Европейском трактате «Молот ведьм» писали, что женщины склонны к колдовству из-за болтливости, «ненасытности к плотским утехам» и легкомысленности, то у славян было по-другому. Ведьмы и колдуны вызывали у простых людей больше доверия, чем представители церкви, а уже среди них на Руси были «востребованнее» мужчины. Женщины, как ни странно, почти не занимались проведением серьёзных обрядов — такой вот магический стеклянный потолок.
Какие законы регулировали охоту на ведьм
Преследования ведьм велисьКак на Руси расправлялись с ведьмами и колдунами: От епитимьи до сжигания / Культурология.РФ под эгидой церкви начиная с XI века: наказывали за произнесение заклинаний, хранение талисманов и зелий.
В отличие от Европы, единого кодекса, где были прописаны все меры наказания за участие в обрядах, не было. Женщину, обвинённую в колдовстве, могли сжечь — а могли наложить на неё епитимью, то есть ряд ограничений, благодаря которым человек якобы находит истинный путь, например пост или чтения специальных «покаянных» молитв.
Нередко расправы инициировали и сами жители Руси — и не всегда они были простыми жителями деревень или служителями церкви. Приказать казнить ведьму или колдуна мог даже великий князь. Например, в 1443 году Иван III узнал, что к его жене Софье Палеолог приходили «бабы с зелием», — и велел утопить их в Москве-реке.
На государственном уровне ведьм разрешилиWitchcraft Trials in Seventeenth-Century Russia / Russell Zguta казнить в XVII веке. При этом попытки установить самое суровое наказание по всей стране начались до этого: ещё в 1551 году Русская православная церковь обратилась к Ивану Грозному с просьбой ввести смертную казнь для колдунов, астрологов и гадалок. Грозный отказался — в итоге смертную казнь для ведьм ввели спустя почти сто лет. Это сделалНЕИЗВЕСТНЫЙ УКАЗ 1653 г. О ЗАПРЕЩЕНИИ КОЛДОВСТВА царь Алексей Михайлович в 1653 году: за то, что люди «держат коренья и травы всякие», наводят ими порчу, их «государь великои жестоко казнил без пощады».
После этого охота на ведьм стала массовой. Но по сравнению с Европой её масштабы всё ещё были ничтожны. По разным данным, на Руси в конце XVII века было от 99 до 136 официальных судов над ведьмами, а в Европе — около 100 тысячОТ ПОВСЕДНЕВНЫХ ПОДОЗРЕНИЙ К МАССОВЫМ ГОНЕНИЯМ / Герд Шверхофф (!).
К тому же в России официальная казнь за колдовство отменилась раньше, чем в некоторых европейских странах: в 1775 году Екатерина Великая признала ведьм и колдунов просто мошенниками, чьи преступления не требуют смертной казни. Для сравнения, последнюю ведьму в Польше утопили в 1820‑м.
В порядке самосуда наказания за колдовство практиковали до конца XIX века. Например, американская профессорка Кристин Воробец в книге «Одержимые. Женщины, ведьмы и демоны в царской России» пишет о том, что в 1879 году — меньше 150 лет назад! — в Тихвинском уезде вдову солдата Аграфену Игнатьеву заперли в избе и сожгли на глазах у 300 односельчан. Так что не стоит говорить, что наказаний для ведьм на Руси не существовало вообще. Да, оно не было массовым — но оно было, и было совсем недавно. Это стоит осмыслить.