Знать

Ведьм у нас сжигают: была ли инквизиция на Руси

2

В Средневековой Европе в колдовстве могли обвинить за что угодно — и тогда женщину ждал огонь инквизиции. А вот на Руси массовой охоты на ведьм не было и самих чаровниц уважали. Правда, наказывать их самыми неприятными способами это не мешало.

Кого на Руси считали ведьмами

Ведьм в разных уголках Руси определяли по-разному и называли самыми непохожими друг на друга именами. Этнограф и лексикограф Владимир Даль писал о таких видах славянских чаровниц:

  • Знахарка снимает порчу, готовит целебные отвары или мази, ищет пропажи. Такие ведьмы необязательно вступают в контакт с демонами и иногда прибегают к помощи креста и молитвы.
  • Колдунья и ведунья тоже работают с порчей, отварами и пропажами, а также отводят глаз. От знахарок их отличает то, что они обязательно знаются с нечистой силой и умеют не только снимать порчу, но и наводить её.
  • Ворожея и ворожка гадают самыми разными способами.
  • Кликуши, по мнению Даля, «только ревут и вопят до корчи и пены на устах». Однако некоторые, «наиболее ловкие», предсказывают конец света. 

Встречаются и другие заковыристые слова: зелейница, ведёма, ведьмачка, вещунья, ворожбитка, гадала, еретица, кудесья, оборотка, обертиха и многие другие. У многих из них есть мужской эквивалент — «профессия» ведьмы или колдуна была практически гендерно нейтральной.

Как и в Европе, на Руси ведьмой могли счесть по самым разным признакам. Например, на юге таковыми считали молодых красивых вдов, на севере — костлявых и горбатых старух. Ведьмами считали даже замужних женщин с бородавками или бельмом на глазу, слишком худых или слишком толстых. А на некоторых территориях современной Беларуси колдуньями называли любых женщин, «умеющих колдовать».

«Вездьма — это прастая баба, якая тильки йумела колдавац. А так, знешне яэ николи не адличиш ад любой другой жанчыны»

Описание ведьмы

Архивы деревни Заспа Реченского района Гомельской области

По поверьям, ведьмы могли получить колдовскую силу по праву рождения или заключив сделку со злыми силами. Первый вариант связан с необходимостью выходить замуж по христианскому обычаю: если бабушка и мама девушки не венчались с избранником, она автоматически считалась чаровницей. А тех, кто заключал сделку со злом, называли «учёными» ведьмами. Обязательным условием для получения волшебных сил были отречение от Христа и «сожительство с бесом».

Самая сильная ведьма в славянской культуре — конечно же, Баба-яга. Фольклорист Владимир Пропп в «Морфологии волшебной сказки» и «Исторических корнях волшебной сказки» указал на то, что она — посредница между мирами живых и мёртвых и мать всей лесной природы. В фольклоре Баба-яга бывает трёх типов: дарительница, воительница и похитительница — а значит, может и помогать, и вредить людям. Так что отношение к ней и другим ведуньям двойственное.

Как к ведьмам относились в обществе (спойлер: их уважали, но всё равно казнили)

До крещения Руси в 988 году колдунов и ведьм почитали. И даже после него жители деревень с ними дружили. Неслучайно: ведуны и ведуньи лечили людей, изгоняли злых духов, проводили обряды для защиты мёртвых и счастливой жизни живых. В общем, помогали простым деревенским жителям — спустя годы христианства они совсем не считали языческие ритуалы чем-то греховным, а некоторых ведьм и колдунов даже воспринимали как избранных Богом. Владимирский епископ Серапион в XIII веке даже утверждал, что «паства его больше верит волхвам и знахарям, чем священникам, ставя дела мирские выше дел божеских».

Но предубеждений против ведьм всегда хватало — иногда даже случались жестокие народные расправы. 

«Покуда на селе одна только кликуша — можно смолчать, потому что иногда это бывает баба в падучей болезни; но коль скоро появится другая, или третья, то необходимо собрать их всех вместе, в субботу, перед праздником, и высечь розгами»

Владимир Даль

«Падучей болезнью» чаще всего называли эпилепсию, одно из самых распространённых невротических заболеваний. Но чтобы девушку сочли кликушей, наличие ментальных и физических особенностей было необязательно — так вполне могли назвать просто вспыльчивую девушку с громким голосом. Или любую другую, которая не вписывалась в стандарты христианской женщины — то есть была неудобной, а не скромной хранительницей очага.

Истязания кликуш становились проявлением стигмы вокруг женского гнева

Ведьм как проводниц нечистой силы нередко обвиняли в порче или падении скота, объявляли причиной голода или стихийных бедствий. Например, в Ростове в 1071 году несколько женщин были убиты на неофициальном судебном процессе — якобы из-за того, что наслали на город неурожай. 

Не только огонь инквизиции: как мучили на Руси ведьм и колдунов

На Руси от инквизиции в Европе, к счастью, отстали по показателям. Но, судя по летописям, сжигать ведьм было обычным делом: Новгороде, в 1227 году были сожжены четыре ведьмы, а в 1411 году в Пскове — 12 женщин.

Чтобы уж точно определить ведьму, использовали европейский метод — в самом плохом смысле. В Киевской и Московской Руси существовала называемая «водяная процедура»: женщин связывали и скидывали в большую реку. Всплывших считали ведьмами и сжигали, а утонувших признавали невиновными. Правда, посмертно.

Чтобы выпытать, занималась ли женщина колдовством, нередко использовали пытки калёным железом или розгами.

Необычно, что в христианской патриархальной Руси за колдовство больше карали мужчин: в конце XVII века число казнённых колдунов составляло 68%. Если в Европейском трактате «Молот ведьм» писали, что женщины склонны к колдовству из-за болтливости, «ненасытности к плотским утехам» и легкомысленности, то у славян было по-другому. Ведьмы и колдуны вызывали у простых людей больше доверия, чем представители церкви, а уже среди них на Руси были «востребованнее» мужчины. Женщины, как ни странно, почти не занимались проведением серьёзных обрядов — такой вот магический стеклянный потолок.

Какие законы регулировали охоту на ведьм

Преследования ведьм велись под эгидой церкви начиная с XI века: наказывали за произнесение заклинаний, хранение талисманов и зелий. 

В отличие от Европы, единого кодекса, где были прописаны все меры наказания за участие в обрядах, не было. Женщину, обвинённую в колдовстве, могли сжечь — а могли наложить на неё епитимью, то есть ряд ограничений, благодаря которым человек якобы находит истинный путь, например пост или чтения специальных «покаянных» молитв. 

Нередко расправы инициировали и сами жители Руси — и не всегда они были простыми жителями деревень или служителями церкви. Приказать казнить ведьму или колдуна мог даже великий князь. Например, в 1443 году Иван III узнал, что к его жене Софье Палеолог приходили «бабы с зелием», — и велел утопить их в Москве-реке.

На государственном уровне ведьм разрешили казнить в XVII веке. При этом попытки установить самое суровое наказание по всей стране начались до этого: ещё в 1551 году Русская православная церковь обратилась к Ивану Грозному с просьбой ввести смертную казнь для колдунов, астрологов и гадалок. Грозный отказался — в итоге смертную казнь для ведьм ввели спустя почти сто лет. Это сделал царь Алексей Михайлович в 1653 году: за то, что люди «держат коренья и травы всякие», наводят ими порчу, их «государь великои жестоко казнил без пощады». 

После этого охота на ведьм стала массовой. Но по сравнению с Европой её масштабы всё ещё были ничтожны. По разным данным, на Руси в конце XVII века было от 99 до 136 официальных судов над ведьмами, а в Европе — около 100 тысяч (!).

К тому же в России официальная казнь за колдовство отменилась раньше, чем в некоторых европейских странах: в 1775 году Екатерина Великая признала ведьм и колдунов просто мошенниками, чьи преступления не требуют смертной казни. Для сравнения, последнюю ведьму в Польше утопили в 1820‑м. 

В порядке самосуда наказания за колдовство практиковали до конца XIX века. Например, американская профессорка Кристин Воробец в книге «Одержимые. Женщины, ведьмы и демоны в царской России» пишет о том, что в 1879 году — меньше 150 лет назад! — в Тихвинском уезде вдову солдата Аграфену Игнатьеву заперли в избе и сожгли на глазах у 300 односельчан. Так что не стоит говорить, что наказаний для ведьм на Руси не существовало вообще. Да, оно не было массовым — но оно было, и было совсем недавно. Это стоит осмыслить.

Елена Грицун
Да что ж такое, и тут стеклянный потолок! ))
Natalya Blokhina
Охота на ведьм в Европе началась в XVI веке. Не путайте, пожалуйста, со Средневековьем последующие эпохи. В Средние века на кострах сжигали еретиков, так как понятия "ведьма" в Библии не существовало. В 1486 немецкий монах Генрих Крамер подробно описал кто такие ведьмы и как и обнаружить в знаменитом трактате "Молот ведьм". На Руси ведьм в больших количествах не сжигали, но в царствование Алексея Михайловича произошел церковный раскол, в результате которого костры заполыхали по всей территории тогдашней Руси. Старообрядцев сжигали, либо они сами устраивали самосожжения, в попытке противостоять церковной реформе патриарха Никона.
Читайте также
ТЕСТ: Какие слова вам нужно услышать до конца года? Подскажет фея Винкс!
Google назвал фильм, который чаще всего искали в сети в 2025 году. В нём играют российские актёры!
Как играть в «Тайного Санту»: в офисе, дома и с друзьями
Главным цветом 2026 года по версии института Pantone стал «облачный танцор»
Больше не Чёрная Вдова. Скарлетт Йоханссон после фильмов Marvel решила присмотреться к вселенной DC
Глава HBO Max объяснила, почему новая экранизация «Гарри Поттера» не разочарует ни одного поттеромана