Зарабатывать
5 мая 2023

Я — новенькая в коллективе: стратегии выживания

Как общаться с коллегами, если вы начинающий специалист, не любите корпоративы или переехали в другую страну.

Симона Андрисенко
Симона Андрисенко
Авторка «Горящей избы».
Изображение

Переход на новую работу — довольно стрессовое событие. Надо разобраться с обязанностями и понять, как общаться с коллегами, но при этом не притворяться и не ломать себя. Вместе с экспертами Центра толерантности Еврейского музея разбираем примеры ситуаций, которые могут возникнуть на новом месте. И советуем, как сделать рабочую обстановку спокойной и вдохновляющей на карьерные успехи. 

Почему хорошие отношения с коллегами действительно важны

Анна Макарчук
Директор Центра толерантности Еврейского музея

Люди — очень социальные существа. На нас сильно влияют другие люди и отношения с ними. Мы критически зависимы от окружающих, что бы мы об этом ни говорили. Практически всё, что мы делаем, мы делаем вместе. Быть связанными с другими людьми — это наша природа. 

Если отношения на работе не ладятся, наш мозг начинает паниковать: «Опасность! Берегись! Твоя социальность под угрозой!» Это очень серьезный стресс. Нам становится трудно сосредоточиться, наша креативность блокируется, всё буквально валится из рук. Всё потому, что мозг в этот момент занят проблемой «выживания». Поэтому хорошие отношения с коллегами — условие нашего благополучия, продуктивности и даже хорошего самочувствия.

Ситуация 1. Я начинающая специалистка, и меня не воспринимают всерьёз

Я новенькая в коллективе, у меня мало опыта, я моложе остальных коллег. Кажется, меня не воспринимают всерьёз. Какие сложности меня могут ожидать и как мне себя вести? 

Евгения Эльконина
Тренер-игротехник Центра толерантности.

Начнём со сложностей, которые могут возникнуть.

Не получается сразу влиться в рабочий процесс. В коллективе уже может сложиться своя динамика и правила взаимодействия. Поначалу вас могут не включать в какие-то процессы. Важно набраться терпения и дать себе время на адаптацию. Наблюдайте, проявляйте интерес к работе коллег, расспрашивайте о том, что не понятно. Напоминайте себе, что трудности временные, и хвалите за каждый пройденный этап.

Недостаточно рабочих задач. Не всегда руководитель чётко излагает новым сотрудникам свои ожидания и список обязанностей. Чтобы не бродить по офису потерянным человеком, попросите о встрече с руководителем и прямо спросите о задачах. Также можно попросить выделить вам наставника или куратора на первое время, если у компании есть такая возможность.

Сложно подстроиться под культуру компании. Для начала понаблюдайте за практикой общения, планирования, проведения встреч. Посмотрите, как коллеги взаимодействуют друг с другом: ходят ли вместе на обед, говорят по телефону в кабинете или выходят? Не обязательно полностью менять своё привычное поведение, чтобы подстроиться, но вам будет комфортнее, если вы будете знать, как здесь принято.

Теперь поговорим о страхе того, что вас не воспринимают всерьёз. В такой ситуации опасения связаны как с объективными факторами — новый коллектив, мало опыта, так и с субъективными — вы переживаете. Помните, что каждый из нас когда-то пришёл на первую работу и не имел никакого опыта. Поэтому вполне резонно озвучить свои опасения коллегам в корректной форме и попросить у них помощи. Для этого используйте технику «я-высказываний»: говорите о себе и о том, что чувствуете именно вы, и не пытайтесь высказать мысли за коллег.

Ваша задача — чувствовать себя комфортно, а не заставить других людей делать так, как комфортно вам. Для этого:

Покажите коллегам, что вы открыты для общения, готовы выслушать их идеи и принимать советы. Иногда можете советоваться с ними — это всегда формирует позитивную эмоциональную связь, потому что человеку на той стороне диалога приятно чувствовать свою значимость.

Зарекомендуйте себя делами как компетентный и знающий член команды. Демонстрируйте ваши навыки, участвуйте в обсуждениях. Даже если у вас пока немного профессионального опыта, то используйте жизненный — он тоже может пригодиться в рабочих вопросах.

Берите на себя инициативу. Участвуйте в командных проектах, предлагайте новые решения. Главное, будьте готовы всё это реализовать.

Общайтесь дружелюбно, но без заискиваний и холодности. Слушайте, не перебивая, уважительно относитесь к предыдущим заслугам коллег. Если перебивают вас — спокойно скажите, что вам необходимо до конца довести мысль и вы уверены, что это пойдёт на пользу команде.

Помните, что в случае необходимости вы можете обратиться за поддержкой к начальству или HR-специалисту.

Ситуация 2. В новом коллективе токсичная атмосфера

Я устроилась в новую компанию, но коллеги в моём отделе холодны в общении со мной. Мне резко отвечают, критикуют меня, не доверяют мне серьёзные задачи. А ещё они не приглашают меня на общие мероприятия вне работы, даже просто пообедать. Что можно сделать в такой ситуации?

Елена Горинова
Психолог, ведущий тренер, методолог Центра толерантности

Такая ситуация похожа на проявления моббинга — травли одного из сотрудников со стороны коллег.

Попробуйте обсудить происходящее с руководителем. Не делайте это в формате жалобы, а чётко сообщите о происходящем: «Мне регулярно не отвечают на рабочие письма, из-за этого срываются дедлайны». Если вы пока не чувствуете уверенности для разговора с начальством, то обратитесь с кому-то из коллег. Возможно, кто-то в наименьшей степени проявляет агрессию или безразличие по отношению к вам. Дайте понять, что не воспринимаете происходящее как норму, открыты к диалогу и хотите прояснить ситуацию.

Можно поговорите и с тем человеком, который оскорбил вас. Будьте спокойны и настойчивы, спросите: «В чём причина такого отношения? Чего вы добиваетесь своим поступком?»

Если прояснить ситуацию не получилось и коллеги продолжают вести себя враждебно, то важно позаботиться о себе и при этом сохранить продуктивность:

Установите границы. Коротко и без лишних эмоций отказывайтесь от необоснованных просьб: «Нет, не могу задержаться», «Нет, у меня сейчас в работе другая задача».

Ограничьте контакты с коллегами, которые вытягивают из вас силы. Не обязательно прятаться в шкафу, можно использовать наушники, чтобы не слышать сплетен; можно перемещаться по опенспейсу или отказываться от беседы: «Простите, очень сложная задача, не могу поговорить».

Оставайтесь профессионалом. Атмосфера может быть токсичной, а команда — неработоспособной, сроки могут гореть, но не из-за вас. Спокойно выполняйте свою часть работы, документируйте это, фиксируйте переписку. В случае вопросов у вас будут доказательства своей исполнительности.

Найдите союзников. Должны быть коллеги, которые разделяют ваши ценности и отношение к работе. Эти люди могут стать источником поддержки.

Держите в фокусе собственные цели. Напоминайте себе, зачем вы пришли в этом место: за зарплатой, которая поможет оплатить вам учёбу или ипотеку, за навыками, необходимыми для повышения, за опытом и т. д. Вокруг может происходить всё что угодно, но если вы сосредоточены на целях и двигаетесь к ним, это позволяет сохранять равновесие и позитивный взгляд на жизнь.

Помните, что происходящее — не ваша вина. Напоминайте себе о собственной ценности и заботьтесь о себе: кому-то помогает кофе, кому-то спорт, а кому-то психолог.

Каждый человек имеет свои границы допустимого, уровень терпения и запас здоровья и душевных сил, чтобы справляться с ситуацией. Если вы понимаете, что не хотите и не можете оставаться в коллективе с токсичной атмосферой, то сделайте выбор в пользу своей психики и здоровья. Если у вас нет возможности уйти сразу, можно начать искать новое место параллельно с нынешней работой.

Ситуация 3. Я опытная специалистка, но мне не доверяет новый коллектив

Каролина Вилья / Горящая изба

Меня пригласили на руководящую должность в компанию. Коллектив тут довольно дружный и слаженный. Чувствую, что ко мне относятся настороженно. Как расположить к себе коллег, которые уже давно знакомы, и наладить с ними коммуникацию для успешной работы?

Евгения Эльконина 
Тренер-игротехник Центра толерантности

Кажется, что «синдром новичка» испытывают только молодые специалисты, но в действительности и опытным сотрудникам и руководителям также страшно менять работу или позицию. Они тоже могут переживать, что коллектив не их примет, они не смогут вписаться в команду. 

Вот что можно сделать, чтобы расположить к себе команду и выстроить с ними коммуникацию.

1. Познакомьтесь с коллективом и руководителями других подразделений. Не прячьтесь в своем кабинете, появляйтесь в рабочем пространстве. Причём и в онлайн-пространстве тоже: не забывайте о сообщениях в чатах и на почте.

2. Поделитесь с подчинёнными вашими планами по развитию отдела или департамента. Расскажите им о первоочередных задачах и о далеко идущих планах. Но не превращайте общение в монолог. Попросите коллег задавать вопросы и делиться мнениями.

3. Не давите. Если вы хотите сразу оптимизировать много процессов, коллегам может быть сложно быстро перестроиться. Возможно, нужно будет дать сотрудникам дополнительное время, чтобы они разобрались с нововведениями. Дайте им время всё обдумать и подготовиться к новым задачам.

4. Подумайте вместе с коллегами, как сделать рабочие процессы более комфортными для всех. Узнайте, что бы они сами хотели изменить, чем недовольны, в чём любимая часть их работы.

5. Постарайтесь вдохновить коллег на работу. Вы лидер команды, ваше поведение задаёт тон и настроение остальным. Это не всегда просто, но постарайтесь своим примером демонстрировать позитивный настрой и вовлечённость в рабочие вопросы.

6. Замечайте заслуги коллег. Пусть сотрудники работают в среде, где чувствуют, что их поддерживают и ценят. Хвалите, когда видите, что коллеги хорошо справляются со своей работой. Но не хвалите ради того, чтобы просто понравиться, — это приведет к «обесцениванию труда».

Ситуация 4. Я не хочу общаться с коллегами

Я — новенькая в коллективе, где довольно развитая корпоративная культура, но я не самый общительный человек. Коллеги дружелюбные, эйчары проводят для нас много мероприятий. Но мне не хочется заводить друзей, а хочется просто работать. Что делать, чтобы не обидеть коллег и не показаться грубым и злым?

Елена Горинова
Психолог, ведущий тренер, методолог Центра толерантности.

У каждого сотрудника есть право включаться в корпоративные события настолько, насколько он эмоционально к этому готов. И всё же попробуйте не сразу отвергать предложение пообщаться. Постарайтесь не воспринимать инициативу вашего руководства и HR-специалиста как попытку во что бы то ни стало подружить вас со всеми, заставить вас раскрыться, идти против себя. 

Помните, что мероприятия на сплочение помогают и вам познакомиться с коллегами. Положительный совместный опыт — игры, праздники, тренинги — повышает степень доверия коллег друг к другу. Тогда в сложной рабочей ситуации вам будет проще обратиться за советом или помощью к другим сотрудникам, будет меньше неловкости и стеснения.

Если вы не хотите посещать корпоративные мероприятия, вежливо скажите об этом коллегам или HR-специалиста. Уточните, что вы цените усилия, затрачиваемые на планирование и проведение таких мероприятий, и объясните, почему не хотите в них участвовать. Например:
— «На новом месте я устаю из-за большой рабочей нагрузки и физически не могу ехать после этого на тренинг».
— «Прошу меня понять: свободное время я предпочитаю проводить с семьёй, потому что всё остальное я честно отдаю работе».
— «В больших компаниях мне некомфортно, это моя психологическая особенность. Буду признательна за понимание, не хотела говорить об этом при всех».

Ситуация 5. Я устроилась на удалённую работу

Каролина Вилья / Горящая изба

Я вообще пока ни о ком ничего не знаю, с коллегами общаюсь только по зуму или в чате. Что сделать, чтобы проявить дружелюбие, показать себя и наладить коммуникацию с коллегами?

Анна Макарчук
Директор Центра толерантности 

С одной стороны, удалённая работа защищает от некоторых сложностей: как говорится, нет коммуникации — нет и проблем. С другой стороны, людям очень важно чувствовать себя частью сообщества, быть связанными с другими людьми, а в чате и зуме эта связь довольно эфемерна.

В каждом сообществе, в том числе и новой компании, есть гласные или негласные нормы и правила общения. И неважно, реальное это общение или онлайновое. Постарайтесь их изучить и старайтесь не нарушать: люди болезненно реагируют, когда кто-то «играет не по правилам».

1. Понаблюдайте за стилем общения коллег:
— используют ли они эмодзи? 
— употребляют канцелярит или человеческие формулировки? 
— общаются на «вы» или на «ты»?
— спокойно реагируют на сообщения после завершения рабочего дня?
— поздравляют друг друга с праздниками? 

2. Старайтесь использовать все возможные каналы общения. Например, попросите добавить вас в коллективные чаты. Они очень показательны для изучения эмоциональной среды компании.

3. Постарайтесь увидеть за должностью, ником или окошком зума живого человека. Будьте внимательны к нему, его реакциям, его предпочтениям. Что ему нравится? Что происходит в его рабочей, а может, и внерабочей жизни? В каком он эмоциональном состоянии? Будет здорово, если вы «протянете» ниточки общения с коллегами и в личных сообщениях. Если у вас завяжутся тёплые отношения хотя бы с одним коллегой, вы сможете чувствовать себя гораздо вовлечённее и счастливее.

5. Если у вас есть возможность хотя бы раз заехать к коллегам в офис и развизуализироваться — используйте её. Вам станет проще общаться с сотрудниками, потому что темперамент людей проще понять при личной встрече. А для коллег вы из фотографии превратитесь в реального человека.

Ситуация 6. Я устроилась на работу в другой стране

Теперь я работаю в компании людей, для которых я иностранка. Какие проблемы у меня могут возникнуть и как мне презентовать себя в коллективе?

Анна Макарчук
Директор Центра толерантности.

Межкультурное общение обычно более сложное и может порождать конфликты, ведь мировоззрения собеседников сформировалось под влиянием разных культур. А разные этнические культуры — это не только разные локации и языки. Это ещё и разные представления о хорошем и плохом, допустимом и недопустимом, разные коммуникативные стили, дистанция в общении, невербальные знаки и много других мелких нюансов. 

Начнём с того, как презентовать себя в новом коллективе.

1. Заранее спросите у руководителя или назначенного наставника, как вам корректнее представиться. То есть что будет уместно рассказать, а чем делиться на принято.

2. С учётом этих советов расскажите коллегам о своём профессиональном и личном опыте. Чем вы будете заниматься на новом месте работы, а также немного о своей семье и увлечениях.

3. Не старайтесь понравиться изо всех сил. Будьте собой в той мере, которая позволяет вам быть профессионалом и вместе с тем личностью со своими «живыми» особенностями.

Согласно тенденции последних лет, вы вряд ли будете единственной иностранкой в команде. Скорее всего, ваши коллеги этот процесс уже проходили и вам не придётся ломать «строгий лед единства». Чтобы влиться было проще, проявите внимание к новой культуре с самого начала.

Изучайте новую культуру. Читайте, смотрите видео, наблюдайте, задавайте вопросы коллегам и знакомым из новой страны. Загуглите правила рабочей этики. Лучше сделать это на языке страны, в которую вы переезжаете, чтобы не наткнуться на стереотипы.

Учитесь децентрации. Мы смотрим на мир субъективно и порой считаем собственную оптику не просто правильной, а единственной. Это приводит к непониманию и даже конфликтам. В каждой ситуации старайтесь понять, как видит её ваш новый коллега. Это не только поможет общению, но и позволит создать более точное видение ситуации.

Будьте внимательны к людям и их действиям. Вам потребуется настроить все ваши «коммуникативные рецепторы»: обращайте внимание на то, как люди общаются между собой, как они реагируют на разные ваши слова и действия. Проявляйте искренний интерес к вашим коллегам.

Проявляйте гибкость. Будьте готовы пробовать и искать новые способы действий. Например, вы привыкли решать вопросы с помощью разговора тет-а-тет, а в новой компании возможности для личного общения нет. Воспользуйтесь общими планёрками, где каждому даётся слово.

Примите разнообразие как полезный ресурс. Да, вы и ваши новые коллеги различаетесь. У вас разный опыт, ценности, привычки и предпочтения. Но именно это делает вас особенно ценными друг для друга, а вашу новую команду — более эффективной.

Все эти советы касаются разных аспектов одного, но, наверное, самого важного принципа — толерантности, или искусства жить в мире разнообразия. Это принцип — самый верный способ преодолеть барьер «свой — чужой».


Комментарии

Станьте первым, кто оставит комментарий