За последние пару лет на Западе вышло немало громких проектов с актрисами старшего возраста в главных ролях — от «Субстанции» с Деми Мур до «Плохой девочки» с Николь Кидман. Но ещё в середине XX века всё было иначе. Рассказываем, как в Голливуде говорят о женском старении сейчас — и как говорили в прошлом.
Как показывали женщин 50+ в золотой век Голливуда
Какие актрисы были востребованы

Вивьен Ли / кадр из фильма «Унесённые ветром»
В Мэрилин Монро. Самые знаковые роли актрис пришлись на их молодость. Культовые «Унесённые ветром» (1939) и «Трамвай „Желание“» (1951) случились в жизни Ли, когда ей было двадцать шесть и тридцать восемь соответственно. Монро снялась в фильме «Джентльмены предпочитают блондинок» (1953) в двадцать семь. Марлен Дитрих появилась в «Голубом ангеле» (1930), когда ей не было тридцати. Одри Хэпбёрн на момент выхода «Римских каникул» (1953) исполнилось двадцать четыре.
с экранов сияли легендарные женщины-звёзды, чьи имена до сих пор на слуху — от Вивьен Ли доВ это время индустрией правил культ молодости,
исследовательница кино Хизер Аддисон.В среднем «действующей» кинозвезде было около тридцати четырёх — если это женщина, и около сорока шести — если это мужчина.
Это не означает, что, пересекая определённую возрастную границу, актрисы совершенно исчезали из поля зрения. Но большие роли им предлагали с меньшей охотой. Так Вивьен Ли после «Трамвая „Желание“» снималась очень редко. За шестнадцать лет с момента выхода фильма до своей смерти в 1967 году она участвовала лишь в трёх проектах. Одри Хэпбёрн после комедии «Как украсть миллион» (1966) в кино приглашали редко. Марлен Дитрих в последние шестнадцать лет своей жизни не просто не снималась в кино, а даже не появлялась на публике. По собственному признанию, она
, чтобы её «видели старой». Актриса болезненно воспринимала возрастные изменения. Последняя крупная роль у Дитрих была в 1957 году в детективе «Свидетель обвинения».
Одри Хэпбёрн и Грегори Пек / кадр из фильма «Римские каникулы»
В разгар золотого века в обиход вошли крупные планы. Камеры совершенствовались и могли в мельчайших нюансах показывать лица актёров. Значит, в кадре видны и морщины. По словам Хизер Аддисон, именно тогда старение
для актрис в реальную угрозу. Они всеми силами пытались его затормозить и скрыть — например, передовыми косметологическими процедурами или гримом. Иначе их могли с лёгкостью заменить на юные свежие лица.«Ставки были высоки. Неспособность противостоять видимому старению стала ассоциироваться с депрессией, отчаянием и смертью».
Какие роли доставались актрисам старшего возраста

Глория Свенсон / кадр из фильма «Бульвар Сансет»
Те немногие картины, где актрисы старшего возраста всё же играли главные роли, отражали печальную реальность. Фильм Билли Уайлдера «Бульвар Сансет» (1950) рассказывал о бывшей диве немого кино Норме Десмонд. Она не смогла приспособиться к звуковому кинематографу и выпала из актёрской обоймы. Теперь ей за пятьдесят, Норма много лет нигде не снимается, и поклонники давно о ней забыли. Единственный преданный героине человек — дворецкий, который пишет ей письма от лица фанатов. Норма на грани безумия и тешит себя иллюзией, что сможет вернуться на экраны, — разумеется, зря. Для Глории Свенсон роль Нормы стала последней в карьере: последние тридцать лет жизни она в кино не появлялась. Так что в определённом смысле Свенсон повторила судьбу персонажа.
Похожий нарратив звучит в фильме Джозефа Лео Манкевича «Всё о Еве» (1950). В центре сюжета — звезда Бродвея Марго Ченнинг, которую описывают как «стареющую» актрису (воплотившей эту роль Бетт Дэвис было сорок два года). По душевной доброте Марго берёт в ассистентки восторженную молодую поклонницу Еву. В считаные месяцы предприимчивая Ева вытесняет Марго с пьедестала, забрав у неё зрительскую любовь, расположение продюсеров и возлюбленного. В финале история повторяется, и уже на место Евы претендует более молодая актриса. Так что посыл здесь недвусмысленный: на голливудском рынке актрисы — скоропортящийся «товар». Старение означает конец карьеры, да и жизни — символический уж точно.

Бэт Дэвис / кадр из фильма «Что случилось с Бэби Джейн?»
Мотив отчаяния и депрессии из-за невостребованности и старения звучит в триллере Роберта Олдрича «Что случилось с Бэби Джейн?» (1962). Бетт Дэвис сыграла в нём Джейн, пятидесятилетнюю бывшую актрису водевилей. В детстве и ранней юности в 1910‑х на неё свалилась небывалая популярность. Однако спустя годы от славы не осталось и следа. Озлобленная на весь мир Джейн ведёт унылую одинокую жизнь, пьёт и срывает гнев на прикованной к инвалидному креслу сестре — в прошлом тоже актрисе. Героиня настолько удручена несложившейся карьерой, что практически сходит с ума. Интересно, что буквально через два года после «Бэби Джейн» Дэвис снялась в ещё одном триллере — «Двойник» (1964). Её героиня Эдит убивает богатую сестру-близнеца, которую ненавидит: много лет назад та увела у неё жениха. Она совершает ловкую махинацию, инсценирует своё самоубийство и «крадёт» личность сестры. С каждым новым витком сюжета характер выглядит всё более зловеще, и, глядя на Дэвис, невольно поёживаешься.
Получается, главных ролей для старших актрис было не так много. В основном они играли женщин, страдающих из-за ушедшей молодости. А иногда — теряющих рассудок и едва ли не монстров. И те и другие находились в изоляции от общества, их жалели, боялись и, как правило, избегали. Шанса на условно «нормальную» полноценную жизнь им не давали, старость оборачивалась трагедией.
Что изменилось
Первые попытки адекватно заговорить о женском старении

Бетт Мидлер, Голди Хоун и Дайан Китон / кадр из фильма «Клуб первых жён»
Нельзя сказать, что кино упорно молчало о естественности женского старения. Отдельные попытки заговорить о нём всё же случались. Сюжет комедии «Клуб первых жён» Хью Уилсона (1996) разворачивался вокруг трёх давних подруг Бренды (Бетт Мидлер), Элиз (Голди Хоун) и Энни (Дайан Китон). Впервые за тридцать лет они встречаются на похоронах четвёртой. Подруга покончила с собой после того, как муж развёлся с ней ради юной избранницы. Героини решают восстановить справедливость и отомстить ему — а заодно и собственным бывшим супругам. Создатели заигрывают с мизогинными стереотипами о женском соперничестве и высмеивают образ молодой любовницы — это бросается в глаза. Однако сама идея того, что женщин за пятьдесят не нужно списывать со счетов, звучала прогрессивно. Особенно учитывая, что на дворе стояли 90‑е. Тогда в популярных фильмах блистали молодые актрисы — Джулия Робертс в «Красотке» (1995) и «Ноттинг-Хилле» (1999), Мэг Райан в «Неспящих в Сиэтле» (1993), Николь Кидман в «С широко закрытыми глазами» (1999).

Дайан Китон и Джек Николсон / кадр из фильма «Любовь по правилам и без»
В 90‑х на голливудском небосклоне также появилась режиссёрка Нэнси Майерс, прославившаяся добрыми и умными ромкомами — нередко с немолодыми героями. В 2003 году на экраны вышел фильм Майерс «Любовь по правилам и без» с Дайан Китон. Главной героине, писательнице Эрике, далеко за пятьдесят, и она взаимно влюбляется в молодого врача. Позднее на её сердце появляется ещё один претендент — ровесник, и с ним у неё происходит первая за долгое время близость. В нулевые сцена куннилингуса с актёрами старшего возраста выглядела довольно революционно.

Мэрил Стрип и Алек Болдуин / кадр из фильма «Простые сложности»
Есть секс-сцены и другом фильме Майерс — «Простых сложностях» 2009 года. Джейн (Мэрил Стрип) тоже за пятьдесят. Дети давно выросли, героиня в разводе и держит небольшую домашнюю пекарню. После семейного торжества Джейн и её бывший муж, перебрав с алкоголем, оказываются в постели, а затем начинают втайне встречаться. Бывший женат на молодой женщине, и Джейн оказывается в роли любовницы. Тем временем к ней проявляет внимание новый харизматичный сосед. Эти фильмы отчасти изменили образ женщины в возрасте. Показали, что она может строить романтические отношения, заниматься сексом. Её мир не обязательно ограничивается работой и домом.
Как кино говорит о женском старении сейчас

Дженнифер Кулидж и Мюррей Бартлетт / кадр из сериала «Белый лотос»
С годами ситуация постепенно менялась. На экранах появлялись другие громкие проекты, где женское старение не демонизировали. В 2021 году Дженнифер Кулидж в свои почти шестьдесят триумфально вернулась на голливудскую сцену. В одном из главных хитов последних лет — сериале HBO «Белый лотос» — она сыграла чудаковатую миллиардершу Таню Маккуойд. Таня приезжает на элитный курорт, чтобы прийти в себя после смерти матери, и попадает в лапы мошенников. Героиня Кулидж безоговорочно покорила зрителей. Её трагической судьбе сочувствовали, сцены с ней разбирали на мемы. Эта роль выглядела ярким и свежим антиэйджистским посылом. Женщина не запирается дома, оплакивая ушедшую молодость, а выходит в люди, путешествует, заводит новых друзей и любовников. Таня нерешительна и довольно наивна, однако всё же более-менее самостоятельна. Наконец женщина за пятьдесят на экране выглядит живым человеком.

Мишель Йео, Стефани Сюй и Ке Хюи Куан / кадр из фильма «Всё, везде и сразу»
За свою роль в «Белом лотосе» Дженнифер Кулидж получила несколько больших премий, в том числе две «Эмми» (в 2022 и 2023) и один «Золотой глобус» (в 2023). СМИ , что в Голливуде наступает «хорошее время для актрис старшего возраста». 2023 год действительно стал успешным для актрис за пятьдесят и шестьдесят. Мишель Йео выиграла «Оскар» за главную роль в фильме «Всё, везде и сразу». Анджела Бассетт — «Золотой глобус» за роль второго плана в фильме «Чёрная пантера: Ваканда навеки».
Поп-культурные обозреватели
, что в ближайшее время мы увидим больше подобных примеров — и не ошиблись. Кино демонстрировало, что женщина в возрасте «за» может выглядеть как угодно. Носить морщины, как Аннетт Бенинг с Джоди Фостер в байопике «Дайана Найэд» (2023) — или делать инъекционные процедуры, как Деми Мур в «Субстанции». Быть худощавой, как Николь Кидман в «Плохой девочке», или более в теле — как Беннинг во всё той же «Дайане Найэд».
Джоди Фостер и Аннетт Бенинг / кадр из фильма «Дайана Найэд»
Продолжение «Секса в большом городе», сериал «И просто так» (с 2021) целиком посвящён героиням старшего возраста. Они исследуют свою идентичность и получают образование (как Миранда), перезапускают карьеру (как Шарлотта), переживают утрату партнёра, ищут сексуальных партнёров и заново строят романтические отношения (как Кэрри).

Сара Джессика Паркер / кадр из сериала «И просто так»
Эту радужную картинку уравновешивает разговор об уязвимости женщин в возрасте. Да, у них есть личная жизнь и цели, но им всё ещё бывает сложно — глобально эйджизм никто не отменял. Согласно недавнему исследованию, опубликованному в научном издании Psychology of Woman Journal, женщины старшего возраста
от стереотипов. Общество склонно отказывать им в карьерном потенциале и праве на сексуальность. По информации некоммерческой организации Women of Influence, почти 80 процентов женщин с дискриминацией по возрасту на работе. Более половины : к ним стали относиться хуже, когда их стаж перевалил за двадцать лет.
Памела Андерсон / кадр из фильма «Шоугёрл»
Кино отражает эти проблемы. В один год с «И просто так» на HBO стартовали «Хитрости» с шестидесятидевятилетней Джин Смарт в главной роли. Её героиня — стендап-комикесса Дебора, которая пытается удержаться на плаву среди конкуренток помоложе. Элизабет Спаркл (Деми Мур) из «Субстанции» (2024) увольняют с телевидения в день пятидесятилетия. Спаркл в отчаянии: её хотят заменить молоденькой ведущей. Она идёт на рискованный шаг, вкалывая неизвестный препарат, который обещает сделать её «лучшей версией себя». Побочные эффекты оказываются разрушительными. Похожую судьбу проживает героиня Памелы Андерсон Шелли в фильме «Шоугёрл» (2024). После тридцати лет на сцене её бурлеск-шоу закрывают из-за непопулярности у зрителя. Индустрия забрала у неё молодость, заставила пожертвовать отношениями с дочерью — и вот выбросила на обочину. Шелли не понимает, как жить в мире, где ей нет места.
Нынешнее положение дел с возрастной репрезентацией далеко от идеала. На 2021 год менее четверти актёров в кассовых фильмах и рейтинговых сериалах
старше пятидесяти. Четыре из пяти — мужчины (данные Института гендера в медиа, основанного актрисой Джиной Дэвис). Это самое свежее на данный момент исследование. Тем не менее ясно, что в геометрической прогрессии количество женщин старшего возраста на экранах не увеличилось. Нам точно есть над чем работать. И самое время поблагодарить Памелу Андерсон, Сару Джессику Паркер, Дженнифер Кулидж и других — за то, что поддерживают честную дискуссию о старении.
Станьте первым, кто оставит комментарий