Знать
3 сентября 2023

Одежда, которой нет: как метавселенная меняет мир моды

Вика Анистратова
Вика Анистратова
Редактор «Горящей избы».
Изображение

Louis Vuitton одевает персонажей игры League of Legends, Gucci предлагает прогуляться по виртуальным фантазиям своего креативного директора, а одежду Supreme демонстрирует виртуальная модель. Звучит как гламурная версия фильма «Первому игроку приготовиться», но это уже даже не будущее, а наше настоящее. Цифровая мода захватывает как дизайнеров, так и покупателей. Теперь предстоит понять, к чему может нас привести увлечение виртуальной одеждой.

Метавселенная — это как Сила в «Звёздных войнах»

В октябре 2021 года Марк Цукерберг объявил о ребрендинге Facebook* в Meta* и о начале разработки компанией нового мира виртуальной реальности, которую он назвал метавселенной. 

Хотя Цукерберг и приоткрыл двери в новый дивный мир массовой аудитории, термин и идею метавселенной придумал совсем другой человек. В 1992 году писатель Нил Стивенсон использовал слово «метавселенная», чтобы описать пространство виртуальной реальности, имитирующей физическую. В его антиутопии «Лавина» люди практически уничтожили реальный мир, поэтому они надевали VR-очки и сбегали в альтернативную вселенную. Эта же идея легла в основу книги Эрнеста Клайна «Первому игроку приготовиться».

Слово «метавселенная» описывает виртуальный мир, приближенный по ощущениям к реальному. Для доступа в интернет не требуются девайсы — он просто находится вокруг нас. Фейсал Галария, CEO компании Blippar, которая создаёт опыт дополненной реальности для брендов, сравнил метавселенную с Силой из «Звёздных войн».

«В „Империя наносит ответный удар“ есть строчка, где Йода говорит Люку Скайуокеру: „Она окружает нас, она во всём“. Это ткань интернета. Метавселенная и всё, что вы можете себе представить, будет интерактивным и трёхмерным».

Фейсал Галария

Ранее метавселенную рассматривали как красивую идею для видеоигр: круто не просто управлять персонажем, но участвовать в сюжете самому. Например, Fortnite предлагает игрокам участвовать в «королевской битве», где сотни игроков сражаются лицом к лицу до последнего победителя. Кстати, Fortnite стала одним из флагманов расширения понятия о метавселенной. В 2019 году рэпер Трэвис Скотт провёл серию из пяти концертов, которую можно было посмотреть прямо в игре.

Мощное развитие метавселенная получила во время пандемии коронавируса. Миру пришлось срочно уходить из реального мира в онлайн. Многие специалисты уверены, что развитие метавселенной запустит новую эру, в которой виртуальная реальность будет существовать в нашей жизни наравне с физической. Генеральный директор Futures Intelligence Group и «крёстная мать метавселенной» Кэти Хэкл говорит, что метавселенная откроет новое цифровое будущее. Первая эра интернета — Веб 1.0 — облегчила нам передачу информации. Веб 2.0 связал людей по всему земному шару. Сейчас мы движемся к Веб 3.0, который соединит людей, места и вещи в одном пространстве.

Одежда и обувь, которые существуют, но в то же время нет

Мода стала одной из первых отраслей, где виртуальное переплелось с реальным. В 2019 году Louis Vuitton создал оригинальные скины для персонажей League of Legends. Gucci в мае 2021 года открыл виртуальное пространство Gucci Garden, где пользователи могли исследовать комнаты, основанные на философии креативного директора модного дома Алессандро Микеле. А Dolce&Gabbana запустил NFT Collezione Genesi, который включил в себя эксклюзивную коллекцию модного дома, а также привилегированный доступ к мероприятиям.

С годами стали появляться бренды, создающие исключительно виртуальную одежду и обувь. Например, RTFKT выпускает NFT-кроссовки. А в 2019 году Дарья Шаповалова и Наталья Моденова основали виртуальный бутик DressX, в котором по состоянию на 2022 год было более 100 брендов.

Метавселенная затронула не только дизайнеров, но и моделей. Сегодня, просматривая рекламу одежды, аксессуаров или косметики, вы уже не можете быть уверенными, что перед вами реальный человек. Во всяком случае реальный для физического мира. В 2016 году мир узнал о Лил Микеле. Она снималась с Беллой Хадид для Calvin Klein, выкладывала фотографии в одежде Chanel и Supreme и собрала немалую фан-базу. Но Лил Микела никогда не существовала в реальности, она создание метавселенной. Понять это было непросто, ведь девушка выглядит практически как живой человек. Впрочем, метавселенная не ограничивается физикой реального мира. Другая модница родом из Парижа по имени Noonoouri больше похожа на куклу Bratz, чем на реального человека. Тем не менее в её портфолио сотрудничество с Dior, Gucci и Miu Miu.

Зачем нам и метавселенной цифровая мода

Свобода в создании брюк из облаков

В своей октябрьской презентации Марк Цукерберг рассказывал о преимуществах метавселенной. В том числе о том, какие возможности она открывает для кастомизации внешнего вида. При этом сам ведущий, будучи в образе цифрового аватара, стоял в чёрных джинсах, белых кроссовках и тёмно-синем лонгсливе. «Серьёзно, Цук, ты мог надеть что угодно, но выбрал это?» — писали в твиттере.

В этом заключено самое красивое обещание метавселенной для моды — бесконечные возможности для самовыражения. Реальность ограничивает наши предпочтения, во-первых, ассортиментом брендов, во-вторых — законами физики. В метавселенной ничто не помешает носить рубашку из воды или оставлять за своим платьем сияющий шлейф из молодых звёзд. А сколько открывается возможностей для работы с формой и текстурой одежды! «Речь идёт о раскрытии творчества, расширении границ», — говорит Кэти Хэкл.

В то же время, если вам захочется разгуливать по виртуальным мирам в том же худи, которое вы носите в реальности, это тоже будет хорошо. Вице-президент игровой платформы Roblox по глобальному партнёрству с брендами Кристина Вуттон думает, что метавселенная поможет людям избавиться от стереотипов о внешнем виде. Как бы аватар ни выглядел, никто не будет удивляться и показывать пальцем.

«Чем больше времени вы проводите в виртуальном пространстве, тем важнее становится ваша онлайн-идентичность. Вы можете войти и сказать: „Я хочу выглядеть так же, как в реальном мире". Или, может быть, вы хотите выглядеть совершенно по-другому. Приятно иметь возможность выбора, не беспокоясь, как люди отреагируют. Потому что люди на платформе более принимающие. Здесь вы экспериментируете и выражаете себя».

Кристина Вуттон

Примерка в режиме онлайн где-нибудь в Антарктике

Интернет подарил нам такое чудо, как онлайн-шопинг. Это заметно облегчило жизнь, особенно тем, кто не может или не хочет постоянно кататься в магазин. Однако вместе с этим пришли и новые ограничения: вы можете купить вещь в комфортной обстановке, но вы не можете её примерить.

Вместо того чтобы включать воображение и представлять, как топ или джинсы будут на вас смотреться, в метавселенной вы можете взаимодействовать с вещами перед покупкой. Например, рассмотреть со всех сторон, увеличить детали. Затем примерить образ и купить понравившиеся вещи. Всё это время вы не пыхтели в примерочной торгового центра, а спокойно шопились у себя в комнате.

Метавселенная разделит шопинг на две формы. Одна позволит примерить цифровую одежду на себе с использованием дополненной реальности. Вторая подразумевает полностью цифровое взаимодействие, когда вещи буду продавать для аватара.

Цифровая мода, считает журналист Business of Fashion, сможет не просто продавать одежду, но превращать шопинг в настоящее приключение.

«Зачем создавать виртуальную копию магазина Canada Goose, когда в метавселенной я мог бы купить новую шубу Canada Goose, исследуя Арктику под руководством чемпиона Iditarod и представителя Canada Goose Лэнса Макки? Там я могу получить из первых рук информацию о качестве и характеристиках одежды, заказать доставку в мой реальный дом... В мире, где возможен любой опыт, с какой стати нам использовать нашу версию розничной торговли индустриальной эпохи в качестве шаблона для будущего?»

Дуг Стивенс

Наряды без вреда для экологии (но это не точно)

В метавселенной видят возможность исправить то, в чём постоянно обвиняют моду, — влияние на окружающую среду. Модная индустрия стоит на втором месте по уровню загрязнения планеты. Выше неё только нефтяная промышленность. Токсичное окрашивание тканей, использование незаконного труда, чрезмерное производство одежды — всё это оставляет жирное пятно на репутации индустрии.

Метавселенная лишена физических рамок, поэтому углеродный след моды нивелируется, считают некоторые эксперты. Она устойчива, безотходна и обладает бесконечно возобновляемыми ресурсами. Кроме того, в метавселенной нет проблем с цепочками поставок, которые в физическом мире тоже не помогают окружающей среде. И вообще, мол, если люди будут покупать больше цифровых вещей, чем реальных, это поможет сократить количество покупаемой одежды в физическом мире.

Звучит красиво, правда с утверждением согласны не все. Журналистка Vox Терри Нгуен напоминает, что в основе цифровой моды стоит блокчейн. Тот, в свою очередь, основан на майнинге, а этот процесс тратит огромное количество энергии и так же, как пошив футболки на фабрике, приводит к выбросам парниковых газов. Критик Washington Post Робин Гихван также считает, что модную индустрию не вылечить метавселенной. Её проблемы вызваны краткосрочными импульсивными решениями, а не долгосрочными стратегиями и верой в то, что качество важнее количества.

Скоро ли мы будем носить виртуальные вещи вместо реальных

При всём потенциале цифровая мода едва ли опередит рынок настоящей одежды в ближайшее время. Виртуальная одежда не заменит майки и джинсы, которые на самом деле лежат в шкафу, считает журналистка Vox Терри Нгуен.

«Пока наши физические тела в приоритете над виртуальной альтернативой, цифровая одежда и аксессуары — это только дополнение к нашим забитым шкафам. Физический мир по-прежнему предъявляет нам свои требования вне зависимости от того, к каким виртуальным мирам мы подключаемся в свободное время. Нам всё ещё нужно одеваться».

Терри Нгуен

Сегодня мода в метавселенной — не столько практичная индустрия, сколько площадка для портяжного мастерства и самовыражения. Одежда в виртуальной реальности может выходить за грани фантазии, как, например, платье, полностью сшитое из стекла. Поэтому пока что у цифровой моды выше шанс стать новой модной субкультурой. Молодые дизайнеры смогут показывать свои работы без траты на ткани и команду. Пользователи смогут больше фантазировать о том, как выглядеть в виртуальной реальности.

Как всё будет на самом деле, покажет будущее. Возможно, однажды мы действительно будем носить в реальности практичные комбинезоны, в то время как по-настоящему восхитительные наряды заполнят метавселенную. А может, всё это ещё долго не выйдет за рамки красивой фантазии.

*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.

Комментарии

Станьте первым, кто оставит комментарий