Фильм «Блондинка» ждали. Нам обещали кино, которое «исследует сложную жизнь голливудской иконы». Учитывая то, что Мэрилин Монро долгое время считали недалёкой и легкомысленной актрисой, обещание звучало как минимум интригующе. Как максимум — была надежда на реабилитацию образа Мэрилин Монро. Но ожидания не оправдались. Выпускающий редактор Вика Анистратова посмотрела фильм и рассказывает, почему считает его одним из худших кинопроизведений последних лет.
Создание и реакция критиков
«Блондинка» Эндрю Доминика основана на внушительном одноимённом романе Джойс Кэрол Оутс (в нём 738 страниц!). Оутс опиралась на факты из биографии Монро, а также прибегала к собственным домыслам.
Писательница не претендовала на достоверность. Она сама уточнила, что её книга — это не биография Монро и даже не биографический роман. Скорее вольное прочтение образа одной из легенд Голливуда. Например, она выдумала сцену, где мать Мэрилин пыталась утопить девочку в ванне. Также нет фактов, подтверждающих сексуальную связь Мэрилин с Чарли Чаплиным-младшим и Эдвардом Г. Робинсоном-младшим. Хотя актриса некоторое время встречалась с Чаплиным-младшим. Мужья Мэрилин Монро — Джо Ди Маджио и Артур Миллер — в романе Оутс скрыты за аллегоричными именами Бывший спортсмен и Драматург. Многие их действия также были выдуманы.
Роман «Блондинка» некоторые называли аляповатым и эксцентричным. Но он получил признание в мире литературы, в том числе попал в финал Пулитцеровской премии 2001 года. Критики сочли, что это лучшее произведение Оутс. Позже некоторые поклонники увидели в сцене изнасилования, описанной в романе, отсылку к истории с Харви Вайнштейном, которая запустила движение #MeToo. Фильм, как сказала Оутс после премьеры, по её мнению, тоже сконцентрировался на этой идее.
«У молодой звёздочки Нормы Джин Бейкер не было возможности рассказать/сообщить об изнасиловании. Никто бы не поверил ей и не обратил бы на неё внимания. Зато её исключили бы из студии и занесли в „чёрный список“. Итак, фильм „Блондинка“ разоблачает эти преступления спустя 50 или 60 лет»
Фильм «Блондинка» встретили не так радушно, как рассчитывали создатели. Зрители и критики обвинили его в жестокости и сексизме. На сайте Rotten Tomatoes рейтинг фильма составил 42%.
«Смотрю „Блондинку“, и кажется, что Оутс и Доминик ненавидят Мэрилин Монро»
«Парадокс и ирония: спустя шесть десятилетий публичная фигура Мэрилин Монро продолжает оставаться объектом сексуальной эксплуатации в СМИ, лишь слегка подкорректированной»
Некоторые даже решили, что фильм тайно пропагандирует отказ от абортов, показывая жуткие сцены операции и частые кадры с эмбрионом в утробе. При этом зрители отметили, что Ана де Армас, исполнившая роль Монро, сыграла на высоте.
Мне же показалось странным, что в начале фильма не поставили предупреждение, что сюжет по большей части — художественный вымысел. Ведь он основан на книге, которая, в свою очередь, основана на домыслах и фантазиях. И не все зрители знают об этом. А значит, они поверят в «такую» Мэрилин Монро.
Что не так с фильмом «Блондинка»
Фильм тяжело смотреть
В фильме трудно следить за повествованием. По сути, это просто нарезка эпизодов из жизни Монро. И если не знать хотя бы в общих чертах биографию актрисы, просмотр может пройти за вопросами «Кто это?», «А это кто?», «Что происходит?!». Мне, можно сказать, повезло. Я более-менее ориентируюсь в биографии Мэрилин Монро и примерно угадывала, о каких событиях идёт речь. Но на этом мои проблемы как зрителя не закончились.
Два с лишним часа предстоит смотреть сцены насилия, принудительных абортов, психических расстройств, которые смакуются крупным планом. Буквально: пару сцен сняли прямо из влагалища Мэрилин. Всё это сопровождалось рваной нарезкой из эпизодов с истериками и голыми грудями Мэрилин Монро. Чтобы досмотреть фильм до титров, мне потребовалась выдержка.
Лицемерная сексуализация
Итак, создатели фильма «Блондинка» хотели показать кровожадную киноиндустрию Голливуда, которая годами сексуально эксплуатировала Мэрилин Монро. Эксплуатация выражалась не только в стереотипных ролях, которые она получала, но также в бесконечных домогательствах и изнасиловании.
Безусловно, важно продолжать раскрывать случаи сексуализированного насилия в отношении женщин. Даже если их совершили десятилетия назад. Это помогает открыть глаза на масштаб проблемы. Женщины не защищены даже сегодня, в эпоху движения #MeToo. Что уже говорить о тех, кто жил 70 лет назад.
И всё же для фильма, вызвавшегося разоблачить культуру сексуализации, в нём слишком много этой самой сексуализации. При каждом удобном случае обязательно покажут голую грудь Аны де Армас. Даже там, где это вовсе не обязательно. Стоит в кадре показаться обнажённому соску (а это будет происходить часто), камера обязательно задержится на нём до тех пор, пока зрителю не станет неловко.
Примечателен эпизод, где Мэрилин снимается для фильма «Зуд седьмого года». Момент, когда актриса становится на решётку метро и вырывающийся оттуда воздух задирает юбку её платья, известен даже тем, кто ни разу не смотрел фильм. Так вот, в «Блондинке» камера до неприличия долго фокусируется на белье актрисы во всех возможных ракурсах (недоступных даже в оригинальном фильме и на снимках). Возможно, создатели так хотели показать сцену глазами Монро: она видит улюлюкающую толпу, которая смотрит на неё не как на актрису, а как на кусок мяса. И всё же объектив камеры смакует не столько переживания Монро, сколько её сочный зад. Обличение культуры сексуализации, говорите?
Эта история не про Мэрилин Монро
Больше всего меня возмутило, какой в фильме «Блондинка» показали Мэрилин Монро. Запуганная девушка с глазами навыкате (сдобренными щедрой порцией слёз), с надломленным голосом, с комплексом жертвы, которая ищет в каждом мужчине бросившего её отца — по мнению создателей, это и есть великая Мэрилин Монро.
Безусловно, в Мэрилин были и страх, и разочарование, и боль. Но этим она не ограничивалась. Эта женщина бросила вызов индустрии, разорвав контракт с киностудией Fox из-за низкого гонорара и вечных ролей «глупой блондинки». Монро основала собственную продюсерскую студию, чтобы играть серьёзные роли. Никто не верил, что она чего-то добьётся. И тем не менее Монро победила: Fox заключила с ней новый контракт на лучших условиях. А добилась этого Мэрилин, в частности, потому, что прекрасно осознавала свою популярность, а не только боялась её. Она стала мелькать в прессе так часто, что студии пришлось признать: если они не пойдут на уступки, то потеряют больше. Один только этот факт из биографии Мэрилин Монро никак не вяжется с девочкой-мямлей из фильма, которая просто передаёт свою судьбу из рук одного мужчины в руки другого.
Как киноиндустрия и СМИ 50-х зарабатывали на тяжёлом детстве Монро и горячих слухах, так и авторы «Блондинки» делают «жареные» события центром повествования. «Реабилитаторы» Мэрилин не захотели рассказать, что на самом деле Монро была актрисой незаурядного таланта. С юности она посещала актёрские курсы и старалась добиваться идеала на съёмочной площадке. Да, это создало ей репутацию непростой актрисы. Монро могла просить переснять сцену несколько раз, так как оставалась недовольна своей игрой. Но вместо этого зритель видит истерики на съёмочной площадке и странную отрешённость. Если так выглядит реабилитация Монро, то мне уже страшно, каким получится сериал о Марлен Дитрих.
В фильме про Мэрилин Монро нет самой Мэрилин Монро. Её смекалки, упорства и остроумия. Даже играя «глупых блондинок», Монро делала это с шармом и грацией. Она была больше чем просто красивой женщиной. Почему же даже теперь Мэрилин выставили недалёкой актрисой, которая стала популярна исключительно благодаря своей красоте? Почему фильм, который должен был обличать эпоху эксплуатации женщин, не говорит о сильных качествах легендарной киноактрисы? Даже спустя десятилетия Мэрилин Монро как будто не заслужила стать чем-то большим, чем красивой завлекающей картинкой, за которую люди понесут деньги в кинотеатр.
Мне жаль, что с вами снова так обошлись, мисс Монро.